-Метки

alexi laiho art rock bebop blues rock country rock cover versions deep purple disco house dragon storm folk rock fusion grunge happy birthday hard bop hard rock heavy metal izzy stradlin jeff beck may lian paul gray post punk progressive rock s.t.a.l.k.e.r. shadow wars spellforce 2 steve howe tribute wes montgomery west coast jazz wolfenstein 2009 абвгд азбука альтернативные и анненербе аргентина аргентина-ямайка атсральная неведомая хуйня благородные напитки боевички бразилия брайль букварь война во вьетнаме географ глобус пропил гитарасты гитаристы гоблин годная музычка горра гражданская оборона давайте скажем нет насилию в видеоиграх день рождения дмитрий пучков дохлые герои дунга застывшая форма звуковые моды зинчук иванов игры в которые играют люди история из жизни история стилей кинжалы копа америка 2015 коселек какой коселек кхл маори мастерство не пропьёшь модострой музончики музыкальные итоги года нарочно не придумаешь наш дурдом голосует за путина ночь перед рождеством обилич паранормальносте пбх пгм первонах перу пиндосы на луне лол побочные квесты поваренная книга анархиста полное прохождение промышленная архитектура прохождение игр русский андеграунд самая читающая страна в мире санитары подземелий2 сибирский андеграунд тени чернобыля только массовые расстрелы туле туннельные крысы тюремный рок удаффком уеболизм уфа уфа арена футболы хватит это терпеть хоккей чили чистое небо шахматы энторнеты эта музыка будет вечной юниоры я вам пешу чиво жеж боле я вам пешу чиво жеж боле

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.02.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 95175


ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 7. ПОЛОНЕЗ В РИТМЕ ПОЛЬКИ

Пятница, 23 Ноября 2012 г. 13:52 + в цитатник



" Музыка для меня - абсолютная величина, это великое искусство, столь же великое, как высшая математика, наверное " - Кшиштоф Пендерецкий

"Исполняя музыку, я веду со слушателем диалог об опыте моей собственной жизни" - Иржи Стивин





В пластиночной индустрии во времена винила был в ходу (особенно - у исполнителей категории "инди") термин "сплит". Так называли пластинку, записанную двумя разными коллективами. На одну сторону пласта писали бэнд А, на другую - исполнителя Б. Сегодняшняя тема - как раз этот самый "сплит", только не виниловый, а интернетповествовательный. Речь пойдет о двух разных людях, вполне возможно, вовсе не знакомых друг с другом. Но одна вещь, объединяющая их все же имеется - об этом в самом конце очерка.


ТРИ ЦВЕТА МУЗЫКИ


Творческий путь любого композитора или музыканта, сочиняющего музыку условно можно разделить на три этапа : 1) свойственный молодости максимализм, подпертый амбициями и задором, 2) расцвет, широта кругозора в сочинении и свободное владение средствами воплощения замыслов, 3) мудрость, опыт, обращение к фундаментальным вещам ... зачастую также и - ороговение и монструозность - это все при наличии достаточно длительной музыкальной деятельности. Творчество классика польской музыки ХХ века Кшиштофа Пендерецкого вполне укладывается в прокрустово ложе этого шаблона, но - таки с оговорками. Бывший одним из самых ярких авангардных композиторов 60х годов, в 70х - начале 80х повернувший в неоромантизм и ставший к исходу века автором, наиболее интересно и плодотворно сочиняющим в жанре хоровой музыки, отсылающей нас к традиции католического костела, музыки, как говорил сам Пендерецкий, " религиозной по содержанию, а не по функции".


В польской композиторской школе, прошедшей путь от подражаний венским и немецким классикам до Шопена, и далее через повека после него - до "Молодой Польши", в конце 50х годов ХХ столетия появилась целая плеяда интересных молодых авторов, своего рода "Молодая Польша 2.0". Крупнейшими фигурами послевоенного поколения польских композиторов стали Витольд Лютославский и Кшиштоф Пендерецкий.



Родившийся в маленьком польском городе Дембница в 1933 году, Кшиштоф первоначально не проявлял склонности к музыке (при наличии спобсобностей), хотя его отец (адвокат по профессии) учил мальчика играть на фортепьяно. Консенсус с музыкой произошел у него чуть позже - в 15 лет он увлекся игрой на скрипке. Далее были оркестр гимназии, городской оркестр, и в 1951 году Кшиштоф, окончательно решив стать музыкантом, уезжает учиться в Краков. В 1958 году он оканчивает Краковскую консерваторию, а уже на следующий год получает признание как сочинитель - отправляет под псевдонимами на всепольский конкурс молодых авторов три произведения. При подведении итогов выясняется, что все три призовых места получили сочинения Пендерецкого.


В то время композитор всерьез увлекается авангардом, особенно музыкой Пьера Булеза. Его ранние сочинения звучат смело - и вместе с тем, очень необычно для классики. Стоит заметить, что авангардом начала века, в академической музыке ХХ столетия выработалось принципиально новое отношение к звучанию музыки - композиторы уделяли фактуре звука не меньшее внимание, нежели гармонии и мелодии. Нестандартные приемы звукоизвлечения, позволяющие "обратить гармонию в фактор тембра" - стало со временем своего рода музыкальным мышлением ХХ века. Все это широко присутствует в музыке раннего Пендерецкого - имитация музыкальными средствами свиста, криков, шепота, намеренно диссонирующие аккорды.


Исполненное в 1960 году сочинение для 52 струнных "Памяти жертв Хиросимы", приносит ему мировую известность.

Krzysztof Penderecki - Threnody for the Victims of Hiroshima :






Позже, в 1961 году по следам "Хиросимы" Пендерецкий сочинит еще более авангардное (как по замыслу, так и по исполнению) произведение "Полиморфия". Оно написано на основе энцефалограмм больных, сделанных во время прослушивания ими "Хиросимы". В процессе исполнения используется постукивание карандашом по струнам, как прием звукоизвлечения. Вот такая классика ... Это сочинение, а также "Измерения времени и тишины" возносят его в ряд ведущих композиторов Европы.

Но в середине 60х он совершенно неожиданно для критиков и коллег - авангардистов, обращается к церковному музыкальному канону. Stabat mater, Страсти по Луке - это уже не авангард, скорее, оригинальное прочтение музыки прошлых веков (хотя, и не без авангардных приемов). В те годы Пендерецкий пишет музыку для кино и театра, сочиняет пьесу для открытия летних ОИ - 72, преподает в ФРГ.

В начале 70х в Гамбурге ставится опера композитора "Дьяволы из Людена", а в Вене вокальносимфоническая "Заутреня", которую за сочетание напевов православных служб и новейших приемов композиторской техники, можно назвать "пиком авангардного Пендерецкого" -

Krzysztof Penderecki - Utrenja :






В семидесятые годы Пендерецкий отходит от авангарда к неоромантизму, выдает один за другим концерты для скрипки с оркестром, обращается в своем творчестве к симфонической форме, преподает в Краковской консерватории (ректором которой становится в 1972ом) и в Йеле (США).

В 1980ом он начинает одно из самых знаковых и масштабных своих сочинений - "Польский реквием". Первая часть посвящалась Леху Валенсе и "Солидарности". Тут следует сказать, что в 80ом году всемирно признанный композитор мог позволить себе подобный жест, но во время существования ПНР, Пендерецкий не был в числе открытых противников режима, и в то же время не являлся "придворным композитором" - музыка не та, да. "Реквием" он неоднократно редактирует в течение 13 лет, а окончательная версия была опубликована только в 2005 году.


В 80е и 90 е он много пишет на заказ - при том, что сам факт заказа никаких творческих рамок ему не диктует. Правда коллеги и критики ... хм ... говорят про это разное. Но маэстро, известный своим хобби (садоводство) не остается в долгу :

Сажать деревья - моя вторая профессия, нетипичная для композитора. У меня большой парк: 30 гектаров, коллекция из 1700 видов деревьев со всего мира. Этот парк - мое убежище.

Сейчас я посадил большой лабиринт из граба, четыре тысячи квадратных метров. Его план я нашел в старой книге о лабиринтах: он высечен на камне в одной из церквей южной Франции, но его так никто и не построил. Я решил реализовать то, что придумал архитектор XIV века. Известно, что в лабиринте невозможно идти по прямой дороге, а нужно искать и ошибаться, иногда, чтобы идти вперед, надо вернуться: получается такая аллегория жизни Художника.

А рядом с лабиринтом я построю башню. Их обычно ставили для стражника, чтобы помогал людям выходить. Но пока башни нет, буду водить в свой лабиринт музыкальных критиков



Интересно, что поздних интервью он говорит о себе как о композиторе традиционной школы. Вот отрывок из его мастер класса 2009 года :

- Я и мои друзья начинали сочинять музыку в пятидесятые годы, когда очень многое в Польше было запрещено. И из чувства протеста мы писали духовную музыку, авангард, всё, что не приветствовалось нашими властями ...

- Но разве сейчас нельзя сочинять музыку из чувства протеста?

- Против чего можно протестовать сейчас?

- Но разве вы не видите в современной музыке великих композиторов?

- Что такое современная музыка? Объясните мне. А что до великих композиторов, все они, к сожалению, мертвы. Стравинский, Шостакович... Я часто бываю в Японии, в Корее, слушаю произведения местных современных композиторов, написанные в иной, восточной традиции. Это интересно. А что до сегодняшней западной музыки, то я не понимаю ее. Ничего оригинального не вижу. Для меня современная музыка — это хаос.

- А что для вас тогда служит признаком музыки?

- Логическая конструкция музыкальной фразы как основа. Это меня интересует больше всего.



В заключение этого более чем беглого обзора творчества Пендерецкого, приведу еще два его произведения :

Krzysztof Penderecki & Don Cherry - Humus. The Life Exploring Force (2006) :





Krzysztof Penderecki - Resurrection (2002, памяти жертв 11/9/2001) :






ФЛЕЙТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ МИРА

А эту часть я позволю себе начать с небольшого отступления. Во времена СССР пластинки "продвинутых" западных джазменов было в магазинах не купить (по крайней мере - не в столицах). Но лазейка для джаза из Европы в нашу страну все же была - в виде пластинок исполнителей из соцлагеря. Винилы польских и чешских джазменов (и рокеров, да) доезжали и до прилавков провинциальных магазинов, где, увы, не так уж чтобы и пользовались спросом. Оно конечно - курица не птица, чехи и поляки - не фирмачи. Но это было уже что то. Один приятель, сын филофониста со стажем, посоветовал мне купить пластинку, на обложке которой был бородатый мужик в кепке и с флейтой. Я купил, и от музыки с этого пласта меня, что называется, "пробрало". Это было клево и офигенно, даром что "джаз". То, что это не совсем чтобы джаз, я узнал гораздо позже, но именно этот диск очень многое изменил в моей жизни. Это была пластинка чехословацкого флейтиста и саксофониста Иржи Стивина.

Jiri Stivin - Monkeying About :





Иржи стал музыкантом можно сказать, случайно. Флейтистом - случайно в квадрате. Его мать - актриса театра и кино, поэтому неудивительно, что после школы он оказался студентом Пражской академии киноискусства - учился на кинооператора. В это же время осваивал скрипку - для души и общего развития. Как то кто то предложил ему "махнуться не глядя" - и в его жизни появилась флейта. Обменял на нее свои часы. Случайность? Скорее - судьба.



Карьере кинооператора он предпочел хлеб музыканта. Уехал в 1969 году в Лондон, учился у известного музыканта Джона Дэнкуорта. В тот период сильное влияние на него оказала музыка Орнетта Коулмена. В 1971ом он возвращается в ЧССР и поступает на службу в оркестр Национального театра, параллельно обучаясь в Пражской консерватории у Юри Валека. Самостоятельно осваивает саксофон, бас кларнет и туеву кучу различных народных духовых - всяческих свирелей и панфлейт. В это же время он активно участвует в движухе на пражской джазовой сцене - затеивает коллаборации с разными музыкантами и в разных стилях. Его собственный проект Jiri Stivin & Co. Jazz Quartet играет фри джаз. В дуэте с гитаристом Рудольфом Дашеком (знаменитый в СССР диск Tandem с блокфлейтами, точащими из кармана куртки на обложке) получается почти "свободная форма"

Jiri Stivin & Rudolf Dasek - Puzzle Game :





"На самом деле, меня не особо заботит - с кем я играю. Я бы вполне мог играть с десятью тубистами, если бы чувствовал, что мы понимаем друг друга" - Стивин

Впрочем, чехословацкие джазовые музыканты тех лет не особо рвались экспериментировать - в период с 1946 по 1962 годы джаз в ЧССР был официально запрещен. Позже запрет был снят и власти переключились на новую "музыкальную заразу для молодежи" - рок. Запрет то сняли, но музыканты об этом не забыли, да и власти периодически "причесывали" наиболее рьяных. Как Стивин, бывшей главным зачинателем экспериментатрства в среде джазовых музыкантов не попал под раздачу - загадка. Причем, он не только экспериментировал сам, но и дал толчок к освоению новых форм музыки многим молодым джазменам ЧССР. В семидесятые/восьмидесятые Иржи играет и записывается с чешскими рокерами Blue Effect и бельгийским гитаристом Philippe Katerine, швейцарским перкуссионистом Pierre Favre и оркестром Virtuozi di Praga -

Jiri Stivin & Virtuosi di Praga - Antonio Vivaldi, Concerto C dur. Allegro molto :





Интересно, первым увлечением Стивина - флейтиста был джаз, и лишь спустя какое то время он стал исполнять классическую музыку. Впрочем, как универсал - мультиинструменталист (и мультистилист), он умеет все это комбинировать, даже в рамках одного концертного номера -

Выступление Стивина на фестивале 24 Hours Bach :





Позже он основал "Центр импровизации искусств" - своего рода экспериментальную лабораторию. На базе этой лаборатории и с составом частично из известных чешских музыкантов, а частично - выходцев из этого "Центра" был записан диск Status Quo Vadis - тот самый, который я тогда купил.


Подтверждая свой класс мультиинструменталиста, пан Иржи организовал цикл концертов "Флейты всех типов" с Пражским Симфоническим оркестром. Он - единственный чешский джазмен, про которого написана книга. Награжден орденом "За заслуги перед государством в сфере искусства и культуры". Да и сейчас, несмотря более чем солидный возраст (родился он в 1942 году) - у него концертный тур по Чехии и Словакии. Не простой тур - юбилейный :




Jiri Stivin & Co. Jazz Quartet - Vyletel vtak :






ВМЕСТО ЭПИЛОГА


Ну и к чему был этот "сплит? - спросите вы. Что обьединяет этих двух разных людей - музыканта чеха и композитора поляка? И как трехчетвертной величественный полонез может звучать в двудольном размере игривой легкомысленной польки? Абсурд ведь!


Заголовок действительно оксюморонообразный. Но несочитаемые части как бы подчеркивают национальную самобытность каждого из наших героев, да и если уподобить величественные сочинения Пендерецкого полонезу, то сумасшедшему фьюжну Стивина - отчего не стать полькой? А в целом - зарисовка о современной музыке из двух разных стран Восточной Европы.


Но таки имеется более веская причина : сегодня оба они - именинники. Пендерецкому 23 ноября исполнилось 79 лет, Стивин же и вовсе нынче юбиляр - ему стукнуло 70 ровно.


Z okazji urodzin, пан Кшиштоф! Všechno nejlepší k narozeninám, пан Иржи! Здоровья вам! Долголетия и вдохновения!

Серия сообщений "ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ":
Часть 1 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 1. ОДИН ДЕНЬ И ВСЯ ЖИЗНЬ.
Часть 2 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 2. НЕ СМОТРИ НА БОТИНКИ!
...
Часть 5 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ, Часть 5. ВЕЧНО МОЛОДОЙ (ОТЕЦ И СЫН)
Часть 6 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 6. ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ
Часть 7 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 7. ПОЛОНЕЗ В РИТМЕ ПОЛЬКИ
Часть 8 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 8. НЕ ПРОСНУВШИЙСЯ ТОЙ ВЕСНОЙ
Часть 9 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 9. ОВСЯНКА, СЭР!
Часть 10 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 10. ТАЛАНТ С СИНИЦЕЮ В РУКЕ
Часть 11 - ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ. Часть 11. ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

laura_s   обратиться по имени Пятница, 23 Ноября 2012 г. 14:00 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку