-Метки

Анна Ахматова Антуан де Сент-Экзюпери Юнна Мориц а.с.пушкин авторское александр блок александра феодоровна романова алексей апухтин алексей хомяков аля кудряшева андрей дементьев аполлон майков арсений тарковский архимандрит иоанн крестьянкин архимандрит рафаил карелин афанасий фет белла ахмадулина борис пастернак булат окуджава вадим шефнер валентина дроздовская валерий брюсов василий жуковский вероника тушнова виктор гончаров виталий кальпиди владимир высоцкий владимир набоков владимир соловьев г. адамович - сборник "облака" георгий адамович георгий иванов давид самойлов даниил андреев дмитрий быков дмитрий кедрин дмитрий мережковский дои бансуй зинаида гиппиус зинаида миркина иван бунин иван ильин иван никитин иван тургенев иван шмелев игумен никон (воробьев) инна филиппова иннокентий анненский иосиф бродский к.р. константин бальмонт лариса миллер лариса патракова лариса рубальская леди лайя леонид филатов лидия червинская максимилиан волошин марина цветаева мария петровых мирра лохвицкая митрополит иларион (алфеев) митрополит сурожский антоний михаил агеев михаил лермонтов монах варнава санин муса джалиль неизвестный автор николай ii николай гумилев николай заболоцкий николай рубцов ольга берггольц осип мандельштам петр вяземский поэты парижской ноты преподобный серафим саровский протоиерей артемий владимиров протопресвитер александр шмеман райнер мария рильке расул гамзатов роберт рождественский самуил маршак святитель николай сербский святитель феофан затворник святой праведный иоанн кронштадтский сергей есенин сергей козлов старец паисий святогорец стихотворения в прозе татьяна кузовлева уильям шекспир федор михайлович достоевский федор тютчев черубина де габриак эдуард асадов эрих мария ремарк юрий левитанский юрий терапиано яков полонский

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Плесень

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Литературное_Кафе pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.01.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 3203


Восприятие фотографий

Понедельник, 08 Июля 2013 г. 13:31 + в цитатник
Цитата сообщения Topbot Восприятие фотографий



Париж, июнь 2013 г

Вчера в комментариях была поднята вечная тема, смысл которой можно свести к следующему вопросу: «объясните, почему эта фотография должна мне нравиться». Ответ на него достаточно прост – фотография ничего никому не должна, то есть не должна нравиться или не нравиться. Зритель вправе как восхищаться фотографией, так и возмущаться ею, а также проявлять любую другую реакцию между двух крайностей, например, остаться равнодушным. Однако я обещал изложить свою точку зрения чуть более детально и заодно рассказать как я сам смотрю фотографии.

...Многие люди пытаются анализировать фотографии с точки зрения композиции (ритма, баланс форм/контраформ, равновесия, симметрии/ассиметрии и т.д.), цвета, сюжета и т.д. Причем это касается в основном фотографов, и в основном начинающих фотографов. Люди, не имеющие к фотографии прямого отношения, значительно реже пытаются разложить снимок по полочкам и понять, почему же он хорош (или плох). Их восприятие обычно сводится к простой реакции «нравится» или «не нравится».

Обилие фотошкол, учебников по фотографии и статей в интернете наводит большой беспорядок в головах начинающих фотографов, значительно преувеличивая значение композиции. К сожалению, когда я начинал заниматься фотографией, рядом не было учителя, который бы доступно объяснил очень простую вещь – в фотографии (как и в другом виде искусства) главное это чувства. Хотя, может быть и не к сожалению, а к счастью, т.к. в итоге я пришел к этому своим собственным путем.

Композиция, будучи языком фотографии, конечно, играет свою роль. Но эта роль второстепенная. Анализировать фотографии с точки зрения композиции, это тоже самое, что проверять гармонию математикой.

Поставил я подножием искусству:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп.
Поверил Я алгеброй гармонию.

Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.

А.С. Пушкин, «Моцарта и Сальери»

Понимание композиции, как и умение играть на музыкальном инструменте – это лишь выразительное средство. Композиция помогает выражать чувства, но если выражать нечего, то композиция бессмысленна. Если же визуальное сообщение, которое вкладывает автор фотографии сильно, то оно имеет шанс дойти до зрителя вопреки любым законам композиции, а иногда и благодаря их нарушению.

Дойдет ли сообщение до зрителя или нет (то есть тронет ли его фотография, или оставит равнодушным), будет зависеть от его подготовленности к восприятию (которое развивается вместе с накоплением визуального опыта) и личных вкусовых предпочтений.

Если чья-либо фотография не оставляет нас равнодушными, мы вполне можем анализировать, как именно в ней работает композиция. Это помогает развивать восприятие, но никогда не даст ответ на вопрос «как сделать хорошую фотографию».

Таким образом, смотреть фотографии имеет смысл, отключив рациональную составляющую восприятия. Фотографам это делать сложнее, чем обычным людям – ровно также, как музыкантам сложно слушать музыку, мысленно не раскладывая её тут же по партитурам. Вспоминается анекдот:

Играет рок-группа на сцене. Мысли вокалиста: «сейчас такой фальцет возьму, все девки в зале мои». Мысли гитариста: «сейчас такое соло зафигачу, все девки в зале мои». Мысли бас-гитариста: «До-соль, до-соль».
Когда я смотрю фотографии, то стараюсь ориентироваться только на свои ощущения. Делать это действительно непросто, особенно поначалу, но умение доверять своему восприятию развивается. Не уверен, что достигается полностью, потому что, как мне кажется, этот процесс бесконечный.

Если мне нравится та или иная фотография, я останавливаю на ней взгляд и просто любуюсь. Через какое-то время какая-то часть мозга все равно начинает ее анализировать, но лично для меня этот процесс вторичен. Если фотография оставляет меня равнодушным, я просто прохожу мимо. Анализировать «почему она мне не нравится эта работа» чаще всего бессмысленно, особенно учитывая количество фотографий, которое нас окружает.

Однако, если снимок выполнен признанным мастером, нельзя исключать, что я пока не дорос до его восприятия. Вполне возможно, он просто вне моих вкусовых предпочтений, а может быть я смогу воспринять его со временем (в моей жизни так часто бывало).

Все сказанное относится к восприятию и чужих, и своих собственных фотографий. Причем отсматривать свои работы значительно труднее, т.к. для нас самих они нагружены большим количеством дополнительной информации – мы воспринимаем не только конкретный визуальный образ, но и помним все, что за ним стояло и что нами двигало в процессе съемки. Однако порыв, вызванный эмоцией еще не означает, что эта эмоция удачно передана. Вообще, отбор отснятого материала – это вообще очень большая тема, возможно, даже, главная.

Надеюсь, я более-менее понятно изложил свой взгляд на восприятие фотографий. На объективность не претендую. Более того, полагаю, из написанного следует, что восприятие – штука весьма субъективная.

Кстати, советую почитать недавнюю статью Андрея Зейгарника на схожую тему – «Интерес зрителя».

P.S. Речь не про фотографию в этом посте. Это просто мой снимок из Парижа, который мне нравится, и который я вам показываю.


источник - pavel_kosenkopavel_kosenko 
[3 ссылок 94 комментариев 4900 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку