Что-то руки никак не доходили продолжить отчет о пасхальной прогулке по Москве.
От пл. Никитских ворот мы пошли вниз по Б.Никитской улице.
Название улица получила от Никитского женского монастыря, который находился на левой стороне улицы на месте дома № 7, где теперь возвышается громада электроподстанции метро, построенная в 1933 году архитектором Фридманом.
Оно вот тут за деревьями спряталось. (Правда, это гораздо дальше от начала нашего путешествия, вниз по улице).
В Московском Университете на углу Моховой и Большой Никитской учился Александр Иванович Герцен (1812 — 1870). В пятидесятилетие со дня его смерти (1930 г.) улица получила его имя.
Это одна из длинных улиц Москвы — почти два километра. Мы шли по первой ее части, если можно так выразится - от Никитских ворот до Моховой.
На пересечении улицы с Бульварным кольцом возвышается здание ТАСС (сейчас - ИТАР-ТАСС) с огромным глобусом на фасаде. Оно, честно говоря, как-то выбивается из настроения этой части старой Москвы - большое, серое и квадратное. Построили его в 1976 году.
А чуть вперед, на другой стороне улицы из М. Кисловского переулка выглядывает красное здание театра им. Маяковского.
С середины XVIII века здание принадлежало старинному роду Стрешневых. В 1885-1887 годах антрепренер и актер Георг Парадиз арендовал этот дом у последней представительницы этой фамилии княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой для своей опереточной труппы и решил перестроить его для театра. За его перестройку в русском стиле взялись архитекторы К.В. Терский и молодой Ф.О. Шехтель. Осенью 1920 года здесь открылся руководимый В.Э. Мейерхольдом Театр революционной сатиры, преобразованный в 1922 году в Театр Революции. В 1943 году он был объединен с Московским театром драмы, а в феврале 1954-го ему присвоили имя Маяковского.
Но мы шли по противоположной стороне улицы, и дошли до тишайшего Вознесенскиого переулка, который был назван так в XVI-XVII вв. по церкви Вознесения Господня на Большой Никитской (Малое Вознесение).
Храм «Малое Вознесение» построил царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, в память о дне своего венчания на русский престол — оно состоялось в праздник Вознесения Господня в 1584 году. В тот же год и сам храм стал впервые известен в истории. Он был выстроен по царскому повелению как приходской для слободы переселенцев из Новгорода и Великого Устюга, переведенных в Москву еще Иваном Грозным — отчего один из храмовых приделов освящен во имя св. Прокопия Устюжского. А затем Вознесенская церковь на время стала домовым храмом патриарха Филарета.
Церквушка эта – островок покоя в шумящем городе. На ограде церкви – высеченные из камня образы святых, такие угловатые, словно эти фигуры были высечены на стенах катакомб, где скрывались первые христиане, почему-то хочется приложить руки к каменным фигурам и стоять и думать о чем-то… Но я вовремя остановилась – холодно…
А церковная «Вознесенская лавка» оформлена была подстать празднику. Вот!
![(600x450, 73Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/b/0/13935/13935397_Lavka.jpg)
Если приглядеться, то можно и меня фотографирующую в стекольном отражении увидеть…
Почти напротив церкви великолепное здание занимает Московская консерватория. Оно перестроено из усадьбы, принадлежавшей сподвижнице Екатерины Великой Е.Е. Дашковой, основательнице Российской академии. Позднее им владел генерал-фельдмаршал М.С. Воронцов. В 1870-х годах дом князя Воронцова приобрели для Московского отделения императорского Русского музыкального общества. Русское музыкальное общество было основано в Москве в 1860 году: Его возглавил знаменитый музыкант Николай Рубинштейн, любимец музыкальной Москвы.
![(541x700, 155Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/13936/13936031_konservatoriya.jpg)
В 1885-1901 годах здание консерватории было перестроено по проекту архитектора В.П. Загорского. Первым в октябре 1898 года открылся Малый зал во флигеле, а затем и Большой зал консерватории в центральном здании. В 1954 году перед зданием был установлен прекрасный памятник одному из основателей Московской консерватории - П.И. Чайковскому, чье имя она носит с 1940 года (скульптор Вера Мухина), а с 1958 года здесь проходят международные конкурсы им. П.И.Чайковского. На ограде памятника воспроизведена партитура "1-го концерта" Чайковского.
Улица, надо заметить, просто «нафарширована» достопримечательностями. А уж фотографировать можно каждый переулок, каждый дом
и даже витрины. Вот это, кстати, витрина магазина английского интерьера и мебели, который, как видно, устраивает распродажу... Но надо вам сказать, цены там и сниженные – ого-го!
На пересечении с Брюсовым переулком - еще одно интересное здание, только недавно освобожденное от многолетних наслоений - это палаты XVII в. Самым ранним известным владельцем палат был некий "провинциал-фискал" Григорий Арасланов, чьим именем сейчас и названы эти палаты.
А на пересечении с Никитским переулком расположено, по-моему, очень известное для многих, а особенно для школьников здание Зоологического музея МГУ - одного из старейших научно-исследовательских музеев России. Свое начало он ведёт от Кабинета натуральной истории, основанного при Московском университете в 1791. В 20-х годах XIX века из коллекций Кабинета были выделены собственно зоологического собрания, которые и составили основу Зоологического музея, специально для которого и построено это соотужение по проекту К.М. Быковского (1892 - 1902).
На противоположной стороне, в Романовом переулке мне очень понравился вид подъезда, что я не удержалась и, перебежав улицу, пошла его фотографировать,
![(600x420, 53Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/b/0/13937/13937553_podezd.jpg)
а в результате запечатлела всю перспективу переулка.
Хотела еще заснять здание Университета в самом начале улицы со входом в ц. св. Татьяны, покровительницы студентов, но здание всё в строительных "лесах".
Вот так незаметно мы добрались до Манежной площади...
Честно говоря, устала... Нет, ни тогда, когда гуляли, а сейчас, пока оформляла, да и Инет, что-то у меня сегодня еле ползает..
Чуть-чуть еще осталось, но это в следующий раз, улица-то закончилась, а вернее мы пришли к ее началу. :)