В общем, это впечатления (путевые записки) 2005 года.
5 августа из Москвы уходил теплоход «Н.А.Некрасов». В узких на ту пору кругах любителей он был почти неизвестен – подумалось, заодно и посмотрю. Всякие дела и разговоры… и тут я подумал, что вполне можно избежать нелюбимого мной (и раз 10 уже пройденного) участка канала им. Москвы (до Дубны) и отправиться из Углича 6-го, перехватив теплоход там… еще подумал – и решил не городить огород (до Углича громоздко добираться, да и по времени неудобно) и решил стартовать с Ярославля (Рыбинское вдхр. не увижу – жаль, но это мелочи, зато ощутимая экономия денег и, главное, усилий – в том году введена масса «левых» поездов, один из них идет через Рязань до Ярославля, дешево и удобно, мне повезло – в нужный день был назначен именно такой поезд, который вообще-то ходит раз в неделю примерно, и были билеты! – я увидел в этом некое доброе предзнаменование…). В планах – дойти до Самары (оттуда прямой поезд через Рязань) или Саратова, а по ситуации – возможно, и до Волгограда. Короче, настроился, поехал… в 0.15 из Рязани. В купе вдвоем с каким-то мужиком из Архангельска, поговорили недолго – и я почему-то уснул (хотя с непривычки в первую ночь обычно не получается).
В Ярославле почти без опоздания в 8 утра, я на такси еду на речвокзал, с удовлетворением вижу «Некрасова»… Утро – прекрасное: тихо, тепло, легкая дымка, Волга тихая, набережная красивая, теплоходы белоснежные… рай! Захожу на борт, ищу пассажирского помощника, завожу речь о том, что местечко бы мне…
В общем, профессионалы иногда ошибаются на почве ощущения, что они самые умные ;-) Да, еще предыдущий рейс места были!!! А начало августа – пик загрузки! НИ ЕДИНОГО МЕСТЕЧКА на теплоходе вместимостью 260 чел. Семьи путешествовали в разных каютах!!! Ну, конечно, кое-что было… но бронирование для Нижнего – святое дело, все-таки столица речфлотовская, вариантов нет… Я в тоске и страшном горе выхожу на берег… таксист спрашивает, нет ли желания в гостиницу… а я подумал, что давно уже хотел по-хорошему посмотреть Ярославль (он того стоит!!!) – едем! Номер без удобств (даже без умывальника), но чисто и культурно, даже с ТВ, 300 р/сутки. Рядом автовокзал. В общем, почти как на теплоходе ;) даже лучше (и дешевле). И тут меня посещает очередная мысля: поехать опять на речвокзал, проводить теплоход (как раз успевал до 10). Еду, налегке… захожу на борт, пасс. пом. встречает уже как старого знакомого (я еще утром этак пару слов ввернул… он понял, что я не совсем случайный разгильдяй)… и тут у меня очередная мысль (ну ОЧЕНЬ красивое утро было, не смог я так просто…): пройти с ними до Костромы (4 часа). Спрашиваю, сколько будет стоить, он машет рукой: «Да ладно… только без каюты!». А зачем мне каюта, на 4 часа-то… лезу за дежурным «стольником» - он категорически отказывается, я искренне благодарю, иду смотреть теплоход… нахожу его в полном порядке (для своего класса), даже чуть лучше ожидаемого. Отходим, я легко завтракаю в ресторане (впервые за все время официантка по моим понятиям вполне симпатичная, лет 20, и работать не ленится…) и наслаждаюсь самым красивым участком Волги (общее мнение, не только мое). И страшно тоскую: опять один… Народу и впрямь много, аж непривычно, но, как всегда, либо явно не мой возрастной контингент, либо со своими дровами… ну, иного и не ждал.
Отмечаю некие новости по берегам… в одном из прибрежных сел, кажется, специально срубили несколько больших деревьев, чтобы очень симпатичная местная церковь была хорошо видна с Волги, в очередной раз делаю фото этого места – но ТАКОГО в коллекции еще не было (получилось очень хорошо). Подходим к Костроме… я без сожаления оставляю гостеприимный борт «Некрасова» с мыслями о том, что надо, пожалуй, на следующий год именно на нем пройтись побольше… понравился он мне.
Туристов наших («некрасовских») обидели: чуть не впервые за все годы не подогнали к борту катер для поездки в Ипатьевский монастырь (там водой намного быстрее и удобнее), хотя для немцев с соседнего теплохода все нашлось… грустно, так не должно быть. Мне тоже малость не повезло: в этом году отменили «Метеор» до Ярославля, так что отправляюсь на автовокзал и без приключений возвращаюсь по суше… на редкость отвратительная дорога, даже в рязанской «глубинке» лучше покрытие, почти 2 часа на типа 65 км. Зато дешево.
А в Ярославле – фестиваль пива… народ заполонил городской парк в устье р. Которосль, на набережной толпа всевозрастная… какие-то на вид совсем почти дети (лет 15-17) в ротонде (на самом обрыве) играют вполне профессионально жуткую замороченную средневековую камерную музыку в аутентичном исполнении… круто! Все пьют пиво (ненавижу… на следующий день специально купил местное всеми уважаемое спец-какое-то – даже не допил, так и не понимаю я пивного прикола). Музыка, народ на параплане над Волгой катается, теплоходы стоят… я подошел к очередному («Владимир Мономах», см. фото 305 пр., в этом году долго стоял на Северном речном вокзале в Москве, его модернизировали, мне было интересно посмотреть, что получилось), разговорился с администрацией… приглашают с ними, и маршрут великолепный!!! Дешево!!! Опять жуткое искушение… но – мне по срокам неудобно. С двойственным чувством провожаю их, гуляю по городу… очень красиво и уютно… вечером в гостинице засыпаю мгновенно.
Лирическое отступление. В Рязани – настаиваю! – девушки в среднем очень… неинтересные. Есть исключения, но очень мало. В итоге по ходу типовой прогулки мысли такие: «отстой, отстой, отстой, отстой, ООООООО!!! отстой, отстой, отстой, отстой, ОООЙ, держите меня 8 человек!!!» и т.д. В Ярославле – очень приличный средний уровень, нет откровенно… эээ… девушек с большим избыточным весом или с… ээээ… проблемными ножками - но и перлов так и не встретил, т.е. мысли все время «а вот неплохо… и это неплохо, и еще эта ничего, ну вот сравнительно…» и т.д., но и не ёкнуло ни разу, хотя, в отличие от Рязани, на набережной гуляет весь город (а не только 14-18-летние). Конец лирического отступления.
Гулял и думал: с моими мыслями об отъезде из Рязани, вот заодно и тест на тему «каково мне будет в Ярославле жить и работать». Откровенно говоря, так и не понял: город мне очень… интересен. В историческом, культурном и т.п. плане, а вот жить и работать… скорее в Нижнем. Или уж радикально – в Москве. Так и не придумал, кстати, куда бы хотел…
На следующий день пошел было по городу… просто так… и тут пробило: поеду в Толгоболь! Это почти пригород (25 км.), по названию реки Толга, там на берегу Волги стоит красивейший монастырь (14 в., один из древнейших в России), если знаменитая чудотворная Толгская икона Богоматери, я столько лет смотрел с борта на эту красоту – ну а тут вроде все удачно складывается… Охамел, взял такси (впрочем, всего 150 руб.). Таксист молодой и, как все таксисты, довольно циничный парень, но разговорились, он оказался родом откуда-то почти из Толгоболя, заодно все мне популярно объяснил (как добираться и выбираться)… Заговорили об иконе, о том, что она считается чудотворной… водила, странно посерьезнев, обмолвился «да, там случается кое-что иногда…».
В монастыре – покой и умиротворение, ни с чем не сравнимое. Особенно после достаточно большого города… или там и впрямь воздух особенный? Масса интересного, далеко за рамками ожидавшегося (кедровая роща, саженцы подарены – исторический факт! – монастырю Иваном Грозным после покорения Сибири, плодоносит до сих пор). Монастырский квас, вкусный, везде цветы…
Захожу в комплекс собственно монастырских зданий (собор и пр.). В одном из помещений устроено нечто вроде музея – палата в старинном стиле, квадратная комната, посредине поддерживающий потолок столб, вдоль стен – стеклянные шкафы с экспонатами… иду вдоль стены… чувствую – дрожь пробирает (хотя очень тепло)… поворачиваю – с невидимой от входа стороны столба – та самая, Одигитрия… Я впервые так почувствовал, даже не увидев и ничего не зная заранее, этот незаурядный даже по нашим, русским православным понятиям, образ… та самая «энергетика», которая, вполне могу допустить, и творит чудеса во всех смыслах…
Вообще, внутри роскошь необычайная. Притом, вполне красиво и высокохудожественно (хотя и сидит милиционер и системы наблюдения установлены и пр. – много золота и пр., вообще денег вбухано немеряно). Надо смотреть… еще поеду, если смогу…
Поговорил с монахинями. В основном, совершенно нормальные женщины разных возрастов, кое в чем интересные… а вот одна… совсем молодая (не старше 25, скорее ближе к 20), лицо откровенно симпатичное, фигура нормальная или даже хорошая (было видно даже сквозь одеяния их балахонистые) – и настолько неземная отрешенность во взгляде… притом совершенно нормальная в общении, ну, чуть посдержаннее прочих (я как раз у нее покупал путеводитель и пр., так что тоже пообщался по ходу) – но у меня в кои-то веки и мыслей циничных не возникло! И ведь не спросишь… почему она там… во всяком случае, я не решился. Может, напрасно. Хотя, опять же впервые, подумал, что, не зная конкретной ситуации, УЖЕ в чем-то могу и сам ее понять, жизнь, блин, дает поводы быть чувствительнее.
Сходил в близлежащую деревню, там тоже церковь симпатичная (даже 2, одна – увы! – на ремонте, а вторая, совершенно невзрачная снаружи, поразила той самой таинственной мистической обстановкой, воистину, окно в Иной мир…), батюшка местный кондовый: аскетичного вида, старый, но, судя по невольно подслушанным разговорам, очень непростой… Деревня на вид бедная, в стороне от трасс и жизни – но какая-то с претензиями (правильными): впечатлила изысканная резьба по дереву (наличники) и прекрасные цветники около каждого дома.
Возвращаюсь в Ярославль на катере, еще несколько великолепных фото и мысли о том, что «деревенский» образ жизни все же является намного «органичнее» для человека… такие приятные девчонки на пляже! Правильные… т.к. весь день на свежем воздухе, вода, дозированная физическая нагрузка (в том числе по хозяйству), отсутствие тяжких мыслей… так что утонченного «городского» изящества нет – но есть свои прелести в фигуре 8-О. Волга широкая (800 м.), переплыть как-то не тянуло, даже без учета интенсивного движения (особенно грузового флота, хотя и пассажирские и скоростные типа «Метеоров» проскакивали).
Очередной пробег по городу… почти ничего не ем – и чувствую себя прекрасно! Купил билет домой (опять на прямой поезд – везло мне! И с банкоматом тоже – еле нашел нужный, совсем не там, где искал 8-О, хотя знал, где искать ;-) но там не работало), посмотрел, как кино снимают («Мосфильм» клепал очередной детектив на Московском вокзале – забавно…) и метнулся в Кремль: там еще в 2001 г. была выставка колоколов, какой-то мужик продавал самодельные литые бронзовые колокольчики… я тогда не решился купить – но 3 года эту мысль лелеял… На входе увидел путеводитель по речным круизам – купил с большим удовольствием, полезная книжка даже для меня ;-) и к тому же хорошо сделанная. Нашел того самого мужика, разговорились (он почувствовал любителя-ценителя), поприкалывались над жадными бестолковыми французами (ради небольшой скидки берут колокольчики откровенно неудачные, с плохим звуком), я долго и тщательно выбирал себе – выбрал, купил, сейчас вот наслаждаюсь (в том числе авторским сертификатом подлинности – мужик не простой, член всяких творческих союзов и пр.).
Очередная ночь в гостинице, и весь день читал в поезде… масса приятнейших впечатлений и нерядовые, даже в чем-то знаковые, сувениры. В 11 из Ярославля – в 21 дома. В вагоне грязновато, но денек потерпеть можно. Надо съездить в Александров: там какой-то очень интересный монастырь виден был в окрестностях…
Вот мой тебе вопрос: считать ли это все круизом? ;-)
И грустно: уже ясно, что жизни не хватит по-хорошему осмотреть одну только Ярославщину: настолько много там всего лично мне остро интересного (города, монастыри, природа), а ведь еще бы и постоять-подумать-прочувствовать… везде. А есть еще много всего! Даже в самом центре России, не говоря уже про Сибирь и пр.
2 недели живу спокойно, и тут…
Друзья из СПб предложили полностью бесплатно сходить в небольшой круиз в качестве эксперта… вот впечатления-отчет.
Рейс Москва-Тверь-Москва 17-19 августа 2004 г.
Для меня этот круиз был вдвойне необычным: вопрос решался (увы, как всегда) в самый последний момент (пользуясь случаем, сердечно благодарю директора компании «Патерик» Л.И.Митрофанову за любезное и терпеливое внимание к моим менявшимся по ходу выработки окончательного варианта запросам), так что еще за пару дней до отправления маршрут (и вариант поселения) был для меня самого неизвестен… можно сказать, я вообще оказался на борту случайно 8-О. И, кроме непривычных (после 10 круизов на 3-4-палубных, см. фото) форм теплохода (331 пр., см. фото, как-никак, разработка для малых рек), ждал приступ ностальгии: на однотипном теплоходе я совершил первый в сознательной жизни небольшой круиз в далеком 1981 г., так что встречи с речфлотовской юностью ;-) ждал с некоторым волнением…
Теплоход.
Впрочем, встречи не получилось ;-) Теплоход «Святитель Николай», хоть и является классическим 331 пр., подвергся очень значительной реконструкции. Говоря по простому, все внутренние помещения (каюты, холлы, салоны) имеют нормальный евро-ремонт, где-то даже с претензией на роскошь (притом все удобно и комфортно). Такой интересный интерьер мне был несколько непривычен даже и по сравнению с «топовыми» 3-4-палубными… в этом смысле «обычный», без блеска, внешний вид теплохода резко контрастирует с внутренней обстановкой… нормального московского клуба или ресторана. Гигантский телевизор в носовом салоне, 2 музыкальных центра (в салоне и в баре).
К слову, о ресторане. При безупречной обстановке-сервировке, лучшей кухни я, пожалуй, до сих пор не встречал на речфлоте. Т.е. уровень питания соответствует именно хорошему ресторанному уровню, что, с учетом размеров теплохода, вызывает даже некоторое удивление… Справедливости ради стоит отметить несколько простоватые (хотя сытные и качественные) завтраки, что, впрочем, после вечерних излишеств, воспринималось естественно… Надо сказать, я попал в компанию достаточно взыскательной и требовательной публики (имею в виду соседей по столу, люди и по заграницам поездили досыта) – общая оценка работы ресторана – самая высокая (включая уровень обслуживания и внимания к просьбам пассажиров, не относящимся к стандартному меню ;-)). В общем, питание – твердая 5 (да еще были бонусы, о которых отдельно). Я, пользуясь возможностью, заглянул на камбуз – там тоже произведена полная модернизация – все выглядит (и работает) вполне современно… Понятно, что кормить 25 человек, наверное, проще, чем 200 – но меня приятно удивило особое внимание шеф-повара к оценке своей работы туристами (в последний вечер). Из недостатков – на завтраки-обеды-ужины НЕ приглашают (по трансляции) – т.е. время обозначено в путевках, и в ресторане все своевременно готово, но без приглашения народ иногда (из деликатности 8-О) аж опаздывал…
В программе круиза была дегустация вин (набор грузинских – красных, белых), что вызвало повышенный интерес туристов… благо количество бутылок несколько выходило за рамки дегустационного объема…
Общий уровень комфорта соответствует модернизированным теплоходам. Каюты с удобствами, горячая вода, очень уютно и чисто везде, включая места общего пользования. Розетки нормальные, проверено работой кипятильника (часто ставят ограничители мощности – только для зарядных устройств телефонов и пр.) – работает! В главном пролете стоит аппарат (не знаю, как назвать), который обычно используется в офисах (короче, питьевая вода, горячая и холодная, из стандартной пластиковой бутыли + стопка стаканчиков) – очень удобно… Тепло (несмотря на прохладные ночи), очень удобные окна: можно приоткрывать для проветривания, но проникнуть в каюту извне (или что-то достать с подоконника) невозможно… грамотное освещение, в каюте верхний свет и настольная лампа. Постельное белье очень хорошее, а вот полотенце мне почему-то выдали только одно, небольшое…
Вибрация, кажется, даже поменьше, чем на «больших» (все-таки двигатели на 331 пр. менее мощные и расположены в самой корме), во всяком случае, спал я в первую же ночь очень спокойно… Посторонних запахов нет. В общем, внутренний комфорт – оптимален (чтобы не сказать идеален). Единственное замечание – немного тесновато… кое-где ;-) но тут уж ничего не поделаешь – особенности проекта, малые формы… Только на 331 пр. вода ТАК БЛИЗКО. Чувствуется и движение, и носовой бурун воспринимается как-то по-особенному…
Внешне состояние хорошее. Все выкрашено, чисто, хотя есть мелкие недоделки, которые на теплоходах, которые давно работают в Москве, просто отсутствуют. Колокол, можно сказать, не блестит (на «Н.А.Некрасове» сиял – только что сам не светился). Состояние палуб и пр. нормальное, с учетом возраста теплохода, неидеальное – но и не создающее никаких проблем пассажирам. Палубная мебель – в оптимальном количестве и ассортименте (стулья, лежаки на солярии).
Итог: внутренняя отделка на 5, внешнее состояние – на 4 (это при строгом подходе, в общем-то, ничего раздражающего).
Со слов руководителя круиза, двигатели и многие механизмы заменены на новые (это, впрочем, заметно и невооруженным взглядом), хотя есть что улучшать…
Команда.
Малые формы приносят свою специфику. Едва ли где можно встретить такую семейную, кулуарную обстановку – оно и понятно, верхняя палуба, крылья мостика – все доступно чисто по конструктивным особенностям, да и открытая дверь в рубку располагала к общению (кто хотел)… в общем, уютно, по-домашнему. В отношении ресторана вообще наблюдается нечто вроде политики всегда открытых дверей – во всяком случае, сотрудницы всегда очень охотно и доброжелательно откликались на просьбы туристов. В первый вечер был «капитанский» ужин с вином… все остальное время команду почти и не было видно (хотя отчасти по «объективным» причинам: их всего-то 10 человек). Но в этом заключатся причина довольно заметного отличия «Святителя Николая» от прочих теплоходов: работа команды имеет некий налет неформальности, в отличие от четкого, до механистичности, стиля на «больших». Это не напрягает (т.к. все необходимое делается, в общем, вовремя), но выглядит несколько непривычно. В частности, некоторые вольности с переносом времени экскурсий при сотне-двух туристов на борту вызвали бы недовольство и ненужную суету, здесь же обошлось дополнительными разъяснениями.
Судовождение, на мой взгляд, уверенное, швартовки и шлюзования, в основном, мягкие.
Вывод: теплоход «Святитель Николай» отличается совершенно эксклюзивным питанием и великолепной отделкой внутренних помещений. Есть очень мелкие недоработки и некоторые особенности, вызванные скорее конструкцией и общей «идеологией» 331 проекта, что, в общем, не вызывает проблем для туристов. В частности, на борту почти отсутствует «развлекательная» программа – ее просто негде и не с кем реализовывать, массовик-затейник отсутствует по причине отсутствия массы. В то же время, на борту работает прекрасный гид-экскурсовод, так что изобилие детальной информации и интересное общение всем желающим – гарантировано (об этом отдельно). Большой и очень интересно оформленный бар в носу трюма не работал и практически не использовался (кроме вечера дегустации), что в 2-дневном круизе с насыщенной программой экскурсий вполне естественно… Немного не хватало музыки (всего 4-5 дисков - при наличии 2 муз. центров), но опять же, для 2 дней круиза об этом почти и не вспоминали.
Ну и, повторю, теплая, почти «семейная» атмосфера на борту (вызванная, в первую очередь, небольшими размерами теплохода) может быть особым бонусом для любителей именно спокойного, индивидуального (без массовых мероприятий) отдыха (почему-то и публика в круизе была очень спокойная и интеллигентная, теплоход временами казался пустым – все как-то занимались сами собой, ну или общались в своих компаниях). Очень хорошо чувствуется природа – как ни на каком другом проекте. Ну а кому-то шумная и респектабельная атмосфера многолюдных 4-палубных теплоходов, конечно, понравится больше.
Круиз.
Отправление с Химкинского водохранилища, почти от 7-го шлюза (очень непривычный вид на СРВ). Первое впечатление – стандартный набор эмоций в самые «острые» первые минуты. Ну и непривычный теплоход…
Прекрасно работает гид-экскурсовод Антонина Степановна Потапенко, исчерпывающая информация о КиМе, окрестных достопримечательностях… временами даже избыточно. Осваиваю теплоход, привыкаю к его особенностям… 4 часа до ужина полетели незаметно (благо погода была великолепна).
Ужин – первое потрясение. Не буду перечислять, «чего и скока» - повторюсь – всего много и очень вкусно! И точно по графику… За нашим столом посиделки затянулись допоздна…
Второй день встречали уже на Иваньковском вдхр. В Тверь прибыли чуть раньше – и сразу отправились в Торжок на экскурсию. Комфортабельный автобус, прекрасный экскурсовод, интереснейший город, достойный отдельного – на пару дней - визита. Обедали в Торжке, в местном ресторане, очень хорошо, хотя и не так роскошно, как на борту. Возвращались в Тверь уже вечером (около 18-19 часов), но успели посетить несколько самых интересных, «знаковых» мест. Опять роскошный ужин на борту – и несколько ускоренный «отбой», т.к. после насыщенной интереснейшей дневной программы сил на светские развлечения ;-) ни у кого не было. Перед ужином была же упоминавшаяся дегустация грузинских вин (эх…) и незапланированная «зеленая стоянка», энтузиасты даже купались 8-О
Утром третьего дня стали на КиМе перед Дмитровым. И опять длительная интереснейшая экскурсия по городу (за несколько дней до официального празднования своего 850-летия Дмитров прямо-таки удивил какой-то «игрушечностью» в облике – все уж очень ухоженно-выкрашено и пр., обычно районные города так не выглядят). Опять Антонина Степановна отрабатывает 150% в информационном обеспечении, осматриваем Яхрому и Деденево (там интересные культовые постройки). Вообще, круиз немного походил на паломническую поездку: в экскурсиях делался упор на посещение православных святынь и некий «исторический» аспект – впрочем, насколько я понял, это все планировалось заранее, и публика подобралась соответственно настроенная: ни одной церкви не пропустили… В общем, опять очень интересная, длительная, насыщенная экскурсия (некоторые паузы воспринимались именно как возможность отдохнуть и осмыслить увиденное-услышанное).
Общая оценка круиза – твердые 5 баллов именно с учетом историко-религиозной (без намека на какое бы то ни было «давление» или чрезмерную организованность) тематики (а иного в нашей средней полосе ждать и не приходится – нет ни пещер, ни лотосовых полей ;-)).
Общий итог круиза: «Святитель Николай» предоставляет эксклюзивное питание, высокий уровень комфорта и очень интересную экскурсионную программу при достаточно высокой стоимости поездки. Но эта стоимость совершенно оправдывает себя с учетом полученного удовольствия. Теплоход во многих деталях заметно отличается от привычного «стиля» речного флота (в части круизов) – это может оцениваться по-разному: в чем-то непривычно, а в чем-то может представлять особый интерес именно для туристов со стажем, т.к. эта непривычность воспринимается как существенная новизна (ощущений) при полном традиционном наборе вода-река-облака и т.д. Так что, ветераны, все на малые проекты!
Еще немного по организации.
Каждому туристу вручили комплект документов по предстоящему круизу: расписание, краткое описание того, что будет в программе (города-монастыри и пр.), очень удобную карту Твери (!!!) и даже набор открыток с видами города – исключительно удобно, стоило бы внедрить на всех теплоходах.
Фирма-туроператор прорабатывает варианты совершенно эксклюзивных маршрутов по малым рекам (и верховьям Оки и Волги), по малым городам (после посещения Торжка я в очередной раз убедился в чрезвычайной интересности таких маршрутов при всей моей любви к Нижнему и Саратову), так что есть надежда получить интереснейшие предложения в ближайшее время (одна из основных проблем – отсутствие обстановки в верховьях, теплоход при МАКСИМАЛЬНОЙ осадке 60 см. пройдет почти везде).
Пользуясь случаем, выражаю особую благодарность Владимиру Константиновичу Митрофанову за гостеприимство и радушие, интереснейшие рассказы о судне.
Это я опубликовал на нашем сайте
www.infoflot.ru на общем форуме, как и договаривались с приглашающей стороной.
А ниже – то, что я добавил для своих, на секретном форуме... Тут местами специфическая лексика, я почти ничего не менял, так что можешь оценить, как мужчины общаются, когда их никто не видит (не читает). Ээээ… это все ТОЛЬКО тебе. Не для 3-х лиц, коих отсылай за информацией ко мне – все расскажу и объясню в лучшем виде.
Условные обозначения: ЛИМ – Любовь Ивановна Митрофанова, типа директор фирмы. ВКМ – Владимир Константинович Митрофанов, типа хозяин теплохода и пр.
В общем-то, выше я всю правду написал.
Действительно кормили роскошно. Правда, я сидел за столом «хозяина» и его гостей – но, похоже, остальным давали то же… у нас, правда, было вино (отдельная тема). Впрочем, на 700-800 руб./сутки можно хорошо кормить.
Действительно, отделка внутренняя великолепная. В каютах тоже.
Действительно, экскурсионная программа великолепная, аж с небольшим перебором.
НО!
Теплоход полностью частный, не является частью системы (речфлот, Волжское Объединенное Речное Пароходство и т.п.), что, при отсутствии традиций и опыта у хозяина, приводит к неоднозначностям.
Я даже вспомнил мысли Саши Соснина (мой друг, фанатик круизов, его фирма фрахтует несколько теплоходов)… Есть какая-то разница между по-настоящему качественным турпродуктом и попыткой что-то там сделать на полулюбительской основе на бывшем вологодском теплоходе. Т.е. все нормально, и я бы даже рекомендовал «Святителя Николая», но дьявол кроется в мелочах.
Не работает как следует судовая трансляция. Экскурсовода слышно не всегда и не везде. Ну, это самая мелочь.
На обеды-завтраки и пр. не приглашают. Причем в ресторане недоумевают – почему народ не идет, хотя уже время, а народ попался деликатный – ждет приглашения. Так и не дождался…
Бара нет, что слегка напрягает. Т.е. он есть, оформлен красиво – но не работает! 2 дня – ладно, а вот больше… даже газировки не купить.
Вот повторю, что частное в таком вот стиле (одно лицо – хозяин) – не всегда хорошо. Особенно когда он на борту. Команда настраивается на удовлетворение ЕГО запросов – а не работу так, как надо. + богатый опыт корпоративных пьянок, когда особый сервис и не нужен (Митрофанов говорил, что у него побывали чуть не все министры + все депутаты + много кто еще… братков с лианозовского комбината пришлось успокаивать с помощью ОМОНа, который прилетел на вертолете.)
Официантка одна. Для 25 человек вроде и нормально, на 3-деках еще и не так напрягаются – но что-то она несколько медлительна… есть мелкие нестыковки.
Полотенце дали одно и маленькое, аж странно.
На баке грязновато. Не напрягает, но я как-то привык к почти идеальной чистоте…
Состояние палуб снаружи соответствует теплоходам транспортной линии примерно, т.е. на 4-.
В последнюю ночь выключили горячую воду – это после трудного дня в Твери! Якобы, цистерна переполнилась… утром, правда, была.
Туалет (оно же и душ) общего пользования – очень тесные, хотя и отремонтированные…
Вольности с расписанием экскурсий: в последний день начало перенесли на 2 часа раньше (с 10.30 на 8.30) просто волевым порядком, даже не со зла – а как бы так запросто, типа «а что такого?» Пришлось намекнуть, что у людей свои планы на утро, раз уж было заявлено конкретное время, в итоге перенесли на 9 – 9.15. Могли и проблемы возникнуть – одна тетка даже хотела повозмущаться, и она права: плохо, когда начало откладывается, но ускорение процесса, да еще на 2 часа, тем более утром - еще хуже!
Так же и с «зеленой стоянкой»: время позволяло, конечно, но… я как-то проецировал ситуацию на длительный круиз, когда хозяин может так запросто сказать «а вот стоим тут!»… все могет быть…
Кажется, есть проблемы с глушителем, или опять-таки конструктивные особенности 331 пр.: шумноват выхлоп. В принципе, понятно: двигатели рядом, в отличие от 2-3-4-деков, там дымоход служит естественным глушителем… В МО грязновато и немножко бардак по сравнению с «Кулибиным» (см. фото), где просто идеальный порядок был год назад.
Ко мне относились с особым вниманием – и гость, и типа журналист ;).
Сначала ситуация возникла вообще жуткая. Я сначала не застал Митрофанову в офисе – потом она перезвонила сама (спасибо друзьям-питерцам!). Предложила взять кого-то с собой за оплату питания и экскурсий (т.к. мне отводилась 2-местка с удобствами) – 2000 р. Я отказался (не с кем), вдруг, ценой некоего усилия над собой, позвонил и за 30 мин. нашел спутницу (одна 20-летняя особа, вокруг которой мои мысли вертелись почти год) – позвонил – ЛИМ в волнении: «Я только что продала эту каюту 2-м женщинам, а для Вас (вроде, мужчина, и один) служебное помещение без удобств… впрочем, что-нибудь придумаем». Потом я спросил (и она нашла) еще одно место уже за полную стоимость… потом все отыграли назад – в общем, она молодец, реагирует четко и быстро.
Дальше – хуже… я выехал с запасом больше часа – и в Непецино (около Воскресенска, полпути между Рязанью и Москвой) попадаю в пробку глухую – на полтора часа!!! Причем вариантов никаких (только вертолет мог бы помочь). Шанс успеть был, в итоге я 2 часа на нервах… впрочем, она весьма любезно задержала теплоход на 30 минут специально ради меня. Неудобно, конечно, жутко – но вот так вот, впервые за всю мою турбиографию… впрочем, проблем не возникло: особо жесткого графика у них не было, запас времени был…
Поселили в служебной каюте. Без удобств и умывальника, но общий душ и туалет был практически в моем эксклюзивном распоряжении, т.к. у команды – свое, у туристов – все в каютах. А вот каюта великолепная – в нос от главного пролета, минимум вибрации и пр. Евроотделка. Диван узкий… а так, в общем, здорово. Они зря эту каюту не продают… впрочем, там замок плохо работает.
На борту была племянница ВКМ и мужем и 3 его подруги-партнерши (40, 45, 50 лет). Разбитные бабешки, сами при делах и мужья состоятельные… мне глазки строили, но я пытался быть интеллигентным… кажется, они остались неудовлетворены (хотя я их и очаровал поначалу). Из вип-персон кроме меня ;-) был зам. Шанцева (вице-мэр московский) по соцкультбыту и туризму – нормальный мужик, но держался как-то настороженно…
Вот мы 8 чел. за 1 столом и питались… по вип-разряду. Тетки взяли с собой 2 ящика французского вина (сухого белого и красного) в бутылках по 1,5 литра, пытались это все выпить… я был приглашен в качестве помощника – но опозорил Инфофлот… т.к. пил часто, но очень понемногу, так что половина осталась (половину они и особенно ВКМ уестествили). ВКМ еще налегал на личные запасы грузинских полусладких («Ахашени», «Алазанская долина» и т.п.) и арманьяк (из Гаскони… дорогой, на вкус ничего, хороший, но коньяки заметно лучше). Выглядело это так: после капитальной пьянки в первый вечер после ужина (до 3 часов ночи) утром перед Тверью начали было общаться… он грит: «Пошли сухенького…» Ну, отказываться грех: уестествили около литра на двоих (в основном он). Пошли смотреть теплоход: машинное отделение, кубрик, столовая команды… там у него заначенная бутылка арманьяка (начал ночью), грит, давай, после вина, а то голова болит. Дали. Капитан тут как раз рядом на вахту собирался, его затащили, угостили (он, правда, чисто символически, для вкуса), благо закуска нашлась. Ну а мы продолжили… полбутылки 0,7 л 40% алк. или побольше даже… в основном, опять же, ему досталось. В столовой и не только срач конкретный (хотя команда на вахте одевается чисто и культурно – от капитана до матросов, но на том же казанском «Борисе Полевом» (см. фото) я заходил в столовую команды – скромно, но очень чисто… да и на «Октябрьской революции» то же самое), и посреди бутылка дорогущего французского напитка… сюр.
Самое интересное, он поехал с нами в Торжок для оценки качества и пр. экскурсии, но, в общем-то, ему было уже все равно.
Вечером – повторение, хотя усталость брала свое… пили не то чтобы меньше – но разошлись к полуночи. Все, кроме ВКМ, который квасил уже в одиночестве (я пошел в душ около часу ночи – он еще сидел в ресторане). Утором он из каюты не вышел… да и ладно.
Вообще, сложный мужик. 49 типа лет, в этот круиз супруга его послала «проветриваться» (а может, самой захотелось… то ли от него отдохнуть, то ли поработать, просто поработать).
Ну что еще… на самом деле, за 2 дня оценить не совсем просто… Не опаздывали, при швартовках подходили хорошо – а вот швартовались иной раз долго как-то… Они привлекают типа лоцмана для «длинных» (т.е. более 1 дня) рейсов.
Понравилась капитанская дочка. Капитан типа туркмен, жена, видимо, русская, в итоге 20-летнее примерно существо с идеальной фигурой, радикальная натуральная брюнетка, белокожая, с восточными чертами лица, по-южному темпераментная и задиристая (чувствовалось, хотя вела себя скромно). Не сказать, что симпатичная, но юность и идеальная фигура… в общем, теоретически, в порядке исключения, я бы с ней дал стране угля. Но – на борту тусовалась с каким-то кренделем чуть старше 20, похоже, кавказцем (возможно, чечен). Правда, скорее он вокруг нее увивался и ни на шаг не отпускал (но и почти не лапал, даже странно), чем наоборот… в Твери они с отцом что-то поскандалили (тихо, но руками махали круто). На меня она внимательно так смотрела, а я пил с ВКМ, блин.
Очень он (ВКМ) хочет на Оку, в основном, в верховья. Интересуется Клязьмой, верховьями Волги… но отсутствие обстановки напрягает. На обводном канале (на Онежском) лавы не подняли просто по лени и т.п. начальника местного, который получает от местной лесоперерабатывающей мафии и плевать хотел на судоходство (хотя диспетчер дал «добро» на проход). Вообще, утомился пьянками корпоративными, собирается переводить судно на «длинные» (т.е. 2-3 дня ;-)) рейсы. Энтузиаст речного флота, но любитель, в итоге есть проблемы – и у судна (где не хватает толкового боцмана, бармена и уборщицы), и в отношениях с капитаном (принцип единоначалия страдает, что плохо).
Ну, в целом, все нормально и даже хорошо – но надо быть готовым к сюрпризам, которых, в общем-то, можно было бы и избежать: 25 чел. на борту – это не 250.
Тверянки симпатичные, лучше ярославских.