Без заголовка |
Признаться честно, меня не только удивили, но и "устрашили" задания ЕГЭ по русскому языку. Почему? Да потому что мир вокруг такой... неграмотный, что ли, а требования к учащимся - высокие.
Моя дочь учится сейчас в 8-м, и вот не так давно, буквально месяца два назад, "лучшие из лучших" учеников ее класса были выбраны для участия в олимпиаде. Задания почти точь-в-точь совпадали с теми, что предлагал единый государственный за прошлый год. Все дети "завалили" этот конкурс; учитель рвал и метал, грозил всем поставить двойки. Узнав от дочери, о чем конкретно она не имеет ни малейшего представления, расстроилась: это были выражения "стреляный воробей" и "персона нон грата". (Зато мы скоро будем в совершенстве владеть японскими выражениями, благодаря просмотру аниме!) Словарь фразеологизмов нам в помощь (вместо настольной книги, иначе ЕГЭ в пролете).
Остальные задания так или иначе были связаны с орфоэпическими нормами - это правильное произношение слов, расстановка ударений и акцентология. И где же бедным детям учиться всему этому? Родители либо все время на работе, либо заняты домашними делами, либо сами (в общении) не соответствуют стандартам речевого этикета; по телевизору - сплошные сериалы, камедиклабы и проч.; уроки русского сокращены в школьной программе до минимума, сочинения больше не пишут вовсе (разговаривала по этому поводу с проживающими в других районах Москвы - то же самое! то есть дело не в нашей школе); по Интернету - аськи со своим сленгом типа "прива!", "ня!" и т.п. Ну и..? Что в итоге?
Что мы знаем о нормативных аспектах речевого этикета? Учимся для себя и для подростающего поколения, призванного сдать ЕГЭ.
Произносим е [э] в словах: опека, бытие, всплеск, пригрезится, приведший, гололедица, крестный ход, афера, истекший год.
Произносим ё [о] в словах: свёкла, блёклый, безнадёжный, манёвры, жёлчь, осётр, новорождённый, осуждённый.
Твердый вариант произнесения согласного: тезис, тест, компьютер, свитер, менеджер, индексация, сервис, рейтинг, продюссер, кредо.
Мягкое произнесение согласного: пресса, юриспруденция, шинель, дезинфекция, музей, крем, декада, Одесса, термин.
(Разве мало мы слышим вариантов произнесения "крэм", "музэй"? Почему-то это меня лично особенно раздражает. Хотя произнести слов "термин" мягко мне, и представляется сложной задачей, и мне моё произношение не кажется кощунственным и ужасным. Но! Нужно переучиваться.)
Произношение [чн] - [шн]:
[чн] - достаточно, сердечные капли, беспечный, закадычный.
[шн] - скворечник, сердечный друг, горчичник, перечница, полуночник, подсвечник, Кузьминична, пустячный, очечник, скучно.
Ударения:
фОрзац, коклЮш, щавЕль, тУфля, доцЕнт, экспЕрт, танцОвщица, бАрмен, мАркетинг, оптОвый, жалюзИ, бутИк (в бутИке), каталОг, рожЕница, пулОвер, мизЕрный, баловАть, откУпорить, одноврЕменно, обеспЕчение, красИвее, кулинАрия, диспансЕр, придАное, занятА, пиццЕрия, тОрты (тОртов), ветеринАрия, кремЕнь, ходАтайство, украИнский, завИдно, мАстерски, мЕльком, слИвовый, столЯр, партЕр, квартАл, облегчИть, запломбировАть, премировАть (премировАние), принУдить, заключИм, договОр (договОры), газопровОд, вероисповЕдание, христианИн, Иконопись, дОсыта, знАмение, кЕта.
В заключение хочу сказать, что мой преподаватель культуры устной и письменной речи делового человека на курсах повышения квалификации советовал всем заинтересованным лицам (то есть всем нам с вами, по сути) пополнить домашние библиотеки следующими четыремя ценнейшими экземплярами (из серии "Библиотека словарей"):
Орфоэпический академический словарь, Р.И.Аванесов
Орфографический академический словарь, С.Н.Бархударов
Толковый академический словарь современного русского языка, С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова
Толковый академический словарь иностранных слов, Л.П.Крысин
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |