Ночью накатал телегу для Чернакова. В номер "профессия: педагогика"
Ситуация с педагогическим образованием в стране и в нашем городе неоднозначна. Начнем с того, что во всем мире никто специально педагогику в отдельную научную дисциплину не выделяет. Не присуждает ученых степеней, не держит специальных кафедр. Любые исследования в той области, что у нас называется «педагогикой», там рассматриваются просто как прикладные психологические. В любом «ихнем» универе есть так называемые «образовательные» (educational) отделения при факультетах, где готовят школьных учителей. Россия тут – впереди планеты всей. Педагогика в нашей стране – вот чудеса-то! – возникла раньше психологии. Лев Семеныч Выготский – первый декан психфака в МГУ, классик отечественной и мировой психологии – закончил философский факультет (что, учитывая мое нынешнее место учебы, приятно). В те же годы давно уже в живых классиках ходил Семен Макаренко со своей «Педагогической поэмой». Тот самый Макаренко, который открыл на своих беспризорниках тривиальный теперь педагогический факт, что личный пример (и подзатыльник) действеннее миллиона слов.
Индустрия школьного образования в нашей стране представляет особую, во многом параллельную традиционной академической науке инфраструктуру. Есть в стране ≈ 80 штук крупных и не очень вузов, специализирующихся на «выпекании» кадров для школы. Есть, блин, даже «альтернативная» академия наук – Академия образования – то, чего иностранцы никогда не поймут, даже если захотят. Мне, помню, как-то пришлось объяснять одному янки что такое педагогика в российской высшей школе. Янки понял, но весьма удивлялся. Педагогика – он ведь даже и слова-то такого не знал, хотя тоже был чувак с образованием. Физик. Слово «педагогический» на английский никак не переводится* – так и будет моя альма, то есть, матерь звучать на буржуйский манер – Omsk State Pedagogical University.
Но, довольно сарказма. В Омске с педагогическим вузом совсем другая история. Пожалуйте краткий экскурс. Наряду с сельхозунивером и политехом омский «пед» – старейший вуз региона. Что касается сельхоза – зацените малоизвестный факт. Нынешняя медицинская академия в дремучие и славные тридцатые годы начиналась – приколитесь – как «медицинское отделение ветеринарного факультета сельскохозяйственного института». Омский сельхоз сейчас – четвертый вуз данного профиля в стране. Омский пед в течение полутора десятилетия мигрировал с четвертого (!) последовательно через седьмое к теперешему 14-му месту в национальном рейтинге педагогических и лингвистических вузов (бог его знает, почему рейтинг сделали общим). Из восьмидесяти, напомню, с лишком заведений этого типа. Сравним это положение с местом классического университета в рейтиге вузов данного профиля: в списке из 148 строчек омский государственный занимает позорную 132-ю. Что, впрочем, объяснимо возрастом этого вуза – ему всего 28 лет.
Впрочем, ближе к истории. Длительное время омский пединститут был монополистом в деле подготовки специалистов-физиков, математиков, филологов, историков, художников (педовский худграф славен целой кучей имен, работы которых ныне запросто выставляются как в Москве, так и в какой-нибудь галерее современного искусства в Нью-Йорке). “Пед” содержит чуть ли не больше студентов-иностранцев, чем все остальные вузы региона вместе взятые. И это, отнюдь, не только гости из братского Китая – это австралийцы, канадцы, британцы, японцы, шведы и французы. Главный студентообменник с забугорьем также находится сейчас в педе. Зовется контора “Международный центр ОмГПУ”. “Ин-яз-Омск” не стоит и рядом с педагогическим по уровню подготовки переводчиков. Пед готовил первых вузовских преподавателей тому же классическому университету на заре его становления. Там, кстати, и сейчас много наших выпускников. Если вы коренной омич, тупо спросите маму-мапу что такое был пединститут в 80-е – начало 90-х. Ну да бог с ними, со старыми заслугами. Что мой универ представляет собой сейчас?
Мы сохранили монополию по подготовке биологов и по специалистам-географам. Классический покамест не дорос до открытия этих факультетов. Некогда блиставший археологическими изысканиями истфак сейчас постепенно сдает позиции госуниверситету. Сохраняет значимость психфак – из четырех омских докторов психологии три работают здесь. Полноценный философский, выпекающий еще и культурологов-кофликтологов, с десятком работающих докторов наук (в ОмГИС их три… на весь вуз), с кандидатским и докторским диссертационными советами есть пока тоже только у нас. Единственный «пед», который позволил себе такую наглость за Уралом. В Европе на это тоже решился только РГПУ им. Герцена в Питере. Но ему грех не решиться – основан в 19 в.
Итак, пед на омском фоне – достаточно «злой» вуз. Единственное, что плохо в нем, и что мы, увы, не в силах изменить – то, что он «пед». Первое в городе место по спросу у абитуры держит не он, а уступающий ему в целом ряде областей «класс». Почему?
Потому, констатируем, что против него пока работает инерция мышления. Засевший в массовом сознании и трудно оттуда выколупываемый стереотип: «классический университет» это брэнд, а «педагогический» – г..но собачье. Точка.
*надеюсь понятно, что «образовательный» и «педагогический» даже в русском языке не есть одно и то же.