Столько разговоров в последнее время о свободе и независимости! Мирно дремлющие на обочине жизни идеи взметнуло, словно опавшие листья ветром, и теперь они витают в воздухе, залетая в человеческие головы и вызывая в них подчас хаотические лихорадочные тараканьи бега по маршруту имени Роберта Броуна.
Но иногда эти идеи попадают в очень неглупые головы.
Владимир Дараган
подошёл к теме свободы как математик. Он пишет: "Теперь мы можем жить, как придется? Все за нас определено? Нет, не все! Нам оставили «свободу воли»! Несмотря на запущенную программу. В философии это называется компатибилизмом. Это когда свобода воли соседствует с детерминизмом (когда все предрешено высшими сила или законами природы)".
В заключительной главе книги Тихона Шевкунова
"Несвятые святые" встретилось: "Если человек чего-то очень настойчиво хочет, причём во вред себе, Господь долго и терпеливо, через людей и новые обстоятельства жизни отводит его от ненужной, пагубной цели. Но когда мы неуклонно упорствуем, Господь отходит и попускает свершиться тому, что выбирает наша слепая и немощная свобода".
Как бы по-разному эти два фрагмента ни звучали, но они об одном: о соотношении преодопределения и свободы воли, дарованной человеку Богом.
Даже анекдот свеженький попался на тему свободы и независимости
сами догадайтесь какой страны.
Закину-ка и я свои пять копеек в эту тему.
Давайте сначала подумаем, что такое свобода? Вот к примеру: одна женщина замужем, а другая - проститутка, которая из них свободней? Напрашивается ответ казалось бы весьма очевидный. Замужняя женщина - не свободна, у неё есть муж, определённые обязательства перед семьёй, которые её связывают и ограничивают, она в конце концов дала брачный обет, который если и не соблюдает, то с известными оговорками. Проститутка может спать, с кем угодно, получать за это деньги - никаких обязательств, ограничений. Свобода.
Однако, Бог даровал человеку свободу как великое благо. И при этом благословил брак, а блуд не благословил. И даже предостерёг от него человека как от зла, которое не позволит ему наследовать Царствие Небесное.
Получается, что лежащий на поверхности ответ неверен?
Попробуем разобраться.
У женщины грубо говоря изначально есть выбор: выйти замуж, стать проституткой, уйти в монастырь, остаться старой девой, не связывать себя узами брака, посвятить себя целиком какой-либо деятельности. Предопределён ли этот выбор? Да, предопределён. На судьбу женщины влияет социальное положение, характер, ум, внешние данные, воспитание, вкус, религиозность, национальность, достаток, привычки, удача, даже наличие или отсутствие собственного жилья. Именно те, а не иные обстоятельства повлияют на то, кем она станет. Именно те, а не иные люди встретятся ей на пути. Красавица, которая не может совершить выбор между десятком женихов, в один прекрасный день может обнаружить, что "все поезда ушли", а дурнушка вдруг неожиданно для всех найдёт свою вторую половинку, с которой доживёт до глубокой старости. Как говорится, судьба, фатум, предопределённость.
Есть ли при этом у женщины свобода воли в выборе судьбы? Да, есть, если жизнь не поставила её в очень тяжёлые условия существования. Девушка, имеющая замечательный голос и мечтающая о карьере певицы, может стать или не стать солисткой консерватории. Это предопределённость. Но в случае неудаче при поступлении в консерваторию, она может отказаться от своей мечты и выбрать профессию инженера, а может, не отказаться, и тогда влиться в поток уличных музыкантов или стать учителем музыки в школе. Здесь свобода воли играет уже бОльшую роль. А есть то, что девушка решит уже сама совершенно самостоятельно: становиться ли ей, к примеру, одной из представительниц вида пусси райот.
Возвратимся к примеру с замужней женщиной и проституткой. Полная безнадёга может из девушки сделать Сонечку Мармеладову - это предопределённость. Но если у девушки нормальные жизненные обстоятельства, а она становится проституткой - это проявление свободы воли.
Свободна ли проститутка по сравнению с замужней женщиной? От семейных обязанностей - да, свободна. От сутенёра и своего образа жизни - нет. Зато от них свободна замужняя женщина. И от того, и от другого свободна монахиня - зато она дённо и нощно служит Богу.
Получается, что свобода - это возможность выбора между служением: Богу, семье, сутенёру. Но в основе всё равно лежит служение, а не вседозволенность. Вседозволенность, кстати, - это тоже свободный выбор человека. И тоже служение, но только не Богу, а дьяволу.
ЗЫ. И дёрнул меня чёрт сравнивать свободу замужней женщины с независимостью проститутки. Что в этом: предопределённость или свобода выбора, как думаете? :)