-Метки

rip Царское село американская литература американское кино английская литература английское кино архитектура байопик башня мордора белки биография блоги блокада боевик больница большая невка большая хоральная синагога вднх велосипедное весна видео военная драма выборг выборгская сторона выставка россия гатчина гатчинский замок голуби городской пейзаж графский пруд граффити двор филфака дворцовая площадь дворы декор день памяти деревья детектив динозавры драма европейское кино елагин остров животные загадки звери зима зоопарк интерьер историческая драма история каменноостровский проспект каменный остров карельский перешеек карповка каштан кино кинообзор кинорецензия книги коворкинг ясная поляна коломяги крестовский остров криминальная драма кронверкский проспект кроншлёд-2024 ксения петербургская кусты ланское шоссе ледяные скульптуры летний сад лето литература личная лытдыбр люди малая невка мечеть михайловский замок москва мосты мраморный дворец музеи музыка мультфильм небо нева невский проспект новости новый год ночь общество ограды океанариум осень отражения пётр i памятники парадные парк 300-летия санкт-петербурга парки песчаные скульптуры петергоф петроградская сторона петропавловская крепость планетарий погода почки поэзия праздники приключения приморский парк победы приморский проспект приморский район приморское шоссе природа прогулки по санкт-петербургу птицы пушкин реки реки и мосты роберт маккаммон российское кино рыбы санкт-петербург сериалы синагога сквер товстоногова скульптура смурфик спб средняя невка стивен кинг телебашня техника триллер тырнет тюльпаны ужасы украина улица фантастика фашизм фильмы финский залив фонари фото фэнтези храмы христианские праздники цветы церкви чёрная речка чайки черепахи экранизация электросамокаты юмор юсуповский дворец

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Unico_Unicornio

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 44248


Гипотезы происхождения религий

Четверг, 24 Января 2008 г. 16:30 + в цитатник

Христианство
Основное богословие


Атеистические взгляды на происхождение религий

Теорий происхождения религий много, в основном они появлялись в 18-19 вв., после эпохи Возрождения.

Натуралистическая теория (Лукреций, римский поэт 1 в. до н.э.). Объясняет возникновение религии - из страха людей перед грозными явлениями природы. Но от страха человек хочет бежать, а не делать это объектом поклонения.

Анимистическая теория (19 в): анимэ (лат.) – душа, теория создана английским этнографом Тейлором, суть ее: первобытный человек не понимал таких состояний, как сон, обморок, смерть… Человек понял, что у него есть душа, и душой во сне он мог ходить на охоту. Но если один человек мог до этого додуматься, то почему это охватило всех? И человек, кстати, хорошо понимает, что сон – это не явь.



Гипотеза Фейербаха. Бог – плод человеческой фантазии, ее свойство, олицетворяет человеческое незнание. Человек сотворил Бога.

Социальная гипотеза – Бог обусловлен социальными условиями: первобытнообщинный строй – природа, иные строи – власть. Но нерелигиозных обществ нет. Религия не появляется в результате социального развития общества.

Положительный взгляд на происхождение религии - его дает христианство. Человек был создан Богом по любви, без внешней причины, для любви, для Бога. Разрыв связи с Богом и попытка ее восстановить, принести Богу жертвы. Человек тянулся наладить связь, но деградация от греха зашла слишком далеко. Остался один народ, который Бог тянул. Остальные народы разбрелись, их религии – отзвуки, отголоски. Таким образом, первобытнообщинные взгляды – это не начало, а деградация религиозных взглядов человечества.



Есть еще теория происхождения религии – обман (опиум для народа). Бога придумали попы, чтобы зарабатывать деньги на свечках (Осипов при Хрущеве – «Как я стал атеистом»).

Доказательства бытия Божия

Их нет. Есть только аргументы. Некоторые из них приведены здесь.
Космологический аргумент (греч.) Космос – порядок, мироздание, мир. Высказывали Платон и Аристотель: у всякого следствия есть причина. У мира должна быть причина, не свойственная этому миру, некое сверхбытие. А может быть, и нет. Может быть, материя вечна – и нет причины. Не доказательство, но аргумент.



Телеологический аргумент. Самый распространенный. «Телео» - доводить до совершенства, до конца. Основан на разумности наблюдаемого мира. Трудно представить, что все появилось само собой (если не учитывать влияние человека). Если бы в природе законы были бы чуть-чуть иные, хотя бы количественно, на 10 в минус сороковой, то мир бы не существовал, и человек бы не мог существовать. Чистой случайностью это не объяснить.

Исторический аргумент. Нет доказательства нерелигиозных обществ. Плутарх: есть города без стен, без письменности и пр., но нет без Бога.

Религиозно-опытный аргумент. Очень много людей верит в Бога: и политики, и ученые. Религиозный опыт может пережить любой человек. Паскаль: если Бог существует, то лучше в Него верить (лукавство).

Чувство священного. В принципе заложено в человеке.

Нравственный аргумент. То же самое.

Но доказательств как таковых нет. Свободу нашего выбора «верить или нет?» ничем не ограничивает наш Создатель. Нужен подвиг веры от человека.

Единственный способ познания Бога – попытка соединения с Ним, насколько Он откроется. Чистое сердце. Вера как доверие.

Есть 2 вида богословия (богопознания): апофатическое и катафатическое. Второе – положительное: кто-то благ – Бог Всеблаг; могуч – Всемогущ; существует – Вездесущ, - т.е. положительные свойства в превосходной степени. Первое – напротив, что не есть Бог, каким Бог не является: Непостижим, Неделим, Безгрешен, Бесконечен, Безначален…

Богословие бывает мистическим и спекулятивным. Мистическое – когда Бог открывается. Оно всегда было важнее, но надо было отвечать на ереси. Иоанн Дамаскин (8 в): мне лучше бы было плакать о своих грехах, а я пишу о вере. Переход мистического опыта на бумагу переводит богословие в ряд спекулятивного.

Определение И. Дамаскина: «Безначален, вечен…, беспределен…, благ, праведен, творец всех тварей…, судия. Не все в Боге познаваемо, но не все непознаваемо, не все познаваемое выразимо, но не все познаваемое невыразимо».

Итак,
1. Предел, положенный Богом, не переступить (блж. Августин и мальчик у моря: не перелить моря в ямку, не познать учение о св. Троице).
2. Искушение – не богословствовать вовсе (прп. Амвросий: где просто, там ангелов со ста.).
3. Или иная крайность: постоянное богословствование.

Законы Бога: заповеди, т.е. законы созданного Богом мира.


Иллюстрации художника Сурена Хондкаряна

Рубрики:  Христианство/Основное богословие
Метки:  

Venda1   обратиться по имени Суббота, 26 Января 2008 г. 08:16 (ссылка)
Познавательно!
Ответить С цитатой В цитатник
Любовь_Б   обратиться по имени Суббота, 26 Января 2008 г. 15:47 (ссылка)
Хороший материал, добротный.
СпасиБО...
Откопировала в Word.
Ответить С цитатой В цитатник
Unico_Unicornio   обратиться по имени Суббота, 26 Января 2008 г. 16:34 (ссылка)
:)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 02:55 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку