-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в нои

 -Интересы

music | вертинский | jay-jay johanson | bjork | mu

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.11.2005
Записей: 24
Комментариев: 4
Написано: 28





последнее письмо...

Понедельник, 20 Марта 2006 г. 13:19 + в цитатник
ленинград
15 мая 1957 года

моя дорогая лапочка!
вот так всегда бывает. вместе - тесно. а врозь - скучно. я уже скучаю по тебе, несмотря на то, что всего 12-13 дней как я уехал. я что-то ни с кем не могу разговаривать. несомненно, это признаки старости. алёшка ещё ничего. иногда я его терплю, у него своё мнение обо всём и эрудиция огромная. но он - какая-то "задница", "шляпа", "не от мира сего", и это меня раздражает. он, конечно, интеллигент прошлого века и для нашей социально-авосечной эпохи абсолютно негоден. но он не глуп. смтотрит довольно трезво и не без юмора.
я дозвонился до веры николаевны бредис. она сегодня позвонила мне и сказала, что они решили назначить просмотр "дон-кихота" на мой свободный день. я свободен 18-го "у меня выходной", и если они не смогут показать мне картину 18-го, то назначат её на тот свободный день, который я им укажу дальше. как видишь, они очень внимательны и милы ко мне.
киния уже два раза присылала мне пирожков и корюшки. сегодня у меня всё утро сидел юра (помнишь?). он готовит к фестивалю самодеятельность - и весь передёргивается от отвращения. ходила ко мне медсестра, толстая тётка. сегодня заявила, что едет на огород - их отпускают на десять дней. пришлось взять другую, из платной поликлиники. та брала по 10 р. за укол, а эта по 20 р. - такова такса! но мне остально 6 уколов. руки мои поправляются. пою сверхъестественно - чисто и хорошо, и устаю гораздо меньше. это, конечно, новокаин" кончу числа 30-го, а то и 2-го июня. приеду и лягу к вишневскому.
тут больше бывает холодно. а в театре жарко, потому что до сих пор топят. как твои дачные дела? дочки-душеньки? "астория" набита делегатами. жду, когда меня выгоднят из неё. пишу книгу - мебленно и не очень удачно. трудная эпоха. а я в ней плохо разбираюсь. по утрам работаю с 8-и и до 12-и. ленинград чудесный и успокаивает меня. целую тебя и доченек крепко и нежно.

ваш саша

p\s... на днях вечером позвоню...


Понравилось: 14 пользователям

любовных писем теперь не пишут...

Понедельник, 20 Марта 2006 г. 12:59 + в цитатник
- много мне пишут писем? нет, теперь не очень много. раньше я получал по 50 писем в день. и большая часть из них была любовных. все такие письма всегда начинались стереотипной фразой: "кога вы откроете это письмо, вы будете очень удивлены... но только, пожалуйста, не смейтесь". я безошибочно узнавал эти письма и, не раскрывая, выбрасывал. теперь письма приходят иного рода. в эмиграционной жизни не до любви. теперь на первом месте стоят письма с просьбой о деньгах, потом просьбы прислать карточку, потом принципиальные споры ("что вы хотели сказать этой песней?") и, наконец, очень немного писем со словами любви. да, теперь становится странным говорить о любви...
- нью-йорка я очень боюсь и сильно волнуюсь перед выступлением. как встретят меня здесь? лик американской публики очень загадочен. в течении семи лет я собирался приехать сюда, но мне казалось, что для американцев всё равно: я или дрессированная собака... теперь меня пригласили сюда мои друзья, и им я верю. после нью-йорка я его в лос-анджелес, сан-франциско, чикаго, бостон и в филадельфию...

p\s... из книги "дорогой длинною..."

марлен дитрих...

Понедельник, 20 Марта 2006 г. 12:45 + в цитатник
останавливаясь на отрывках голливудских воспоминаний, александр николаевич с горячей восторженностью отзывается о марлен дитрих.

- марлен дитрих не только великая артистка, она и в жизни обаятельна, высококультурная и необычайно рафинированная женщина, одарённая тонкой психикой и неповторимой индивидуальностью. она очень любит русский, и теплое радушие, с которым она меня встретила, очень тронуло меня. мы встретились с ней ещё в париже, но там наше знакомство было мимолётным, и я сомневался в том, запомнила ли она меня. мы встретились с ней в голливуде случайно, в обсерватории, куда она пришла со своей маленькой дочерью и двумя детективами, неизменно сопровождающими её, так как гангстеры неоднократно грозили похитить девочку. я незаметно подошёл к ней и сказал: "вы пришли сюда, чтобы смотреть на звёзды, но вы сами - самая яркая из звёзд". она обернулась - и я удивился той радостной приветливости, с которой она окликнуа меня по имени. мы потом часто встречались с ней за время моего пребывания в голливуде, и она даже была настолько мила, что устроила в честь меня особое "парти"...

p\s... из книги "дорогой длинною..."

LP записи... вертинского...

Воскресенье, 29 Января 2006 г. 15:26 + в цитатник
сегодня ездил на блошиный рынок... там нарыл пластинку вертинского!!!
дико рад!!!

вот вам tracklist:

записи из концертных залов 1953-1957 гг.

алёнушка
чужие города
над розовым морем
прощальный ужин
мадам, уже падают листья
доченьки

записи 1927-1957 гг.

в степи молдаванской
матросы
в синем и далёком океане
темнеет дорога
песенка о жене
пани ирена
дорогой длинною
марлен

mail с песнями... вертинского...

Пятница, 20 Января 2006 г. 15:51 + в цитатник
сообщаю вам о ресурсе... точнее о почте... на которой лежат песни вертинского...
почту эту я создал ещё в прошлом году... но как-то просто забывал отписаться здесь...

короче...

сайт... mail.ru
имя... a_vertinski
пароль... 19621962

качайте...

просьба к читателям!!!

Пятница, 20 Января 2006 г. 00:04 + в цитатник
если кто-нибудь знает где можно скачать... или может быть у кого-нибудь имеется... песня "кокаинетка"... то скажите пожалуйста где можно скачать...

заранее спасиба...

из детства... вертинского...

Четверг, 19 Января 2006 г. 23:32 + в цитатник
зимой мы устраивали "пасовки" в киево-печерскую лавру. лавра стояла на отлете от города, на высоком берегу днепра. она занимала большое пространство со своими церквами, службами, кульями, монастырем, помещениями и конторами. с утра до ночи в ней толпился народ. тысячи богомольцев со всех концов страны заполняли ее. крестьяне из далеких губерний с детьми, узлами и котомками, старики и старухи, нищие калеки, бездомные странники. на специально отведенном для них выгоне за стенами лавры, на высоком обрыве над днепром, на кучах выгребного мусора, как многострадальные иовы, сидели эти люди.
слепые украинские кобзари с сивыми чубами и усами крутили рукояти своих стонущих кобз - примитивных инструментов - и голосили, истошными надрывными голосами рассказывая доверчивым бабам невероятные истории из жизни святых и мучеников. пылкая украинская фантазия плюс необходимость потрясти воображение слушателей (иначе ничего не соберешь) уводили этих "поэтов" и "религиозных комментаторов" в такие сюжетные дебри, откуда они сами порой не могли уже выбраться. и вдруг неожиданно обрывали свои "арии", что называется, на самом высоком "фермато".
впрочем, в тексте этих "арий" никто особо не вслушивался.

ой, жив соби лазарь...
а я його знав,
була в його сира свитка,
а я и ту украв!...

- бесцеремоннобубнили они себе под нос. сердобольные украинские "молодицы", с головой укутанные в теплые платки, заливались слезами и кидали трудовые копейки в деревянные чашки, выставленные для сбора пожертвований. половина этих слепцов была, конечно, симулянтами.
страшные, распухшие от волчанки и экземы калеки с вывороченными руками и ногами, нищие, покрытые язвами, безносые гнусящие сифилитики, алкоголики, бродяги, карманники - все копошилось на этом гноище, вопило, пело, стонало, молилось, стараясь обратить на себя внимание. у них были свои законы, своя этика и свои порядки. лучшие места, поближе к воротам, занимали "премьеры", "первачи". некоторые из них были далеко не бедны, имели даже собственные дома где-нибудь на шулявке или соломенке. сидя тут по десять - двадцать лет, они накапливали себе небольшие состояния и обзаводились семьями, а на все это смотрели как на службу. начинали они обычно с мольбы о помощи:
"господа милосердные! господа благодетели Божи" трудовники Божии" народы Христовы! та подайте за упокой выших родителей на поминание! дайте, неминайте! не минет вас Бог, киевский острог, арестантские роты, каторжны работы", - неожиданно скороговоркой издевались они. и добрые люди давали, не вслушиваясь в слова. не все ли ровно, что говорит человек, который просит кусок хлеба? надо дать - все и без слов понятно! дуды, кобзы, гусли, цимбалы, свирели, гармоники и свистульки аккомпанировали этому хору "поющих, вопиющих, взывающих и глаголящих", жуткому и зловонному скопищу каких-то ошметков человечества...

p\s... из книги "дорогой длинною..."

обед с чаплином...

Среда, 28 Декабря 2005 г. 22:40 + в цитатник
когда в париж приехал чарли чаплин, леди детердинг, русская по происхождению, решила устроить ему приём у себя в апартаментах отеля "крийон", на плас вандом. желая показать ему русских артистов, она пригласила к обеду тех, кто был в париже в то время. меня и лифаря она посадила рядом с чаплином. за обедом мы разговаривали с ним и даже успели подружиться. американцы сходятся очень быстро за дринком.
после обеда начались наши выступления. лифарь танцевал, я пел. жан гулеско играл "две гитары", настя поякова пела старые цыганские песни и "чарочки" гостям. чаплин был в восторге. когда стали пить шампанское, метрдотель "крийона" мсье альбер подал свои знаменитые наполеоновские фужеры старого венецианского стекла с коронами и наполеоновским "n" - сервиз, которым гордился отель "крийон", личный сервиз императора, оставшицся ещё с тех пор, как наполеон остановился в этом отеле.
цыгане запели "чарочки". первую они поднесли чаплину.
чаплин выпил бокал до дна и, к моему ужасу, разбил его об пол.
все молчаи. через несколько минут он выпил второй бокал и тоже разбил. метрдотеля переворачивало. альберт сделал умоляющие глаза и подошёл ко мне. на глазах у него были слёзы.
- мсье вертинский, - шёпотом сказал он, - ради бога, скажите этому "парвеню", чтобы он не бил бокалов. мало того что мы поставили леди детердинг в счёт по 15 тысяч франков за каждый фужер. это сервиз исторический. заменить его нечем.
он искренне волновался.
я подождал, пока чаплин нальёт вина, и когда, осушив бокал, он собирался кокнуть его об пол, я удержал его руку.
- чарли, - спросил я, - зачем вы бьёте бокалы?
он ужасно смутился.
- мне сказали, что это русская привычка - каждый бокал разбивать, - отвечал он.
- если она и "русская", - сказал я, - то, во всяком случае, дурная привычка. и в обществе она не принята. тем более что это наполеоновский сервиз и кторого нет даже в музеях.
он извинился и горевал как ребёнок, но больше посуды не бил...

p\s... из книги "дорогой длинною"

белый пьеро...

Понедельник, 26 Декабря 2005 г. 02:16 + в цитатник
12a.jpg (310x500, 50Kb)
12c.jpg (282x550, 42Kb)

скоро...

Понедельник, 26 Декабря 2005 г. 02:15 + в цитатник
вчера купил книгу "дорогой длинною"... в скором времени... буду выкладывать рассказы и истории вертинского... ждёмс...

если у кого есть какие-нибудь пожеланиия... или просьбы... то пишите...

несколько фотографий... вертинского...

Суббота, 24 Декабря 2005 г. 00:34 + в цитатник
Vertinsky 1.jpg (280x390, 24Kb)

AVinHospitalUniform.jpg (448x726, 60Kb)
R_atThePiano.jpg (415x488, 146Kb)
Vertinsky 2.jpg (283x550, 39Kb)

радио...

Суббота, 24 Декабря 2005 г. 00:30 + в цитатник
вот здесь можно послушать... передачу о творчестве вертинского...

советую послушать... дико интересно рассказывает...

о вертинском...

статьи... о вертинском...

Суббота, 24 Декабря 2005 г. 00:25 + в цитатник
ТОНКИЕ ЧЁРНЫЕ ПТИЦЫ ИЛИ ИСТОРИЯ НЕРАЗДЕЛЁННОЙ ЛЮБВИ

Вертинский! Вот уж врезалось в память, так врезалось… Навсегда! Странный тенор, с аккомпанементом простой семиструнной, на многие годы заколдовал и увел за собой. Мелодия и стихи Вертинского продолжали жить в сознании как нечто непонятное, странное, небывалое… «В бананово-лимонном Сингапуре…» Из какого это времени? Из какого мира? В нем все необычно, все загадка — и рождение, и появление в песенном жанре, стихи и музыка его песен, артистизм, блуждание по миру и, наконец, возвращение на Родину. Загадка в том, что он мог выступать на любой сцене, перед любой публикой. Однажды он пел перед шахтерами, сразу после смены, только что поднявшимися из-под земли, — и полностью «держал» зал. Он не боялся публики, хотя и писал в воспоминаниях, что боялся… Нет, он точно знал, что делает, он был уверен в каждой букве своих слов и в каждой ноте мелодии. Д.Шостакович, по воспоминанию Л.Трауберга, послушав Вертинского, сказал: «Ты понимаешь, что такое Вертинский? Он в сотню раз музыкальнее нас, композиторов». Актриса Софья Гиацинтова: «Сидя со мной рядом на концерте Вертинского, Василий Иванович Качалов взволнованно произнес: «Такого владения руками я не знаю ни у кого из актеров!».
Иннокентий Смоктуновский восхищался: «Он заставлял нас заново прочувствовать красоту и величие русской речи, русского романса, русского духа…» О необычайном мастерстве Александра Николаевича говорили многие. Странно то, что порой о его творчестве рассуждали, как о чем-то не вполне полноценном, просто «песенки Пьеро». Словно бы настоящая, «большая» поэзия шла своей большой дорогой, а Вертинский ехал рядом на детском велосипедике. Ему это было больно. Настолько, что в 1956 году, за год до смерти, он написал жесткое и правдивое письмо тогдашнему заместителю министра культуры СССР С.В. Кафтанову.
«…Лет через 30-40, я уверен в этом, когда меня и мое «творчество» вытащат из «подвалов забвения» и начнут во мне копаться, как копаются сейчас в творчестве таких дилетантов русского романса, как Гурилев, Варламов и Донауров, это письмо, если оно сохранится, будет иметь «значение» и, быть может, позабавит радиослушателей какого-нибудь тысяча девятьсот… затертого года!»
Константин Рудницкий в послесловии к мемуарам А.Н. Вертинского «Дорогой длинною» пишет: «Молодой Вертинский более или менее случайно и, без сомнения, интуитивно набрел на свой особый жанр: он стал сочинителем и исполнителем томных, меланхолических «песенок настроений», и песенки эти быстро принесли юному артисту большую известность...» Объяснение хорошее, но недостаточное… Как понимать это «более или менее случайно… интуитивно набрел на свой особый жанр»? И что такое — «набрел»? «Песенки настроений»? Скорее всего, это мы, слушатели и почитатели, набрели на его жанр, в котором любая деталь продумана и выверена как в швейцарском часовом механизме. Древние китайцы говорили: «Рука мастера не оставляет следов», имея в виду, что понять, как сделан шедевр, — невозможно. Его можно только постичь, прочувствовать, вжиться…
Из воспоминаний Александра Галича: «Сцена была пуста, открыт занавес, стоял рояль, а потом на сцену без всякого предупреждения вышел высокий человек в сизом фраке, с каким-то чрезвычайно невыразительным, стертым лицом, с лицом, на котором как бы не было вовсе глаз, с такими белесовато-седыми волосами; за ним просеменил маленький аккомпаниатор, сел к роялю. Человек вышел вперед и без объявления, внятно, хотя и не громко сказал: «В степи молдаванской». Пианист сыграл вступление, и этот человек со стертым, невыразительным лицом произнес первые строчки: «Тихо тянутся сонные дроги и, вздыхая, ползут под откос. И печально глядит на дороги у колодцев распятый Христос…» И мы увидели великого мастера с удивительно прекрасным лицом, сияющими лукавыми глазами, с такой выразительной пластикой рук и движений, которая дается годами большой работы и которая дарится людям большим их талантом…»
Жанр Вертинского сложился из нескольких составляющих. Древние говорили: «Тот не мужчина, кто не знал голода, любви и войны». Вертинский познал всего этого вдоволь. Страданий в его жизни — хоть отбавляй. Он родился 21 марта 1891 года в древнем Киеве. Родители не состояли в браке. Мать рано умерла. И Николаю Вертинскому, адвокату, пришлось «усыновить» собственных же детей. Преуспевающий юрист не надолго пережил любимую подругу. Как-то ранней весной его нашли без чувств на ее могиле. Он лежал ничком, во фраке, как был в суде, упал манишкой на снег в распахнутом пальто… У него началась скоротечная чахотка… Однажды у него горлом хлынула кровь… «Обессилев, он упал на подушку и захлебнулся кровью». После смерти отца не оказалось никакого состояния. Только на похоронах все разъяснилось: хоронить Николая Вертинского пришла «тысячная толпа каких-то серых, бедно одетых людей» — клиентура, чьи дела он вел безвозмездно. Вот куда уходили деньги! Похоже, что судьба уже тогда подарила Александру в наследство от отца нескончаемый бег от бедности. (Легенда о «вагоне пенициллина», которым он якобы заплатил за разрешение вернуться на Родину, оказалась выдумкой. Более того, глава шанхайского корпункта ТАСС дал артисту взаймы «на дорогу» 2 000 долларов.) Надя, старшая сестра, оказалась у старшей тетки. Почему-то при этом маленькому Саше заявили, что Надя умерла. Это уже третья смерть в его жизни! Он живет у другой маминой сестры, поступает в гимназию. Но не проучившись в ней и двух лет, отчисляется за неуспеваемость. Переходит в гимназию попроще — Киевскую четвертую. А к четырнадцатилетию его уже окончательно выгоняют из гимназии. «Учи не учи — спасенья нет». «Я вырастал волчонком. Начал красть. Крал деньги из комода… крал мелкие вещи и продавал их на толкучке. И почему-то был всегда голоден. То ли мне мало давали есть, то ли аппетит был у меня большой при моем довольно высоком росте…» Пришлось уйти и от тетки. Почти в никуда. Но те годы остались в памяти навсегда. «По субботам и церковным праздникам в нашей маленькой гимназической церкви пел хор, составленный из учеников. Я почему-то не попал в него, хотя у меня был неплохой дискант и хороший слух… Великим постом хор пел особенно хорошо — как-то по-весеннему звонко и радостно, точно стая молодых жаворонков».
Вот она, первая музыка! Запомнился и рождественский ужин. «Что это был за ужин! Нельзя было оторваться от него! В столовой потрескивал камин, за белыми леденелыми стеклами окон, разрисованными китайскими причудливыми узорами мороза, смутно качались деревья в саду, седые и мохнатые от инея и снега. И я, маленький, глупый и нежный, но уже поэт — писал: «И в снегах голубых за окном мне поет Божество!» Да, воистину, это пело Божество. Это был зимний рождественский гимн!» Но, наверное, уже в детстве возникло видение «поющего Божества». И тогда же зародилась типично «вертинская метафорика» — снеговые улыбки с комичным маэстро:
Вот зима. На деревьях цветут снеговые улыбки.
Я не верю, что в эту страну забредет Рождество.
По утрам мой комичный маэстро печально играет на скрипке,
И в снегах голубых за окном мне поет Божество.
Тема детской сказки и в «Маленьком креольчике», «Минуточке», «Снежной колыбельной», «За кулисами», «То, что я должен сказать» и, наконец, «Я сегодня смеюсь над собой», одной из первых песен, где он прямо говорит:
«Я сегодня смеюсь над собой,
Мне так хочется счастья и ласки,
Мне так хочется глупенькой сказки,
Детской сказки про сон золотой.»
Детские годы, отсутствие родительской ласки, горе. Вот начало. Отсюда желание, так свойственное русской поэзии: поделиться горем, найти сострадание, открыться. Но жизнь — молодая, активная жизнь увлекает, захлестывает. Несмотря на боль и потери. Красота творится жизнью. На правом клиросе стояли «родители и сестры наших товарищей. Главное — сестры. Что это были за красавицы, все эти Нины и Тоси, Сони и Верочки… Какими неземными небесными созданиями казались они нам! Как мерцали их очи, озаренные снизу восковыми свечами! Как взлетали их длинные, загнутые кверху ресницы! Какие они были стройные, светлые и лучезарные в своих белых передничках! Как мы были влюблены в них! И сами себе боялись в этом признаться. Это было стыдно до слез… страшнее чего угодно…» И далее одно из самых сильных описаний мальчишеской любви в русской литературе: «Это была первая, как луч солнца во тьме, ослепительная, сияющая, неосознанная еще, но уже сжигающая, непостижимая, недостижимая, безответная и бескорыстная, чистая как хрусталь любовь! Ее даже нельзя назвать любовью! Это был какой-то огонь, зажженный в сердце, яркий и теплый, который мы несли бережно, как свечу из церкви, чтобы ее не задул ветер! Я даже не помню точно, в кого именно был влюблен… Во всех. В них. В этих тоненьких, как березки, девочек».
Уже в детстве пылал пожар страстей в его груди. Уже тогда дано ему было и чувствовать и мыслить, может быть, даже с пушкинской силой, биение природы! «О если б все так чувствовали силу музыки!» Была в жизни Вертинского еще одна загадочная встреча, когда он смиренно преклонил колени перед «богиней красоты», и с этой встречи, похоже, и началось его творчество. Он уехал из Киева в 1912 году — уехал в никуда, в Москву за славой. Уже опубликован — «в модной тогда декадентской манере» первый рассказ «Моя невеста» в журнале «Киевская неделя». Уже в «хорошем литературном доме» Зелинской, где собирался весь цвет интеллигенции Киева и где бывали поэты Кузьмин, Бенедикт Лившиц, художники Осьмеркин, Малевич, Шагал, Альтман, о нем говорят, как об интересном начинающем литераторе. Уже позади первые попытки найти себя на сцене. Уже благополучно распевал «цыганские романсы под гитару». А ко всему этому неодолимое желание стать актером, пойти на сцену, чтобы со сцены зажигать другие сердца. Но со сценой были проблемы — тонкий голос и буква «р», которая не хотела произноситься.
Богемная Москва встретила А. Н. Вертинского весело. Жить приходилось кое-как, ночевать у случайных знакомых, браться за любую работу. Еще одна превратность судьбы: удалось отыскать сестру Надю, оказавшуюся живой, да к тому же… актрисой! Он поселяется с ней (на время) в Козицком переулке. Вертинский находит творческий приют в Театре миниатюр Арцыбушевой в Мамоновском переулке по Тверской. Там балетмейстер Большого театра Домашев ставит «для девочек» новинку — модное танго. Публика в восторге — экзотика с хорошей дозой секса. Вертинский разбавляет номера пародиями на злобу дня: «Танго — танец для богов», «Фурлана», «Теплый грех». Критик из «Русского слова» Яблоновский отзывается о нем так: «остроумный и жеманный Вертинский». Двадцать пять рублей в месяц. Но увы... деньги уходят главным образом на покупку кокаина.
Охватившая Москву кокаиновая эпидемия захлестывает их — брата и сестру. Вертинского спасает начавшаяся война и призыв в армию, в санитарный поезд, которым руководит граф Никита Толстой. Надя умрет через год от передозировки. Он не будет знать — ни что случилось, ни где она похоронена… Два года в поезде, тысячи перевязок. Бессонные ночи. Сослуживцы его величают — «брат Пьеро». В первых рейсах он встречается с знаменитой графиней Татьяной Толстой, автором превосходных романсов «О, позабудь былые увлеченья!», «О, жизнь моя!» — этот романс он будет часто петь потом, за границей, и запишет на пластинку фирмы «Парлофон» в Германии, в 1930 году под номером 79148. «Это была очаровательнейшая, седая уже, добрая и благородная барыня… А ее знаменитую песню «Спи, моя печальная» на слова Бальмонта пела вся Москва… Меня она заметила сразу, и вскоре я сделался ее любимцем.
— Пьероша, спой что-нибудь, — просила она в часы досуга. И я пел — или цыганский романс, или какую-нибудь довольно беззастенчивую, нагловатую пародию на наше житье-бытье…»
Пьероша привез с фронта первую свою песню «Минуточка», горькую шутку о несчастной любви. Были наброски и других песен. На нотах «Маленького креольчика», изданных, по-видимому, в самом начале 1916 года, приводится анонс пяти ариеток из репертуара Пьеро, буквально пронумерованных: №1 «Минуточка», №2 «Маленький креольчик», №3 «Песенка о трех пажах», №4 «Лиловый негр», №5 «Колыбельная песня». Судя по всему, они подобраны более или менее в хронологическом порядке. И их только пять. В нотах 1917 года «Попугай Флобер» к этому списку присоединяются песни, написанные в 1916-17 годах: «Попугай Флобер», «В голубой далекой спаленке», «Кокаинетка», «Оловянное сердце», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Бал Господень», «Я сегодня смеюсь над собой», «Безноженька», «Пес Дуглас» и, наконец, «То, что я должен сказать», написанная в октябре 1917 года. Но вот что интересно. В 1916 году появляется на свет романс (того же издательства) «Я сегодня ребенок больной» композитора А.С. Волошина, автора знаменитой «Ветки сирени» на слова некоего «Д.М.» На этих нотах тоже есть анонс ариеток, но здесь только 9 песен, список полностью идентичен списку 1917 года, но только он заканчивается на «Оловянном сердце». И — о загадка! Сравните первый куплет «Ребенка» с вышеприведенным текстом «Я сегодня смеюсь над собой».
«Я сегодня ребенок больной,
все мне хочется песен да ласки,
тихой, нежной задумчивой сказки,
грустной сказки о дружбе святой.
И хочу я, чтоб вы, — только вы, —
принесли мне желанное слово
и местечко у сердца родного
для усталой моей головы…»
Похоже? Очень. Даже и мелодии схожи. Но зачем А.Н. Вертинскому понадобилось так близко перефразировать чужой романс? Создать пародию? Но «Я сегодня смеюсь…» — совсем не пародия. Что же это? Без сомнения, «Я сегодня смеюсь…» написан позже «Больного ребенка». В те времена были в большой моде романсы-ответы. На романс «Вернись!» — «Нет, я не вернусь!» Часто ответы сопровождались посвящением. Однако «Я сегодня смеюсь…» никому не посвящен. Хотя уже три романса снабжены посвящениями: «Попугай Флобер» — В. Максимову, «Маленький креольчик» и «Лиловый негр» — Вере Холодной. «Я сегодня смеюсь…» — не посвящен, но адресован. Это песня-признание, песня-письмо, песня-жалоба. И хотя она упрятана в антураж «белил и румян», она вся — о боли неразделенной любви...
Об этой встрече он пишет немного и сдержанно: «… Еще до того, как я начал выступать со своими песенками, мне довелось подрабатывать на первой русской кинофабрике Ханжонкова… Среди моих тогдашних знакомых была очень красивая молодая женщина, жена прапорщика Холодного — Вера Холодная. Как-то повстречав ее на Кузнецком, на котором она ежедневно фланировала, я предложил ей попробовать свои силы в кино. Она вначале отказывалась, потом заинтересовалась, и я привез ее на кинофабрику и показал дирекции. Холодная понравилась. Постепенно ее стали втягивать в работу. Не успел я, что называется, и глазом моргнуть, как она уже играла картину за картиной, и успех ее у публики возрастал с каждой новой ролью… Но из всего этого мне запомнилась только одна серьезно поставленная тургеневская «Песнь торжествующей любви» с Полонским и Верой Холодной…
Я был, конечно, неравнодушен к Вере Холодной, как и все тогда. Посвящая ей новую, только что написанную песенку «Маленький креольчик», я впервые придумал и написал на нотах: «Королеве экрана». Титул утвердился за ней. Я часто бывал у нее и был в хороших отношениях и с ней, и с ее сестрой, и ее мужем. А с ее маленькой дочерью Женечкой я играл в детской, дарил ей куклы и был, что называется, свой человек у них. Вера всегда помнила, что я впервые подсказал ей путь в кино. Из никому не известной молодой женщины она сделалась кинозвездой. Многие свои песни я посвящал ей. Как-то, помню, я принес ей показать свою последнюю вещь «Ваши пальцы пахнут ладаном». Я уже отдавал ее издателю в печать и снова посвящал Холодной. Когда я прочел ей текст песни, она замахала на меня руками:
— Что вы сделали! Не надо! Не хочу, чтобы я лежала в гробу! Ни за что! Снимите сейчас же посвящение!»
Вертинский не пишет, как он познакомился с четой Холодных. С Верой он мог повстречаться в 1913 — 14 году в клубе «Алатр», в кружке поклонников Собинова, где она иногда пела, танцевала или читала стихи, или в солидном доме Перцова в Саймоновском проезде, как его называли, «русском Монмартре», где собиралась творческая молодежь, московская богема с читками стихов и вернисажами. С его чувством прекрасного он не мог не обратить внимание на потрясающую красоту Веры. Но песни-то он мог посвящать ей только после фронта, в начале 1916 года, когда он начал выступать в Театре на Петровских линиях у Марии Николаевны Нининой-Петипа, где зазвучали впервые «песенки Пьеро» и когда Б.Л.Андржеевский начал издавать его ноты. Или посвящения были «домашними»? Но вряд ли богемный футурист был накоротке с семьей преуспевающего юриста, владельца автомобиля и издателя спортивного журнала.
А вот что сообщает сестра Веры Холодной в своих воспоминаниях, записанных А. Каплером. В то время она училась в Балетной школе Большого театра. «Вертинский? Впервые он появился у нас с письмом от Владимира Георгиевича — мужа Веры. Это было письмо с фронта. Я ему как раз открывала дверь. Вижу, стоит худющий-прехудющий солдатик. Ноги в обмотках, гимнастерка вся в пятнах, шея тонкая, длинная — несчастный какой-то. Он служил тогда санитаром в поезде — передвижном госпитале. Я провела его в гостиную. Он передал Вере письмо и стал приходить к нам каждый день. Садился, смотрел на Веру и молчал. Однажды попросил послушать его. Это были какие-то никуда не годные куплеты. Вера честно сказала свое мнение. Потом приносил еще и еще — и наконец Вере что-то показалось интересным. Она ведь сама очень хорошо пела старинные цыганские романсы, аккомпанируя себе на рояле. Вера попросила Арцыбушеву, которая была директором Театра миниатюр в Мамоновском переулке (ныне Московский ТЮЗ), устроить выступления Вертинского. Он пел там своего «Маленького креольчика» и еще какие-то песенки, посвященные Вере. Помню, говорил, что получает три пятьдесят в вечер. Он, кажется, к тому времени был уже демобилизован».
В 1914 году, проводив на фронт мужа, Вера пришла к режиссеру В.Гардину, который работал над экранизацией «Анны Карениной». Ее сняли в двух эпизодах. Но большой роли не было. Потрясенный ее красотой, В. Гардин дает юной актрисе рекомендательное письмо к другому режиссеру — Е. Ф. Бауеру (Анчарову) на студии Ханжонкова. И тот находит роль — в экранизации новеллы И.Тургенева «Песнь торжествующей любви», роль Валерии. Звезда королевы экрана взошла. Смею утверждать, что Александр влюбился в Веру. Влюбился безумно. Так, как он и потом влюблялся. И надеялся на взаимность. И взаимности не было. И рана эта осталась на многие годы. Вот почему он ничего не вспоминает — не хочет писать об этом. Однако остались песни с посвящениями — доказательства. Остался упоительный карнавал чувств, перешедший в карнавал стиха.
«Ах, где же Вы, мой маленький креольчик,
Мой смуглый принц с Антильских островов,
Мой маленький китайский колокольчик,
Капризный, как дитя, как песенка без слов?»
Это ведь о Вере Холодной:
«Такой беспомощный, как дикий одуванчик,
Такой изысканный, изящный и простой,
Как пуст без Вас мой старый балаганчик!
Как бледен Ваш Пьеро, как плачет он порой».
Это пока только тихая жалоба, грусть:
«Куда же Вы ушли, мой маленький креольчик,
Мой смуглый принц с Антильских островов,
Мой маленький китайский колокольчик,
Изящный, как духи, как песенка без слов?..»
Но в следующем посвящении уже соединяются и боль, и отчаяние. Жизнь в кинороли…
«Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?
Куда ушел Ваш китайчонок Ли?..
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть, с малайцем Вы ушли...
В последний раз я видел Вас так близко,
В пролеты улиц Вас умчал авто...
Мне снилось, что теперь в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр вам подает манто...»
Лиловый негр — это крайняя степень обиды. В следующей песне он напрямую говорит о своей тоске:
«Я устал от белил и румян, И от вечно трагической маски,
Я хочу хоть немножечко ласки,
Чтоб забыть этот дикий обман.»
Но… Ответа нет. Или она не слышит? Да, она может быть неверной только в кино, только в роли, а в жизни — она совсем другая… И тогда появляется уже полностью трагичная и безнадежная песня о смерти. Смерти любви. Об отказе от надежды и мечты.
«Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
И когда весенней вестницей
Вы пойдете в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет Вас в светлый рай.
Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль».
Мне кажется, что в мировой поэзии талант А.Н. Вертинского не имеет аналогов. Этот поэт ничего не сочинял, ничего не писал для красного словца. Он просто говорил о самом себе, о своей боли и радости. Он сам и был тот страдающий, часто беззащитный Пьеро. Он сам видел в небе «эти черные тонкие птицы» судьбы. А правды — много не напишешь. Вот почему и осталось нам чуть более сотни песен. Но — каких!

Александр МАЙСЮК. "Люди и песни". 2004 год

безноженька...

Суббота, 24 Декабря 2005 г. 00:21 + в цитатник
Безноженька…

Ночью на кладбище строгое
Чуть только месяц взойдет,
Крошка - малютка безногая
Пыльной дорогой ползёт.

Днем по канавкам валяется,
Что-то тихонько скулит,
Ночью в траву забивается
И меж могилками спит.

Старой забытой дороженькой
Между мохнатых могил
Добрый и ласковый Боженька
Нынче во сне приходил...

Ноги большие и новые
Ей принести обещал,
А колокольцы лиловые
Тихо звенели хорал...

Боженька, ласковый Боженька,
Ну, что тебе стоит к весне
Глупой и малой безноженке
Ноги приделать во сне.

1916 год
12b.jpg (442x500, 52Kb)

неизданное...

Пятница, 23 Декабря 2005 г. 22:45 + в цитатник
вот я и вернулся...!!!

вот вам немного b-sides...

1 безноженька
2 если будешь ранен
3 иная песня
4 игуменья
5 фея

download

легенда века... и песни любви...

Воскресенье, 27 Ноября 2005 г. 00:11 + в цитатник
качаем диски... легенда века... и песни любви...

вот с этого ресурса...

песни любви
легенды века

ремиксы... на вертинского

Вторник, 22 Ноября 2005 г. 11:09 + в цитатник
нашёл в интернете... один интересны ресурс... на котором лежит диск ремиксов на песни александра вертинского... ремиксы делали cosmos sound club...
особое внимание прошу обратить... на третий трек диска... ремикс на песню "маленький креольчик"... это мой самый любимый ремикс... его так же можно часто слышать на рихтер фм...

вот вам трек лист
1 алёнушка
2 танго "магнолия"
3 маленький креольчик
4 минута на пути (mix 1)
5 лиловый негр
6 над розовым морем
7 в синем и далёком океане
8 девочка у моря
9 снежная колыбельная
10 сказка
11 снился мне сад
12 минута на пути (mix 2)
13 молись кунак

всё можно бесплатно скачать...


cosmos sound club - vertinsky

война... и вертинский...

Вторник, 22 Ноября 2005 г. 11:06 + в цитатник
во время Первой мировой войны вертинский не был призван в армию, но, устав от беспорядочной и нездоровой жизни, желая помогать обездоленным и умирающим, стал братом милосердия. вольный мир артистической богемы сменился душной, пропахшей карболкой теснотой санитарного поезда. там его называли «братом Пьеро». В своей автобиографической книге дорогой длинною он так шутливо об этом рассказывает: « – кто этот брат Пьеро? – спросил Господь Бог, когда ему докладывали о делах человеческих. – да так… актер какой-то, – ответил дежурный ангел. господь задумался.

– а настоящая как фамилия?

– вертинский.

– ну, раз он актер и тридцать пять тысяч перевязок сделал, помножьте все это на миллион и верните ему в аплодисментах».
05b.jpg (550x364, 68Kb)


Понравилось: 1 пользователю

друзья... вертинского...

Воскресенье, 20 Ноября 2005 г. 01:18 + в цитатник
offi-39-4.jpg (294x454, 30Kb)
вера холодная снималась в кино всего четыре года — но ее до сих пор называют первой советской кинозвездой и культовой фигурой Серебряного века. ее считали удачливой актрисой — но фильм о ней, снятый еще при жизни веры холодной, назывался «тернистый путь славы». она была нежной матерью и верной женой, но в истории отечественного кино она известна как «раба любви».

будущая кинозвезда родилась в Малороссии в дружной семье преподавателя гимназии василия левченко. она была старшей дочерью — самой послушной и рассудительной. хотя уже в детстве ее считали «не от мира сего» — вера часами могла смотреться в зеркало и разговаривать сама с собой.

когда верочке исполнилось два года, семья перебралась в Москву. верочка увлеклась балетом и уговорила родителей отдать ее в балетную школу при большом театре. несмотря на округлые формы (будущую кинозвезду за сказочный аппетит в детстве называли полтавской галушечкой), ее приняли сразу: каждое движение верочки левченко было полно грации и изящества.

вере пророчили будущее великой балерины, но властная бабушка заявила, что добропорядочная девушка не должна заниматься «легкомысленным и безнравственным делом».

переживала вера недолго. на смену балету пришло новое увлечение — театр. вера играла во всех гимназических спектаклях и капустниках. однажды, попав на спектакль с участием веры комиссаржевской, верочка заболела — от обилия впечатлений у нее поднялась высокая температура. доктор посоветовал матери «оградить впечатлительную барышню от душевных потрясений» и подыскать ей подходящего мужа — спокойного и рассудительного, который вылечит ее от мечтательности и меланхолии.

впрочем, искать его не пришлось. на выпускном балу семнадцатилетняя верочка познакомилась с молодым юристом владимиром холодным, который читал ей стихи гумилева и рассказывал о своем страстном увлечении автомобильными гонками.

вера и владимир поженились, спустя два года у них родилась дочь. владимир мечтал о большой семье, но врачи были категоричны: рожать вере больше нельзя. они удочерили еще одну девочку и зажили мирно и счастливо. вера носилась вместе с мужем на автомобиле по российским дорогам. владимир сквозь пальцы смотрел на то, что жена каждый вечер пропадает в театре или синематографе, который в то время только-только входил в моду.

когда началась первая мировая война, муж ушел на фронт. вера осталась одна с двумя девочками. в киномастерскую ханжонкова она пришла в поисках заработка. максимум, на что она рассчитывала, — это на должность статистки в небольших эпизодах. но режиссер фирмы евгений бауэр сразу разглядел в невысокой скромной молодой женщине будущую кинозвезду и утвердил ее на главную роль в мистической драме «песнь торжествующей любви». партнерами начинающей актрисы стали мэтры немого кино красавцы осип рунич и вячеслав полонский.

сразу после выхода фильма вера холодная стала звездой.

в самый разгар ее триумфа пришло известие — мужа тяжело ранили под Варшавой, его положение очень серьезное. вера отправилась в госпиталь и целый месяц провела у постели мужа, сутками напролет рассказывая ему о предстоящих съемках и новых ролях.

как только состояние мужа немного улучшилось, вера поспешила в Москву. фильмы снимались без перерыва. за четыре года она снялась в восьмидесяти фильмах. правда, все они были сняты словно под копирку — сегодня такие мелодрамы кинокритики пренебрежительно назвали бы «мылом». но публика штурмом брала кассы. имя веры холодной на афишах заставляло людей десятки раз подряд смотреть салонные мелодрамы.

фильмы с ее участием приносили фантастические прибыли. поэты Серебряного века посвящали ей романсы. веру холодную называли «капризной девочкой», «саксанской игрушкой» и «мадонной из мрамора». но при всей своей хрупкости вера вовсе не была безвольной и капризной — она содержала огромную семью и была для близких поддержкой и опорой.

веру всегда окружала толпа поклонников — в нее влюблялись все, с кем сталкивала ее жизнь. ей приписывали самые невероятные романы — с режиссерами и партнерами по фильмам и даже с самим станиславским, пригласившим ее во мхат на роль катерины в «грозе». но станиславскому вера отказала — как, впрочем, и остальным «соискателям». она обожала платонические романы — и никогда не изменяла мужу.

самый известный роман веры холодной — с начинающим поэтом александром вертинским. в то время никому не известный поэт привез звезде экрана письмо от мужа. и стал приходить к ней каждый день. он посвящал ей песни — «валенький креольчик», «лиловый негр». александр вертинский и вера холодная часто выступали вместе. многие недоумевали — что нашла утонченная красавица в этом худом, невзрачном, ничем не примечательном солдате?

но не зря говорят, что танец красноречивее любых слов. их коронным номером было танго — печальное и тревожное. в нем было так много невысказанного и нереализованного, что этот танец многие называли «тоской по несбывшемуся».

одно из самых известных своих стихотворений — «ваши пальцы пахнут ладаном» — александр вертинский посвятил своему кумиру. это был реквием их любви.

в феврале 1919 года вера холодная снималась в Одессе — сразу в нескольких фильмах. в городе свирепствовала «испанка» — тяжелейшая форма гриппа, от которой не существовало лекарств. лечил звезду экрана знаменитый профессор медицины, около гостиницы ежедневно дежурила многотысячная толпа.

но спасти веру холодную не удалось. 17 февраля 1919 года звезда немого кино скончалась. по странному стечению обстоятельств год смерти веры холодной был официально признан годом рождения советского кинематографа...

p\s: посмотрите фильмы с верой холодной...

"дети века" (1915), "жизнь за жизнь" (1916)

"молчи, грусть... молчи..." (1918), "миражи" (1915)

наркотики... и вертинский

Воскресенье, 20 Ноября 2005 г. 01:17 + в цитатник
в нашем мире богемы каждый что-то таил в себе, какие-то надежды, честолюбивые замыслы, невыполнимые желания, каждый был резок в своих суждениях, щеголял надуманной оригинальностью взглядов и непримиримостью критических оценок. все мечтали обратить на себя внимание любой ценой – дулись и пыжились, как лягушки из крыловской басни. а надо всем этим гулял хмельной ветер поэзии Блока, отравившей не одно сердце мечтами о прекрасной даме, о незнакомке...

молодые актеры из глубокой провинции держали экзамен на статистов при московском художественном театре и по страшнейшему отбору из пятисот человек допускались в количестве приблизительно пяти к конкурсу. из них брали двух-трех. в театре они годами изображали «толпу», это считалось за счастье и называлось «попасть в художественный театр»...

также было и в других театрах. молодые актеры и актрисы томились годами на выходах и увядали. они разочаровывались, бросали сцену, выходили замуж, иные кончали жизнь самоубийством... надо было иметь меценатов-покровителей или богатых любовников, или влиятельных мужей и родителей, а иначе...

...вот тут и появился кокаин.
кто первый начал его употреблять? откуда занесли его в нашу среду? не знаю. но зла он наделал много.
продавался он сперва открыто в аптеках, в запечатанных коричневых бочонках, по одному грамму. самый лучший, немецкой фирмы «марк» стоил полтинник грамм. потом его запретили продавать без рецепта, и доставать его становилось все труднее и труднее. его уже продавали «с рук» – нечистый, пополам с зубным порошком, и стоил он в десять раз дороже. после первой понюшки на короткое время ваши мозги как бы прояснялись, вы чувствовали необычайный подъем, ясность, бодрость, смелость, дерзание. вы говорили остроумно и ярко, тысячи оригинальных мыслей роились у вас в голове. жизнь со своей прозой, мелочами, неудачами как бы отодвигалась куда-то, исчезала и уже больше не интересовала. вы улыбались самому себе, своим мыслям, новым и неожиданным, глубочайшим по содержанию.
продолжалось это десять минут. через четверть часа кокаин ослабевал, переставал действовать. вы бросались к бумаге, пробовали записать эти мысли...
утром, прочитав написанное, вы убеждались, что все это бред! передать свои ощущения вам не удалось! вы брали вторую понюшку. она опять подбадривала вас на несколько минут, но уже меньше. дальше, все учащающая понюшки, вы доходили до степени полного отупения. тогда вы умолкали. и так и сидели, белый, как смерть, с кроваво красными губами, кусая их до боли. острое желание причинить себе самому физическую боль едва не доводило сумасшествия. но зато вы чувствовали себя гением. все это был, конечно, жестокий обман наркоза! говорили вы чепуху, и нормальные люди буквально шарахались от вас.
..вы ничего не могли есть, и организм истощался до предела. пить кое-что вы могли: коньяк, водку. только очень крепкие напитки. они как бы отрезвляли вас, останавливали действие кокаина на некоторое время, то есть действовали как противоядие. тут нужно было ловить момент, чтобы бросить нюхать и лечь спать. не всегда это удавалось. потом, приблизительно через год, появлялись тяжелые последствия в виде мании преследования, боязни пространства и прочее.
короче говоря, кокаин был проклятием нашей молодости. им увлекались многие. актеры носили в жилетном кармане пузырьки и «заряжались» перед каждым выходом на сцену. актрисы носили кокаин в пудреницах. поэты, художники перебивались случайными понюшками, одолженными у других, ибо на свой кокаин чаще всего не было денег.
не помню уже, кто дал мне первый раз понюхать кокаин, но пристрастился я к нему довольно быстро. сперва нюхал понемножечку, потом все больше и чаще.
– одолжайтесь! – по-старинному говорили обычно угощавшие. и я угощался. сперва чужим, а потом своим. надо было где-то добывать...

обегав всю Москву в поисках работы и ничего не найдя, я как-то сидел в маленьком садике при театре миниатюр, который держала марья александровна арцыбушева с мужем юрием константиновичем, в мамонтовском переулке на тверской... марья александровна не любила людей, слоняющихся без дела, вроде меня. и потому, когда она замечала такого человека, то всегда думала, как его использовать, приспособив к своему театру.

завидев меня среди своих актеров, она как-то вскользь заметила:

что вы шляетесь без дела, молодой человек? шли бы лучше в актеры, ко мне в театр!

да, но я же не актер! – возразил я. – я ничего, собственно, не умею!..

не умеете, так научитесь!

я призадумался.

а сколько я буду получать за это? – деловито спросил я.

она расхохоталась.

получать? вы что? в своем уме? спросите лучше, сколько я с вас буду брать за то, что сделаю вас человеком!

я моментально скис. заметив это, марья александровна чуть подобрела.

ни о каком жаловании не может быть и речи, но... в три часа дня мы садимся обедать. борщ и котлеты у нас всегда найдутся! вы можете обедать с нами!..

таким образом, моим первым жалованием в театре были борщ и котлеты!
...однажды в театр пришел журналист, кажется, сергей яблоновский из «русского слова» – самой большой газеты того времени – и написал рецензию о нашем театре. нельзя сказать, чтобы она была хвалебной – критик всех поругивал, только обо мне выразился так: «остроумный и жеманный александр вертинский».

этого было достаточно, чтобы я «задрал нос» и чтоб все наши актеры возненавидели меня моментально.

но уже было поздно. успех мой шагал сам по себе, меня приглашали на вечера. а иногда даже писали обо мне.

марье алексеевне пришлось дать мне наконец «жалованье» двадцать пять рублей в месяц, что при «борще и котлетах» уже являлось базисом на котором можно было разворачиваться. но увы... деньги эти главным образом шли на покупку кокаина.
вернулась из поездки моя сестра. мы поселились вместе, сняв большую комнату где-то на кисловке. к моему великому огорчению, она тоже не избежала ужасного поветрия и тоже «кокаинилась».

куда только мы не попадали. в три-четыре часа ночи, когда кабаки закрывались, мы шли в «комаровку» – извозчичью чайную у петровских ворот, где в сыром подвале пили водку с проститутками, извозчиками и всякими подозрительными личностями и нюхали, нюхали это дьявольское зелье...
конечно, ни к чему хорошему это привести не могло. во-первых, кокаин разъедал слизистую оболочку носа, и у многих из нас носы уже обмякли, и выглядели ужасно, а во-вторых, наркоз почти не действовал и не давал ничего, кроме удручающего, безнадежного отчаяния...
я где-то таскался по целым дням и ночам и даже сестру надю стал видеть редко. а ведь мы очень любили друг друга... надя была единственным близким мне человеком в этом огромном шумном городе... и я не сберег ее! что это, кокаин, анестезия? полное омертвение всех чувств. равнодушие ко всему окружающему. психическое заболевание...
помню, однажды я выглянул из окна мансарды, где мы жили (окно выходило на крышу), и увидел, что весь скат крыши под моим окном усеян коричневыми пустыми баночками из-под марковского кокаина. сколько их было? я начал в ужасе считать. сколько же я вынюхал за этот год!
и первый раз в жизни я испугался. мне стало страшно! что же будет дальше? сумасшедший дом? смерть? паралич сердца? а тут еще галлюцинации... я жил в мире призраков!
я встал. я вспомнил, что среди моих знакомых есть знаменитый психиатр – профессор баженов. я вышел на тверскую и решил ехать к нему. баженов жил на арбате. подходя к остановке, я увидел совершенно ясно, как пушкин сошел с своего пьедестала и, тяжело шагая «по потрясенной мостовой» (крутилось у меня в голове), тоже направился к остановке трамвая. а на пьедестале остался след его ног, как в грязи оставшийся след от калош человека.

– опять галлюцинация! – спокойно подумал я, – ведь этого же быть не может?
тем не менее, пушкин стал на заднюю площадку трамвая и воздух вокруг него наполнился запахом резины, исходившим от плаща.
я ждал, улыбаясь, зная, что этого быть не может. а между тем это было!
пушкин вынул большой медный старинный пятак, которых уже не было в обращении.
– александр сергеевич! – тихо сказал я – кондуктор не возьмет у вас этих денег! они старинные!
пушкин улыбнулся:
– ничего. у меня возьмет!
тогда я понял, что просто сошел с ума.
я сошел с трамвая на арбате. пушкин поехал дальше.
профессор баженов тотчас принял меня.
– ну? в чем дело юноша?– спросил он.
– я сошел с ума, профессор,– твердо выговорил я.
– вы думаете? – как-то равнодушно и спокойно спросил он.
– да. я уверен в этом.
– ну тогда посидите пока. я занят, и мне сейчас некогда.
и он начал, что-то писать. через полчаса он так же спокойно вернулся к разговору.
– из чего же вы, собственно, заключаете это?– спросил он просто, как будто даже не интересуясь моим ответом.
я объяснил ему все, рассказав также и о том, как ехал с пушкиным в трамвае.
– обычные зрительные галлюцинации!– устало заметил он. минутку он помолчал, потом взглянул на меня и строго сказал:
– вот что, молодой человек, или я вас сейчас же посажу в психиатрическую больницу, где через год-два вас вылечат, или вы немедленно бросите кокаин! сейчас же!
он засунул руку в карман моего пиджака и, найдя баночку, швырнул ее в окно.
– до свидания!– сказал он, протягивая мне руку – больше ко мне не приходите!
я вышел. все было ясно...

p\s... из книги "дорогой длинною..."

несколько фотографий... вертинского...

Суббота, 19 Ноября 2005 г. 22:23 + в цитатник
Vertinsky 3.jpg (400x189, 17Kb)
16.jpg (546x300, 61Kb)
vertinsky_7.jpg (250x368, 20Kb)
09.jpg (338x500, 60Kb)



Процитировано 1 раз

о своём...

Четверг, 17 Ноября 2005 г. 23:03 + в цитатник
иннокентий смоктуновский восхищался: «он заставлял нас заново прочувствовать красоту и величие русской речи, русского романса, русского духа…» о необычайном мастерстве александра николаевича говорили многие. странно то, что порой о его творчестве рассуждали, как о чем-то не вполне полноценном, просто «песенки Пьеро». словно бы настоящая, «большая» поэзия шла своей большой дорогой, а вертинский ехал рядом на детском велосипедике. ему это было больно. настолько, что в 1956 году, за год до смерти, он написал жесткое и правдивое письмо тогдашнему заместителю министра культуры СССР с.в. кафтанову....
«…лет через 30-40, я уверен в этом, когда меня и мое «творчество» вытащат из «подвалов забвения» и начнут во мне копаться, как копаются сейчас в творчестве таких дилетантов русского романса, как гурилев, варламов и донауров, это письмо, если оно сохранится, будет иметь «значение» и, быть может, позабавит радиослушателей какого-нибудь тысяча девятьсот… затертого года!»...

пьеро...

Пятница, 11 Ноября 2005 г. 00:59 + в цитатник
187b11.jpg (374x600, 132Kb)

в далекой дореволюционной России 1917 года в одном из небольших московских театров, где всего лишь триста мест для зрителей, появился высокий худой юноша, одетый в костюм Пьеро. на белой маске лица - трагические черные брови, алый рот. он поднял вверх необычайно выразительные руки с длинными пальцами и запел...
его маленькие песни-новеллы назывались "ариетками", или "печальными песенками Пьеро". то ли темы песен были угаданы молодым артистом, то ли сам юноша понравился публике, но песни эти запели, а тексты передавались из уст в уста. юного артиста назвали "Русским Пьеро", он стал знаменитым, ему подражали, им восхищались, его ругали газеты и обожала публика, а карьера его обещала быть блистательной. этой молодой знаменитостью был александр вертинский - поэт, певец и композитор...

александр вертинский

Суббота, 05 Ноября 2005 г. 19:53 + в цитатник
всё... о вертинском...


Поиск сообщений в нои
Страницы: [1] Календарь