-Музыка

 -Я - фотограф

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мнастя_Борк

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.02.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 17206


Нечитаемо. Про Гессе, как я и собиралась

Понедельник, 10 Января 2011 г. 06:56 + в цитатник
О нет, я успеваю писать в блоге далеко не обо всём на свете. Обо всём на свете пишет Гессе.
А я как раз собиралась написать про Гессе.

Мета-послание: этот пост трудно прочитать. Но он специально разделён на пункты. (В моих постах содержится что-то, что обрекает меня на вечную монологичность. Но что?)
Я не Кортасар, так что если кто-то прочитает от начала до конца, обещаю, что не буду считать его курой.

Ещё один трактат о "Степном волке" (уже в кавычках, я же порождение постмодернизма)

1. Бывает, что ассоциируешь себя с героем, чувствуешь сходства с ним. Ну так вот, у меня не так было со "Степным волком". Я себя ассоциировала не с кем-то из персонажей - ни с Гарри, ни с Герминой, даже не с Моцартом! Я себя ассоциирую со всей книгой целиком.

2. Как-то так получалось - я об этом даже писала - что то, как мы проходим литературу зарубежную, совпадает с этапами развития (моего, наверное) и обучения в Университете.
Античность - схематичность восприятия окружающего мира.
Средневековье - начинаешь разглядывать, пытаешься найти какую-то идею, грузишься.
Возрождение - хочется карнавалить и выходить за рамки, потому что эти рамки уже наметило Средневековье.
Потом какая-то не очень выразительная дыра - Просвещение.
Потом был Романтизм - развитие демонов.
Дальше очень уместно наступил Реализм. Реализм проявился в уродливом разделе наследства, в ещё более уродливых семейных скандалах. Вторая часть реализма - с каким-то привкусом безумия и прокисшего компота. Забродивший реализм.
И вот сейчас начался модернизм. Постмодернизм.
И правда, после лета особенно что-то наметилось. Что-то поменялось. Хотелось запускать в небо Летатлина или писать романы тегами.
И вот я читаю Гессе. И моя теория подтверждается. Кстати, я продолжаю надеяться, что когда-нибудь я доживу умом до того момента, когда совсем синхронизируюсь с современной литературой. (Кстати, эта моя теория - один из источников моего прогноза, что лет через 10 в литературе появится что-то значимое. Просто новое поколение синхронизируется с современной литературой, и будет уже новая современная литература.)

Просто на данном этапе в "Степном волке" Гессе я прочитала о том, о чём сейчас думаю. Может быть, кое-что я уже для себя даже надумала. Но приятно ведь читать и думать о том, что я, конечно, как мне только кажется, поняла Гессе, а Гессе понял меня (но разговоры с Гессе - это уже либо шизофрения, либо магический театр, что, в принципе недалеко).

3. Об уровнях коммуникации.
Разговоры с бессмертными. Магический театр. Зачем?
Сначала про бессмертных. Ведь действительно, среди писателей, музыкантов, художников есть такое разделение. Существуют бессмертные. До того, как я прочитала "Степного волка" я описывала такое разделение сложно. Есть так называемая магистраль или универсалия (эти слова, наверное, значат что-то другое на самом деле), которая объединяет художников (в широком смысле слова) всех эпох, выстраивает их в одну линию. Но не всех. Только тех, которые в своём творчестве опираются на какой-то принцип.... непознанный. Мной непознанный. Может, какой-нибудь Бахтин его и познал, но я слишком мало читала Бахтина. Может, это принцип гуманизма, может быть это принцип вкуса, может, это принцип высокой бессмертной темы.
Но ведь понятно, что, например, мы можем поставить в эту линию универсалий (-совершенств-) Шекспира, Баха или Толстого (Толстой бы, кстати, не согласился стоять в этом ряду!). Но не поставим же мы в этот ряд Некрасова, Чернышевского, Оруэлла, Сент-Экзюпери, моего любимого Гийома Лекё (мне сложно приговаривать деятелей искусства к выдворению из линии универсалий, потому что я слишком мало о них знаю)... Почему они не в этом ряду? Потому что они направленные. Потому что они за или против. Это как социологический уровень. А те - из магистрали - психологический. А в линии универсалий должны быть люди "над".
Вот об этом, по-моему, и говорят бессмертные в "Степном волке". Магический театр пытался научить Гарри Галлера переходить на другой уровень коммуникации. И делать это с помощью юмора.
Кстати, про юмор. Я ВКонтакте сделала себе статус "Мы, бессмертные, не любим, когда к чему-то относятся серьёзно, мы любим шутку (с) Гессе". А потом очень расстроилась, потому что без контекста всего романа это звучит наипошлейшим образом! Вне контекста это призыв просто посмеяться. У меня сразу ассоциации с какими-нибудь ржущими прыщавыми подростками.
Но ведь тут совершенно другое. Тут, как мне кажется, говорится о том, что на этот новый уровень можно перейти, если поменять своё отношение к происходящему на ироничное. (А мне нравится ещё слово "самоирония".)
Я помню, когда-то давно я из-за чего-то там переживала, нервничала, бесилась. И мама сказала, что я очень серьёзно ко всему отношусь. Она правда относилась с иронией ко многим вещам. Она, я это сейчас ещё лучше осознаю, умела быть действительно на другом уровне коммуникации. Её бы я назвала одной из бессмертных в терминологии Гессе. Кстати, слово "бессмертные" удобно тем, что бессмертным может быть не только художник (в широком значении слова).

Ещё, как мне кажется, бессмертие есть во фразе Платонова "Надо жить просто". Она меня впечатлила, когда я её впервые прочитала в 11 классе. (Конечно, не без помощи Зальцмана я на неё обратила внимание.) Рогачёва (если ты вдруг читаешь это), я помню ты обижалась, когда я тебе сто лет назад говорила про "Нужно жить просто". Без контекста это тоже звучит как для ржущих подростков. Но в контексте, по-моему, нет.

А магический театр показывает Гарри тысячи его личностей, каждая из которых тянет телегу в свою сторону, как в басне. А единство этого множества личностей созревает только на следующем уровне. Может быть, не коммуникации. Может быть, это можно назвать следующем уровнем познания себя. Мета-уровне. А количество этих личностей - неисчерпаемость человека - меня завораживает.

4. Кстати, об уровнях. Может быть, литература модернизма и постмодернизма как будто оторвана от традиционной потому, что она перешла на другой уровень коммуникации? Вообще, логично. Все эти гиппертексты, ссылки... Наверное, кто-то это уже сформулировал. Пару постов назад я писала о задачке про троллейбусы, которую решаю всю жизнь. В какой лучше идти? Так вот эта задачка на самом деле про уровни коммуникации. О первичности, вторичности и так далее. Постмодернизм?

5. Про луковицы и изменения.
В каком-то эпизоде Гермина говорит Гарри, что он должен, как луковица, сбрасывать с себя оболочки. Меняться. Когда я читала, я думала о том, что, чем дальше, тем чаще я сбрасываю с себя оболочки. А этот меняющийся мир - когда предметы и люди окружают всё те же, но отношение к ним меняется - а точнее говоря, скорость изменения мира, его зыбкость, вызывают ощущение укачивания, тошноты. Тошнота. Это не я придумала, это всё Жан-Соль Партр. Кстати, по-моему, слово "укачивание" больше подходит. Но русский язык не позволяет назвать роман "Укачивание".
В совокупности с разговорами о системном подходе, об автономности каждого, о выборе у меня вообще в голове извержение вулкана и серии маленьких победоносных войн.

6. О счастье.
В "Степном волке" есть сцена, в которой Гермина говорит:
"Я научу тебя танцевать, играть, улыбаться и всё же не быть довольным". Я не могу найти, где ещё они об этом говорят. У меня в голове отпечаталось это потому, что у меня, кажется, в голове есть какая-то планка с сигнализацией, которая начинает работать, когда ощущение счастья начинает заливать мозг. То есть я думаю о том, чтобы не забывать думать, когда мне счастливо. И мне нравится, что в "Степном волке" есть это разделение: счастье и довольство. И вот на самом деле, именно довольство затапливает мозг. И довольство как раз приводит к мещанству. А счастье... Ну, я ж и правда считаю, что я счастливый человек. Что с этим сделать?

7. Я пишу про Гессе и, кажется, усваиваю вторую сторону "Тошноты" Сартра. Рокантена начало тошнить от своего маркиза. А я начинаю переполняться мыслями о Гессе.

Думаю, что про Гессе я ещё что-нибудь вспомню.
Метки:  

amlugos   обратиться по имени Понедельник, 10 Января 2011 г. 08:54 (ссылка)
;)
Ответить С цитатой В цитатник
СейАлек   обратиться по имени Понедельник, 10 Января 2011 г. 11:05 (ссылка)
..читаемо.
Ответить С цитатой В цитатник
птичка_Зинаид   обратиться по имени Понедельник, 10 Января 2011 г. 11:46 (ссылка)
"Может быть, литература модернизма и постмодернизма как будто оторвана от традиционной потому, что она перешла на другой уровень коммуникации?" - мне кажется,что ты права.
Но ведь может быть такое,что один из постмодернистов понятнее,чем другой.В смысле,что ты дошел до уровня осознания Гессе,но не понимаешь того же Жан Соля?
и еще про вырванность из контекста:помню,как я не могла оторваться от фразы из "Нарцисса и Златоуста":
"Но как же ты будешь без матери ,Нарцисс?Без матери невозможно жить,без матери нельзя умереть"
А когда кому-то процитировала,поняла,что вся мысль которую я так бережно вынашивала,умерла - потому что нет того текста,который ты постягаешь,осознаешь и приходишь к тому,что эта цитата-ключ.
Ответить С цитатой В цитатник
человек-ништяк   обратиться по имени Понедельник, 10 Января 2011 г. 13:55 (ссылка)
Читаемо-читаемо! Даже для такого поверхностного человека, как я, читаемо.

Мне кажется, что из контекста вырванные фразы воспринимаются каждым по-своему. Насколько кому его личность позволяет понять. И они получаются такими... Слоёными что ли... Один слой снимаешь, а за ним - следующий.
Ответить С цитатой В цитатник
Мнастя_Борк   обратиться по имени Понедельник, 10 Января 2011 г. 14:16 (ссылка)

Ответ на комментарий человек-ништяк

Ну, а контекст помогает.
Ответить С цитатой В цитатник
человек-ништяк   обратиться по имени Понедельник, 10 Января 2011 г. 14:21 (ссылка)

Ответ на комментарий Мнастя_Борк

Мнастя_Борк, ну, с этим сложно, а точнее, невозможно поспорить :)
Ответить С цитатой В цитатник
Mein_howl   обратиться по имени Понедельник, 10 Января 2011 г. 14:48 (ссылка)
Тоже сумбурно (я подумал, что, может быть, письменно мне это будет легче сформулировать), и несколько в стиле К.О. и очень зануууууудно, потому что по-другому у меня не получается:
1) Мне кажется очень верной мысль, что все "не бессмертные" художники (в широком смысле слова) всегда в своём творчестве самоцелью делали рассмотрение чего-нибудь преходящего, например, социальную несправедливость (это я вспоминаю Трёхгрошовую оперу). И этот преходящий элемент со временем начинает потом разъедать всё произведение и тянуть его в сторону и вниз от магистрали. Но это в плане преломления "бессмертия" в творчестве.
2) Касательно юмора. Как я понимаю, Гессе пишет примерно так: есть личности, которые живут в мещанстве и ничего не замечают. Они не обязательно должны быть счастливы, но они спокойны. И есть люди типа Гарри, у которых внутри живёт степной волк. При этом вся жизнь для них превращается в муку, потому что степной волк (как живучая совокупность всех микроличностей, имеющих схожие функции в подсознании, которые ещё и имеют свойство объединяться в нечто, кажущуеся единым) - по идее, призма, через которую они должны видеть мир таким, каков он есть - жрёт их изнутри, так как мир мещанства дурен, вырваться из него сил нет, а волк всё понимает и постоянно, как дурен этот мир.
Вообще, тут Гессе довольно гуманен (по-другому, чем Ницше, с другой стороны, я вообще не понимаю, почему каждая "академическая трактовка" упоминает Ницше). Ницше говорит, что надо всю жизнь, если применить терминологию из трактата, преодолевать притяжение материнской звезды мещанства, чего бы это тебе не стоило.
//Отклонение 1. Для справедливости надо отметить, что у Ницше нет аналога степного волка внутри, и поэтому "отрыв от материнской звезды мещанства" происходит не через отрицание мещанства или не от наущений внутреннего волка, а через болезненной переплавки себя старого в себя нового, основной которой является воля. А волк у Гессе волей не обладает, он только гадит. Мне кажется, что "степной койот" как название было бы более точным, если бы Гессе был знаком с Кириллом ^_^//

Гессе тоже об этом говорит (этот лук!), но акцентирует другую сторону. Он одновременно констатирует, что лишь святые и подвижники смогут оторваться от этой звезды, и даже великий Гёте во сне предстаёт нам не святым, сжигаемым высокой духовностью каждую секунду, а вполне степенным и чопорным старичком.

//Отклонение 2: этот момент есть в Тошноте. Уж не помню, как главная героиня и герой называли это, кажется, у него это было "приключением", а у неё - "Идеальным моментом". Так вот, Гессе показывает, что такого нет. И великие творцы тоже жили в мещанском мире, а не в волшебной стране духа//

И! Поэтому! Юмор у Гессе (вообще, это мысль из арсенала К.О., но мне надо было обосновать её) не является чем-то эскапистским. Юмор - это не отрицание реальности и насмешка над ней, но способ примирения с ней. И примирение происходит путём осознания реальности и жизни как некоего неделимого целого, юмор примиряет все эти полюса. Правда, ты называешь это уровнем коммуникации, я называю это мировоззрением. Потому что я всё ещё не понимаю, кто и с кем коммуницирует, когда человек воспринимает мир через этот юмор.

Но юмор у Гессе не является инструментом. Он является свойством человека, который смог что-то сделать со своим внутренним миром. Потому что нельзя думать о реальности как целом и взаимосвязанном и едином, если внутри сидит волк и делит всё на две половины: хорошую и плохую.

И тогда финальную сцену можно воспринять примерно так:
Последние строчки романа: "я изумленно угадывал смысл игры, я был согласен начать ее еще раз, еще раз испытать ее муки, еще раз содрогнуться перед ее нелепостью, еще раз и еще множество раз пройти через ад своего нутра. Когда-нибудь я сыграю в эту игру получше. Когда-нибудь я научусь смеяться. Пабло ждал меня. Моцарт ждал меня."
Т.е. вывод примерно такой: волк только хитро выдаёт себя за мудрость и знание, на самом деле это хитрейший механизм обмана и саморазрушения, а для человека, который чувствует в себе волка, единственным верным способом освободиться является научиться перестать разделять всё внутри на две части и начать чувствовать себя как нечто единое и вечно изменяющееся, состоящее из огромного количества мелких элементов и не тяготеющее к какой-то мысли.
Поэтому и финал такой: Гарри готов ещё сотни раз проходить через этот театр, пока не научится.

О, я разобрался наконец-то со своими мыслями, хотя самое главное, конечно, осталось для меня загадкой: действие магического театра. Мне нужно ещё раз перечитать хотя бы этот момент.

Сначала я хотел ещё написать о Тошноте, но потом развитие мыслей о Гессе вытеснило всё. Вообще, я так рад, что ты прочла Степного Волка, потому что когда я его прочёл, мне дико хотелось с кем-то поговорить о нём, но вообще никто не читал его, и поэтому все мои мысли несколько заглохли к тому моменту.
P.S. у меня иногда возникает ощущение, что Толстой вообще всё знал.
Ответить С цитатой В цитатник
Мнастя_Борк   обратиться по имени Понедельник, 10 Января 2011 г. 15:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Mein_howl

"а волк всё понимает и постоянно, как дурен этот мир" - вот это главный элемент моего несогласия. Мне не кажется, что Гессе говорит о том, как дурен этот мир.

Про отклонение№2. Я бы сказала, что просто у Гессе мещанство просто не рассматривается как что-то значимое. Оно просто есть. И не обязательно от него отталкиваться. Если ты смотришь с точки зрения юмора, то тебе не важно: мещанство или немещанство.

Про юмор как мировоззрение.
"Юмор - это не отрицание реальности и насмешка над ней, но способ примирения с ней." - ну да, примирение.
Просто ещё я о чём думаю. В принципе эта ирония и юмор - способ преодолеть проблему. Как сказать... способ справиться с проблемой.
А коммуницирует человек с окружающим миром.

"единственным верным способом освободиться является научиться перестать разделять всё внутри на две части и начать чувствовать себя как нечто единое и вечно изменяющееся, состоящее из огромного количества мелких элементов и не тяготеющее к какой-то мысли." - кагбэ вот это я и называю перейти на другой уровень.

Я тоже рада.

Про Толстого. Мне кажется, что у Толстого был потенциал - всё знать.
Ответить С цитатой В цитатник
Мнастя_Борк   обратиться по имени Понедельник, 10 Января 2011 г. 15:24 (ссылка)

Ответ на комментарий Mein_howl

Почитать вот этот пост с комментариями свежим взглядом - жить расхочется.))
Ответить С цитатой В цитатник
Mein_howl   обратиться по имени Понедельник, 10 Января 2011 г. 15:41 (ссылка)
Мнастя_Борк, пока я не ушёл на МСФО:

>вот это главный элемент моего несогласия. Мне не кажется, что Гессе говорит о том, как дурен этот мир.
Так я в конце и пишу о том, что в конце Гессе подытоживает, что Волк - это обманка. И восприятие мира через волка - лишь ступень, но очень обширная и трудная.

>Про отклонение№2....
да, но волк, каждый раз, когда входит в контакт с мещанством, не даёт своему хозяину жить.

Относительно проблемы: это была моя самая главная претензия к Гессе. Потому что сначала я довольно долго воспринимал его теорию юмора не как способ справиться с проблемой, а как способ избежать проблемы. А это совсем не то.
А касательно поста - вот теперь мне действительно хочется перечитать роман. Ну и вообще, Гессе же гуманен и мудр. Вот если бы всякую безысходную чернуху обсуждали
Ответить С цитатой В цитатник
Мнастя_Борк   обратиться по имени Понедельник, 10 Января 2011 г. 15:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Mein_howl

"да, но волк, каждый раз, когда входит в контакт с мещанством, не даёт своему хозяину жить." - так это ж потому что он волк.

Безысходную чернуху щас смотрит моя сестра по телеку - "Битва экстрасенсов".
Ответить С цитатой В цитатник
Мнастя_Борк   обратиться по имени Вторник, 11 Января 2011 г. 00:00 (ссылка)
amlugos, ого кто!
Ответить С цитатой В цитатник
Ruf_Bilan   обратиться по имени Вторник, 11 Января 2011 г. 09:28 (ссылка)
Мыльные пузыри

На склоне жизни облекая в слово
Дум и занятий многолетних мед,
Из понятого и пережитого
Старик свой труд итоговый плетет

С мечтой о славе свой затеяв труд,
Намаявшись в архивах и читальнях,
Юнец-студент спешит вложить в дебют
Все глубину прозрений гениальных.

Пуская из тростинки пузыри
И видя, как взлетающая пена
Вдруг расцветает пламенем зари,
Малыш на них глядит самозабвенно.

Старик, студент, малыш -- любой творит
Из пены майи дивные виденья,
По существу лишенные значенья,
Но через них нам вечный свет открыт,
А он, открывшись, радостней горит.

стихи Гессе вроде и дают ответы на некоторые вопросы.Тут и о вас(студентах) сказано.Как однако, вас там серьёзно учат! Это радует. В жизни ведь редко встретишь женщину,дочитавшую до конца хоть один роман Гессе. Гессе ведь не современный писатель,он классик.Вот Д.Быков и его ЖД,это наверное современная литература.А ещё у нас в Самаре "соросовцы" развалили последний литературный музей,в котором я подвизался более 20 лет.Злюсь.
Ответить С цитатой В цитатник
Мнастя_Борк   обратиться по имени Вторник, 11 Января 2011 г. 11:49 (ссылка)

Ответ на комментарий Ruf_Bilan

Серьязно учат тех, кто хочет учиться)
А как так они его развалили? И почему?
Ответить С цитатой В цитатник
Ruf_Bilan   обратиться по имени Вторник, 11 Января 2011 г. 22:09 (ссылка)

Ответ на комментарий Мнастя_Борк

точно,точно - по своей дочери студентке могу судить.Не вникает в суть,лишь бы сдать,а потом забыть.
Развалили очень просто - заменили директора филолога на "креативного менеджера".А уж она потом поубирала старые кадры и понаставила родственников без спец. образования.И музей умер.Знакомая тактика?
А вот почему... это сложнее ответить,не выходя за рамки толерантности не получится.
Ответить С цитатой В цитатник
Grenok   обратиться по имени Вторник, 11 Января 2011 г. 23:28 (ссылка)
takoe nederzhanie, prostite. so mnoi takoe sluchaetsya esli kislotoi zabrositsya, ny ili speedom. Pomnitsya razok ya ponyala kak ystroen mir, i dazhe zapisat' xotela. (chto to bylo pro treyxol'nik). NO na ytro, konechno, zabyla. a zhal'. No ne sut'. Samoe vernoe iz vsex etix rassyzhdenii, na moi vzglyad, eto to chto ne nyzhno ser'ezno otnositsya ko vsemy. I samoe tsennoe v cheloveke eto somnenie v sebe. vse ne tak ser'ezno. to est' mozhno ego sdelat ser'eznym, a mozhno i net. ot etogo real'nost' ne menyaetsya. esli ona voobshe est'.
Ответить С цитатой В цитатник
Мнастя_Борк   обратиться по имени Вторник, 11 Января 2011 г. 23:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Ruf_Bilan

А где она учится? На кого? Тоже гуманитарий?
Бедный музэй.
Ответить С цитатой В цитатник
Ruf_Bilan   обратиться по имени Четверг, 13 Января 2011 г. 07:14 (ссылка)

Ответ на комментарий Мнастя_Борк

на кого учится(в смысле профессии),пока неизвестно. На безработного скорее всего,Последний курс гос.универа.Исторический факультет.Стипендию получает.Но интереса к истории нет.
2. Родственники А.Толстого выступили (на радио"Свобода") в защиту старых кадров лит.музЭя.Запад нам поможет!
Ответить С цитатой В цитатник
Горбуша   обратиться по имени Четверг, 20 Января 2011 г. 11:29 (ссылка)
Настя, я в своё время пару лет назад "сошла с ума" на тему "Степного волка"...
Писать длинные сочинения сейчас не могу себе позволить (времени нетуть), да и у и тебя, как у журналиста будущего, это получается всё равно лучше, чем у меня...

Хочу просто написать, что я с тобой почти во всём согласна. Особенно твой параграф с цитатой про "счастье"... Чтобы меня с моей истерически-подвижной психикой не "заносило" на "счастье"... Я всегда стараюсь чтобы либо кто-то был рядом, такой спокойный, как скала, а ещё лучше с лёгкой иронической улыбкой... Либо , если его рядом нет, то стараюсь подумать о том, чем всё всегда заканчиватеся в этой жизни)) Ну,ты меня поняла, думаю...не хочу быть банальным бананом)))
Ответить С цитатой В цитатник
Горбуша   обратиться по имени Четверг, 20 Января 2011 г. 12:03 (ссылка)
Настя, можно я твой параграф о счастье процитирую в своих заметках? Ты очень здорово выразила мысль!)
Ответить С цитатой В цитатник
Мнастя_Борк   обратиться по имени Четверг, 20 Января 2011 г. 12:36 (ссылка)
Горбуша, мне не жалко. Только по-моему, логичнее Гессе цитировать, а не меня))
Ответить С цитатой В цитатник
Горбуша   обратиться по имени Пятница, 21 Января 2011 г. 09:50 (ссылка)
Нееее, я и его, и тебя! Вы с ним вместе! :)
Я человек восхищающийся, Homo Voshishaiyshiisia.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку