Д. Хмельницкий. Танки за хлеб. Американские корни советской военной промышленности
[продолжение]
В речи 3 октября 1941г., через три месяца после начала германо-советской войны, Гитлер заявил, что захваченные советские территории представляли собой «не что иное, как единую фабрику по производству оружия, построенную за счет снижения уровня жизни населения», и что он даже не представлял себе, как далеко зашла подготовка СССР к войне против Германии и Европы.[13] Цифры уничтоженной или захваченной в результате внезапного нападения техники говорят сами за себя: 18 тыс. танков, 22 тыс. орудий, 14,5 тыс. самолетов. Плюс два с половиной миллиона пленных.[14] Легко понять потрясение Гитлера, начавшего поход на Восток с тремя с половиной тысячами танков.
Возникает естественный вопрос – откуда это все взялось?
***
В 1929 г. в СССР приехал высокопоставленный представитель компании Форд Чарльз Соренсен. Посетив Путиловский завод в Лениграде, американец с изумлением обнаружил, что здесь выпускаются – причем без всякой лицензии! – тракторы «Фордзон» под названием «Красный Путиловец». Без лицензии, но и без особого успеха. С помощью нескольких фордовских механиков на заводе попытались воспроизвести купленные и разобранные на части американские машины. Но секреты технологии производства отдельных деталей раскрыть не удалось и качество советских копий было гораздо хуже американских оригиналов.[15]
Вплоть до начала тридцатых годов в СССР не существовало собственной тракторной промышленности. А следовательно и танковой. Через 12 лет, к июню 1941 г. в Красной Армии на вооружении находилось 24 тыс. танков собственного производства.
Главную, необыкновенно таинственную и до сих пор совершенно не изученную роль в этом чуде сыграла одна американская фирма, носящая имя своего основателя – Альберта Кана. Именно этому человеку европейская история ХХ века в большой степени обязана тем, что протекала именно так, а не иначе.
Альберт Кан (1869 – 1942) известен в истории архитектуры как один из крупнейших промышленных архитекторов ХХ века, как «архитектор Форда». Он был специалистом по проектированию больших заводов, в первую очередь автомобильных. Кан разработал технологию работы, позволявшую проектировать сложнейший завод за несколько месяцев. И так же стремительно строить.
В книгах, посвященных творчеству Кана, как правило очень скупо, на 2-3 страницах рассказывается невероятная истории сотрудничества Альберта Кана с советским правительством.
В апреле 1929 г. фирма Алберт Кан Инк., расположенная в Детройте, получила заказ от советского правительства на проектирование Сталинградского тракторного (танкового) завода. Переговоры велись через советское фирму Амторг – формально частное акционерное предприятие, а в действительности неофициальное торговое и дипломатическое представительство СССР, а также советский шпионский центр на американском континенте.
В тот момент между СССР и США не существовало дипломатических отношений. США были врагом СССР. Заводы, которые должен был проектировать Кан были по существу военными и скрыть это было крайне трудно.
Ситуация выглядела весьма двусмысленно. В условиях экономического кризиса Кан был остро заинтересован в заказах из СССР, но также был заинтересован в максимальной конфиденциальности своего сотрудничества с советскими партнерами.
Уже после окончания советской эпопеи Кан, рассказывая детройтскому журналисту Малькольму Бингэю о своих сомнениях, заключил: «...глубоко в своем сердце я был убежден, что русский народ – неважно под чьим правлением – после столетий царистского подавления имеет право на помощь».[16].
Кан несомненно лукавил. То чем он занимался в России «помощью народу» нельзя было назвать ни при каких обстоятельствах.
Американец Джон Скотт провел пять лет на на промышленных стройках Урала. В книге, выпущенной в Стокгольме а 1944 г. он писал: «В 1940 г. Уинстон Черчиль объявил английскому народу, что ему нечего ожидать кроме крови, пота и слез. Страна воюет находится в войне. (...) Однако Советский Союз уже с 1931 г. находился в состоянии войны и его народ исходил потом, кровью и слезами. Людей ранило и убивало, женщины и дети замерзали, миллионы умерли от голода, тысячи попали под военные суды и были расстреляны в боевом походе за коллективизацию и индустриализацию. Готов поспорить, что в России борьба за производство чугуна и стали привела к большем потерям, чем, чем битва на Марне в первую мировую войну. В течение всех тридцатых годов русский народ вел войну – промышленную войну»[17]
Это война велась на территории, подготовленной Альбертом Каном.
Фирма Кана спроектировала между 1929 и 1932 гг. 521 (по другим данным – 571) объект. Это в первую очередь тракторные (то есть, танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Томске; самолетостроительные заводы в Краматорске и Томске; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Сольде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберецке, Подольске, Сталинграде, Свердловске; теплоэлектростанцию в Якутске; сталелитейные и прокатные станы в Каменском, Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; Ленинградский алюминиевый завод; Уральскую асбестовую фабрику и многие другие.[18]
По списку объектов хорошо видно, что Кан спроектировал (и оснастил оборудованием) едва ли не всю советскую военную промышленность.
Эти данные взяты из западных источников. В Советском Союзе список объектов первой пятилетки не публиковался никогда, а имя Кана прктически никому не известно. Это тем более странно, что Альберт Кан Инк. – единственная иностранная архитектурная фирма, спроектировавшая для СССР сотни реализованных объектов.
Для сравнения – деятельность западных архитекторов, построивших в СССР в те годы по одному зданию или даже просто участвовавших в конкурсном проектировании (Ле Корбюзье, Мендельсон, Эрнст Май, Ханнес Майер и др.) изучена достаточно хорошо и на Западе, и в СССР.
В 1931 г. на строительстве Челябинского тракторного завода побывал американский журналист Г.Р. Кникербокер. Он писал в книге «Угроза красной торговли», посвященной первому пятилетнему плану: «Стоя посредине быстро растущих к небу стен самой большой тракторной фабрики мира, невольно вспоминаешь фразу из «Известий», официального органа советского правительства о том, что «производства танков и тракторов имеют между собой очень много общего. Даже артиллерию, пулеметы и пушки можно успешно производить на гражданских промышленных предприятиях» (...) По твердому убеждению большевистских пессимистов строящаяся сейчас тракторная фабрика в Челябинске может почти моментально быть переориентирована на военные цели для отражения ожидаемого нападения капиталистического мира. Планируемый выпуск 50 000 штук десятитонных 60-сильных гусеничных тракторов в год очень сильно напоминающих танки, означает, что речь идет о производстве одного из типов танков».[19]
Несомненно, что опираясь именно на программу строительства тракторных заводов, запроектированных Каном, М.Н Тухачевский, назначенный в 1931 г. руководителем Управления вооружений Красной Армии планировал довести количество стоящих на вооружении в РККА танков до 40 тыс. штук к концу 1932 г.[20] А в ноябре 1930 г. полагал, что «Танки, идущие обычно во 2-м и 3-м эшелонах, могут быть несколько меньшей быстроходности и большего габарита... А это значит, что такой танк может являться бронированным трактором…».[21]
Реализация подобных программ предполагала резкое снижение уровня жизни населения СССР и преимущественное использование принудительного труда, о чем Кан не мог не знать.
В 1931 сотрудник фирмы Кана инженер Уильям Х. Брасс, по возвращению в США поделился своими впечатлениями от работы в СССР с журналистом детройтской газеты. Он рассказал о черном рынке, о невозможности покинуть страну, о дикой судебной системе, о тайной полиции и жилищной проблеме. И о том, чего больше всего боялись в США – о превращении гражданской промышленности в военную. Еще серьезнее было предположение Брасса о том, что контракт Кана с СССР включал пункт о содействии распространению коммунизма в США. Альберт Кан немедленно выступил с опровержением в прессе, но сомнений по поводу деятельности своей фирмы в СССР развеять не смог.[22]
***
Конструкции для Сталинградского тракторного завода были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев. Следующим заказом стал проект гигантского Челябинского тракторного завода. В феврале 1930 г. был подписан договор с фирмой Каной, которая становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству. Кану был предложен пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью в два миллиарда долларов. Это сумма эквивалентная приблизительно 220 миллиардам долларов в 2004 г.
Все следующие проекты разрабатывались филиалом фирмы Кана в Москве под руководством брата Альберта Кана Морица Кана. Этот филиал существовал до 1932 г. и носил русское название «Госпроектстрой». В нем работали 25 американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников.[23] В то время это было самое большое архитектурное бюро мира. Через «Госпроектстрой» прошло в общей около 4 тыс. советских архитекторов, инженеров и техников.[24]
В российской научно-исторической литературе упоминания о Госпроектстрое и его деятельности практически отсутствуют. Как впрочем и любая информация о том, как, кем и когда осуществлялось проектирование объектов первой пятилетки.
Скорее всего что фирма Кана разрабатывала не только сами промышленные предприятия, но и соответствующую инфраструктуру. Известно, что вместе с проектом Сталинградского тракторного завода поставлялись и проекты домов для рабочих.[25] По крайне мере, в самом начале. Потом это было сочтено излишним.
Опубликовано крайне интересное письмо Менжинского Сталину от 14 февраля 1931 г. :
«Строительство Челябтракторостроя находится сейчас в следующем состоянии: Ведется широкое жилищное строительство совершенно неувязанное со сроками вступления завода в эксплуатацию в то время как для строительства промышленных цехов произведены только подготовительные работы и ни один цех в течение года готов не будет.
Кроме произведенных арестов из аппарата Управления строительством вычищено 40 чел. и приняты меры к удалению со строительства остального негодного элемента. Полностью же разработанного проекта Челябтракторостроя не имеется».[26]
Из текста очевидно, что строительство, как обычно делается, началось с жилья для рабочих (возможно, по готовым проектам фирмы Кана). И что существовал приказ Сталина по прекращению строительства жилья. Строить следовало сам завод, но никак не жилые дома, роль которых должны были играть палатки, землянки или, в лучшем случае, бараки.
Крайне интересен вопрос об источниках финансирования промышленного строительства времен первой пятилетки.
Сталин писал Молотову в августе 1930 г.: «Микоян сообщает, что заготовки растут и каждый день вывозим хлеба 1– 1,5 млн. пудов. Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же (норму) ежедневного вывоза до 3-4 млн. пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов... Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба».[27]
Оба упомянутых Сталиным завода спроектированы Каном. Из текста письма ясно, что, что валюту для оплаты деятельности Кана Сталин получал, продавая в США хлеб в самый разгар массового голода в СССР. Можно с большой долей уверенности утверждать, что миллионы жертв страшного голода 1931-1933 гг. – это результат стремления Сталина как можно быстрее оплатить заказы по поставкам оборудования для объектов, проектировавшихся в первую очередь Альбертом Каном.
Фирма Альберта Кана играла роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных (поначалу, преимущественно, американских) фирм, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов. По сути, через Кана в СССР тек мощный поток американской и европейской военно-промышленной технологии. Те несколько тысяч иностранных специалистов, которые в начале 30.х годов работали в СССР представляли различные западные фирмы, которые в основном строили и налаживали заводы, спроектированные фирмой Кана.
***
В 1932 г. контракт с фирмой Albert Kahn Inc. был разорван, точнее не продлен. Попытка Альберта Кана лично добиться продления контракта успеха в Москве не имела и сотрудники фирмы покинули Москву.
Это было связано с тем, что, в августе 1931 г. Сталин счел более выгодным заказы на оборудование для всех строящихся промышленных предприятий по возможности переместить из Америки в Европу.
Сталин писал Кагановичу 25 августа 1931 г.: «Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку. Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы. Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, АМО и Автостроя»..[28] Здесь перечислены практически только объекты Кана (за исключением Днепростроя).
В письме от 11 сентября 1931 г. Каганович информирует Сталина: «Выяснилось, что 80-90% заказов для Челябстроя можно разместить в Англии».[29] Это означало конец сотрудничества с Каном. К этому времени Кан выполнил свою задачу в глазах Сталина.
Советская система проектирования в целом была реорганизована по образцу конвейерного производства проектов, принятому в фирме Кана.[30]
Спроектирована и заложена сеть новых промышленных предприятий, заказы на технологическое оборудование сформированы и могут быть переданы в любые другие западные фирмы, тысячи советских специалистов прошли обучение.
Объекты, спроектированные Каном, продолжали строиться и представляли собой значительнейшую часть планов второй и третьей пятилеток. Но первую скрипку в сотрудничестве с СССР стали играть не американские, а европейские, в первую очередь немецкие фирмы. В 1935 году на советских промышленных предприятиях работали 1719 немцев, 871 австриец и только 308 американцев[31] (в 1931 г., когда заводы только начинали строиться, а Гитлер еще не пришел к власти, американцев было 172 чел., немцев – 146 чел., австрийцев –13 чел.).[32]
Поразительно, но годы тесного сотрудничества СССР с немецкими и австрийскими промышленными кругами падают как раз на время крайнего политического охлаждения между Советским Союзем и Третьим Рейхом. Похоже, что это сотрудничество осталось незамеченным и гитлеровской разведкой.
Во всяком случае, в книге мемуаров знаменитого немецкого диверсанта Скорцени есть такой эпизод. В 1943 г. Скорцени получил приказ готовить диверсии на военных заводах в уральском промышленном районе. Он быстро выяснил, что о советской военной промышленности на Урале неизвестно практически ничего. Кое-что удалось узнать, как пишет Скорцени, только от сотрудников работавших там немецких фирм. Но физической возможности причинить какой-то вред тамошним заводам у немцев уже не оставалось. Как и времени.
С 1932 г. деловые контакты советских властей с Альбертом Каном не возобновлялись. Советские заказы помогли фирме пережить тяжелые годы промышленного кризиса и инфляции в Америке, а потом, когда кризис прошел, опять занять ведущее положение в промышленной индустрии США.
Альберт Кан умер в 1942 году. Его вдова получила соболезнующее письмо от знаменитого архитектора-конструктивиста Виктора Веснина. То есть, авангардистом и конструктивистом Виктор Веснин (как и его еще более знаменитый брат Александр) был в 20-е годы. А в тридцатые братья руководили едва ли не всем глубоко засекреченным промышленным строительством в СССР. Надо полагать, что именно Веснины курировали всю советскую деятельность фирмы Альберта Кана.
Фирма Альберта Кана существует до сих пор, а ее основатель вошел в историю как самый значительный и прогрессивный промышленный архитектор ХХ века. Вот только о его советских приключениях мало кому известно. Хотя они заслуживают интереса.
***
Виктор Суворов считает днем фактического вступления СССР во Вторую мировую войну 19 августа 1939 г, когда по его расчетам Сталиным был отдан приказ о тайной мобилизации: «С этого дня при любом развитии событий войну уже остановить было нельзя» [33].
С не меньшим основанием можно отсчитывать участие СССР во Второй мировой войне с 23 августа 1939 г. – дня, когда был подписан пакт «Сталин-Гитлер». И уж тем более – с 17 сентября 1939 г., с нападения СССР на Польшу, уже атакованную к тому времени Германией с запада.
Но все эти события были бы вряд ли возможны, если бы в феврале 1930 г. в Детройте без всякой публичности не был подписан договор между американским архитектором Альбертом Каном и президентом Амторга Саулом Броном.
Очень уж велика вероятность того, что не сторгуйся Кан со Сталиным в 1929 году, и не спроектируй он вождю крупнейшие в мире танковые заводы, то может и не хватило бы у Сталина решимости заключить в 1939 г. пакт с Гитлером, чтобы совместно начать мировую войну за передел мира.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Цит. По: Александр Гогун: «Черный пиар Адольфа Гитлера». – Москва, 2004, с. 66.
[2] Там же, с.71ю
[3] Там же, 64.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Там же, с.66
[7] Там же, с. 71.
[8] Там же, с.69.
[9] Там же, с.61.
[10] Сталин и Каганович. Переписка. 1931-1936 гг..– Москва, 2001, с. 545
[11] Новая и новейшая история. 1995. 3. С.219.
[12] Там же, с. 65.
[13] Rede Adolf Hitlers zur Eröffnung des 3. Kriegs-Winterhilfswerkes im Berliner Sportpalast am 3. Oktober 1941. – Berlin, 1941, S.17
[14] Там же., с. 16.
[15] Борис Шпотов. Компания Форда и Россия, 1909 – 1941 г., «США: экономика, политика культура» 1999, №5.
[16] Anatole Senkevitch, „Albert Kahn in Russland“, Bauwelt 1995, Heft 48, C. 2810.
[17] John Skott, „Jenseits von Ural“, Stockholm 1944, 1944, S.12.
[18] Milka Bliznakov, "The realization of utopia: Western technology and Soviet avant-garde architecture," в William C. Brumfield, ed., Reshaping Russian architecture: Western technology utopian dreams, Hew York, Cambridge University Piess, 1990, стр.173.
[19] H.R. Knickerbocker „Der Rote Handel droht“, Berlin 1931, S. 66-68.
[20] Докладная записка М. Тухачевского на имя К. Ворошилова от 2 ноября 1931 г., С.Т. Минаков,
«СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ ЭЛИТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ 20-30-х ГОДОВ». «Кадровая политика» № 1/2003.
http://www.whoiswho.ru/kadr_politika/12003/stm10.htm
[21] Письмо М. Тухачевского Сталину от 19 июня 1930 г., С.Т. Минаков,
«СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ ЭЛИТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ 20-30-х ГОДОВ». «Кадровая политика» № 1/2003.
http://www.whoiswho.ru/kadr_politika/12003/stm10.htm
[22] Federico Bucci, Albert Kahn : architect of Ford, New Jork 1993.
[23] «Через 15 месяцев после подписания договора в мае 1931 г Мориц Кан так описывал размеры московского бюро: «Госпроектстрой существует всего только год. Раньше наше бюро в Детройте, насчитывающее в обычное время от 400 до 500 архитекторов, инженеров и чертежников, считалось самым большим в мире. Госпроект сейчас насчитывает около 600 сотрудников в московском бюро, не считая студентов, еще 150 будут вскоре приняты. В бюро в Ленинграде – 300 сотрудников, в Харькове – 100». Anatole Senkevitch, „Albert Kahn in Russland“, Bauwelt 1995, Heft 48, C. 2814 – 2815.
[24] Там же, с. 2817
[25] Anatole Senkevitch, „Albert Kahn in Russland“, Bauwelt 1995, Heft 48, C. 2814
[26] «Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД», М.,2003, стр. 261.
[27] Письма И.В. Сталина В.М. Молотову. 1925-1936. М., 1995, с. 198, 203-205. Цит. по: Е. Осокина. За фасадом «сталинского изобилия». М., 1998, с. 73.
[28] Сталин и Каганович. Переписка.1931–1936., М., 2001, с.64.
[29] Сталин и Каганович. Переписка.1931–1936., М., 2001, с.94.
[30] Эту систему с отвращением описывал Андрей Буров, командированный 1930 г. в Дейтрот к Кану для консультаций в связи со строительством Челябинского тракторного завода: «...С архитектурой у них совсем нудно. Вместо архитекторов у них огромное бюро. Это «business» (в настоящее время очень дрянной). ... первое впечатление такое, что один делает эскиз, другой — план, третий — фасад, четвертый — интерьеры, пятый, шестой, седьмой — дцатый — электричество, конструкции, водопровод, канализацию, вентиляцию, рефрижерацию"и т. п. Подписывает же это хозяин конторы, который никакого отношения во всему этому делу не имеет. Получается американское художественное произведение». «Андрей Константинович Буров. Мир художника», М., 1980, с. 35
[31] «Индустриализация Советского Союза. Новые документы, новые факты, новые подходы». Часть II, Москва 1999, с. 278.
[32] «Индустриализация Советского Союза. Новые документы, новые факты, новые подходы». Часть II, Москва 1999, с. 241.
[33] Суворов В. День-М: Когда началась Вторая мировая война? М.,1994. С.249.
Д. Хмельницкий. Танки за хлеб. Американские корни советской военной промышленности