БРИМ, Джулиан (Александр) (родился в Лондоне 15 июля 1933 года). Английский гитарист и лютнист...
В 1954 году, когда Бриму был 21 год, Музыкальный Словарь Гроува посвятил ему 22 строчки. Учитывая то, что Сеговия, будучи старше на 40 лет, был удостоин 24 строчек, это можно было считать большой наградой.
После первого публичного выступления в качестве гитариста, на котором он покорил публику блестящим исполнением,с тех пор стал широко известен как исполнитель на гитаре и лютне, выступая также по радио и телевидению... Ему принадлежат множество переложений с табулатуры лютни и исполнение произведений для клавишных Фрескобалди, Перселла, Баха и Рамо в его собственных аранжировках для гитары и лютни.
К 1957 году, Джулиан Брим был уже зрелым музыкантом.
Музыка в его руках означала выразительность, силу, способную довести до слез, силу, идущую от кажущегося неиссякаемым источника опыта и полноты прожитой жизни. За этой игрой уже стоял огромный опыт, и за десять лет была сделана стремительная карьера. Брим был полностью занят выступлениями на множествах концертов, радио, в фильмах и на записях.
К 1957 году он уже регулярно давал концерты с одним из наиболее выдающихся музыкальных знаменитостей Великобритании - Питером Пиерсом. Для него уже писали музыку такие композиторы, как Доджсон, Бриндл и Беркли. Он был исполнителем музыки по крайней мере к двум фильмам - “Сарабанда для мертвых влюбленных” и “Охота за сгорбленной тенью”; овладел лютней, а великий британский композитор Бенджамин Бриттен написал “Песни из Китая” для дуэта - Пиэрса и Брима.
К 24 годам Брим транслировался по радио больше, чем это удалось бы сделать большинству гитаристов, прожив они несколько жизней. Были опубликованы его первые транскрипции. Он часто выступал с ведущими оркестрами и получал восторженные отзывы в ведущих газетах. Брим записал не менее пяти LP. Он дал также сотни концертов и т.д. и т.п.
По всем общепризнанным меркам эти достижения были огромными. Но теперь мы видим, что с того времени он прошел еще немало, прежде чем достиг сегодняшних вершин. Решающий контракт на запись с RCA был не за горами, и в 1959 году его карьера в области записи началась с этой компании.
В 1964 году Брим стал первым гитаристом, которому была присуждена награда ОВЕ (Кавалера Ордена Британской Империи 4 степени). В 1960-х годах он уже был на вершине своей профессии, выступая на самых престижных сценах, ветераном крупнейших концертных залов столиц мира и заядлым путешественником с гитарой.
Путь вперед заключал в себе беспрестанный труд и бесконечную работу над собой. Виртуозное овладение лютней фактически дало ему вторую профессию. В “Граммофоне” в 1968 году он описал эту двойственность так: “Гитара - это моя работа, лютня - мое хобби, но можно подумать, что меня больше интересует хобби, нежели работа.”
Часто забывают, что довольно большую часть записанных им произведений составляла музыка для лютни. В этой области он вскоре завоевал уникальную репутацию, делая концерт для лютни пленительным, а жизнь более наполненой. Теперь Доуланд зазвучал живо и трепещуще. В обзоре Джулиан Брим играет Доуланда (Вестминстер XWN 18249; 1957) в августе 1960 “Граммофон” восклицал: Прежде всего диск приятно слушать благодаря сверхъестественной силе Брима ухватить суть музыки, которую он исполняет... Диск имеет большее значение, чем книга, потому что показывает Доуланда не как устаревшую историческую фигуру, а как композитора первой величины и одну из величайших фигур времен Елизаветы и якобинцев.
Это был значительный шаг вперед, и публика стекалась отовсюду, чтобы послушать лютню Брима. Английская музыка долгое время отрицалась и не признавалась. Теперь елизаветинская эпоха была увековечена в живом искусстве, и была проложена нить между временами Доуланда и временами Брима. Основание Консорциума Брима стало еще одним шагом к пониманию музыки елизаветинских времен.
В 1963 году Брим записал свои собственные кардинально иные интерпретации из репертуара Сеговии. Сюдя входили, Chaconne Баха, La Frescobalda Variations Фрескобальди, Соната ми минор. К. 11 Доменико Скарлатти, различные этюды Сора, избранные произведения Турина, М. де Фалья, Морено Торроба, Альбениса и т.д.
У Брима уникальное количество записей, осуществленных впервые: это такие альбомы, как первое полное собрание Баха (Вестминстер XWN 18428; 1957 - первая запись исполненных на гитаре Прелюдии, Фуги и Аллегро), первая полная запись Прелюдий Вилла-Лобоса, (Вестминстер XWN 18137; 1956) и первая запись Concerto in А Джулиани (RCA RB 16252; 1960). Брим был также первым, кто осуществил запись с концерта лютни (RCA RB 6646; 1963) и двух Сюит для лютни Баха (RCA RB 6684; 1964). (Брим действительно был первым гитаристом, записавшим сюиту для лютни полностью - предыдущие гитаристы просто записывали отдельные фрагменты).
Брим вывел гитару за рамки репертуара Сеговии и одновременно боролся с традиционным репертуаром. Он накопил и записал новый цикл сочинений, посвященных ему, привнося новые рамки в концепцию репертуара. Эти новые работы в ранние годы включали Сонатину Беркли, Концерт для гитары Арнольда, Nocturnal и Песни из Китая Бриттена, Песенный цикл Уолтона и т.д. Наиболее значительным из них был, безусловно, Nocturnal Бриттена, который вывел гитару на исключительно видное место в области современных методов выразительности. Этот шедевр гитарного искусства подарил не только многообразие техники, но и выявил новый смелый язык, доступный соло гитаре. Nocturnal, установив новые мерки вдохновения и возможности, стал как бы требованием, которому соответствовали бы солисты, знаменитые композиторы и аудитория.
Альбом “Гитара 20 века” 1966 года (RCA SB 6723) стал вдохновением для молодых и радикально изменил отношение к новому. Первая запись Nocturnal Бриттена, El Polifemo de Оrо (который Брим сыграл в 1950), загадочный Drei Tentos Хенца и Четыре короткие пьесы (Quatre Pieces Breves) (1933) Фрэнка Мартина, завершающиеся двумя этюдами Вилла Лобоса, изменили подход к поколению молодых исполнителей. Семь лет спустя этот процесс был продолжен альбомом “Джулиан Брим” 70-х, включающим в себя Концерт для гитары Ричарда Родни Беннетта, Элегию Росторна, Пять багателей Уолтона и Темы и вариации Беркли.
В период с 1966 по 1973 год произошло полное вытеснение господства империи Сеговии. Это был новаторский период, во время которого было целиком изменено содержание концерта для гитары, и гитара, вместо того, чтобы оглядывться на поздний испанский романтизм 1920-х, теперь стала принадлежать миру современных композиторов.
Модели развития в эти годы и позднее чрезвычайно сложны. Брим, в своей неподражаемой манере, внес изменения также и в наши знания произведений других композиторов. Именно Брим впервые открыл Rossiniane и Grand Overture Джулиани, Фантазии и Сонаты Сора и до сей поры малоизвестные произведения Аквадо.
Но за последние двадцать лет Брим подарил нам грандиозные интерпретации произведений Вилла Лобоса, Альбениса и Гранадоса, постоянную перезапись Concierto de Aranjuez и возрождение Tres piezas espanolas Родриго. Современные произведения, написанные для него Типпеттом, Максвеллом Дэвисом, Броуэром, Такемицу и др., продолжают распространяться. С конца 60-х было издано множество транскрипций Брима, представляющих собой драгоценную находку новых концепций редакции и аппликатуры, потому что все его тексты богаты деталями.
К 60-летию со дня рождения Брима мы обладаем таким огромным фондом благодаря его плодотворному творчеству, его энергии, его нескончаемому энтузиазму и созиданию и восхищаемся той жизнеутверждающей силе, которая исходит от этого человека. Мы слушаем его записи, отмечая гениальность манер, продолжающееся с годами поразительное открытие стольких вещей в отношении гитары и лютни, которые раньше мы считали невозможными. Рядовая аудитория всего мира любит его и его искусство, в то время как знатоки международного общества гитаристов практически немеют от восторга,
обнаруживая новые жемчужины. Его искусство на все времена утвердило и прекраснейшие духовные ценности европейской музыкальной традиции.
Грэм Вейд
|