Чтобы путешествовать по России, нужно иметь особенный глаз и взгляд - как на блошином рынке, чтобы из горы всякого хлама выцепить какую-то замечательную вещь. Чтобы не проглядеть то, на что нужно смотреть, глаз должен отсеивать:
- попутные кафе, в которых ещё не сняли шарики с ёлки
- магазины с названиями "Белла", "Светлана", "Виктория"
- погорелища вместо домов
- безобразный новострой
- свалки посреди улицы
- ...
Ростов Великий. Город, в котором некогда жили чуть ли не самые богатые купцы. На главной улице у всех были особняки. Облик города был важен, поэтому проекты фасадов даже согласовывались с кем-то там.
После революции особняки отдали под коммуналки с грязными занавесками и госучреждения.
Получилось красиво.
Когда я ехала в Ростов Великий, я думала, что это примерно такой город, как Кострома, в которой я была летом.
Но Кострома не рушится на глазах. Ростов Великий - это Маленький Ростов. И его очень жалко.
Он не разбавлен гадостными панельными домами. Он, кстати, похож на такой город, который я искала: чтобы мне понравилась улица от начала до конца. Но он осыпается, как песочный замок, когда высыхает.
И я тут в таких выражениях выгораживаю не потому, что я слишком много слушала сегодня и надо что-то в ответ нагородить. Просто очень жалко.
Я вот, например, не могу представить, чтобы в Италии дали разрушиться городу, который участвовал в рождении целой цивилизации.
Вот ещё фотография. Место действия в 100 метрах от стены Ростовского Кремля (кстати, Ростовский Кремль не имеет отрицательной коннотации): Зелёными палочками написано слово КАФЕ
А вообще-то
Ростовский Кремль очень красив. Я нормально не фотографировала, поэтому ссылка неизвестная. Кстати, на этом крыльце, как оказалось, снимали про "Ивана Васильевича, который меняет профессию".
В Ростове занимаются финифтью - это такой промысел народный. Миниатюрная эмалевая роспись.
В сувенирных ларьках вот такие развалы:
Продавщица в одной из лавочек тихо жаловалась мне, что все делают подделаки - просто припаивают наклейки к пластинке эмалевой. И только немногие действительно расписывают по-честному. А на производстве все жульничают, а разобраться в этом нельзя, потому что по башке получишь.
Но я финифть не покупала. Я купила вещь, которая тоже сделана по технологии здешних мест. Она настолько идеально проста, что просто идеальна.
В формах (а не на гончарном круге) делается обычный глиняный кувшин такой. А потом эти кувшины обкладывают дровами и обжигают в печи без доступа воздуха. Так что брёвна коптятся и пропитывают чернотой глину. Получается абсолютно чёрный кувшин! Я не могла его не купить. И ещё я представила в нём букет белых пионов.
А ещё там в Кремле такие колокола! Там самый низкий колокол так низко поёт, что чувствуешь, как воздух резонирует. Насколько я помню, "До" большой октавы.
А около звонницы сидела девочка и мяла огромного пушистого кота.
Ещё мы были в действующем ростовском монастыре (забыла, как называется). Но он, конечно, уже довольно новый, классицистический. Мы там поднялись на обзорную башню, а Катя ворчала по поводу того, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно носить в храм юбки и платки. На этой фотографии она ещё ворчит. И ещё она тут как будто с картины Дайнеки:
Башня смотрит на озеро Неро. И эта фотография называется "О! Смари! Там стая птиц взлетает!"
В этом же монастыре встретилась нам группа из Китая. Китаянки и их экскурсовод умилялись на белобрысого мальчика около источника:
Моя любимая фотография:
После обеда я вытащила из озера Неро льдину:
Вот такую:
А в конце всего мы ездили в Борисоглебский монастырь. Он и сейчас действует. Там почти нет людей, правда. Нам встретилось 2 монаха и женщина с пятью детьми: ребёнок в коляске, девочка лет 5, за которой ходила девочка лет 7. Маленький мальчик, который ходил с мамой за руку, и старший мальчик, который помогал маме с коляской. И тишина. Только время от времени тянет тихо ноту колокол.
А как оказалось, врата и надвратный храм - несимметричная постройка. Так делали специально, чтобы вписать здание в то, что вокруг. Ведь природа несимметрична. (По крайней мере, так нам рассказалаэкскурсовод.)
Красиво?
Когда мы ехали, вдали я увидела какое-то скопление чего-то такого пёстрого и цветного. Я долго пыталась понять, что это. Спины было хорошо видно и какие-то украшения. И я подумала, что это огромный цыганский табор остановился. Но мы подъехали немного ближе. И я поняла, что это маленькое кладбище. С плитами и венками.