Фильм, с которым чаще всего сравнивают «Одержимость», хотя они совсем и не похожи - это «Чёрный лебедь» Аронофски. Объединяет картины тема - да, обе они про людей из мира музыки и обе - про стремление к совершенству, требующее полной самоотдачи и превосходящее человеческие силы, но построены они по-разному. Да и как им быть одинаковыми, если героиня «Чёрного лебедя» - хрупкая балерина, а основной персонаж «Одержимости» - юный джазовый барабанщик? Различны характеры персонажей, темп, драйв и режиссёрский подход к фильму. Хотя большую часть времени в сюжете «Одержимости» составляют репетиции оркестра – смотрится она с нарастающим напряжением, словно триллер, а финальный 20-минутный эпизод - «дуэль» - исполненный на уровне шедевра, реально способен довести зрителя до озноба.
При этом сюжет, бесхитростный и, на первый взгляд, совершенно прямолинейный – вызывает сложную и противоречивую гамму чувств. 19-летний Эндрю Ниман (Майлз Теллер), барабанщик первого курса престижной нью-йоркской консерватории, мечтает занять достойное место среди великих джазовых музыкантов. Для этого он готов пожертвовать практически всем, чем придётся – и прежде всего, конечно, свободным временем, но и всей личной жизнью тоже: семьёй, друзьями, вечеринками, любовью. Сам Эндрю на вид заурядный паренёк, по нему не скажешь, что в нём прячется мощный творческий потенциал, но что-то такое в нём разглядел легендарный дирижёр и преподаватель консерватории Флетчер (Дж.К.Симмонс). Он приглашает юношу во второй состав своего оркестра, и с этого момента для того начинается череда тяжёлых испытаний. Дело в том, что Флетчер – тиран и деспот, его кредо таково, что гения можно вырастить только кнутом («удар хлыста» - так буквально переводится название фильма «Whiplash»), и никаких пряников, ни малейших поблажек - как только музыкант услышит слово «молодец», как считает дирижёр, он остановится в своём развитии, не сможет вылезти из своей шкуры и прыгнуть выше головы. Ниман в некотором роде становится любимым учеником Флетчера, именно его тот выбрал в своего потенциального Бадди Рича. И поэтому Ниман подвергается наибольшим оскорблениям, унижениям, изуверским выходкам Флетчера. Попутно летят и другие головы в оркестре. Но всё это незначительные колебания воздуха для дирижёра, а для барабанщика - жёсткое испытание на пути к выбранной цели. Кровь из стёртых палочками рук, падающая на барабан – минимальная жертва, которую может принести музыкант. Будут жертвы и покрупней. Но быть любимчиком Флетчера и лезть из кожи вон, чтобы превзойти самого себя, - далеко не гарантия успеха, похоже, дирижёр держит барабанщика на дальнем прицеле, пока тот пытается добиться скорых результатов.
Весь фильм – это упорное и стойкое противоборство главных героев, в котором Ниман заранее обречён на поражение, во всяком случае, на период «дрессировки». Тем сильнее финальная сцена – прорыва музыканта через себя, когда он восстаёт против своего угнетателя Флетчера, который продолжает над ним измываться, пока наконец не понимает, что нашёл и воспитал-таки своего Бадди Рича.
Фильм – победитель кинофестиваля «Санденс». Вслед за этой он получил множество других престижных наград и стал считаться критиками одним из десяти лучших фильмов 2014-го года. Симмонс получил «Оскара», премию BAFTA, «Золотой Глобус» и др. за лучшую роль 2-го плана. Также у фильма немало премий за лучший монтаж и звук.
Надо сказать, что Симмонс в роли тирана-учителя, действительно, великолепен и его награды заслуженны, в некоторых сценах, где Флетчер издевается над Эндрю, просто мороз дерёт по коже. Но и Теллер хорош. Он и сам увлекается музыкой, со школьных лет играл на саксофоне, гитаре, фортепиано и ударных, а, готовясь к репетициям, тренировался по 4 часа в день несколько раз в неделю и, как утверждают, кровь на барабане – это его собственная кровь. Эпизод с аварией также несколько похож на взятый из биографии актёра – однажды, в 2007-м году, Теллер, возвращаясь с музыкального фестиваля во Флориду, попал с друзьями в серьёзную аварию – машина перевернулась семь раз и поначалу друзья его даже посчитали погибшим.
Монтаж тоже получил награды по заслугам – он удивительно точен и целесообразен в финальной сцене «дуэли», именно благодаря ему прежде всего нарастает драйв в этой сцене, и эпизод получился невыносимо прекрасным.
Фильм – однозначно в коллекцию. 9,5 из 11 (финальная сцена и сцена аварии – 11 из 11).
СКАЧАТЬ перевод проф. (многогол.закадр.), озвучка - Первый канал.
Страна: США, 2013
Режиссёр: Дэмьен Шазелл
Сценарист: Дэмьен Шазелл
В главных ролях: Майлз Теллер и Дж.К.Симмонс
Жанр: музыкальная психологическая драма
|
|