ВИЙ (2008)
Полнометражный художественный фильм
Статус: Съемочный период
Жанр: Мистический триллер по повести Н.В.Гоголя (Экранизация / Ужасы / Мистика / Триллер)
Слоган: "Правда в тебе", "Самый страшный российский фильм"
Продолжительность: 112 мин.
Бюджет: $21 000 000
Продюсеры: Сергей Созановский, Леонид Огородников, Алексей А. Петрухин
Исполнительные продюсеры: Марина Панова, Олег Степченко, Алексей Рязанцев
Режиссер-постановщик: Олег Степченко
Cценарий: Олег Степченко (соавтор сценария), Александр Карпов (соавтор сценария)
Сюжетная основа: Николай Гоголь, повесть "Вий"
Композитор: Антон Гарсия
Оператор-постановщик: Владимир Смутны
Художник-постановщик: Мартин Мартинес, Ян Кадлец
Художник по костюмам: Ярмила Конечна
Второй режиссер: Максим Малинин
Художественная группа: Карел Ванясек (художник-реквизитор) Александр Коза(художник-декоратор)
Трюки: Иржи Куба (постановщик)
В ролях:
Алексей А. Петрухин - Хома
Ольга Зайцева - Панночка
Лев Дуров - Явтух
Александр Карпов - Панас
Нина Русланова
Юрий Цурило
Андрей Смоляков
Анна Чурина
Петр Федоров
Николай Чиндяйкин
Анатолий Гущин
Иван Моховиков
Александр Яковлев
Ёла Санько
Алексей Огурцов
Игорь Жижикин
Олег Тактаров
Производство:совместное производство кинокомпаний RFG (ROSPOfilm Group), STEP by STEP, киностудии «21е ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» и при участии чешской кинокомпании ANKOR-film (Чехия)
Кинодистрибьютор в России: "RFG", "Каропрокат"
DVD-дистрибьютор в России: "Vox Video"
Другие названия фильма:
Viy (латинская транскрипция)
Языки фильма: русский.
Цвет: Цветной.
Звук: Dolby Digital.
Тип съёмки: Кинопленка 35 mm.
Описания:
1. Начало XVIII века. Картограф Джонатан Грин совершает научное путешествие из Европы на Восток. Проследовав через Трансильванию и преодолев Карпатские горы, он попадает в затерянную среди непроходимых лесов деревушку. Только воля случая и густой туман могли занести его в это проклятое место. Народ, живущий здесь, не похож ни на один доселе виданный путешественником. Эти люди, оградив себя от остального мира глубоким рвом, наивно верят, что смогут уберечься от нечисти, не понимая, что она уже давно поселилась в их душах, и только ждет случая, чтобы вырваться наружу. Даже в страшном сне ученый-материалист не предполагал, что здесь ему уготована встреча с верным слугой дьявола.
2. "...Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником, и никто не найдет теперь к ней дороги". (Н.В. Гоголь, "Вий")
Прошло время. Сотник, отец панночки, тронулся рассудком, и, во избежание проникновения в его вотчину всякого рода нечисти, приказал прокопать вокруг хутора и прилегающих к нему земель глубокий ров, а сверх того – обнести все высоким частоколом. Теперь в хутор можно было проехать только через подъемный мост, который день и ночь охраняли верные сотнику люди. Немногие могли попасть на хутор. Около подъемного моста постоянно прозябали десятками: калеки, юродивые и прочий сброд. Те же, кому позволяли перейти через мост,
подвергались строжайшему досмотру. Ходили слухи, что сотник опасался возвращения Вия.
В один из дней на хуторе появился ученый. С момента его появления в вотчине сотника начинают происходить загадочные убийства. Жители, слывшие до сих пор людьми добропорядочными, вдруг стали агрессивными и жестокими.
Ученый начинает расследование. Скоро он узнает, что Вий действительно существует. Смерть бурсака Брута, и все происшествия последних дней не случайны. Постепенно он приходит к разгадке тайны Вия. Страшен не сам Вий, существо безобидное, сколько его взгляд. Стоит любому смертному посмотреть Вию в глаза, как все грехи, страхи, ужасы и страсти, бывшие в темной душе взглянувшего, сонмом демонов бросаются на несчастного. Человек же чистый по природе своей может без страха смотреть в глаза Вию.
Правда в Тебе.
"Вий — чудовище, живущее в топях болот. Обладает магическим взглядом, проникающим в человеческую душу и открывающим ее для всякой нечисти. От взгляда Вия нет спасения" (Славянская мифология).
Первая экранизация "Вия" вышла на экраны в 1967 году и скоро ей исполнится уже 40 лет. Тогда фильм с Натальей Варлей и Леонидом Куравлевым в главных ролях был назван "первым советским фильмом ужасов" и занял в отечественном прокате 13-е место (что тоже символично).
Сценарий написан по первому варианту "Вия", в свое время раскритикованному В. Белинским за обилие мистики. От старой версии новая постановка отличается современными компьютерными спецэффектами и неожиданным гримом известных актеров.
Прокат мистического триллера "Вий", обещающего стать российским мегапроектом, стартует 12 марта 2009 года. По словам продюсеров картины, перенос релиза связан с желанием приурочить выход фильма к юбилею выдающегося писателя Н.В.Гоголя: 1 апреля 2009 года исполнится двести лет со дня рождения автора "Вия", "Мертвых душ", "Шинели", "Вечеров на хуторе близ Диканьки" и многих других произведений, вошедших в анналы не только отечественной, но и мировой литературы.
Напомним, что за основу сценария была взята первая редакция "Вия". Окончательным этот вариант легендарной повести оставался недолго: из-за критики В.Белинского, посетовавшего на обилие мистики в произведении, он был переписан Гоголем.
Создатели нового "Вия" обещают поразить не только мистикой, но и размахом, и спецэффектами. Достаточно сказать, что съемки фильма проходят в Чехии, ставшей в последние годы европейским филиалом Голливуда. Над проектом работают как отечественные, так и зарубежные специалисты, принимавшие участие в создании многих голливудских проектов: "Ван Хельсинг", "Идентификация Борна", "Братья Гримм", "Лига выдающихся джентльменов", "Жанна Д’Арк" и многих других.
В главных ролях задействованы: Лев Дуров, Андрей Смоляков, Николай Чиндяйкин, Нина Русланова, Анна Чурина, Евгений Цыганов, Юрий Цурило, Иван Моховиков, Анатолий Гущин, Александр Карпов, Александр Яковлев, Ольга Зайцева, Алексей А. Петрухин, Алексей Огурцов, Игорь Жижикин, Олег Тактаров и другие актеры. Продюсерами картины по-прежнему держится в секрете имя исполнителя главной роли (путешественника и картографа Джоната Грина), которым стал актер мирового уровня. В продюсировании картины, помимо кинокомпании RFG ( ROSPOfilm Group), уже приняли участие кинопрокатная группа "КАРО" и украинский телеканал "Интер" ("Iнтер"). По словам представителей топ-менеджмента "Интера", экранизация классического произведения Гоголя, безусловно, будет интересна не только российским, но и украинским зрителям. Особенно в годовщину со дня рождения Н.В. Гоголя, по праву считающегося русско-украинским писателем.
20 апреля 2006 года
Продолжается работа над мистическим триллером «Вий»
Кинокомпании RFG (ROSPOfilm Group) и Step By Step Film при участии чешской кинокомпании ANKOR-film продолжают работу над мистическим триллером «Вий» (по мотивам одноименного произведения Н.В. Гоголя).
Вот что говорит о новом отечественном проекте, обещающем стать «самым страшным российским фильмом», его режиссер Олег Степченко: «Представьте, что на земле есть такое место, некая аномальная зона, где даже воздух пропитан нечистью. Все люди в этом месте с наступлением ночи, как змеи во время линьки, сбрасывают свои телесные оболочки, и из них вылупляются безобразные чудища: гады всех мастей, химеры, грифоны. Их тела покрыты пушком, как у только что народившихся цыплят. Даже в таком виде они адски ужасны, и только можно вообразить себе, какими они станут, когда оперятся. А теперь представьте себе, что в этом раковом очаге земли волею провидения оказались вы. Вот что я отвечаю, когда меня спрашивают, о чем фильм «Вий».
Продюсеры фильма пока не разглашают информацию о том, кто исполнит главные роли в картине, однако известно, что одним из этих актеров может стать легендарный англичанин Шон Бин (Sean Bean). В остальных ролях будут задействованы: Лев Дуров, Андрей Смоляков, Николай Чиндяйкин, Нина Русланова, Анна Чурина, Евгений Цыганов, Юрий Цурило, Иван Моховиков, Анатолий Гущин, Александр Карпов, Александр Яковлев, Алексей А. Петрухин, Алексей Огурцов, Игорь Жижикин, Олег Тактаров, Ёла Санько и др.
Кроме того, в работе над картиной задействованы и европейские специалисты, принимавшие участие в создании многих американских и европейских блокбастеров:
Оператор-постановщик: самый известный современный чешский кинооператор, профессор кафедры операторского искусства Пражской киноакадемии, Владимир Смутны (Vladimir Smutny). Выступал оператором-постановщиком фильма «Коля» (“Kolya”), удостоенного в 1997 году премии «Оскар» за лучший иностранный фильм. Кроме того, Владимир Смутны является обладателем четырех «Золотых львов» – высшей чешской кинопремии.
Художник-постановщик: Ян Кадлец (Jan Kadlec). Один из самых ярких молодых чешских художников-постановщиков. Выпускник Пражской Академии изящных искусств. Участник многочиcленных художественных выставок, как в Чехии, так и за рубежом (Москва, Лондон, Лиссабон, Вена, Берлин). Принимал участие в создании фильмов “Snow White In Black Forest“ (США), “Tatort“ (Германия). Как художник-постановщик работал над чешскими фильмами «Кровь исчезнувшего» (“Krev Zmizeleho”), «Эксперты» (“Experti”), «Кошки» (“Kocky”), «То жаркое лето в Мариенбаде» (“To Horke Leto v Marienbadu”) и другими картинами.
Художник-реквизитор: Карел Ванясек (Karel Vanasek). Среди его работ картины «Идентификация Борна» (“The Bourne Identity”) Дага Лаймана, «Братья Гримм» (“The Brothers Grimm”) Терри Гиллиама, «Жанна Д’Арк» (“The Messenger: The Story Of Joan Of Arc”) Люка Бессонна, «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. В 2003 году удостоен премии «Эмми» за фильм «Гитлер: восхождение зла» (“Hitler: The Rise of Evil”).
Художник-декоратор: Александр Козак (Alexander Kozak). На его счету работы в фильмах: «Братья Гримм» (“The Brothers Grimm”), «Лига выдающихся джентльменов» (“The League Of Extraordinary Gentlemen”) Стивена Норрингтона, «Хеллбой» (“Hellboy”) Гиллермо дель Торо и многие другие.
Художник по костюмам: Ярмила Конечна (Jarmila Konecna). Обладатель Золотой медали Пражской Квардиенале. Она является одной из ведущих и наиболее авторитетных чешских художников по костюмам, работающих в театре и кино.
Разработчик трюков (каскадер): Иржи Куба (Jiri Kuba). Как режиссер-координатор участвовал в постановке хореографии боевых сцен, дуэлей, обучении актеров для более чем 100 фильмов, среди которых: «Жанна Д’Арк» (“The Messenger: The Story Of Joan Of Arc”), «Сталинград» (“Stalingrad”), “Fatherland”, «Братья Гримм» (“The Brothers Grimm”). Владелец каскадерского агентства IPON, созданного в 1995 году. В качестве режиссера-координатора принимал участие в фильме «Зелари» (“Zelary”), номинировавшегося на премию «Оскар» в 2004 году, как лучший иностранный фильм.
9 октября 2006 года
«Вий»: выдержки из материала газеты «Московский комсомолец»
Скоро нас напугают ужастиками по Гоголю. Перевернется ли в гробу автор? Знаменитая повесть Гоголя внезапно стала центром внимания наших кинематографистов… Небезызвестный Олег Степченко, режиссер «Мужского сезона. Бархатной революции» и «Сматывай удочки», снимает своего «Вия».
Как оживили нечисть
…Олег Степченко намерен бережно отнестись к литературной первооснове. Но это отнюдь не означает, что в его фильме мы увидим привычный нам сюжет Гоголя. Степченко отыскал в академических архивах самую раннюю редакцию знаменитой повести. О ее существовании режиссер узнал из переписки Гоголя с известными в то время критиками. Литературная общественность в целом хвалила сборник «Миргород», вышедший в 1835-ом году, но «Вия» категорически отвергали за мистицизм. Авторитет Белинского и его коллег-критиков сделал свое дело. Но «Вия» Гоголь, на наше счастье, не сжег. Несколько лет спустя, в 1842 году, он не только сильно сократил некоторые сюжетные линии, но и выкинул самое интересное: несколько страниц описаний нечисти.
Также писатель изменил финал, намекающий, что Хома остался жив. И вот Степченко нашел эту раннюю редакцию, несколько лет просуществовавшую в «Миргороде». Гнева тени Белинского он не убоялся и решил сделать фильм близким к первоначальному замыслу великого писателя. От себя он добавил лишь одного персонажа — картографа Джонатана Грина. Этот герой прибыл в отдаленный мрачный город по служебной надобности и узнал историю про Хому Брута. (Погибнет ли семинарист или нет, Степченко пока не говорит). Кроме того, местные жители рассказали Джонатану множество других разных страшных историй, а потом он и сам столкнулся с нечистью. Решительный Степченко нисколько не боится жутковатых слухов о мистических происшествиях, которые преследовали создателей «Вия» в советские времена.
– Что вы! Никакой мистики, - улыбается Олег. – Есть только обычные предрассудки. Просто люди очень верят в них. В реальности ничего страшного не происходит. Когда я проводил кастинг, актеры поведали столько разных историй, что у меня даже возникла идея снять по ним отдельный фильм. Некоторые, возможно, войдут в «Вий» как рассказы местных жителей. А уж сколько про Наталью Варлей понарассказывали! Один говорил, что на съемках «Вия» она потеряла глаз, другой, что - ногу…
Кого же Степченко утвердил на главные роли, он до сих пор не говорит. Ходили слухи, что на роль картографа пробовался знаменитый французский актер Венсан Кассель.
– Да. Мы вели с ним переговоры, - подтвердил режиссер. Кассель так устал играть негодяев, что роль хорошего парня его очень заинтересовала. Но я его не утвердил. Для меня звездный статус актера не важен.
Фильм снимается в Чехии. Работу над Степченко разбил на несколько этапов. Сначала он сделал всю техническую часть, то есть эпизоды, в которых необходима компьютерная графика. Затем - непосредственно игровую часть картины. Сейчас доснимают сцены полетов на гробу в церкви. Потом - перерыв, но к весне съемки планируют все же закончить.
«Вий» выйдет в 2009
Прямиком из кулуаров открывающегося завтра в Сочи Кинорынка к нам поступила информация об очередном долгострое. «Вий» Олега Степченко, премьеру которого мы ждали и в конце прошлого, и в начале этого года, переехал на 2009 год – аккурат к двухсотлетию Гоголя.
Дело в том, что съемки фильма по-прежнему не завершены. Условно поделенные на семь этапов, они возобновятся этим летом в Праге, где пройдет работа над самыми сложными эпизодами с трюками и животными, а полностью картина будет готова к концу 2008 года.
«Фильм будет мегапроектом, мы не хотим опускать намеченную планку, поэтому предпочли качество срокам» – прокомментировал ситуацию продюсер Алексей А. Петрухин газете Action!daily.
Интервью с Олегом Степченко:
Режиссер готовящегося к выходу фильма «Вий» Олег Степченко рассказал об утопленницах,
страхе смерти и настоящем Гоголе, не испорченном Белинским.
До того как снять фильм ужасов по Гоголю, Олег Степченко занимался безобидными, в
сущности, делами: изготавливал клипы для Пугачевой, Киркорова и Децла, снимал смешные
«Сматывай удочки» и энергичный «Мужской сезон. Бархатная революция». В «Вие» же, как
обещает режиссер, все будет по правилам жанра: у панночки – черные волосы на лицо, гробы
летают, а люди натурально превращаются в нелюдей.
– Тут у вас в афише слоган «Правда в тебе». Это что значит? Что если ты, мол, хороший, то и
Вий тебя не тронет? У Гоголя, насколько припоминается, такого месседжа не было.
– Ну, это у нас такие наброски. Людям нравится, когда месседж фильма понятный. Вот мы его и
придумали. А Вий есть Вий. Ему все равно.
– Вы часто говорите, что снимаете кино, понятное для всех. Но «все» – это в основном те, кто
смотрит передачу «Аншлаг». Не обидно?
– Да нет, наоборот. Я тут как-то подумал: а почему, собственно, мне нравятся японские,
корейские, китайские, французские или, скажем, вьетнамские фильмы? И мне абсолютно
понятно, какой там сюжет и какая проблема решается. При этом неважно, с чем они там бегают
– с мечом, автоматом или топором. Проблема решается одна – общечеловеческая. А в нашем
кинематографе ничего, кроме высокохудожественного, авторского и малопонятного кино, не
было. Мой «Мужской сезон» – первый в России фильм мирового качества. После него все вдруг
увидели, что у нас наконец-то начали снимать как весь мир снимает. Стандартное, понятное
кино мирового уровня.
– «Мужской сезон» как-то очень хорошо встретили за рубежом. Чуть ли не «Оскара» прочили,
правда, за операторскую работу. «Вию» такую же судьбу предрекаете?
– Конечно, хотелось бы. Сейчас решаем вопрос с западным прокатом. Ведь получается что?
Наших фильмов, которые активно путешествуют по миру, по пальцам пересчитать. Ну в Европу
еще, может быть, и ездят. А, к примеру, в Китай? После «А зори здесь тихие» они же ничего
русского не смотрели. И потом, если западным людям просто рассказать про Вия, что это, мол,
такой старик с бровями до земли, они скажут: ерунда. Ну, чудище. У нас знаете какие чудища
есть? А удивить их можно только одним способом: показать, какие у нас есть потрясающие
мифы, предания и еще много чего. Причем показать на их же собственном языке. «Вий» – это
самая сильная мистическая вещь, которая есть в России вообще.
– Кстати, о языке. Многие, кто видел трейлер, упрекают вашего «Вия» за то, что, например,
Панночка – один к одному девочка из «Звонка». Те же мокрые черные волосы на лицо, те же
пальцы нехорошие.
– На самом деле это еще у Гоголя было – черные волосы. Черные волосы – это вообще
стандарт. Международный знак страшного. И «Звонки» тут ни при чем. Не может быть
страшным платье из кринолина. Точнее, может, но с другим подтекстом. Или, например,
полная луна. Тоже знак чего-то страшного и опасного, на который реагируют даже собаки.
Никуда от этого не денешься. Когда волосы черные, мокрые и падают на лицо, это очень
страшно. А по-другому как ты испугаешь? Если взять Панночку, которую сыграла Варлей, так
она тоже ходила с черными волосами и скрюченными пальцами.
– Но у Варлей волосы лицо не закрывали.
– По-разному было. Она была тогда очень красивая, и режиссер хотел крупно показывать ее
лицо и актерскую игру. Сейчас, к сожалению, все надо делать быстро, чтобы быстро затем
показать. Долго снимать может себе позволить только Герман. Поэтому шероховатости
приходится сглаживать разными средствами. Кстати, и утопленница у Гоголя была. Ганна.
Помните? Так что черноволосых утопленниц вовсе не азиаты выдумали, а мы, Россия.
– Тогда уж Украина.
– Ну да. Тогда Украина принадлежала России. У нас полфильма компьютерных спецэффектов,
которые полностью соответствуют мировым стандартам: трехмерные летающие гробы,
персонажи, которые постоянно во что-то превращаются, скачущие ведьмы. Превращение
людей в чудовища тоже трехмерное.
– Еще немного смущает другой слоган на афише: «Самый страшный российский фильм ужасов».
– Но он действительно страшный! Помимо мистического страха, который я попытался сделать
максимальным, там есть постоянное ощущение близости смерти. И физический страх
предательства. Это уже идет от людей. Причем непонятно, какой страх страшнее. Мы доводим
эту идею до логического конца. Типа самое-то страшное – не мистические дела со всеми этими
зверями, чудищами и т.п., а люди. Они несут безысходность. Так что у нас страх в двойном
флаконе.
– У Гоголя тем не менее много иронии. У вас это присутствует?
– Если вы смотрели «Сматывай удочки», могли заметить, что с юмором у меня все в порядке.
Гоголь – это один из моих любимых писателей. Даже самый любимый, и поэтому я очень
бережно отношусь к его иронии.
– То есть у вас, получается, и ужасы, и улыбки в одном флаконе. Вы взяли какую-то особую
версию гоголевского «Вия»? Не ту, что в фильме 1967 года?
– Да, мы написали сценарий по первому доредакционному варианту «Вия». Он просуществовал
всего восемь лет. Когда Белинский прочитал «Миргород», он сказал Гоголю: «Все хорошо в
повести, кроме самого Вия и всего фантастического». Гоголь начал оправдываться: «Но ведь это
предание!» А Белинский: «Да убери ты это все, и будет хорошо!» И бедный Гоголь взял и все
отредактирвоал. А первая версия между тем очень любопытна.
Там все очень подробно расписано. Например, Хома с Панночкой вполне могли быть знакомы,
что в этой истории много меняет. Или, например, в конце повести церковь заколачивают и
забывают к ней дорогу. Странно, ведь люди на Украине очень религиозны. Никто не обратил
на это внимания, а мы обратили. Или еще. Хому привозят на хутор, где он попадает в
атмосферу отчужденности и вражды. Ведь его по-настоящему так никто и не пожалел. Тоже
интересно. И страшно. В общем, мы все эти ниточки попытались распутать и копнули такую
историю, причем настоящую, о которой никто уже и не помнит. Например, в нашем фильме
можно найти ответ на вопрос, почему папу римского не пускают в Россию.
– Вы за короткий срок сделали неплохую режиссерскую карьеру. Теперь вот за классику, причем
не за самую простую, взялись. Не страшно?
– Надо просто делать что считаешь нужным. А получится или нет, уже будут решать духи. И
зрители. Духи, кстати, у нас персонажи положительные, хотя и страшные.
07 АПРЕЛЯ 2006 12:22
Трейлеры и тизеры к фильму:
http://filmz.ru/film/879/video/
http://www.kino-govno.com/forums/index.php?showtopic=175207&st=0&p=455286entry455286 (рекомендую сразу сюда)
http://filmz.ru/pub/9/6094_1.htm
http://filmz.ru/pub/9/6094_1.htm (или сюда)
http://www.rospofilm.ru/viy_trailer.htm
http://www.kinopoisk.ru/level/16/film/229069/
http://www.takoe-kino.com/vij.htm
http://www.okino.org/films/view/vijj-id1940.html,trailers
http://www.oko.by/2007/02/15/vijj.html
(вообще-то их много)
официальный сайт фильма (ещё на разработке):
www.viymovie.com
Страница фильма на сайте компании "ROSPOFilm":
http://www.rospofilm.ru/viy.html
Страница фильма на сайте "Кино России"
http://www.kinoros.ru/db/movies/675/index.html?1195482805264
Ждём фотографий, у меня их та-акое количество накопилось... и не боимся читать весь этот объём материала, и видеоматериалы скачиваем (правда, и я ещё далеко не всё скачала)
Александр Яковлев - Кривой:
Алексей А. Петрухин - Хома:
Карета картографа и путешественника Джонатана Грина:
Халява (Иван Моховиков) и Горобец (Анатолий Гущин):
Кривой (Александр Яковлев):