Зеленый цвет |
Зеленый цвет - самый глубокий и многоликий из всего цветового спектра. Ни один другой цвет не воспринимается человеческим глазом настолько благоприятно как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Он дарит жизненные силы, способствует успокоению, ощущению гармонии и единения с природой.
Зеленый цвет – особый предмет философского размышления и психологического воздействия. Его оттенки характеризуют многогранность, разнообразие и полноту жизни. Его отождествляют с природой, творчеством, летом, пробуждением и созиданием.
Огромное множество загадок таит в себе зеленый цвет, и сквозь призму индивидуальности каждого человека, вновь и вновь проявляется удивительно и непредсказуемо.
Слово зеленый образовано от древнего "зεлъ" - "зеленый" с помощью суффикса прилагательного (получается "вдвойне прилагательное", такая избыточность нередко возникает в языке). В древнерусском существительное "зель" означало "молодая озимь, зелень, трава". Кстати, от него же образовано слово "зелье", первоначально оно означало "настой из трав". С этим словом, в свою очередь, связано выражение "зелено вино", т.е. "водка, настоянная на травах".
Основных оттенков зеленого около тридцати, однако описательных прилагательных в русском языке значительно меньше - горчичный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, полынный, цвет лишайника, медной патины, купоросный, травяной, кабачковый, фосфорический, лягушачий.
Зеленый подсознательно отождествляется с вечной жизнью, с бессмертием. Достаточно вспомнить выражение "вечнозеленый".
Цветовая символика уходит корнями в те далекие времена, когда человек приобрел навык добывать и использовать краски природы. В силу различного развития отдельных стран и народов (порой полюсного) традиции цветовой символики также претерпевают качественные изменения. Так, в странах с низким экономическим уровнем (страны третьего, четвертого и пятого миров) цветовой символизм в культуре развит сильнее, чем в странах, лидирующих в процессе глобализации. Это обусловлено тем, что индустриальное и экономическое развитие апеллирует к утилитарному отношению к цвету, в то время как в странах меньшего экономического достатка, более ярко выражена культурная сфера и ее место в жизни человека.
В Древнем Китае цветовая градация была совокупностью символов важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическому знанию общую систему представляют три группы символов: оттенки цветов, составные и природные элементы, чувства и реакции. По магическим представлениям данные группы исходят из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности. В "Книге перемен" зеленый цвет в числе других представлен в системе цветовой символики, исходящей из принципов теории соответствий.
Зеленый цвет в Древнем Китай представлен одним цветом, обозначающим и зеленый и синий одновременно. Интересен факт, что у древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы и не имели четкого различия в цветовых обозначениях возможно потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.
Зеленый цвет ассоциировался с весной. В качестве стихии и предмета китайцы ассоциировали зеленый с деревом. Сторона света, соответствующая зеленому - Восток, планета - Юпитер, животное - Дракон. В Японии зеленый издревле считался символом весенних сельскохозяйственных обрядов. Зеленый майский плющ - постель для участников весенних оргий.
Самым распространенным цветовым сочетанием Древнего Египта было: зеленый - белый - красный. Цветовое характеристики явлений были неотъемлемой частью древнеегипетской мифологии. Осирис - бог произрастания и царства мертвых изображался в зеленой гамме. Именно зеленый в египетской интерпретации содержит две противоположные тенденции: жизни и смерти, являясь амбивалентным символом. Примером мифологизации зеленого послужит обряд воскресения Осириса в Древнем Египте. В плоском ящике с землей сеяли ячмень, причем контур засеянного пятна имел форму человека, Осириса. Ячмень прорастал, и контур покрывался молодой зеленью ко времени празднования воскресения бога. Здесь явно прослеживается тесная связь между зеленым цветом и возрождением, божественной сущностью хлеба, идеей единства жизни и смерти.
В Древнем Риме зеленый цвет символизировал Венеру и Природу, плодородие полей, симпатию и приспособляемость. А зеленый цвет одежды у мужчин означал женственность, изнеженность, противоестественные склонности и намеком на порок лишь потому, что считался исключительно женским цветом. Даже бытовало клеше "зеленоватые нравы", то есть противоестественные, извращенные.
