Посмотрел в очередной раз этот фильм , и нах накипело...
В чем основная опасность наркомании? В том, что ненадолго создаешь себе состояние эйфории, но ради этого жертвуешь всей своей последующей жизнью. В том, что войти в эту дверь легко, а выйти почти невозможно. В том, что быстро, крайне быстро, теряешь свою личность и человеческий облик. В том, что когда ты связываешься с этим дерьмом, то покидаешь свой обычный мир и уходишь в другой, в котором действуют совершенно другие, намного более жестокие законы.
Каждый начинающий наркоман, слушая рассказы о том КАК это все бывает и к чему приводит, думает: "Ну, со мной-то уж это точно не случится". И практически с каждым из них это случается. С кем-то позже, с кем-то раньше. Ведь обычная и беспристрастная статистика гласит, что попадают туда сотни, а выходят - сущие единицы...
Кинематограф неоднократно обращался к теме наркотиков и наркомании. Иногда из этого делали сущую "чернуху", причем со вполне конкретной задачей - привести зрителей в шок и встряхнуть таким образом у них мозги, чтобы они хотя бы о чем-то задумались.
Временами снимали забавные фильмы о симпатичных парнях-наркоманах, у которых, конечно же, в жизни все будет хорошо (один из ярких таких представителей - фильм "На игле")... Они справятся. Они соскочат. У них все получится, ведь они такие классные парни!
В какие-то моменты появлялись поделки из серии "не ходите дети, в Африку гулять", где о наркомании рассказывалось совершенно по-детски и как бы для полных дебилов, что вызывало прямо противоположную реакцию - хотелось уколоться просто для того, чтобы не чувствовать себя дебилом.
"Реквием по мечте" - один из лучших, на мой взгляд, фильмов о проблеме наркотиков. Причем он не относится ни к первой, ни ко второй, ни к третьей из перечисленных категорий. Даррен Аронофски ничему зрителей не учит, не занимается подробным вываливанием всякой чернухи с экрана и не мурлычет о том, как же кайфово находиться в состоянии наркотической эйфории.
Фильм рассказывает о достаточно небольшом кусочке жизни четырех людей: пожилой одинокой женщины Сары Голдфарб (Эллен Берстин), ее сыне Гарри (Джаред Лето), подруге Гарри Мэрион (Дженнифер Коннелли) и друге-подельнике Гарри Тайроне (Марлон Уэйанс). Гарри, его подруга Мэрион и Тайрон - наркоманы, которые недавно плотно сели на иглу. Они еще не потеряли человеческий облик и не развалились как личности, поэтому на данный момент они еще о чем-то мечтают, строят какие-то планы и живут относительно полной жизнью. Мэрион мечтает открыть свой магазин по торговле одеждой, а Гарри... Впрочем, мечты Гарри находятся уже там, за дверью в другой мир.
Вся нехитрая философия Гарри и Тайрона укладывается в простенькую фразу: купить крутую дозу, разбодяжить ее пополам, продать, наварить бабок и купить крутую дозу, чтобы ширева было - хоть попой кушай; вот тогда будет супер!
Понятно, что подобный бизнес к сытой жизни и финансовому процветанию не приведет. Потому что их или поймают на мошенничестве и убьют покупатели-наркоманы, или прикончат другие наркоторговцы, которым они перебивают рынок. Но до таких страстей дело не доходит. Довольно быстро в городе, где живут герои, заканчиваются наркотики, потому что начинается война между наркоторговцами, так что у ребят заканчиваются и деньги, и ширево. А они без ширева не могут. Они уже плотно сидят на игле, а это такая штука, которая требует постоянного внимания к себе. Попробуй пропустить очередной укол, и ты узнаешь обратную сторону рая, который тебе ненадолго приносит игла. Ты поймешь, что дозу нужно достать в любом случае, чего бы тебе это ни стоило.
Вот тут-то у этих ребят и начинаются стандартные наркоманские развлечения. Забыты мечты о магазинчике, забыта чистая и светлая любовь между Гарри и Мэрион. Да и какая тут может быть чистая и светлая любовь, когда нужна доза? За дозу они сделают все, что угодно. И Гарри, и Мэрион. Впрочем, Гарри, кажется, уже не до дозы. У него совсем другие проблемы...
Думаете, мама Гарри занята тем, что переживает и плачет из-за своего сына? Вовсе нет. У нее есть дела поважнее. Дело в том, что мисс Сару собрались пригласить в ее любимую телевизионную передачу. И ей очень хочется прийти туда в красивом красном платье, которое она надевала много лет назад, когда еще был жив ее муж. Но для этого надо похудеть, ведь Сара очень любит покушать и немного запустила свою фигуру. Однако оказывается, что похудеть-то не так просто. У Сары выработалась самая настоящая зависимость - зависимость от холодильника. Не съев привычный гамбургер и не выпив чашечку сладкого кофе, Сара очень плохо себя чувствует.
Тогда она обращается к врачу, и безвестный доктор рекомендует ей отличный способ для похудания: красивые таблеточки-амфетаминчики - синенькие, красненькие, беленькие и зелененькие. Съедаешь три раза в день одну таблеточку, и не только не хочется кушать, но и даже начинаешь бояться холодильника. Сара в восторге! Она и есть не хочет, но и отлично себя чувствует. Правда, трех таблеточек уже не хватает. Потому что от холодильника исходит угроза, и Сара боится, что он в конце концов на нее нападет. Однако если съесть лишнюю таблеточку, то холодильник успокаивается, и Сара начинает видеть, как ее приглашают в передачу и она приводит в восторг всю Америку...
***
Отличный фильм, сделанный очень жестко и очень честно. Нет ни сознательной чернухи (собственно, все, что показывается в фильме, является довольно типичным путем развития любого подсевшего на иглу наркомана... отличаются только сроки и некоторые детали), ни излишних слюней (за героев, конечно, страшно, но слезу из зрителей Аронофски нигде не старается выдавить), ни пассажей из серии - ах, как это все забавно и весело. Просто обычная жизненная ситуация. Загубленные жизни, мечты, которые уже никогда не сбудутся, страх и пустота. А попасть в жуткую пасть наркомании могут абсолютно все: и молодые ребята, перед которыми вся жизнь впереди, и пожилые люди, которые просто попали в лапы к врачу-недоумку.
Аронофски мастерски раскручивает в картине пружину действия. Начинается фильм даже немного монотонно, и кажется, что сейчас последует тягучая морализаторская история, однако чем дальше, тем крепче схватывает напряжение, тем быстрее разворачиваются события на экране и тем больший ужас охватывает зрителей. Ужас, потому что вполне понятно, чем это все закончится. Аронофски же все нагнетает и нагнетает обстановку, причем не столько действием как таковым, сколько мастерским стилем съемки и монтажа. В финальных сценах фильма, когда происходит кульминация событий у всех героев, буквально хочется выключить телевизор - настолько это все тяжело и невыносимо смотреть, хотя, повторяю, вроде, никаких уж особенных ужасов на экране не происходит.
Ужас-то не в том, что там происходит, а в том, что Аронофски рассказывает о людях, которые нас окружают. О наших друзьях, знакомых, родственниках и... о нас самих. Любой может попасть в эту мясорубку. И почти у каждого есть знакомые или друзья, которые уже стали жертвой.
Смотрите на это, ребята, смотрите. Это вполне вероятный путь. Без соплей, без морализаторства. Об Африке, дети, там не говорится. Там говорится о том, что нас окружает. И куда может попасть любой из нас.