Рафаэль * Преображение 1520
***
ПРИ ВСЕЙ ВНЕШНЕЙ СДЕЛАННОСТИ
К КАРТИНЕ РАФАЭЛЯ ЕСТЬ ВОПРОСЫ
надеюсь эти вопросы
и размышления пригодятся будущим художникам....
образ Христа
центральная фигура с изображением Христа самое главное место
но невольно кажется не эстетичным движения его фигуры
- они слишком кокетливо-женственные
это вызывает возражение сын бога не нуждается в таких украшениях
Христос привлекателен своим мудрыми и поэтичными поучениями
а не грациозностью женского тела - понимаю что художник
так много рисовал женских фигур что невольно повторяется
и все же это повторение сверх меры
и как оно обошло внимание художника непонятно
- неужели он наивно и неумно хотел передать свою любовь?
пальцы ног его неудачно растопырены как будто он стоит не на облаке
а на скале но мало того что это не удачно и не эстетично
это еще и повторено и промах только усиливается
и неприятно атакует глаз зрителя ненужными неприятными ощущениями
лицо тоже вызывает возражение - заурядностью
это лицо натурщика не одухотворенного и пустого
излишний реализм подвел художника
- это некий конкретный человек который выдается за Христа
и это вызывает и разочарование и протест в глазах зрителя
глаз ищет не правдоподобия а возвышенного
а находит обыденное и заурядное
ученики
ученики молились вместе с Христом
и во время молитвы Христос преобразился
и одежды его воссияли "стали белыми"
- возникли и Моисей с Илиией и они беседовали
- ученики восхищались...
можно допустить как это сделал Рафаэль
что ученики в первые мгновения вздрогнули и испугались
в первые мгновения преображения Христа
- но не это самое главное!!! а главное - их радость...
конечно ошибочно изображать сцену как
что-то ужасное разметавшее учеников в ужасе
как разрыв гранаты брошенной врагами:
один падает ниц... другой падает откачнувшись назад
и закрывая лицо от света
и третий тоже прикрывает лицо в страхе...
смысл всего учения Христа в укреплении человека
преодолевая страхи к вере в божественную сущность всего мира
например сцена хождения по водам и преодоления страха
ученика ставшего тонуть от поднявшихся волн
- вызывает улыбку в Евангелии
и Христос мягко вопрошает - что же ты засомневался?
посторонние
описание посторонних в этой сцене неуместны
- Христос просил никому не рассказывать
и значит был уверен что преображение видели
только избранные ученики
поэтому неуместны - ни фигурки две слева
- как случайные якобы свидетели
ни толпа целая внизу картины!!!
но... - кроме того толпа обезумела от виденного!
опять-таки вместо основного что можно было бы допустить
по незнанию текста Евангелия из которого ясно
что не было ни одного лишнего зрителя кроме избранных Христом
- и уже если Рафаэль не знает текста и допускает случайных зрителей
нарушая замысел Христа - то воздействие должно быть благостным
а не помрачающем умы ...
но ошибка Рафаэля понятна
т.к. увы священники любят запугивать своих прихожан
вместо того чтобы их ободрять и вселять оптимизм
т.к. остерегаются что оптимистам церковь и они
не понадобятся... - чего не следует бояться
пессимист в отчаянии совершает грехи от безысходности
поэтому запугивать - это плодить грехи
- оптимисту же нет нужды совершать что-то греховное
человек конечно творение бога самодостаточное
и в церкви нуждается лишь в трудную минуту
а не каждый день с утра до вечера...
-=-