" Музыка для меня - абсолютная величина, это великое искусство, столь же великое, как высшая математика, наверное " - Кшиштоф Пендерецкий
"Исполняя музыку, я веду со слушателем диалог об опыте моей собственной жизни" - Иржи Стивин
В пластиночной индустрии во времена винила был в ходу (особенно - у исполнителей категории "инди") термин "сплит". Так называли пластинку, записанную двумя разными коллективами. На одну сторону пласта писали бэнд А, на другую - исполнителя Б. Сегодняшняя тема - как раз этот самый "сплит", только не виниловый, а интернетповествовательный. Речь пойдет о двух разных людях, вполне возможно, вовсе не знакомых друг с другом. Но одна вещь, объединяющая их все же имеется - об этом в самом конце очерка.
ТРИ ЦВЕТА МУЗЫКИ
Творческий путь любого композитора или музыканта, сочиняющего музыку условно можно разделить на три этапа : 1) свойственный молодости максимализм, подпертый амбициями и задором, 2) расцвет, широта кругозора в сочинении и свободное владение средствами воплощения замыслов, 3) мудрость, опыт, обращение к фундаментальным вещам ... зачастую также и - ороговение и монструозность - это все при наличии достаточно длительной музыкальной деятельности. Творчество классика польской музыки ХХ века Кшиштофа Пендерецкого вполне укладывается в прокрустово ложе этого шаблона, но - таки с оговорками. Бывший одним из самых ярких авангардных композиторов 60х годов, в 70х - начале 80х повернувший в неоромантизм и ставший к исходу века автором, наиболее интересно и плодотворно сочиняющим в жанре хоровой музыки, отсылающей нас к традиции католического костела, музыки, как говорил сам Пендерецкий,
" религиозной по содержанию, а не по функции".
В польской композиторской школе, прошедшей путь от подражаний венским и немецким классикам до Шопена, и далее через повека после него - до "Молодой Польши", в конце 50х годов ХХ столетия появилась целая плеяда интересных молодых авторов, своего рода "Молодая Польша 2.0". Крупнейшими фигурами послевоенного поколения польских композиторов стали Витольд Лютославский и Кшиштоф Пендерецкий.
Родившийся в маленьком польском городе Дембница в 1933 году, Кшиштоф первоначально не проявлял склонности к музыке (при наличии спобсобностей), хотя его отец (адвокат по профессии) учил мальчика играть на фортепьяно. Консенсус с музыкой произошел у него чуть позже - в 15 лет он увлекся игрой на скрипке. Далее были оркестр гимназии, городской оркестр, и в 1951 году Кшиштоф, окончательно решив стать музыкантом, уезжает учиться в Краков. В 1958 году он оканчивает Краковскую консерваторию, а уже на следующий год получает признание как сочинитель - отправляет под псевдонимами на всепольский конкурс молодых авторов три произведения. При подведении итогов выясняется, что все три призовых места получили сочинения Пендерецкого.
В то время композитор всерьез увлекается авангардом, особенно музыкой Пьера Булеза. Его ранние сочинения звучат смело - и вместе с тем, очень необычно для классики. Стоит заметить, что авангардом начала века, в академической музыке ХХ столетия выработалось принципиально новое отношение к звучанию музыки - композиторы уделяли фактуре звука не меньшее внимание, нежели гармонии и мелодии. Нестандартные приемы звукоизвлечения, позволяющие "обратить гармонию в фактор тембра" - стало со временем своего рода музыкальным мышлением ХХ века. Все это широко присутствует в музыке раннего Пендерецкого - имитация музыкальными средствами свиста, криков, шепота, намеренно диссонирующие аккорды.
Исполненное в 1960 году сочинение для 52 струнных "Памяти жертв Хиросимы", приносит ему мировую известность.
Krzysztof Penderecki - Threnody for the Victims of Hiroshima :
Позже, в 1961 году по следам "Хиросимы" Пендерецкий сочинит еще более авангардное (как по замыслу, так и по исполнению) произведение "Полиморфия". Оно написано на основе энцефалограмм больных, сделанных во время прослушивания ими "Хиросимы". В процессе исполнения используется постукивание карандашом по струнам, как прием звукоизвлечения. Вот такая классика ... Это сочинение, а также "Измерения времени и тишины" возносят его в ряд ведущих композиторов Европы.
Но в середине 60х он совершенно неожиданно для критиков и коллег - авангардистов, обращается к церковному музыкальному канону. Stabat mater, Страсти по Луке - это уже не авангард, скорее, оригинальное прочтение музыки прошлых веков (хотя, и не без авангардных приемов). В те годы Пендерецкий пишет музыку для кино и театра, сочиняет пьесу для открытия летних ОИ - 72, преподает в ФРГ.
В начале 70х в Гамбурге ставится опера композитора "Дьяволы из Людена", а в Вене вокальносимфоническая "Заутреня", которую за сочетание напевов православных служб и новейших приемов композиторской техники, можно назвать "пиком авангардного Пендерецкого" -
Krzysztof Penderecki - Utrenja :
В семидесятые годы Пендерецкий отходит от авангарда к неоромантизму, выдает один за другим концерты для скрипки с оркестром, обращается в своем творчестве к симфонической форме, преподает в Краковской консерватории (ректором которой становится в 1972ом) и в Йеле (США).
В 1980ом он начинает одно из самых знаковых и масштабных своих сочинений - "Польский реквием". Первая часть посвящалась Леху Валенсе и "Солидарности". Тут следует сказать, что в 80ом году всемирно признанный композитор мог позволить себе подобный жест, но во время существования ПНР, Пендерецкий не был в числе открытых противников режима, и в то же время не являлся "придворным композитором" - музыка не та, да. "Реквием" он неоднократно редактирует в течение 13 лет, а окончательная версия была опубликована только в 2005 году.
В 80е и 90 е он много пишет на заказ - при том, что сам факт заказа никаких творческих рамок ему не диктует. Правда коллеги и критики ... хм ... говорят про это разное. Но маэстро, известный своим хобби (садоводство) не остается в долгу :
Сажать деревья - моя вторая профессия, нетипичная для композитора. У меня большой парк: 30 гектаров, коллекция из 1700 видов деревьев со всего мира. Этот парк - мое убежище.
Сейчас я посадил большой лабиринт из граба, четыре тысячи квадратных метров. Его план я нашел в старой книге о лабиринтах: он высечен на камне в одной из церквей южной Франции, но его так никто и не построил. Я решил реализовать то, что придумал архитектор XIV века. Известно, что в лабиринте невозможно идти по прямой дороге, а нужно искать и ошибаться, иногда, чтобы идти вперед, надо вернуться: получается такая аллегория жизни Художника.
А рядом с лабиринтом я построю башню. Их обычно ставили для стражника, чтобы помогал людям выходить. Но пока башни нет, буду водить в свой лабиринт музыкальных критиков
Интересно, что поздних интервью он говорит о себе как о композиторе традиционной школы. Вот отрывок из его мастер класса 2009 года :
- Я и мои друзья начинали сочинять музыку в пятидесятые годы, когда очень многое в Польше было запрещено. И из чувства протеста мы писали духовную музыку, авангард, всё, что не приветствовалось нашими властями ...
- Но разве сейчас нельзя сочинять музыку из чувства протеста?
- Против чего можно протестовать сейчас?
- Но разве вы не видите в современной музыке великих композиторов?
- Что такое современная музыка? Объясните мне. А что до великих композиторов, все они, к сожалению, мертвы. Стравинский, Шостакович... Я часто бываю в Японии, в Корее, слушаю произведения местных современных композиторов, написанные в иной, восточной традиции. Это интересно. А что до сегодняшней западной музыки, то я не понимаю ее. Ничего оригинального не вижу. Для меня современная музыка — это хаос.
- А что для вас тогда служит признаком музыки?
- Логическая конструкция музыкальной фразы как основа. Это меня интересует больше всего.
В заключение этого более чем беглого обзора творчества Пендерецкого, приведу еще два его произведения :
Krzysztof Penderecki & Don Cherry - Humus. The Life Exploring Force (2006) :
Krzysztof Penderecki - Resurrection (2002, памяти жертв 11/9/2001) :
ФЛЕЙТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ МИРА
А эту часть я позволю себе начать с небольшого отступления. Во времена СССР пластинки "продвинутых" западных джазменов было в магазинах не купить (по крайней мере - не в столицах). Но лазейка для джаза из Европы в нашу страну все же была - в виде пластинок исполнителей из соцлагеря. Винилы польских и чешских джазменов (и рокеров, да) доезжали и до прилавков провинциальных магазинов, где, увы, не так уж чтобы и пользовались спросом. Оно конечно - курица не птица, чехи и поляки - не фирмачи. Но это было уже что то. Один приятель, сын филофониста со стажем, посоветовал мне купить пластинку, на обложке которой был бородатый мужик в кепке и с флейтой. Я купил, и от музыки с этого пласта меня, что называется, "пробрало". Это было клево и офигенно, даром что "джаз". То, что это не совсем чтобы джаз, я узнал гораздо позже, но именно этот диск очень многое изменил в моей жизни. Это была пластинка чехословацкого флейтиста и саксофониста Иржи Стивина.
Jiri Stivin - Monkeying About :
Иржи стал музыкантом можно сказать, случайно. Флейтистом - случайно в квадрате. Его мать - актриса театра и кино, поэтому неудивительно, что после школы он оказался студентом Пражской академии киноискусства - учился на кинооператора. В это же время осваивал скрипку - для души и общего развития. Как то кто то предложил ему "махнуться не глядя" - и в его жизни появилась флейта. Обменял на нее свои часы. Случайность? Скорее - судьба.
Карьере кинооператора он предпочел хлеб музыканта. Уехал в 1969 году в Лондон, учился у известного музыканта Джона Дэнкуорта. В тот период сильное влияние на него оказала музыка Орнетта Коулмена. В 1971ом он возвращается в ЧССР и поступает на службу в оркестр Национального театра, параллельно обучаясь в Пражской консерватории у Юри Валека. Самостоятельно осваивает саксофон, бас кларнет и туеву кучу различных народных духовых - всяческих свирелей и панфлейт. В это же время он активно участвует в движухе на пражской джазовой сцене - затеивает коллаборации с разными музыкантами и в разных стилях. Его собственный проект Jiri Stivin & Co. Jazz Quartet играет фри джаз. В дуэте с гитаристом Рудольфом Дашеком (знаменитый в СССР диск Tandem с блокфлейтами, точащими из кармана куртки на обложке) получается почти "свободная форма"
Jiri Stivin & Rudolf Dasek - Puzzle Game :
"На самом деле, меня не особо заботит - с кем я играю. Я бы вполне мог играть с десятью тубистами, если бы чувствовал, что мы понимаем друг друга" - Стивин
Впрочем, чехословацкие джазовые музыканты тех лет не особо рвались экспериментировать - в период с 1946 по 1962 годы джаз в ЧССР был официально запрещен. Позже запрет был снят и власти переключились на новую "музыкальную заразу для молодежи" - рок. Запрет то сняли, но музыканты об этом не забыли, да и власти периодически "причесывали" наиболее рьяных. Как Стивин, бывшей главным зачинателем экспериментатрства в среде джазовых музыкантов не попал под раздачу - загадка. Причем, он не только экспериментировал сам, но и дал толчок к освоению новых форм музыки многим молодым джазменам ЧССР. В семидесятые/восьмидесятые Иржи играет и записывается с чешскими рокерами Blue Effect и бельгийским гитаристом Philippe Katerine, швейцарским перкуссионистом Pierre Favre и оркестром Virtuozi di Praga -
Jiri Stivin & Virtuosi di Praga - Antonio Vivaldi, Concerto C dur. Allegro molto :
Интересно, первым увлечением Стивина - флейтиста был джаз, и лишь спустя какое то время он стал исполнять классическую музыку. Впрочем, как универсал - мультиинструменталист (и мультистилист), он умеет все это комбинировать, даже в рамках одного концертного номера -
Выступление Стивина на фестивале 24 Hours Bach :
Позже он основал "Центр импровизации искусств" - своего рода экспериментальную лабораторию. На базе этой лаборатории и с составом частично из известных чешских музыкантов, а частично - выходцев из этого "Центра" был записан диск Status Quo Vadis - тот самый, который я тогда купил.
Подтверждая свой класс мультиинструменталиста, пан Иржи организовал цикл концертов "Флейты всех типов" с Пражским Симфоническим оркестром. Он - единственный чешский джазмен, про которого написана книга. Награжден орденом "За заслуги перед государством в сфере искусства и культуры". Да и сейчас, несмотря более чем солидный возраст (родился он в 1942 году) - у него концертный тур по Чехии и Словакии. Не простой тур - юбилейный :
Jiri Stivin & Co. Jazz Quartet - Vyletel vtak :
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Ну и к чему был этот "сплит? - спросите вы. Что обьединяет этих двух разных людей - музыканта чеха и композитора поляка? И как трехчетвертной величественный полонез может звучать в двудольном размере игривой легкомысленной польки? Абсурд ведь!
Заголовок действительно оксюморонообразный. Но несочитаемые части как бы подчеркивают национальную самобытность каждого из наших героев, да и если уподобить величественные сочинения Пендерецкого полонезу, то сумасшедшему фьюжну Стивина - отчего не стать полькой? А в целом - зарисовка о современной музыке из двух разных стран Восточной Европы.
Но таки имеется более веская причина : сегодня оба они - именинники. Пендерецкому 23 ноября исполнилось 79 лет, Стивин же и вовсе нынче юбиляр - ему стукнуло 70 ровно.
Z okazji urodzin, пан Кшиштоф! Všechno nejlepší k narozeninám, пан Иржи! Здоровья вам! Долголетия и вдохновения!
Серия сообщений "ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ":
Часть 1 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 1. ОДИН ДЕНЬ И ВСЯ ЖИЗНЬ.
Часть 2 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 2. НЕ СМОТРИ НА БОТИНКИ!
...
Часть 5 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ, Часть 5. ВЕЧНО МОЛОДОЙ (ОТЕЦ И СЫН)
Часть 6 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 6. ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ
Часть 7 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 7. ПОЛОНЕЗ В РИТМЕ ПОЛЬКИ
Часть 8 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 8. НЕ ПРОСНУВШИЙСЯ ТОЙ ВЕСНОЙ
Часть 9 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 9. ОВСЯНКА, СЭР!
Часть 10 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 10. ТАЛАНТ С СИНИЦЕЮ В РУКЕ
Часть 11 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 11. ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