В отличие от языческого цветового символизма христианский период ознаменовал смену акцентов, когда цвет окончательно перестают отождествлять с Богом или мистическими силами, и он становится их качественным и знаковым атрибутом.
В Средневековье символика зеленого цвета также амбивалентна. В то или иное время на первый план выдвигаются либо положительные, либо отрицательные значения. Зеленый цвет нес в себе земной посыл, означая жизнь, весну, цветение природы, юность и силы молодости. Он имел особое доминирующее положение в христианском искусстве. Однако наряду с такой позитивной символикой, зеленый имел и отрицательную интерпретацию: коварство, искушение, дьявольский соблазн. Властителю тьмы приписывались глаза именно зеленого цвета. Особо боялись колдунов и ведьм с зелеными глазами, преимущественно из-за того, что в народе ходило поверье - зеленые глаза - признак завистливости и жадности обладателя.
Христианству присущ дуализм трактовок цвета. Одна из них нарекает зеленый символом жизни Христа и святых. Один из первых христианских храмов - храм св. Софии в Константинополе - построен на столбах из зеленого мрамора, которые были вывезены византийскими строителями из храма Дианы в Эфесе.
И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов. (О. Мандельштам)
Вот уж где цветовой символизм достигает своего апогея - в странах Ислама. Характеристика цвета несет на себе воздействие и учений Древнего Востока и мифологии Запада. Однако самобытность исламистской символики цвета на лицо. Вследствие того, что данная религия запрещает какие-либо изображения людей и животных, цветовое значение рисунков, живописи и оформления чрезвычайно велико, цвет становится одним из самых выразительных средств. Художественные представления мусульман о мироздании выражались в красочных и неповторимых узорах и орнаментах.
Зеленый цвет - священен, он самый почитаемый. Достаточно вспомнить зеленое знамя пророка. Зеленый цвет символизирует богатейшую природу, жизнь, отдых, оазис. Камни зеленого цвета несут жизненную стойкость, благополучие, счастье и успех в делах. Именно украшения из зеленых камней наиболее популярны и востребованы у мусульман.
Мусульманский лирик Амир Хосров Дехлеви воспевает этот цвет в поэме "Восемь райских садов":
Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах.
Зеленый цвет колеблется в глазах,
Зеленый цвет - наряд любого сада,
И для жасмина стебель - как награда.
Отход от цветовой интерпретации происходит с началом первых буржуазных революций и капиталистических устоев в Западной Европе. Цвет постепенно теряет свои мистическое ассоциации. Отношение к цвету носит теперь скорее практический оттенок, символизм становится бытовым. Намечаются попытки связать цвет с физическими свойствами материи. Возникают категории теплых и холодных цветов.
Наряду с новым осознанием цвета появляется новый аспект - построение метафизической концепции цвета. Исходя из представления света, как духовной субстанции (а темноты, как косной материи), Марсилио Фичино вводит понятие "идеи цвета", согласно которому каждый из двенадцати основных на тот момент цветов символизирует ту или иную стихию или силу. Данная символика оказала влияние на ряд художников (например, Рафаэля), которые базировались на данных интерпретациях, добавляя глубинные смыслы при создании своих произведений.
Появилась сиволика цвета одежды ("цветовой код"), связь между цветами и температурными ощущениями, а также соотношение цвета и темперамента, где зеленый был олицетворением веселья и радости. Постепенно цвет "очеловечивается", становясь символом не сверхъестественных понятий, а самого человека, его мыслей, чувств, стремлений и желаний.
Философия символического мышления того времени антиномична. Жизнь строится на контрастах, богатые - бедные, благородные - безродные и т.д. В изобразительном искусстве также доминируют напряженные контрасты, где зеленый один из основных цветов.
К величайшему сожалению из нашей жизни постепенно уходят и мистическая символика, и культурный подтекст цвета и таинство расшифровки цветовых посланий. Одним словом цветовая символика стала архаикой. Принципиально новые смыслы появляются крайне редко. Однако некоторые изменения в интерпретации все же есть. Цветовую символику активно употребляют общественно-политические движения, в частности организации по защите природы и животных избирают доминирующим цветом своих логотипов и плакатов - зеленый. Многие страны выбрали зеленый цветом денежных купюр.
Зеленый ассоциируется с надежностью, безопасностью, законностью. Можно вспомнить зеленый цвет светофора, разрешающий движение. И хотя зеленый флаг на корабле в средние века был символом того, что судно терпит крушения, зеленый на флагах государств - признак обилия природных богатств и развитого сельского хозяйства. Зеленое кольцо в пяти кольцах Олимпийских игр символизирует Австралию.
За последнее время интерпретация зеленого цвета свелась к определенной группе явлений. Эти данные активно используют в дизайне и цветотерапии. Итак, зеленый отождествляют с мягкостью, добротой, природой, жизнью, гармонией, верой, экстравертностью, естественностью, солидностью, благополучием, последовательностью, но в то же время с эгоизмом, изоляцией, требовательностью и ипохондрией.
Все события, явления и процессы терпят эволюционные или революционные изменения, трансформацию, меняя свои смыслы и значения, приобретая новое место и роль в жизни. Вчера зеленый цвет - символ распутства и порочности, сегодня - покоя и гармонии, какая трактовка ожидает нас завтра?
Мы живем в по-своему сложном времени, когда жители развитых государств, лидирующих в процессе глобализации, мечутся в выборе между сохранением природной уникальности и чистоты планеты и стремительным промышленным и экономическим прогрессом, пока еще несущим за собой экологические разрушения. Экопроблемы наступающего тысячелетия многочисленны. Это вопросы сохранения источников пресной воды, тропических лесов - легких нашей планеты, проблемы озоновых дыр, загрязнение воды и атмосферы, исчезновение редких животных и многое-многое другое.
К счастью, появляется все больше "зеленых" организаций. Однако и перечень грядущих экокатастроф неумолимо увеличивается. Вероятно, на ближайшие несколько столетий зеленый цвет в общественной трактовке надолго укрепит свое природное значение, характеризуя единение с планетой, желанием ей помочь, гармонизировать отношения между всеми обитателями Земли и добиться экологического равновесия. И работа в этом направлении ведется непрерывно во всех сферах.
Появился термин "зеленый" дизайн в архитектуре. Прекрасным примером служит станция, открывшаяся недавно в Ливерпуле, ставшая новой вехой в экологическом строительстве. Вместо цемента использовался отработанный доменный шлак, что позволило избежать выброса углекислого газа более, чем 300 тонн (что было бы неизбежно при производстве цемента). Здание оборудовано системой очистки и сбора дождевой воды, что позволило снизить потребление водопроводной воды на
В авиации также намечается тенденция "зеленого" авиастроительства. Израиль в данный момент разрабатывает беспилотный самолет, использующий энергию Солнца, способный находится в воздухе до 24 часов. Другой вопрос, будет ли эта разработка использоваться в мирных целях.
Возник термин "зеленый" автомобиль, после того, как ученые начали разрабатывать модель экологического авто, использующего вместо традиционного топлива определенные сплавы, позволяющие избежать вредных выбросов в атмосферу.
А самым емким "зеленым" термином на сегодняшний день являются "зеленые" технологии. К ним относятся и строительство фабрик по "производству" облаков, повышающих отражательную способность облаков верхнего слоя, что позволит снизить парниковый эффект планеты; и устройства, превращающие выбросы тепловых станций в биодизельное горючее, используя водоросли, способные снизить вредные выбросы; и изобретение бесконечно используемой офисной бумаги, информация на которой исчезает спустя несколько часов, позволяющую прекратить варварскую вырубку лесов и многое другое. Конечно, до внедрения "зеленых" технологий с повседневную жизнь должно пройти еще много времени, но для нас важно одно: грядущий век ознаменует новую "зеленую" эру, способную изменить ("озеленить") жизнь человека и его взгляды на мир.
Рубрики: | размышлизмы фото-графика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |