-Метки

1945 Власть агата кристи акунин альтернативная история архитектура байден биолаборатории блокада большевики британия бродский быдло быков быт видео вмв вов война воспитание выборы вьетнам гавайи германия глобализм голливуд гонолулу даллес делон демократия демократы детектив дети диктатура донбасс достижения дружба европа егэ женщины живопись запад зеленский зима идеология израиль инновации интервью интернет искусство история карикарура карикатура кино китай коррупция космос красная армия кулинария культура культура отмены лгбт ленинград либерализм либералы литература личное ложь любовь майдан мелодрама менеджеры мета мифы мораль музыка мультфильм навальный народ ненависть нобелевка новый год образование оон оппозиция памятник пандемия пелоси песни песня петербург пионеры питер победа политика поэзия правда предательство привалов прилепин пропаганда пуськи путин пушкин равноправие реклама религия рецензия родина рождество россия рпц русофобия русские русский язык русь сво свобода свобода слова семья сериал смешное сми солженицын сорос социализм ссср сталин стихи сша тарковский театр тест толстой трамп трейлер украина фашисты фоменко фото фотографии фэйсбук хазин ходорковский цензура ценности цены школа эмиграция юбилей юмор

 -Цитатник

тоже хочу стать кошкой - (0)

Красота спасёт... мур-р-р Гаврик: -Эх, пап, как же я хочу стать кошкой! -Зачем это тебе? На дер...

...умели снимать американское кино... - (1)

Кино Разговор со старшим сыном. -Кирилл, я тут недавно старый фильм посмотрел, 'Нечто", про ин...

на день рождения ссср... - (0)

✨ Это было время светлых людей  Чем известен бард Грушин, в честь которого  ...

создаём себе новогоднее настроение! - (1)

Топ советских новогодних фильмов и сказок, которые захочется пересмотреть на новогодние выходные ...

Парфюмер. Рок-опера. - (0)

✨ Парфюмер - рок-опера Игоря Демарина   Он уникальный .. и гениальный...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
05:46 15.01.2007
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Живерни
Живерни
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Финик


Обязательный коктейль для старшеклассника "Слеза комсомолки".

Пятница, 30 Июня 2017 г. 06:40 + в цитатник
По мнению либерального журналиста Антона Секисова, школьник нашей страны не готов к восприятию "Тараса Бульбы" Гоголя и Достоевский в школе виноват в наших бедах, но зато "каждый уважающий себя выпускник должен знать, как сделать коктейль «Слеза комсомолки»." И это необходимое знание он должен почерпнуть из обязательного изучения в школе "Москва-Петушки".
Напомню тот рецептик:
«Даже сам рецепт “Слезы” благовонен. А от готового коктейля, от его пахучести, можно на минуту лишиться чувств и сознания. Я, например, – лишился.
Духи “Лаванда” – 15 г
Духи “Вербена” – 15 г
Духи “Лесная вода” – 30 г
Лак для ногтей – 2 г
Зубной эликсир – 150 г
Лимонад – 150 г
Приготовляемую таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости можно жимолость заменить повиликой. Это неверно и преступно. Режьте меня вдоль и поперек – но вы меня не заставите помешивать повиликой “Слезу комсомолки”, я буду помешивать ее жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают “Слезу” не жимолостью, а повиликой…»

Хитрая статейка, читать противно - сплошной передерг, враньё и дымовая завеса, под которой протягиваются хорошо нам всем известные "европейские ценности".
Но знаю, найдутся и заступники.

А.СЕКИСОВ, "Может потому так и живём в России, что Достоевского в школе прошли?"

Содержание школьной литературной программы помнят немногие. После некоторых усилий вспомнится «Война мир» (со смесью страха и уважения на лице), «Горе от ума», «Евгений Онегин», тоскливое и бессмысленное зазубривание какого-нибудь Фета со всеми его цветочками и «душистою весной», и, возможно, на этом все. При этом сомневаться в необходимости уроков литературы никому не приходит в голову. И дело здесь ни в каком-то проявлении дедовщины, мол, «деды терпели и нам велели», а в четком, хотя и зачастую инстинктивном осознании первостепенной важности этого предмета: литература учит мыслить образами, воспитывает, развивает, повышает грамотность, ну и «чтобы знали, какие поэты были, какие произведения писали» — тоже немаловажное обоснование.

Споры о нужности и ненужности вызывают только отдельные тексты и отдельные персоналии. Например, есть мнение, что мозг современного школьника слишком слаб для восприятия эпопеи «Война и мир», что психика этого же школьника на всю жизнь убивается после прочтения «Преступления и наказания», и вообще, может быть, мы потому и живем так в России — невесело и тяжеловато — из-за того, что Достоевского в школе прочли. Кроме того, есть мнение, что внушительный ряд советских писателей был выброшен из школьной программы совершенно напрасно, а их место заняли литераторы сомнительных художественных достоинств. В особенности очень многих тревожит наличие в школьной программе «Архипелага ГУЛАГа» Солженицына, который появился в ней сравнительно недавно, в 2009 году, и, как считается, — на волне «медведевской оттепели».
Конечно, всех хороших писателей в школьную программу не возьмешь, и тут важен критерий, по которому эти произведения отбираются. Если для нас важнее социальный фактор, если литература нужна нам как зеркало общественных изменений, то школьник должен очень внимательно изучать «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, вслед за советским школьником мучительно продираться сквозь сны Веры Павловны в «Что делать» Чернышевского, обязательно изучить «Как закалялась сталь», ну и «Архипелаг ГУЛАГ» (причем желательно сразу же следом за «Сталью»). А завершить школьный курс пелевинским «Generation П» — без этого текста понять, в какой стране мы живем, невозможно.

Если для нас важнее воспитание вкуса, то весь 11 класс нужно посвятить Набокову, разбавив его некоторым количеством эстетских текстов первой половины XX века. Если на повестке дня возвращение в СССР, то литература для нас — фронт борьбы с буржуазной идеологией, поэтому давайте читать «Знаменосцев», «Заре навстречу» и прочие «Рассказы о Ленине».
В этом смысле нынешнюю школьную программу можно считать, скорее, сбалансированной. Но, учитывая небольшое количество часов, отведенных на литературу (в 5-8 классах — два часа в неделю, в 9-11 — три), всю программу охватить физически невозможно, во всяком случае, если есть желание, чтобы хоть что-то осталось от нее в голове. И в этих условиях все зависит только лишь от конкретного учителя. А по большому счету, главная задача, стоящая перед ним — не отвратить навсегда от чтения.

Готов ли шести-семиклассник к прозе Лескова и гоголевскому «Тарасу Бульбе»? Готов ли одиннадцатиклассник к платоновскому «Котловану»? Не нужно быть профессиональным педагогом или психологом, чтобы понять — конечно же, нет. В будущем школьник может стать филологом с мировым именем, но комплекс, что он не смог осилить «Тараса Бульбу» в седьмом классе, останется с ним на всю жизнь. Тексты для учеников 5-8 классов должны быть достаточно просты для восприятия, читабельны. Как правило, не очень велики по объему, чтобы даже в случае, если ученику совсем не повезло с учителем, был шанс на то, что он заинтересуется литературой сам по себе, вопреки обстоятельствам. При этом, конечно, важно не снижать планку.

Литература XIX века в школе — вполне устойчивый набор авторов, проверенный временем. Устраивать революционные изменения, особенно с целью сильно облегчить программу, не имеет смысла

Можно спорить о частностях. Например, быть может, лучше проходить «Петербургские повести», а не «Мертвые души» Гоголя, «Обломова» Гончарова заменить «Обыкновенной историей», но в целом XIX век для старших классов лучше оставить таким, какой он есть.

Та же «Война и мир», несмотря на ужасающий на первый взгляд объем, заходит прекраснейшим образом именно в школе, если сидишь в деревне и впереди бесконечное лето, и одноклассницы тебе все равно не светят. Так что можешь спокойно лежать и читать по 8-10 часов в день. Рассчитывать, что на этот текст будет время когда-то потом — не стоит. Тем более, когда одноклассницы подрастут и поумнеют, опыт прочтения великих текстов обязательно сыграет свою роль.
Гораздо больше сомнений вызывает программа XX века, которую в основном проходят в выпускном классе. В последний учебный год будущие выпускники должны познать XX век русской литературы во всей его мощи и многообразии. Что, конечно, очень затруднительно. К 11 классу у учеников успевает накопиться изрядное отвращение и к прозе, и в особенности к поэзии, к тому же старшеклассники вкладывают силы только в изучение предметов, необходимых для поступления в тот или иной ВУЗ, а остальные по возможности забрасывают. А даже те, кто собирается сдавать литературу в рамках ЕГЭ, ограничивают себя списком авторов, вопросы по которым могут попасться в тесте. Да и сами учителя стараются не заострять на «необязательных» текстах свое внимание. Таким образом, за бортом оказываются, возможно, главные русские писатели XX века — Андрей Платонов и Варлам Шаламов, которые присутствуют в программе совсем формально. Вернее, Шаламова в школе не проходят совсем, а весь Платонов сужается до одного текста по выбору учителя. Выбор почему-то всякий раз падает на уже упомянутый «Котлован», через текст которого нужно продираться, как через бескрайнее репейное поле. Отвращение к «Котловану», а вместе с ним и ко всей литературе XX века, многие проносят сквозь годы. Гораздо разумнее было бы выбрать, к примеру, «Реку Потудань», очень небольшую по объему повесть про настоящую любовь, довольно легкую для восприятия.

«Колымские рассказы» Шаламова — мощнейшие по силе воздействия тексты. Мало кто в истории мировой культуры так емко и талантливо описывал жизнь человека, непрестанно находящегося в пограничных со смертью состояниях. Их нужно проходить хотя бы в самом усеченном виде. Лагерную тему, как, впрочем, и военную, обойти в программе 11-го класса невозможно. Но представлена она по сути одним Солженицыным — к «Одному дню Ивана Денисовича» недавно добавился и «Архипелаг ГУЛАГ» в сокращенном виде.

Споры о возможном исключении «Архипелага» из школьной программы в этом году были в особенности сильны. Спор этот лежал исключительно в политической сфере

Советские патриоты, понимая, что впечатлительному школьнику достаточно прочитать несколько первых страниц из первой главы «Арест», чтобы на всю жизнь проникнуться к советскому строю глубочайшим отвращением, требуют его как можно быстрей изъять, чаще всего апеллируя к историческим неточностям, присутствующим в тексте. Их оппоненты, напротив, держатся за это «завоевание медведевской оттепели», опасаясь, что вместо Архипелага школьникам подсунут какое-нибудь «Время вперед» или того хуже. Хотя ничего плохого бы не было в том, чтобы школьник мог прочитать и «Время вперед», и «Архипелаг ГУЛАГ», и сделать собственные выводы. Проблема в том, что литературных часов слишком мало, чтоб множить сущности — лагерную тему вполне можно «закрыть» «Одним днем Ивана Денисовича» и одним из циклов «Колымских рассказов».

Важен вопрос с возвращением некоторого количества текстов писателей-соцреалистов и примкнувших к ним литераторов советской поры, в 90-е массово выброшенных из школьной программы. Стоит признать, что гораздо чаще просьбы восстановить их в правах основаны на чувстве обиды и реваншистских настроениях, чем на стремлении к «объективности». В программу 11-го класса по разным причинам, в том числе и по причине «не влезло», не попало большое количество важнейших, великих текстов. Но выделять их в какую-то отдельную группу «униженных и оскорбленных» нет никакого смысла. Тем более, что все-таки произведения, написанные в соцреалистической манере, в массе своей — просто макулатура, и представляют, скорее, социологический интерес, поскольку рассказывают нам о социальном эксперименте, не имевшем аналогов в мировой истории.
А между тем что в советской, что в нынешней программе не было и нет олешевской «Зависти», «Вечера у Клэр» Гайто Газданова, Добычина, Вагинова, Мариенгофа, того же Набокова — и о языковых вершинах русской прозы у школьника очень слабое представление. Нет в программе и «обэриутов», хотя стихи для детей Хармса можно было бы вполне проходить в начальной школе, а его рассказ «Старуха» уместно смотрелся бы в программе выпускного класса.

Послевоенная же литература, то есть то, что принято называть литературой современной, дана на откуп учителю. Есть набор авторов, из которых педагог выбирает на свой вкус — в результате одни проходят Распутина, Абрамова и Рубцова, вторые, например, Тарковского, Трифонова и Битова, а третьи и вовсе Венедикта Ерофеева и Сергея Довлатова. О художественной ценности прозы Довлатова единого мнения нет, в то время как «Москва-Петушки» — важнейший постмодернистский текст русской литературы и его бы вполне можно было включить в обязательную программу. Это ведь только кажется, что «Москва-Петушки» — какой-то смешной бред алкоголика. На самом деле это многослойный текст, пронизанный цитатами из Библии, Марксизма-Ленинизма, русской и зарубежной классики, советских газетных штампов. К тому же каждый уважающий себя выпускник должен знать, как сделать коктейль «Слеза комсомолки».
Что касается включения и исключения из школьной программы наших современников, то к текстам, еще не прошедшим проверку временем, нужно относиться с максимальной деликатностью. Пока что неоспоримой фигурой кажется только Пелевин — без его текстов 90-х годов уже нельзя представить действительность. А вот с Сорокиным и Лимоновым, наверное, стоит повременить — их влияние на неокрепшие души может быть чересчур экстремальным. Но при этом ограничивать школьника во внеклассном чтении, каким бы радикальным, странным или «слишком взрослым» оно не казалось, бессмысленно. Возможно, раннее приобщение к социальным сетям у современных детей только убыстряет их эмоциональное созревание, и многие тексты будут восприняты ими гораздо глубже, и без наносного ханжества, свойственного предыдущими поколениями.
http://mel.fm/2015/12/29/literature?utm_campaign=t...&utm_medium=news&from=mirtesen
Метки:  

And_So_On   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 08:18 (ссылка)
Финик, есть, есть такой заступник, и ты его знаешь! :-)

Лично я согласен с основными постулатами статьи: школьная программа должна не только знакомить школьника с литературными вершинами, но и прививать интерес к чтению, и держать руку на пульсе (извиняюсь за штамп) сегодняшнего дня, поэтому хорошо бы продумать, каким образом это сделать – вот, собственно, и всё. Всё!

На личном примере познал, что такое школьная литература (кстати, в моём случае – вполне советская, а, стало быть, «правильная»). Был я не самым тупым молодым человеком, читать начал с 4-х лет, книги из библиотеки носил мешками, но школа на долгие годы отбила мне желание постигать классику, разные вершины и жемчужины – до сих пор еще преодолеваю, никак не преодолею. Мне и в то время казалось, что «Преступление и наказание» в обязательном порядке – это чересчур, да и сейчас кажется. Вместе с тем, я категорически против изучения Венички Ерофеева, но отнюдь не по моральным соображениям и не из-за упомянутого рецепта. Есть книги для индивидуального и сугубо добровольного прочтения, которым любая обязаловка противоестественна и противопоказана. Впрочем, не хочу говорить о собственных предпочтениях в этом вопросе: я не настолько самоуверен, пусть школьную программу разрабатывают специалисты. Но можно, кстати, и широкое общественное мнение учесть.

Статья написана легко, ненавязчиво, иронично. Автор не говорит: Гоголь и Достоевский – вон, Шаламов и Солженицын – велкам (хотя, по твоему комментарию именно так и выходит: «либеральный журналист» разве может иначе). Иронии ты не заметила вовсе, а «Слеза комсомолки» тебе заслонила горизонт. Подозреваю, что ты хочешь уличить автора в желании напоить этим коктейлем всех школьников страны. Если уж говорить о передергивании… умолкаю :-)
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 10:02 (ссылка)
And_So_On, в твоей реакции не сомневалась. К сожалению. Но такого образования, особенно в знании рецептов коктейлей для алкоголиков в белой горячке, твоей дочери не желаю.
Ответить С цитатой В цитатник
Иван_Меньшой   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 10:44 (ссылка)
Финик, Насчет литературы в школе - разговор особый. Соглашусь с And_So_On насчет несвоевременности (про соответствие самого произведения - опять же отдельный разговор) по содержанию произведений школьной программы возрастным категориям школьников. Абсолютно непонятыми и нелюбимыми оставались и "Евгений Онегин" и "Мертвые души" и многие другие произведения. Вспоминаю конкурс КВН 60-х и задание рассказать о человеке, забывшем в читальном зале на столе "Евгения Онегина". Овации вызвал ответ: "Это человек, не учившийся в средней школе, ибо кто возьмет в руки еще хоть раз в жизни то, что "проходил" в школе?". У меня аналогичный опыт испоганенного школой отношения ко многим писателям и произведениям, навяленным в возрасте, когда практически ничего из произведения понять правильно не можешь. Спасало собственное освоение литературы (тоже несвоевременное, но дававшее представление, пусть и неполное). Как только ноги выдерживали эти тысячи часов стоя у полок в библиотеке или книжном магазине (у нас очень большой был в весьма своеобразном месте, именовавшемся "пропойной трещиной Москвы":)?
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 11:10 (ссылка)
Иван_Меньшой, не судите обо всех по себе. Я, например, и все мои одноклассники любили русскую литературу, не забывая после школы и об иностранной. Мы глотали классику - и по программе, и за ее пределами.
У Вас опыт испоганенный школой? Так кто виноват - школа или классика? У меня было несколько школ, все очень обыкновенные, но как я уже сказала, все мы любили литературу.
И дело здесь не в личном опыте, а в том, что дает та или иная программа. В конце концов, рецепт коктейля "Слеза комсомолки" можно выучить и помимо школы. А вот семейные отношения, адюльтер и верность - все связано именно с нравственными, этическими ценностями - лучше познавать через "Евгения Онегина" и "Войну и мир". Человек после достижения 13 лет может понять практически всё, а вот солженицынское вранье может только испоганить его душу..
Ответить С цитатой В цитатник
Иван_Меньшой   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 12:04 (ссылка)

Ответ на комментарий Финик

Финик, Жаль, что меня поняли с точностью до наоборот. Видимо я плохо выразил свои мысли. Речь идет не о замене русской классики солженицынским враньем или реализмом алкоголика, и тем более не о "вине" классики. А о своевременности подачи этой классики и способности восприятия ее школьником. Насчет того, что "человек после достижения 13 лет может понять практически всё" никак согласиться не смогу. Это, как и 15 лет, не возраст для понимания ни "Евгения Онегина", ни "Мертвых душ" или "Ревизора". И "Отцов и детей" тоже, как и многого другого.. При чем здесь сами произведения, колоссальные по своему уровню, замыслу и воздействию на человека, способного воспринять хотя бы часть богатства в них заложенного? Ведь в школьных программах всегда заложены жесткие идеологические рамки для восприятия произведения, не более, чем иллюстрации к тем или иным постулатам. Заметьте, из обращения довольно эффективно изъяли детскую и юношескую литературу, обязательную для внеклассного прочтения в тех же 50-х. У нас такая была и очень компенсировала недостатки школьного подхода, который опять же оставлял достаточно места и времени для обсуждения гуманитарных проблем, освещенных в классике, а стало быть для воспитания.
Ответить С цитатой В цитатник
And_So_On   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 12:23 (ссылка)
Финик, если каждое произведение искусства оценивать утилитарно и напролом, этак можно далеко зайти. "Москва - Петушки" - источник познания рецепта коктейля для алкоголиков, надо же. Прочитал - и побежал немедленно пробовать. Кстати, ингредиенты найти довольно проблематично сегодня, так что за мою дочь не беспокойся. А "Преступление и наказание" - инструкция по убийству старушек, так, что ли?
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 12:23 (ссылка)
Иван_Меньшой, да нет, как раз получается, что поняла я правильно.
Вот что мне действительно не понятно, так это заблуждение, что дети подросткового возраста не способны понять классику. Очень даже способны. Тем более что школа как раз и учит читать и понимать, чем развивает это самое понятийное мышление. Оно само по себе, без обучения, не слишком развивается.
А заодно воспитывается вкус и вкладываются нравственные ценности. Именно в родной словесности заключаются нравственные основы воспитания и обучения.
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 12:30 (ссылка)

Ответ на комментарий And_So_On

Исходное сообщение And_So_On
Финик, если каждое произведение искусства оценивать утилитарно и напролом, этак можно далеко зайти. "Москва - Петушки" - источник познания рецепта коктейля для алкоголиков, надо же. Прочитал - и побежал немедленно пробовать. Кстати, ингредиенты найти довольно проблематично сегодня, так что за мою дочь не беспокойся. А "Преступление и наказание" - инструкция по убийству старушек, так, что ли?


Так то не мои рекомендации, то автора понравившейся тебе статьи. Это он утверждает, что мы якобы плохо живем, потому чтп в школе Достоевского проходили. И он считает обязательным знание каждым выпускником рецепта коктейля алкоголика. Ну, а если проблема для тебя не существует лишь по причине недоступности ингредиентов, то я просто счастлива за тебя и твою дочь.
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 12:37 (ссылка)
Иван_Меньшой, к тому же, если не знакомить детей с их родной культурой, литературой и искусством, то из школы выйдут пустышки, Иваны родства не помнящие. И общества, ни гражданского, никакого не будет без этих общих фоновых знаний.
Ответить С цитатой В цитатник
And_So_On   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 12:37 (ссылка)
Финик, поясняю: про недоступность ингредиентов - это была ирония (возможно, даже с осторожным переходом в сарказм). Как, подозреваю, и пассаж защищаемого мною автора насчет "Слезы комсомолки". Жирным выделить, ударения расставить?
Ответить С цитатой В цитатник
Иван_Меньшой   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 12:40 (ссылка)

Ответ на комментарий Финик

Исходное сообщение Финик
Иван_Меньшой, да нет, как раз получается, что поняла я правильно.
Это непонятное мне заблуждение, что дети подросткового возраста не способны понять классику. Очень даже способны. Тем более что школа как раз и учит читать и понимать, чем развивает это самое понятийное мышление. Оно само по себе, без обучения, не слишком развивается.
А заодно воспитывается вкус и вкладываются нравственные ценности. Именно в родной словесности заключаются нравственные основы воспитания и обучения.
Опять всё наоборот, но это уже видимо эмоции :)).
На всякий случай повторю: я не урод и не идиот, отрицающий необходимость нравственных основ и воспитания на базе классики. Я именно за этот процесс. Но категорически против утверждений, что 13-летний способен классику воспринимать, особенно с помощью программ, посвященных отнюдь не вкусовым и нравственным задачам, о чем, собственно и говорил. Всякому овощу свое время, своя почва и свои удобрения.
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 12:40 (ссылка)
And_So_On, ну, тогда и я поясняю, что мой ответ про ингредиенты был ответной иронией с не менее осторожным переходом в сарказм.
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 12:46 (ссылка)
Иван_Меньшой, никаких эмоций. Чистый анализ. Я глубоко убеждена, что школьники способны воспринимать классику. Даже если она используется утилитарно в подгонке под нужную идеологию. Я знаю это по работе в школе с детьми разного возраста. Я знаю это и по своему детскому опыту.
Ответить С цитатой В цитатник
Иван_Меньшой   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 12:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Финик

Финик, Это уже просто за гранью! Ну хорошо. Попробуем по-вашему: Не Вы, а я убежден, что школьники способны воспринимать классику! Понятно, наконец?
Речь идет ТОЛЬКО о возрастных приоритетах и целенаправленности программы. В 13 лет воспринять энциклопедию русской жизни во всем ее богатстве никто не способен. А вот в 16 ее можно, но только очень умело подать и пробудить к ней интерес и уважение на всю жизнь. Об этом речь.
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 13:15 (ссылка)

Ответ на комментарий Иван_Меньшой

Исходное сообщение Иван_Меньшой
В 13 лет воспринять энциклопедию русской жизни во всем ее богатстве никто не способен. А вот в 16 ее можно, но только очень умело подать и пробудить к ней интерес и уважение на всю жизнь. Об этом речь.

Энциклопедию русской жизни во всем ее богатстве не всякий взрослый способен объять. )))
Но ведь я и не утверждаю, что школьнику надо давать полный энциклопедический объем.
То, о чем Вы говорите, это вопросы педагогические, вопросы методики. Советская система подачи материала и была построена на основных педагогических принципах - от малого к большему, от уже знакомого к незнакомому и т.д.
Если девочка Татьяна Ларина в 13 лет была способна понять значительность личности Онегина и написать такое письмо, то ее ровесница из российской школы способна понять роман "Евгений Онегин". И не надо лишать ее этого произведения. Как и Гоголя, Тургенева и других наших классиков, которые придут к ней, конечно, не все разом, а постепенно, один за другим.
Ответить С цитатой В цитатник
Иван_Меньшой   обратиться по имени Пятница, 30 Июня 2017 г. 15:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Финик

Финик, Вы считаете, что можно лишать 12-летних девочек русской классики??? А 11-летние вообще никто? И почему они не способны понять роман?
:))) (Шутка конечно).
На деле, о возрасте Татьяны много споров, но и они никак не выравнивают дворянку Татьяну (пусть 13-и лет) с ее сверстниками в нынешней школе, ни по социальному, ни по сексуальному, ни по жизненному опыту, а главное, по социальной ответственности в полном смысле. Если в советские времена (особенно в сталинские) ответственность человека и за свои поступки и за окружающих была неизмеримо выше и воспитывалась в обществе в целом, а не только в системе образования с малолетства, то в наше время об этом можно скорее говорить в рамках общеинформационных, а не образовательных. Ну и никогда не думал и не думаю, что А.С.Пушкин писал свой роман для малолеток.. Слишком серьезные вещи там показаны и проанализированы.
В принципе, именно отсутствием разъяснений русской жизни в те времена и ошибочной возрастной адресацией славятся школьные программы, в итоге насмерть отбивающие охоту вернуться к этому великому и сложному произведению когда-либо потом, во взрослом возрасте. Интерес возникает к разным предметам и явлениям не сразу и не одновременно. Многие из серьезнейших тем романа могут быть поняты уже примерно в 16-летнем возрасте (при очень грамотном и интересном объяснении). ЕР достоин быть основой для обучения старшеклассников-выпускников сравнительному взгляду на жизнь, страну, мир. И, конечно, не гормональные проблемы девочек 13-летнего возраста - основная тема романа и не потому он назван энциклопедией. (Именно этой теме как-то посвятил интересную статью известный врач-венеролог - http://www.kp.ru/daily/24110.3/334059/, но эти пояснения школьникам остаются неизвестны:)). Более того, развращение молодого поколения достигло таких высот, что нынешней 13-летней девочке нужно еще суметь объяснить мотивацию наших предков в те времена, их понятия целомудрия и чистоплотности. Вопрос, можно ли это сделать просто путем включения ЕО в программу с минимальными пояснениями для школьников аналогичного возраста? Повторю: никаких отдельных от чужой и чуждой идеологии школьных программ создать нельзя. Образование - основополагающая часть идеологии и должна рассматриваться только как таковая. Соответственно и всё, что не воспитывает здоровый дух и нравственность, не может иметь ничего общего со школой. Ни лживые байки фальшивых историков, ни гениально описанные впечатления алкоголика-наркомана. Так что, как говорил А.Вельтман:"Начавши дело с конца, все-таки не уйдешь от начала!". Сменить надо идеологию, чтобы бороться на поле, а не как сейчас - на клочках родной земли.. Ну а пока - перед нами вполне изуродованные средой подростки, общающиеся (именно так, а не ругающиеся) между собой матом, независимо от пола, пьющие и курящие (как минимум) в массе, ну и воспитанные в духе свободы от нравственных обязательств. С ними работать придется иначе, нежели заучиванием отрывков из непонятных произведений. Простите, что ушел от темы с веничками и совраницыными...
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Суббота, 01 Июля 2017 г. 00:28 (ссылка)
Иван_Меньшой, я не понимаю, в чем Вы хотите меня убедить или переубедить?

Моя мысль проста и она противоположна идеям прегрессистов, утверждающих, что срок русской классики истек или что она не по мозгам нашим детям.

Этот либеральный принцип - главное, в чем я не согласна с автором процитированной статьи.

Всё остальное, в чем Вы меня убеждаете (и что я хорошо знаю как педагог), относится к другой теме, ловко проманипулированной Секисовым, - это дело педагогики и методики: что, когда, в каком возрасте, в каких пропорциях и как давать детям. Это просто другая тема и другой разговор.

Отказ же от классики в детской аудитории на основании того, что она может быть плохо, неинтересно преподаваема, вообще не может быть аргументом. Человек, которого не ознакомили (пусть и плохо) с ЕО, никогда к роману не вернется в будущем, но не потому что плохо преподавали в школе, а потому, что он ничего об этом не узнал в школе.
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Суббота, 01 Июля 2017 г. 00:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Иван_Меньшой

Исходное сообщение Иван_Меньшой
В принципе, именно отсутствием разъяснений русской жизни в те времена и ошибочной возрастной адресацией славятся школьные программы, в итоге насмерть отбивающие охоту вернуться к этому великому и сложному произведению когда-либо потом, во взрослом возрасте.


Как я сказала выше, это вопрос педагогики и он решаемый.
Никакой ошибочной возрастной адресации в прежних программах не было. Но можно и этот вопрос отработать.
И уж во всяком случае возрастная адресация Петушков или Набокова, предлагаемая автором, ничуть не правильнее изучения Тургенева в 14 лет.
К великому и сложному в будущем взрослые не вернутся абсолютно, только если детьми их не познакомили и не учили читать.
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Суббота, 01 Июля 2017 г. 01:02 (ссылка)
Исходное сообщение Иван_Меньшой Сменить надо идеологию, чтобы бороться на поле, а не как сейчас - на клочках родной земли..


А сменить идеологию как раз и поможет русская классика.
Ведь не случайно с нею так яростно борются прогрессисты-глобалисты-либералы, придумывая самые нелепые аргументы за ее изъятие из школьных программ - от "не по детским мозгам" до не тех ценностей.
Ответить С цитатой В цитатник
nepal   обратиться по имени Понедельник, 03 Июля 2017 г. 15:03 (ссылка)
Исходное сообщение Финик
А сменить идеологию как раз и поможет русская классика.

Русская (китайская-японская-уругвайская..) классика всего лишь инструмент. Инструмент не способен менять идеологию))
Ответить С цитатой В цитатник
Финик   обратиться по имени Понедельник, 03 Июля 2017 г. 20:13 (ссылка)

Ответ на комментарий nepal

Исходное сообщение nepal Русская (китайская-японская-уругвайская..) классика всего лишь инструмент. Инструмент не способен менять идеологию))


Классика - и есть идеология.
Потому и ярятся так прогрессисты-глобалисты на русскую классику, потому и хотят ее унизить, подменить и в конечном итоге запретить.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку