Не могу забыть, как несколько лет назад один наш известный актер, со смешком, чуть ли не с горделивым, рассказывал по ТВ, что его десятилетняя дочь посчитала, что атомные бомбы на японские города сбросили "мы", т.е. Советский Союз.
И это не одиночный случай, к сожалению...
Эту тему изредка задевают наши журналисты, литературоведы, историки, блоггеры и просто пользователи сетей.
Хочу процитировать одну такую статью.
Еще и потому статья важна, что автор, Олег ВЕРЕЩАГИН, дает очень репрезентативный список литературы для детей и о детях в аспекте Великой Отечественной войны.
КНИГИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, или ЧТО ЧИТАТЬ О НЕЙ СОВРЕМЕННЫМ ДЕТЯМ?
Мне не раз задавали вопрос: что вы посоветуете читать о Великой Отечественной Войне нынешним детям?
Это действительно проблема. Проблема ещё и потому, что сейчас в Интернет-сообществе )да нет, не сейчас – уже много лет!) существует мощное, скажем так, фекальное течение, старающееся залить нечистотами всю эту тему в целом.
Стоит разобраться коротенько, почему с таким упорством вот уже почти тридцать лет, с конца 80-х годов ХХ века, хают Великую Отечественную Войну?
Да по той же причине, по которой хают, собственно, и всю русскую историю.
История нашего народа изначально непереносима для некоторых субчиков, потому что постоянно напоминает им, какова была судьба ВСЕХ их идейных предшественников, в пух и прах разгромленных нашими предками. Потому-то очень им хочется, чтобы при словах ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА – мы не героев и победы вспоминали, а пускались в слезливый трёп о «жертвах», о «слезах на глазах» и прочем. Это ветеранам той войны плакать простительно – они были на войне и ВЫИГРАЛИ её. А мы реветь, как коровы, просто не имеем права. Для нас деяния наших предков – ВСЕХ, не только времён Великой Отечественной! – должны быть примером мужества, стойкости, верности долгу, любви к Родине и воли к жизни.
Помните: на загаженном, заплёванном месте ничего путного не вырастет. Это отлично понимают «критики» и «исследователи», льющие помои на подвиги наших предков. Им жизненно необходимо заставить нас отказаться от нашей славы, чтобы их хозяевам и идейным вдохновителям осталось только прийти и объявить нашу землю – своей. Кроме того, их ужасно бесит, что гитлеровская Германия за два года уничтожила всю «демократическую Европу», загнала англичан на их острова и готовилась покончить с любимой нашими нынешними демократами Омерегой. И будьте уверена – покончила бы.
Если бы не СССР. Если бы не наша Родина и её люди.
Вместо благодарности за спасение мы получили ненависть спасённых. Которым сперва немцы, а потом мы чётко указали на их слабодушие и ничтожность. В отместку слабодушными и ничтожными пытаются сделать уже нас. И проще всего это делать через детей – у которых нет пока иммунитета на ложь, достаточно её поярче раскрасить, покрасивей завернуть и разрекламировать.
Всерьёз этому противостоять можно, оговорюсь сразу, лишь на государственном уровне. Парой серьёзных сроков напомнив болтунам, что «свобода слова» имеет свои чёткие границы, и одна из них проходит там, где начинается оскорбление памяти павших и оплёвывание истории России. Но кое-что можно сделать и в том случае, если вы – «просто» родитель или учитель, пользующийся доверием учеников (такие ещё есть).
Конечно, в первую очередь следует читать книги о Великой Отечественной, написанные в Советском Союзе. По ряду причин. Во-первых, их тогда было написано множество. Была среди них, конечно, и откровенная халтура – но про неё никто не помнил уже и в те времена. Однако, большинство книг и по языку, и по достоверности изложенных событий, и по патриотической позиции – были как раз «тем, что нужно». Во-вторых, тогда и в голову никому не могло прийти откровенно русофобски лгать, как это делают сейчас некоторые авторы, пишущие на тему войны. В-третьих, в СССР существовал мощнейший пласт литературы о войне, направленный именно на детей.
Ниже – короткий список таких книг, рассчитанных на читателей 8-14 лет. Думаю, что я не ошибся с возрастом. Ну а уж разбивку по годам родители сделают сами.
Конечно, тут ОЧЕНЬ малая часть книг, которые можно посоветовать на эту тему. Но эти книги, так сказать, «апробированы и одобрены» современными детьми-читателями. Такие ещё есть.
Итак…
***
В.Клёпов. Четверо из России.
Дилогия о приключениях троих мальчишек (и одной девчонки). Зимой 1941 года они пытаются отыскать для Красной Армии залежи полезных ископаемых, о которых узнали случайно – а летом 1942 года оказываются в Германии на положении рабов, но – бегут оттуда… Через обе повести дилогии «красной нитью» проходит история Золотой Долины и её зловещего хранителя.
В.Сидоров. Я хочу жить!
Повесть о детях, лечившихся в уникальном (не было аналогов в мире!) костно-туберкулёзном детском санатории, где их застала война.
Г.Матвеев. Зелёные цепочки.
В повести рассказывается о ленинградских школьниках (и вообще ребятах), которые в первые месяцы блокады города помогли раскрыть группу «ракетчиков» - корректировщиков врага, наводивших гитлеровские самолёты на цель световыми сигналами.
И.Туричин. Лужины.
История мальчишек-циркачей Лужиных, которых разлучила война. Произведение охватывает практически ВСЮ Великую Отечественную, от первых до последних дней.
Н.Осинин. Через все преграды.
Повесть о советских пионерах, которые были проданы в рабство прибалтийским фермерам. О том, как мальчишки и девчонки, не желавшие смириться со своим положением, вели себя среди врагов и как добирались к своим.
С.Радзиевская. Болотные Робинзоны.
В книге рассказывается о группе сельчан, в основном – детей и женщин – которые вынуждены были покинуть сожжёную немцами деревню и жить на болотах в лесу.
В.Пикуль. Мальчики с бантиками.
Единственная книга замечательного мастера исторической прозы, посвящённая его детству – когда он, 13-летний мальчишка, сумел поступить в знаменитую Соловецкую школу юнг. Замечательный рассказ не только о войне, но и о военном братстве, о людях того времени и о том, как стоит воспитывать из мальчишек – мужчин.
В.Богомолов. Иван.
Тяжёлая, жуткая и очень правдивая история 12-летнего Ивана, мальчика, который, чтобы мстить убившим его семью гитлеровцам, стал разведчиком в одной из частей Красной Армии.
В.Катаев. Сын полка.
Хрестоматийная когда-то книга о боевом пути Вани Солнцева – мальчика-сироты, подобранного разведкой артиллерийского полка и ставшего воспитанником у наших солдат.
В.Богомолов. В августе 44-го.
Захватывающий со всех точек зрения роман, детально и увлекательно воссоздающий работу знаменитого СМЕРШа – советской армейской контрразведки (а вовсе не организации для расправ с евреями и диссидентами, как пытаются внушить сейчас), о борьбе наших оперативников с опытнейшим, умным и смелым врагом.
Л.Кассиль, С.Поляновский. Улица младшего сына.
Повесть рассказывает о счастливой, весёлой довоенной жизни и трудном боевом пути Володи Дубинина – разведчика одного из крымских партизанских отрядов.
Л.Кассиль. Дорогие мои мальчишки.
Книга посвящена Аркадию Гайдару, выведенному в повести под именем Арсений Гай. Но главные её герои – волжские мальчишки-ремесленники и ленинградские юнги, которых война свела в небольшом волжском городке недалеко от линии фронта. Где им предстоит и повраждовать, и подружиться и – принять настоящий бой с врагом.
А.Фадеев. Молодая гвардия.
Классический и многократно обруганный роман известнейшего советского писателя документально (подчёркиваю это слово!) рассказывает о боевом пути группы юных подпольщиков из города Краснодон.
В.Чачин. Король с Арбата.
Повесть-дилогия, в которой рассказывается о мальчишках с Арбата – о том, как они жили до войны, чем увлекались, о чём мечтали – и как они, 17-летние, пошли осенью 1941 года в ополчение…
Ю.Корольков. Партизан Лёня Голиков.
Художественная биография одного из самых известных юных партизан, Героя Советского Союза Лёни Голикова.
И.Ликстанов. Малышок.
В книге рассказано о сибирском мальчишке по прозвищу «Малышок» и о его жизни в военном тылу. Наверное, лучшее из того, что можно прочесть о юных тружениках тыла.
З.Воскресенская. Девочка в бурном море.
Героиня книги – дочь дипломатических работников, встречающая войну в нейтральной Швеции. Отлично описана жизнь колонии советских людей в чужом (но далеко не всегда враждебном) окружении, а потом – пусть девочки и её мамы домой: в Англию, а оттуда – северным конвоем – в Мурманск…
В. и С. Крапивины. Алые перья стрел.
Трилогия («Алые перья стрел», «Каникулы Вершинина-младшего», «Шесть лет спустя»), созданная известнейшим детским писателем В.П.Крапивиным и его братом – очевидцем и участником части событий, о которых в ней рассказано. Охватывает период с 1936 по 1946 год, территорию от Сибири до Белоруссии и судьбы почти десятка мальчишек и девчонок трёх поколений, чья судьба так или иначе была связана с войной.
Ю.Яковлев. Как Серёжа на войну ходил.
Сейчас это назвали бы литературой о «попаданце». Но в те времена такого термина не было. Рассказ о том, как мальчик, очень мечтавший увидеть своего погибшего на войне деда, однажды ушёл к нему – туда. На войну…
В.Козлов. Витька с Чапаевской улицы.
Рассказ о том, как группу друзей, мальчишек и девчонок, ушедших в туристический поход, застала война. Их попытки вернуться в родной город, их дальнейшая судьба на военных дорогах – обо всём этом рассказывает повесть.
В.Осеева. Отряд Трубачёва сражается.
Вторая часть когда-то знаменитой трилогии о Трубачёве и его друзьях (кстати, интересна ВСЯ трилогия). Московский пионерский отряд, приехавший в гости на Украину, внезапно оказывается на территории, оккупированной немцами…
С.Алексеев. Идёт война народная!
Алексеев – автор множества замечательных книг, освещающих почти всю русскую историю, написанных красивой, ритмичной прозой, местами – белым стихом. «Идёт война народная!» - сборник миниатюр о Великой Отечественной.
А.Власов, А.Млодик. Под землёй.
Повесть о том, как раненый на оккупированной территории разведчик был спасён несколькими ребятами. Они не только спасли его – но и помогли нашим бойцам, использовав свои знания об истории родного края, разгромить немецкий штаб.
А.Власов, А.Млодик. Три семёрки.
«777» – такой номер был присвоен мальчику, находившемуся на принудительных работах у гитлеровцев. «Счастливый номер»…
А.Власов, А.Млодик. Тайна синих бумажек.
Рассказ о том, как несколько мальчишек, случайно оказавшиеся свидетелями гибели партизанского связного, взяли на себя его работу.
* * *
Из написанных в последние 20 лет книг на эту тему и для этой аудитории я могу искренне посоветовать очень немногое.
Э.Веркин. Облачный полк.
Книга о Лёне Голикове и его друзьях по отряду. Книга хорошая, написанная добротно и на твёрдом историческом материале.
О.Верещагин. Клятва разведчика.
Это моя книга. Вообще-то она опять же о «попаданце». Но там всей фантастики – в том, что он «попаданец». В остальном это – документальная довольно тяжёлая история одного из партизанских отрядов Псковщины и вообще описание жизни на оккупированных территориях.
С.Арсеньев. Ленка-пенка.
На мой взгляд – лучшее из того, что вообще когда-либо было написано о блокаде. Ленинград глазами девочки Ленки. И объяснение – ПОЧЕМУ и КОГДА мы победили. И ПОЧЕМУ немцы, как бы не старались, НЕ МОГЛИ победить нас В ПРИНЦИПЕ. Книга жутковатая местами, предупреждаю честно.
А.Тиранин. Шёл разведчик по войне.
Рассказ о мальчишке-разведчике одного из подразделений Карельского фронта. Очень живое, интересное и ясное описание того, как и о чём думает, чего хочет, что чувствует мальчишка на войне.[/QUOTE]
Источник -
http://otkrytaja-kniga.livejournal.com/2934.html?view=42358#t42358