Семь лет назад один из самых знаковых, известных и противоречивых персонажей русского рок н ролла переместился из физического бытия в небытие
За эти годы в музыкальном поле которое принято называть "русским роком" произошло немало важных событий - закончили свой боевой путь Агата Кристи и Наив, Горшок вполне пресказуемо умер на дожив до сорока, а БГ и Макар каждый отметили своё шестидесятилетие. Но ни одно из них не тянет на то, действительно знаковое, случившееся 19 февраля 2008го. И журналистский штамп про "конец эпохи", который тогда был в каждой второй статье, посвящённой уходу Летова по прошествии времени ощущается ещё точнее и ещё острее. Действительно конец эпохи, музыкальное пространство с тех пор стало изрядно другим
Гражданская Оборона - Мертвые :
В эти семь лет могли бы уложиться и даты, которые, увы не случились - пятидесятилетие самого Летова и тридцатилетие его главного детища - Гражданской Обороны. Казалось, после всего что выпало на его долю вне музыки - этот небогатырского сложения человек то ли заговорён, то ли просто не нужен там.
Гражданская Оборона - Кто сдохнет первым :
Собственно биография Летова - редкий пример того, как человек получил то, к чему не очень то и стремился (слава и т.д.) совершая поступки вопреки общепринятым нормам. Внешне постоянно эпатируя и провоцируя общественность, но при этом внутренне (как он сам утверждал) - в гармонии с самим собой. Можно долго спорить о степени правильности такого подхода к творчеству, но тем не менее факт налицо - вряд ли кто не слышал, как нестройными голосами поют под гитару - в подъезде, во дворе, на природе у костра : "Границы ключ переломлен пополам..."; самая народная русская песня конца 20 века - авторства Егора.
Massive Attack - Все идет по плану :
на фото : группа Адольф Гитлер, справа налево - Летов и братья Лищенко, еще доОборонные времена
Творческий метод Летова - сплошь и рядом от противного да ещё приправленый где можно едким эпатажем - тем не менее работал на полную и в виде конечного продукта собирал почитателей - в первую очередь среди молодых и свободных, не отягощенных будущим, ибо с одной стороны оно кажется вечным - вся жизнь впереди, а с другой - его вроде бы как бы и нет
Гражданская оборона - Нечего терять :
Наверное, самая известная фотография Егора - с обложки виниловой версии альбома "Всё идёт по плану"
Если попытаться гипотетически поумствовать в стиле например Дугина о собирательном образе Летова - можно получить что то такое : посреди площади на асфальте копошится в крови и грязи человек, корчится и орёт. Орёт от того что ему - в этот момент Х О Р О Ш О. Поиск абсолютных величин и абсолютных истин через боль, страдание и атональный скрежет. Парадоксальная концепция изложенная парадоксами же - минус умноженный на минус и стопицот плюсов в итоге
Гражданская оборона - Евангелие :
В заключение - чуть конкретнее о финальном этапе творчества Летова. Последние альбомы ГО не были такими уж шедеврами от и до как Прыг Скок или Сто лет одиночества, при взгляде со стороны это скорее набор среднеобязательных треков - в которые автор тем не менее, разумеется, вкладывал всего себя. Но при этом, на каждом из них присутствовала одна - две песни, которые иначе как озарениями и не назовешь - Сияние, Небо как кофе, После нас, На той стороне (На другом берегу). Песни не о смерти, а о послежизни скорее. Написаны и исполнены они настолько искренне и с такой силой достоверности, что поневоле закрадывается мысль - Егор знал. Предчувствовал что скоро - всё. И точно знал, ЧТО будет там - после.
Гражданская Оборона - Небо как кофе :
Ну а нам с вами остались его песни. И уж эти то песни - навсегда.
Гражданская Оборона - На той стороне, на другом берегу :