О скорбях
Марк Подвижник говорит, что скорби даются нам за наше возношение. Макарий Великий говорит, что гордыня – это медная стена, которую возвел человек между собой и Богом. Христианство впервые говорит, что отношения между Богом и людьми стали отношением между Отцом и сыновьями. Бог придет к нам, как только мы сами к Нему придем. В результате грехопадения состояние наше является болезненным. Перед человеком встает проблема идентифицировать себя, проблема познания себя. Я хочу к Богу, я хочу жить вечно. Когда я истинный? Когда я настоящий? В детстве, когда хамим родителям, или взрослые, когда дети нам хамят? Когда мы совершаем зло или когда каемся в нем? Как человеку понять, где его настоящее «я»? Чтобы познать самого себя, нужно постепенно проходить практику аскезы.
Заповеди – это не ограничения человека в его свободе, это свод правил безопасности. Не потому не надо злиться на человека, что это плохо, а потому, что это тебя разрушает. Есть законы духовной жизни, которые действуют с еще большей неотвратимостью, чем физические законы. Наша способность чувствовать помрачена. Чтобы человеку познать себя, нужно постоянно понуждать себя к исполнению заповедей и трезво понимать, что ни одну из них мы выполнить не можем. Богу не нужны наши жертвы, Он самодостаточен. Воздаяние дается не труду и добрым делам, а рождающемуся от них смирению. Апостол Павел говорит, что Закон приводит человека ко греху. В состоянии невозможности исполнить заповеди, мы понимаем, что Бог нам нужен. Истинная мотивация в Боге – как в Спасителе и Целителе греха. Не сознающий своей погибели, не может принять Христа. Христианин - тот, кто видит себя погибающим.
Заповеди мы исполняем для себя, наши подвиги Богу не нужны, Он хочет, чтобы мы пытались стать такими, какими Он хотел бы нас видеть. Неправильно подвизаться – еще хуже, чем совсем не подвизаться. Св. отцы оплакивали свои добродетели как грехи, потому что, делая доброе дело, мы тут же будим в себе гордыню. Жить нужно по совету духовного отца, не требующего полного послушания; образовываться, читать святоотеческую литературу.
Смирение не видит себя смиренным никогда. Из попыток вести духовную жизнь, видя свои немощи – только так можно учиться любить ближних. Видя других людей и поставив себя на их место, можно понять, что вел бы себя не лучше. Кто не плачет о себе, не увидит, плачет ли другой. Нужно заниматься исправлением себя, а не других. Промысел Божий ставит нас в лучшие условия для нашего смирения.
Есть духовные законы о постепенности духовной жизни. Добродетели и пороки сходны, потому как они развиваются постепенно. Мы пренебрегаем малыми грехами, не замечаем, как один ведет за собой другой.
В отношении добродетелей: нельзя сразу искоренить в себе большой грех. Начало духовной жизни в том, чтобы попытаться быть верным в малом.
Прелесть
Мы все в прелести, мы имеем о себе мнение, мы считаем себя хорошими людьми с небольшими недостатками, которые мы скоро исправим.
Все святые признавали себя недостойными Бога.
Католицизм абсолютно отличается от православия способами духовной жизни, он нацеливает человека на поиск духовных состояний. Православие запрещает возбуждение духовных состояний в своем воображении.
По мат-лам Предтеченских катехизаторских курсов
репост
|