-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лжеюзер

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 9512


Сердце Пармы

Пятница, 26 Декабря 2008 г. 12:00 + в цитатник
 (300x439, 26Kb)
Я не помню говорил я или нет, но мы с женой, уже с сентября ежемесячно устраиваем свой литературный салон под названием " У Эллис". В центре наших обсуждений - жизнь и творчество довольно известных писателей, поэтов, художников и других творческих личностей через призму их отношений с Богом. В целом, довольно интересно выходит, любопытные мысли и дискуссии получаются.
А в последний раз - в прошлую субботу, мы немного отошли от сложившийся уже традиции, и решили просто рассказать о некоторых книгах которые произвели на нас впечатление.
Я делал доклад, или, как меня тут часто поправляют местные интеллектуалы, эссе, по книге современного российского писателя, Алексея Иванова "Сердце Пармы".
Это эссе я и помещаю здесь, без особых редакторских правок. Он довольно сумбурный на мой взгляд, и всё-таки не полностью отражает все то что я думаю, по поводу этой книги, но не обессудьте.

Алексей Иванов. Сердце Пармы

Сначала несколько слов об авторе.
Алексей Иванов был практически никому не известен, до появления этой книги — закончил Свердловский государственный университет, защитив диплом по искусствоведению, живет в Перми. Перепробовал много профессий — был сторожем, школьным учителем, журналистом, преподавателем университета, а также гидом-проводником в турфирме, что привело его к увлечению краеведением. Это увлечение стало в некотором смысле профессией — Алексей работал в областном краеведческом музее, параллельно собирая материал для «Сердца Пармы». Впрочем, на литературном поприще он уже пробовал себя — его фантастическая повесть « Охота на „Большую Медведицу“», была опубликована в 1990 году в журнале «Уральский следопыт» Другие работы были опубликованы уже после триумфального шествия книги «Сердце Пармы» которая получила несколько премий, и номинаций. В настоящие момент — писателя Алексея Иванова критики называют «самым ярким русским писателем XXI века», «золотовалютным резервом русской литературы» и т.д.
Но теперь непосредственно о самой книге.

Сперва я хочу поделится своими собственными впечатлениями. Честно говоря, я давно не читал книги, которую мог бы с уверенностью назвать «настоящей литературой». «Сердце Пармы» - именно такая книга. Мало что из современной русской (да и не русской тоже) литературы, на мой взгляд, может сравнится с этой книгой, по языку, уровню проработки материала, да по чему угодно.
Вообще-то книга «Сердце Пармы» получила премию «Странник» в номинации «историческое фэнтези». Я бы не причислял эту книгу к жанру фэнтези, хотя, формально это можно сделать. Я бы назвал эту книгу, опять же формально, исторической. И сам Алексей Иванов, всячески отрицает принадлежность своего произведения к жанру фэнтези,

Каждый начинающий чтение «Пармы» сталкивается с мощным «сопротивлением материала». Судите сами — на первой же странице книги, помимо заглавной «Пармы» (плосковершинные гряды поросшие ело-пихтовым лесом) мы встречаем вот такие замечательные слова: Вагирйома, хонтуй, Пелым, Турват, Ялпынг, Хакан, Туявита-Сылва, и ещё с десяток непонятных предметов и названий. Все эти понятия даны просто так в тексте, без спасительной сноски, без объяснения. В последствии в тексте, они ещё не раз встретятся, и будут объяснены, конечно, или уже из самого повествования станет ясно, что это такое. При чтении продраться через такой словесный частокол непросто. Но те кто продрались и прошли — уже не смогут отпустить книгу из рук до конца — она того стоит. Подобная языковая терапия вводит читателя в этот древний, совершенно неизвестный нам мир, мы как бы оказываемся в новой стране, постепенно привыкая и ассимилируюсь к языку и местным обычаям.


Сюжет повествует об истории Перми Великой 15 века. Я плохо знаком с реальной историей, и лишь после прочтения книги узнал, что основные действующие лица «Пармы» - действительно реальные люди. Вряд ли события развивались именно так, вряд ли они были именно такими как описывает их автор — слишком мало сохранилось исторических сведений о тех временах, но основные, ключевые, события, названия городов, рек, гор и всего остального — реальные. Автор основываясь на известных исторических фактах, попытался представить внутренний, духовный мир человека, которому бы эти поступки были органичны и естественны.
В центре повествования история жизни и княжения князя Михаила, охватывающая более 20 лет его жизни. Его отец — князь Ермолай, попал в далекую Пермь с определенной целью — создать независимое и от Москвы и от Новгорода, и от татар собственно княжество. Он был недалек от цели — но нападение жестокого племени вогулов (одно из названий народа манси) оборвало его жизнь.
Основной конфликт книги - противостояние Михаила и вогульского князя Асыки. Асыка — бессмертный хумляльт — человек не могущий умереть, не выполнив своей миссии. Цель Асыки- убить Михаила. Этим он надеется остановить движение москвичей, он понимает, что скоро все местные народы перестанут быть именно народами, потеряют себя. У русских есть свой хумляльт — храмодел Калина, обещавший некогда святителю Стефану добыть Золотую Бабу — божка почитаемого вогулами. Золотая Баба — символ самого дикого, мистического язычества и с ней связано все самое худшее в судьбе Михаила.
Михаил не ищет власти, он покорно подчиняется судьбе сделавшей его правителем пермских земель после гибели отца, и старается жить в мире со всем. Но это, к сожалению, невозможно. У московского князя свои интересы, у вогулов свои, у пермяков свои.
Через всю книгу красной нитью проходит темя судьбы. Для пермяков — это единственное что есть в их жизни. По сути они не видят особого выбора, как поступать, что делать. Их представления о мире резко отличаются от христианского мышления русичей. Парма наполнена чудесными созданиями, духами, демонами, оборотнями. Для них это абсолютная реальность. Именно поэтому некоторые читатели и критики склонны относить произведение к жанру фэнтези — тут есть действительно мистические, колдовские события: вогулы-оборотни; ведьма-ламия, танцующая с медведями; лесные чудовища забирающие у человека душу.
Именно по-этому попытки «охристианить» пермяков, иногда насильно, иногда с помощью проповедей, обречены. Они спокойно принимают Христа, но он всего лишь один из множества идолов.
Михаил же в отличии от пермяков, страдает — он не может угодить всем, находясь между молотом и наковальней, он должен делать мучительный выбор. Чтобы не предавать друзей, Михаил идет против воли Москвы и вступает с московитскими войсками в войну.
В книги потрясающе описаны сцены сражений — очень детально, жестоко и предельно достоверно. Создается совершенно четкое ощущение, что сам становишься если не участником, то по крайней мере свидетелем этих событий. Сопереживаешь героям полностью.
Особо удаются автору описания природы. Они живые, очень красочные, и по своему увлекательные. Парма такой же персонаж книги как и князь Михаил, её описание подчеркивает, его мысли, переживания.
В книге великое множество персонажей, многие из них связаны между собой сюжетными линиями, кто-то появляется не надолго, чтобы исчезнуть навсегда, но практически все отлично прописаны и запоминаются.
Книга, как я уже говорил, о судьбе князя Михаила, но в более широком историческом смысле она о том, как появлялась страна, которую теперь мы называем Россией, о том, как появился русский народ. А ещё она о противостоянии идеологий, христианского и языческих мировоззрений.

Михаил сам того возможно не ведая, демонстрирует не только пример настоящего человека, но и настоящего христианина. Пройдя через предательства, измены, ненужные победы, позорные поражения, гибель друзей, тюрьму, потерю авторитета, он продолжает оставаться человеком — живет жизнью своего, подвластного ему народа: прощает и безнадежно любит свою жену — ведьму и ламию, никому не мстит. Он сам не понимает смысла своей судьбы — но именно через него начинается зарождаться тот народ, который мы сейчас называем русским. Он призывает людей становится христианами и по-настоящему почитать Христа потому что «так лучше». И это действует — пермяки и не могут понять другого смысла в крещении, они по-другому устроены. И через эту простую прагматику жизни и начинает меняется их жизненный уклад — переставая ощущать себя отдельными народами, они сливаются в единый многонациональный русский народ. Насколько это хорошо — потеря национальной особенности со всей своей культурой, языком и всем остальным, в пользу единения с большой страной — ещё один вопрос книги.
Вообще, не подумайте что книга написана скучно, непонятно, и будет интересна лишь любителям исторических романов. Это не так. Я к примеру, никаких исторических романов вообще не читаю. Книжка наполнена, если так можно сказать, «драйвом» она захватывает и не отпускает. По-настоящему сопереживаешь героям романа, сближаешься с ними душами. Приключений тут полно — и даже помимо боевых действий. Весьма и весьма увлекательное чтение.
Рекомендую любителям "настоящей литературы".
Рубрики:  Про жизнь
Книги
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку