-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в алая_роза

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) прикольные_дефачки ПГ3_Остров_Героев Племя_Торнадо

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.01.2005
Записей: 275
Комментариев: 1053
Написано: 1349


.Тема 5: Массовая коммуникация и массовая культура.

Среда, 21 Мая 2008 г. 12:47 + в цитатник
Тема 5: Массовая коммуникация и массовая культура. 1. Процесс становления массовой культуры. 2. Уровни и основные характеристики 3. Виды массовой культуры 4. Научное осмысление феномена массовой культуры Основные субкультурные элементы традиционного общества: 1. Субкультура сельских производителей (народная). Для сельской субкультуры характерен: - низкий уровень специализации по отдельным профессиям - низкий уровень индивидуальных, социальных притязаний людей (не ухудшить свой статус) -незначительный разрыв между обыденной культурой крестьянского бытия и специализированными знаниями и умениями сельскохозяйственного труда. 2. социальная субкультура городских производителей изначально формировалась как ремесленно-торговая, позже трансформировалась в буржуазную, промышленную, пролетарскую и постбуржуазную. Для данных субкультур характерно: - сравнительно высокий и неуклонно-повышающийся уровень профессиональной специализации ее субъектов - умеренный уровень личных, социальных притязаний 3. элитарная субкультура. Основная функция – производство социального порядка. - производство идеологии, которая обосновывает этот социальный порядок - высокий уровень специализации - высокий уровень социальных притязаний 4. криминальная субкультура – разрушение порядка, господствующего социального порядка и идеологии. Данный элемент культуры существовал всегда и будет существовать. До 19 века ни одна из описанных выше субкультур не могла называться национальной культурой соответствующего сообщества, потому что не существовало единых унифицированных для всей культуры механизмов социализации личности. Выделение массовой культуры возникло не просто как некая разновидность традиционной культуры, но как некая существенное изменение культуры в целом. Основную роль в появлении нового социально- культурного феномена сыграли такие факторы как: 1. СМИ 2. Индустриально-коммерческий тип производства 3. относительная демократизация культуры 4. Появление уровня образовательных масс 5. Массовая миграция сельского населения в городе 6. Массовая политическая жизнь общества. В этих условиях особо актуальными стали задачи стандартификации социально-культурных установок, интересов и потребностей основной массы населения, интенсификация процессов манипулирования человеческой личностью, ее социальными притязаниями, политическим поведением, идеологическими ориентациями. В 19 веке появилось, остро витает вопрос о необходимости большей универсализации содержания транслируемого опыта, установленных ориентаций, образцов сознания и поведения в формировании общенациональных норм и стандартов социальной и культурной жизнедеятельности человека. Первым шагом в данном направлении стало введение всеобщего и обязательного образования населения. Массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, это особая знаковая система, особый язык, которым члены информационного общества достигают взаимопонимания. Массовая культура выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный человек» (Белл). Лишь с середины 20 века массовая культура становится тотальной, она проникает во все сферы общественной жизни. 2. Массовая культура – явление неоднородное. Оно имеет свою структуру, уровни и определенный ряд общих характеристик. В современной культурологи принято выделять 3 основных уровня массовой культуры: 1. Кич-культура (с английского «хлам»): вульгарная культура 2. Мид-культура (среднее поколение) 3. Арт-культура (высший уровень массовой культуры) К основным характеристикам массовой культуры относятся: 1. Ориентированность на гомогенную аудиторию 2. Опора на эмоциональное, иррациональное 3. Эскейпизм (уводит в другую реальность) 4. Быстродоступность 5. Традиционность и консерватизм 6. Занимательность 7. Массовая культура оперирует средний языковой семиотической нормой (ориентирована на людей со средне-специальным образованием) Компоненты: 1. Индустрия субкультуры детства 2. Массовая общеобразовательная школа прививает стандаритизированные формы действительности 3. СМИ – растолковывает, объединяет смысл на понятном языке 4. Система национальной идеологии и пропаганды патриотического воспитания 5. Массовые политические движения 6. Массовая социальная мифология 7. Индустрия развлекательного досуга (массовая культура, массовые постановочные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга) 8. Индустрия оздоровительного досуга (массовые физкультурные мероприятия, культурная индустрия, индустрия медицинских, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности) 9. Индустрия интеллектуального досуга (культурный туризм, разнообразие общества собирателей, любителей, поклонников) 10. Система организаций стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги и идеи (реклама, мода, имиджмейкерство) 11. Игровые комплексы 12. Словари, справочники, энциклопедии, каталоги 4. Научное осмысление проблем массовой культуры как самостоятельное социальное явление. Массовая культура оценивается кране противоречиво. В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы: 1. Представители франкфурдской школы социологии (Адорно, Хоркхаймер, Фромм). В 1944 году вышла книга «Диалектика просвещения», в которой было введено ставшее впоследствии популярным понятии «индустрии культуры». Под индустрией культуры авторы понимали производство культуры, превратившееся в аналогическое поточно-конвейерное производство. Индустрия культуры рассматривается ими как повседневная дегенерация духовной жизни большинства до низкопробного всеобщего уровня. В данном случае индустриальная культура является идеологической силой, которая действует в виде общедоступного средства общения и развлечения, в действительности является выражением концентрации политической и экономической власти. 2. В противовес сторонникам франкфурдской школы целый ряд социологов пытались найти смягчающие позитивные моменты в деятельности массового общества. Исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают на то, что: - массовая культура притягивает к себе людей, не умеющих продуктивно использовать свое личное время - массовая культура способствует более тесному взаимодействию между членами высокотехнологического общества - массовая культура дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной, высокой культуры. Массовая культура – это не «черно- белое», социальное явление и влияние массовой культуры на общество неоднозначно.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку