Со вчерашнего дня в России вступила в действие программа электронного оборота документов в федеральных ведомствах. Это означает, что теперь и граждане и бизнес избавляются от необходимости сбора множества справок, которые нужны им для получения документов в федеральных органах власти. Если такие данные уже есть в электронном виде, то чиновники должны обмениваться ими сами. По сути, это революция в жизни русской бюрократии всех уровней - отбирается уникальная возможность отказать человеку под предлогом отсутствия нужной бумажки. В правительстве рассчитывают уже с июля ввести эту практику и во всех регионах.
За справками инвалиду Марине Котмановой приходилось приезжать не только в этот департамент жилищной политики. Чтобы оформить бабушкину квартиру в собственность, ей необходимо было собрать более 20 документов из разных инстанций. Чем она и занималась на протяжении 5 лет.
Необходимые документы Марина могла бы собирать и больше времени, если бы в её историю не вмешался глава города Тюмени. И девушка в итоге получила долгожданное право на собственность. Сейчас в среднем на эту процедуру уходит до полугода, из которых сам документ делают не больше месяца, а остальное время занимает сбор справок.
Ежегодно в различные ведомства поступает свыше 80 миллионов обращений граждан и все они требуют бумажного ответа. Это приводит и к дополнительным государственным затратам, и к очередям. Эту проблему сейчас решают во многих странах. Но в небольших государствах это получается эффективнее, поскольку здесь и количество обращений значительно меньше.
Специальная карточка есть у каждого Эстонца. Это одновременно и паспорт, и водительское удостоверение и медицинская карта. И не только. Подключив её к Интернету, можно общаться с государством, что называется, не выходя из дома.
"С этой карточкой очень удобно подавать налоговые декларации. Раз в год мы её подаем. Я с помощью этой карты удостоверяю, что сделал это я. И буквально через 2-3 недели, если я что-то переплатил государству, эта сумма возвращается мне на счет", - говорит житель Таллина Александр Беседин.
Подобные электронные возможности несколько лет назад стали развивать и у нас, запустив интернет-портал gosuslugi.ru.Регистрация на этом сайте тоже позволяет дистанционно общаться с государством. Но возможности портала пока ограничены. И в первую очередь из-за существующих взаимоотношений между самими министерствами и ведомствами. Например, для замены гражданского паспорта, могут понадобиться справки из ЗАГСа, Военнкомата, ФМС и других учреждений. Эти документы уже давно хранятся в электронном виде. И, казалось бы, чего проще запросить их по электронному каналу связи. Но как раз такой связи между учреждениями и нет.
"Нет единой технической политики, нет единых форматов предоставления документов, кто-то работает, условно говоря, в Эпле, кто-то работает в Ворде. И поэтому документы могут быть и не совместимы друг с другом после пересылки их по каналам связи", - объясняет председатель совета Российской ассоциации электронных коммуникаций Михаил Якушев.
Эта проблема и приводила к тому, что сбором дополнительных документов занимались сами граждане. Но с вводом системы "электронного правительства" правила меняются.
На прошедшем на этой неделе совещании, посвященном предоставлению госуслуг населению, премьер-министр Владимир Путин объяснил, что с 1 октября при обращении в федеральное ведомство чиновникам запрещается требовать справки. Теперь их сбором госслужащие будут заниматься сами.
"Внедрение современных электронных технологий, безусловно, позволит значительно ускорить и упростить многие административные процедуры, убрать неэффективные расходы. Потому что дело еще в том, что большое количество чиновников сидит, взаимодействуют друг с другом, это и дополнительные расходы, связанные с содержанием таких помещений, с заработной платой и так далее, - сказал Владимир Путин. Не надо будет тратить время для граждан на получение разного рода дополнительных справок, как я уже сказал, на утомительное стояние в очередях, от которого люди изнывают частенько".
Какими утомительными бывают очереди, посетители этой регистрационной палаты Подмосковья знают не понаслышке. Оказавшись в этом коридоре, сразу понимаешь, что на оформление земли в собственность требуется либо много времени, либо много денег. Новая электронная система межведомственного взаимодействия, по мнению премьера, не только решит вопрос очередей, но и позволит эффективно бороться с коррупцией.
"Могу себе представить, что на каких-то уровнях и в каких-то учреждениях будет желание у некоторых людей, которые занимаются этого рода деятельностью, и специально что-то создавать, какие-то проблемы, потому что не всегда на местах чиновники хотят, чтобы их подменяла эффективно работающая техника. Но потому что и коррупционная составляющая, я надеюсь, будет исчезать там при внедрении этой техники", - считает Владимир Путин.
С другой стороны, подчеркнул премьер, работа в системе "электронного правительства" потребует от чиновников больше внимания. Поскольку с её внедрением - возрастет оборот документов.
"Могут возникнуть ситуации с так называемой грязной информацией, то есть просто неполноценной, либо недостоверной. Нужно всё это проверять, своевременно учитывать и вносить коррективы. Только так мы сможем добиться нужного эффекта, - считает премьер-министр.
Внедрение электронных технологий в конечном результате приведет и к сокращению государственных затрат, и времени ожидания запрашиваемых документов - с нескольких месяцев до нескольких дней.
"Полноценная работа по межуровневому и межведомственному взаимодействию позволит сократить оформление загранпаспорта населения с 30 дней до 2-3 дней с доставкой до миллионников в Российской Федерации, то есть в 10-15 раз мы оформление документа сделаем быстрым и цивилизованным", - пообещал директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский.
Правда, когда будет быстро и цивилизованно - сказать сложно. Это перспективы на будущее. Пока же нововведения коснулись взаимодействия населения с федеральными ведомствами. Но с июля будущего года требовать справки чиновники не смогут и на региональном, и что, самое главное, и на муниципальном уровне, где услуги государства востребованы больше всего. Особенно такие, как подача налоговой декларации и регистрация собственности, которые сейчас вызывают больше всего нареканий.
http://www.newsland.ru/news/detail/id/793957/