-Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в murashov_m

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 22247


Tosca, Semperoper Dresden, 13.04.2015

Вторник, 14 Апреля 2015 г. 11:55 + в цитатник
Вооружившись студенческим билетом и десятиевровой банкнотой, я вчера съездил на велосипеде на Тоску, которую не видел уже больше шести лет. Минималистичная и восхитительно мрачная постановка Покровского в ГАБТе, знакомая мне до мельчайших подробностей безусловно сформировала во мне определённые представления и ожидания - собственно, несмотря на десяток DVD и прочих записей Тоски именно спектакль в Большом был и есть для меня Тоска par excellence. В глубине души я надеялся на то, что услышу хорошие голоса, хотя состав на вчера не предвещал никакого чуда - например, поющая время от времени Мюзетту, американка Дженифер Роули. Мюзетта и Тоска? Хм...
Купив билет одним из первых в куцей студенческой очереди я почти воскликнул Tosca, finalmente mia! Однако, как оказалось сидеть во втором ряду партера посерёдке почти также невыгодно с акустической точки зрения, как сидеть в крайней ложе над ямой. Из-за близости к оркестру начинает казаться, что он забивает певцов, хотя решающим является скорее дистанция до источника звука. Идеально сидеть в ложе по центру - там разница между расстоянием до оркестра и до сцены уже несущественна в соотношении.
Тоска из тех опер, перед началом которых меня всегда охватывает волнение - кажется невероятным, что эта чувственная, волнующая и в тоже время грозная и беспощадная музыка вот-вот оживёт, что ворвётся на сцену гонимый Анджелотти в поисках капеллы Аттаванти, что за восходящим из бездны погони и страха пассажем из 8 нот появится ковыляющий вразвалочку ризничий, а затем... Que fai?... Художник. И понеслось.
На сей раз как-то сразу я не подружился с постановкой Йоханнеса Шаафа при всей её традиционности. Вот ещё одно подтверждение того, что критерий традиционности или авангардности вовсе не пригоден для оценки оперных постановок. Конечно, никудышные актёры могут испортить любую режиссёрскую идею, но ведь и задача режиссёра обезопасить максимально своё детище от возможных огрехов в актёрской игре. Взять, например, вчерашние строительные леса, стоя на которых Каварадосси рисовал Магдалену/Аттаванти. Пока он лез наверх, вся конструкция ходила ходуном, что естественно вызвало смешки в зале. Неужели нельзя было сделать её прочнее? Всё первое действие, обычно полное предчувствием надвигающейся бури и страшным внутренним давлением прошло как-то сонно. Как будто все дружно забыли выпить кофе с утра. Анджелотти, ещё не подкрепившись из волшебной корзины вдруг воспрянул духом и принялся расхаживать по сцене, беседуя с Каварадосси. Вообще с движениями на сцене были огромные проблемы - в начале дуэта "Qual occhio al mondo" Каварадосси начал вышагивать в сторону Тоски, как учитель у доски, читающий ученикам диктант. Движениям Тоски тоже временами не хватало грации итальянской дивы, а было больше опереточной суеты. Вообще Роули удалось создать образ скорее дурочки из переулочка - всё как-то очень поверхностно и дежурно отработано.
Барон Скарпиа, итальянец Лучио Галло произвёл наиболее убедительное впечатление - не его вина, что по режиссёрской задумке Скарпиа сидит на стуле рядом с поющей Vissi d'arte Тоской, как работяга в метро мающийся от безделья на длинном перегоне; и штаны поправил, и ногу на ногу закинул, сюртучок одёрнул, подбородок ладонью подпёр... Несмотря на кажущуюся традиционность многие действия певцов на сцене вырывались совершенно из категории возможного в начале XIX века. Например, я сомневаюсь, что мужчина такого высокого положения мог так запросто при первой встрече подойти к женщине и снять с неё платок. Ну, это уже оставим на совести режиссёра. Наверное в этом заложен какой-то глубокий смысл, в том духе, что уже в певром (!) акте Скарпиа начал готовить своё сексуальное насилие, раздевая потихоньку Тоску.
Единственный внятный режиссёрский ход - это замена пастушка на сапожника в начале третьего действия. Мальчик-сапожник сидит в окружении развала из чёрной обуви. Разумеется сразу становится ясно, что и Каварадосси перед казнью снимет свои сапоги и поставит их рядом. Видимо этот ход вдохновлён фотографиям из концлагерей. Его одно недостаточно, чтобы считать постановку более менее удачной. Особенно подпортил впечатление от в целом посредственной постановки финал. Расстрел показали очень натуралистично - так что у стариков в партере подскочили слуховые аппараты. Затем Тоска оттолкнула здоровенного бугая охранника и подбежала к стене на фоне огромной белой простыни освещённой изнутри мощным прожектором. То ли эта простыня символизировала девственность (что маловероятно, учитывая степень прогресса в отношениях с Каварадосси, о которой нам недвусмысленно намекает весь первый акт), то ли чистую совесть Тоски (что маловероятно, учитывая, что она полчаса назад всё-таки убила человека). Потом Тоска сигает в проём между стеной и полом и увлекает простыню за собой, что оголяет прожектор, который в свою очередь ослепляет всех зрителей так, что после ушного врача многим наверняка потребуется помощь глазника. И всё это под трагические финальные такты партитуры. Вся эта суета под конец совершенно отвлекала от музыки. За это ещё один минус.

Не шибко удачную постановку могут спасти отличные голоса. Вчера же у всех были какие-то недостатки, не позволяющие в полной мере насладиться музыкальной стороной спектакля.
Конечно, капелла играла в целом замечательно, дирижёр Джулиан Ковачев нашёл удивительно точный ритм, эмоционально выверенный и адекватный музыке Пуччини.
Вокально лучше всех смотрелся Лучио Галло - в его исполнении чувствовалось хорошая школа и аккуратность в музыкальной трактовке Скарпиа. К сожалению, судя по всему лучшие его годы уже позади, возраст даёт о себе знать глуховатым тембром и появляющейся временами качкой.
Испанец с греческим именем Андека Горотксатеги (Каварадосси) совершенно не понравился. Если Марио Дель Монако называли "поющий вулкан", то этого товарища можно смело назвать "поющий двигатель боинга 747 во взлётном режиме". Мало того, что он скорее ревел, чем пел, так ещё и поначалу постоянно расходился с оркестром.
Дженнифер Роули, как мне кажется, неплохая певица, но петь Тоску ей не стоит. Не такой у неё плотный голос. Уверен, что Мюзетта в её исполнении самое оно, но в Тоске ей сильно не хватало тёмных красок в голосе. Не её это.
26-ого попробую сходить послушать Вратонью. Он всё-таки должен показать класс.

******

Возвращаясь домой видел зайца недалеко от дома. В ноябре видел лису. Видимо надо купить ружьё, потому что следующей встречей по логике сказки "Колобок" будет медведь или волк.
Рубрики:  Оперно-музыкальные рецензии
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку