Начнем с аппаратных средств. Блиц-опрос нескольких продвинутых студентов и аспирантов МГУ показал, что еще не все у нас знают, что такое CAVE. Хуже того, поиски в Яндексе наводят на мысль, что на территории России нет ни одного CAVE. Жванецкий когда-то шутил: давайте поспорим о вкусе устриц с теми, кто их ел. Постараюсь избежать такой оплошности применительно к самой популярной сегодня в мире системе визуализации на основе виртуальной реальности (ВР). Ее название расшифровывается так: Cave Automatic Virtual Environment. Сегодня в мире примерно сто таких «пещер»1. Созданная в 1991 году в Лаборатории электронной визуализации (EVL) Университета Иллинойса в Чикаго, конструкция (рис. 1) оказалась весьма удачной, ее используют далеко за пределами сообщества ВР — биологи, автомобилестроители, физики, архитекторы, историки [1]. Сейчас существует множество вариаций этой конструкции, реализованных в разнообразных пещероподобных сооружениях, часто называемых просто cave, с маленькой буквы. Классическая CAVE — комната 3 на 3 метра, на три стены и пол проецируется «трехмерная реальность», которую пользователь наблюдает через жидкокристаллические стереоскопические очки CrystalEyes. Очки синхронизируются с обновлением изображений на стенах и полу при помощи стереоэмиттеров с частотой 120 или 96 Гц. Сами изображения генерируются графической станцией SGI, проекторы и зеркала для стен расположены непосредственно за стенами, проектор для пола подвешен к потолку.
Пользователь взаимодействует с ВР при помощи «волшебной палочки» (wand) — трехмерной мыши с тремя кнопками, реагирующей и на силу нажатия, а также шлема с сенсором, отслеживающим движения головы (шесть степеней свободы); еще один сенсор следит за положением волшебной палочки при помощи магнитной системы2. Имеется и поддержка звука; звуковой сервер сделан на рабочей станции Indy и управляет миди-интерфейсом и синтезатором; динамики стоят в углах «пещеры». В совокупности это оборудование и обеспечивает вожделенное «погружение» (immersion). Дать некоторое представление о «вкусе устриц» поможет рис. 2.
http://offline.computerra.ru/offline/2003/522/31149/