Я сегодня ходила в читальный зал нашей библиотеки, чтобы сделать литред. Для этого надо было найти в полном собрании сочинений Горького статью "Н.С.Лесков". Но я когда всё сделала, подумала, что обидно ради какого-то задания перелопачивать содержание всех томов. Поэтому я решила прочитать ещё что-нибудь. Несмотря на то, что это Горький.
Я открыла что-то, как мне показалось, про джаз, потому что название было какое-то вроде "Музыка толстых". Ну, в общем-то мне сразу было понятно, что примерное там про джаз написано. Но я стала читать.
Вначале там описывается великолепная итальянская природа. Горький восхищается возделанными лугами - плодом человеческого труда, бебебемемеме.
Потом Горький цитирует письмо своего какого-то друга (тоже какого-нибудь горького) из города Козлова:
Люстер Бербанк открыл, как известно, ряд тайн в междувидовой гибридизации плодовых растений, в результате чего получил не только изумительные, но прямо чудовищные сорта растений по своей продуктивности, приспособляемости, вкусовых качествам, неподвергаемости вредителям и болезням, чем обогатил весь материк Южной Америки.
<...>
У нас в СССР под городом Козловом, Тамбовской губернии, на тощей почве речного наноса, утопая в зелени дико растущих вётен, тополей и клёнов, раскинулся крохотный питомник гибридизатора-оргинатора Ивана Владимировича Мичурина.
<...>
Лютер холил своих питомцев, Мичурин воспитывал их в спартанских условиях, с тем чтобы его сорт мог быть брошен в любые условия и дал бы нужный экономический эффект.
Я прочитала это и зацепилась за последнюю фразу.
Это ведь правда: в мозг заложена эта антитеза Бербанка-Мичурина. Поэтому, может быть, случается это: брошен в любые условия и дал бы нужный экономический эффект - сколько уже лет.
И тут, кстати, возникает вопрос: почему очерк называется так, как называется?
Потому что после рассуждений и гибридизации снова появляется описание итальянской природы. И вдруг в него врывается джаз - музыка сумасшедших озабоченных музыкантов, как там говорится. Бедненький Горький! Всю Италию ему попортили!
***
Я была сегодня в кино на короткометражных фильмах канадских режиссёров.
Что я заметила: там были фильмы не на социологическом уровне, а на психологическом. Ну, я давно уже говорила, что есть такие, а есть такие. И вот тут именно фильмы о проблеме человека в обществе, а не общества самого.
Фильм "Начало жизни", в котором начало наступило с попыткой конца, и "Марго и Бастьян", как мне кажется, про то же.
"Пляски смерти" - мне понравилось, как написано в программке: " В то время, как нам кажется, что перед нами совершенно неподвижное тело, безжизненная плоть пробуждается и начинает колыхаться и изгибаться в последнем танце".
Я не могу сказать, что мне прямо-таки что-то оочень понравилось. Мне показалось, что там фильмы либо претендующие на тонкость, либо адские какие-то изощрения мозга. Но это было интересно.