При том, что в художественном отношении фильм откровенно слабый, есть пара удачных мест и немало красивых кадров. Проблема в ставшей последнее время модной шизофренической манере сценариста; да и актеры играют... несложно. Стеб порой уместен, а порой - не очень.
Фехтуют хорошо. Объяснили нам, неучам, как пушку заряжать, - тоже польза. Про протравник я, к своему стыду, впервые узнал. Расстрел городских стен - отлично снято. Столпник в исполнении Золотухина - идея удачная, но могли бы и поживее снять.
Но особенно забавно было смотреть эту мурзилку после прочтения польских рецензий на ИноСМИ, единодушно вопивших, что фильм антипольский и антизападный. Ага, жутко антизападный фильм,в котором главный положительный герой весь свой шарм и очарование обретает, кося под испанца и его на полном серьезе едва не выбирают русским царем! Да и главный поляк (то ли Сапега, то ли Ходкевич) - личность вполне брутально-героическая, герой отрицательного обаяния. Ну, подонок, конечно, но с кем не бывает?
Это как нам надо прогнуться, чтобы понравиться полякам!
История вся, конечно, высосана из пальца, сидишь и гадаешь (Минин ли это? Пожарский ли это? Сапега ли это? Троице-Сергиева лавра ли, ее что ли осаждают?). Ксения Годунова в фильме "блондинко", тогда как есть ее точное описание, процитированное еще в незабвенном "Иване Васильевиче, меняющем профессию": "зелною красотою лепа, бела вельми и лицом румяна, червлена губами, очи имея черны велики, светлостию блистаяся, бровми союзна, телом изобильна, млечною белостию облиянна, возрастом ни высока, ни ниска, власы имея черны велики, аки трубы, по плечам лежаху". В монастырь ее сослал Лжедмитрий, т.к. ее к нему приревновала Марина Мнишек. В плену у поляков после Лжедмитрия Ксения ни разу не была, осаждалась в Троице-Сергиевой Лавре (и не в 1612, а в 1608-09 гг.) на общих основаниях, как инокиня, приехавшая на богомолье, в народе пользовалась почетом, уважением и сочувствием и уж точно никто ее не собирался вешать, тем более - Пожарский! Наоборот, ее все подчеркнуто уважали!
НЕ ПОХОЖА!
Да и судьбу польского гетмана (Сапего-Ходкевича) несколько "исказили". Сапега помер от голода в Кремле, во время осады, а Ходкевич геройски погиб од Хотиным, воюя с турками.
Слуга-татарин - типичный современный городской падонак, разговаривающий на современном городском сленге. Татарина в нем не больше, чем во мне эскимоса.
ЕДИНОРОГ ЗАДОЛБАЛ!
Призрак испанца напрягает.
В общем, тот самый печальный случай, когда ставишь себя на место режиссера и думаешь: "даже я смог бы лучше". А надо ведь сидеть и восхищаться, чувствовать себя муравьем у подножия Джомолунгмы, - вот каким должно быть настоящее кино.
(Печально вздыхаю)