Человек и одежда-Процесс моделирования одежды- 2 Teil
6. ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО КАНОНЫ
По пропорциональности отдельных частей тела различают три основных типа человека: долихоморфный, мезоморфный и брахиморфный.
Изучение соотношений частей тела человека с его ростом и между собой необходимо потому, что знание их позволяет решать пропорции одежды так, чтобы представить фигуру человека в наиболее выгодном виде.
ЗАВИСИМОСТЬ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ОТ ФИГУРЫ, ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА И ВРЕМЕНИ ГОДА
Изменение формы одежды в зависимости от возраста вызывается изменением внешности человека на протяжении всей его жизни. Человек пользуется одеждой с первых дней своего рождения до конца жизни. И в каждый период жизни, в каждом возрасте человек имеет свои отличительные особенности. В каждом возрасте нужно подчеркивать определенные черты внешности, отдельные части тела формой и деталями одежды, костюма. На рис. 7 и 8 приведена последовательность, в которой нужно подчеркнуть, выделить отдельные части тела женщин, мужчин и детей в определенном возрасте (по Э. М. Белютину [24]).
Девочке 1 - 2 года. Смещение пропорционального членения в костюме относительно пропорций тела. Платье должно быть очень коротким, открывающим ноги, не мешающим движению, свободным, широким.
Девочке 5 лет. Одежда покрывает небольшую часть фигуры, выделяют голову и ноги.
Девочке 10 лет. Для этого возраста характерно появление талии. Одежда покрывает уже большую часть фигуры, состоит из двух частей: юбки и лифа подчеркивающих линию талии.
Девушке 15 лет. Формирование костюма производится с учетом анатомического строения фигуры девушки; фиксируется появление груди, платье своей формой подчеркивает грудь, линию плеч и руки.
Девушке 18 - 20 лет. В формировании костюма преобладает женственное начало и поэтому в зависимости от моды художник подчеркивает бедра, талию, грудь.
Женщине 30 лет. Особая тщательность в оформлении туалета, особое внимание уделяется прическе, ногам, рукам.
Женщине 40 лет и выше. Костюм и отношение к костюму служит фоном для проявления индивидуальности женщины, главенствует лицо, его интеллект.
Говоря о различных формах одежды, необходимо учитывать и облик человека, его характер и другие качества.
Природа наделила каждого человека индивидуальной внешностью, и это требует определенного подхода к оформлению его образа, так как есть какие-то внутренние характерные черты, которые тем не менее играют решающую роль в выборе формы и цвета одежды.
Существует два мнения. Некоторые художники пользуются разработанными таблицами подбора форм и цвета одежды в зависимости от особенностей сложения фигуры человека, от цвета кожи, глаз, волос, давая в каждом конкретном случае определенные рекомендации форм и цветов. Другие исходят из того, что в данное время модно, игнорируя всякие другие рекомендации.
Форма и цвет одежды должны не только подчеркивать или маскировать какие-то черты внешности, они должны быть осмысленны, соответствовать внешности 'и возрасту человека.
Форма одежды зависит также от деятельности человека.
Как бы хорош ни был костюм для театра, его не надевают для домашнего отдыха. Как бы ни удобна была домашняя пижама, в ней никто не пойдет работать в учреждение или на завод. В костюме для спорта не отправятся на банкет и танцы. В пальто не будут кататься на коньках.
Форма и цвет одежды, ее дополнений, составляющих вместе костюм, прическа, грим, украшения могут образно отражать настроение человека от смены времени года и самый характер времени года.
Весна. Весна являет нашему взгляду картину пробуждения природы, картину расцвета жизни, картину молодости и свежести и это порождает у людей приподнятое, радостное настроение. Восприятие предметов эмоциональное. В костюме все должно быть несколько условное, немного одинаковое. Цвет должен быть не составным, а чистым. В рисунках и фактуре нежелательны контрастные сочетания.
Цвет одежды и дополнений должен быть равноценен. Костюм не допускает резких переходов сочетаний цветов. Туфли светлые, легкие. Косметика легкая.
Лето. Летом все равнозначно. Подчеркивается кожа, тело. Одежда легкая, яркая, естественных цветов. Узор тканей крупный. Туфли ярких цветов, легкие. Чулки, если нужны, то цвета тела. Бижутерия яркая, крупная. Косметика минимальная, подчеркивает только губы.
Осень. Осенью костюм характеризуется некоторой тяжестью, массивностью, плотностью. Самое важное - материал, его рисунок, фактура, ворс. Цвет одежды, дополнений должен быть сложный, приглушенный. Чулки плотные, могут быть цветные. Обувь соответствует общей плотности одежды, может быть закрытой, матовой, на толстой подошве.
Прическа более крупная. Косметика усиливается. Бижутерия крупная.
3има. Если по ассоциации-осень плотная, массивная, то зима- легкая. Зимой значение одежды возрастает еще больше. Ткани, материалы плотные, теплые, но легкие. Подчеркивается застежка одежды. Чулки окрашенные. Обувь тяжелая по цвету, но легкая по форме. Бижутерия из натуральных материалов: золота, серебра, дерева, легкая по форме. Прическа крупная. Косметика подчеркивает кожу лица.
7. Основы композиции костюма
СУЩНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ И ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ В КОСТЮМЕ
Композиция - объединение всех элементов формы художественного произведения в органическое единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание данного произведения.
В прикладном искусстве различают два вида композиции:
1. Композиция на плоскости (ткани, ковры, обои, различные штучные изделия, скатерти, платки и др.
2. Объемная композиция, занимается художественным решением костюма: одежды, обуви, головных уборов и др.
Композиция в одежде - составление всех элементов ее формы средствами построения единства для выражения ее содержания. Во всяком художественном произведении все элементы, его слагающие, должны быть оправданы. Все лишнее или недостаточно хорошо выражающее мысль автора должно быть отброшено.
Говоря о цветах, различают их как холодные и теплые, цвета весны или цвета осени.
Столь же определенный характер имеют воспринимаемые нами пространственные отношения формы, сама форма, ее детали. Эмоции, возникающие в этом случае, объясняются тем, что формы предметов и одежды, их цвет, очертания и другие качества связаны с представлениями о покое, движении, взлете, падении и т. д.
Это можно заметить, если сопоставить эмоциональное воздействие на человека различных линий и геометрических фигур. На рис. 10 показаны несколько геометрических линий. Если сравнить эмоции, вызываемые этими линиями, то сразу можно почувствовать их различие: горизонтальная линия - покой, горизонт; вертикальная - стремление вверх; наклонная линия - неустойчивость, падение; ломаная линия - переменное движение; волнообразная линия - равномерное движение, качание; спиральная линия- вращение.
Из сравнения показанных на рис. 11 двух треугольников видно, что приземистая форма первого треугольника, основание которого много больше его высоты, вызывает совсем иное впечатление, чем устремленная вверх форма второго треугольника. Рассмотрим три треугольника на рис. 12. Обращает внимание, что устойчивость, равновесие и динамика каждой формы треугольника совершенно различна.
Какие бы фигуры мы ни рассматривали, увидим, что различные очертания воспринимаются по-разному. Если взглянуть на фигуры, изображенные на рис. 13 и рис. 14, то можно окончательно убедиться, что различные формы вызывают различные эмоциональные чувства.
В эмоциональных реакциях людей на различные формы окружающего их мира есть, конечно, немало субъективного, индивидуального, однако в своей основе все человеческие переживания имеют объективный характер. Это объясняется тем, что у людей вырабатывается общее и устойчивое эмоциональное отношение ко всем предметам, которые участвуют в их жизни и деятельности.