Мы с Бромом только что закончили писать здоровый (аж 130 штуков!) цикл статей о строительстве. Так что я, хоть и не специалист, но что такое кровельный пирог или штукатурная механизация представляю, а выражение "армирование половой стяжки фиброй" уже не кажется мне изощрённым ругательством. Среди прочих, выпала мне тема по реставрации фасадов, и прежде чем писать, я добросовестно погрузилась в разные солидные источники информации, которые создавали не такие дилетанты, а вернее, даже профаны, как мы - а те, кто этой реставрацией всю свою разумную жизнь занимаются, и в теме этой, как никто, подкованы.
И стал мне известен термин, который до этого порой на слуху возникал, но ничего конкретного для меня не значил. Термин этот звучит так - "ПОДЛИННОСТЬ ОКРУЖЕНИЯ". Рядом с ним обычно появляются и другие термины: подлинность «материала» («material»), первоначальный «замысел» («design») и «мастерство» исполнения («workmanship»).
Четыре этих составляющих определяют ценность архитектурного наследия. Если перевести это с профессионального на доступный язык, это означает, что
ПОДЛИННОСТЬ - основной критерий ценности архитектурного памятника. Например, если вам кажется, что снести старые стены при реконструкции, а затем построить их заново, проще и дешевле, чем отреставрировать, то потеря подлинности сооружения приведёт практически к его обесцениванию, даже если восстановлено будет один к одному. Мало того, при реставрационных работах необходимо применять соотвествующие эпохе материалы и технологии, а также понимать всю глубину замысла создателя архитектурного творения.
Что касается подлинности окружения, то этот термин означает, что ценность архитектурных творений падает, если разрушается архитектурный ансамбль, то есть важна подлинность не только самого здания, но и его окружения. Ведь творения существуют не изолированно друг от друга, они воспринимаются ансамблево, составляя ткань города, Может, я что в деталях и неправильно говорю, но суть такова.
И вот, в 1972 году, ЮНЕСКО приняло документ, определяющий тест на подлинность. И наша страна его в 1988 году подписала. После были приняты и другие документы, в частности «Нарский документ о подлинности» (Япония). Суть этих документов сводится к тому, что культурным наследием могут считаться только те архитектурные сооружения, которые отвечают всем требованиям на подлинность, в том числе и на подлинность окружения.
А в нашей стране сложилось так, что стала последовательно и масштабно истребляться подлинность исторических шедевров, а значит, и самого наследия в целом. Мы, как всегда оказались впереди планеты всей. В худшем смысле.
Вот посмотрите на снимок в этом посте. Исаакиевский собор снят с Сенной площади. Можно ли говорить о подлинности окружения для Исакия на этой фотографии? Питерцы знают, что, к сожалению, подобных пейзажей с каждым годом в центре города становится всё больше. Создаётся парадоксальная ситуация, когда истинно ценное и непреходящее в финансовом отношении оказывается ниже по стоимости, чем расплодившиеся безвкусные стекляшки. То, как город убивают, больно и страшно видеть. И совсем не хочется доживать до того дня, когда растащат, перестроят и изуродуют уже практически всё.
Буду иногда выкладывать фотографии с меткой "подлинность окружения".
Подробней о подлинности тут можно прочитать