Тема 4: Глобализация и мировые информационные процессы.
1. Глобализация и источники ее процесса
2. Основные тенденции мировой медиа индустрии
3. Логика … о культурно-идеологических следствиях глобализации медиа
4. Глобализация медиа. Российский контекст.
Глобализация – процесс, который создает транснациональные социальные связи и пространства, объединяет локальные культуры и создает зависимые культуры. Особенность процессов глобализации в наши дни заключается в устанавливании практическим путем:
1. В степенях расширения, плотности и стабильности взаимодействующих региональных глобальных сетей связи.
2. Социальных пространств и телевизионных каналов на культурном, политическом, хозяйственном и других уровнях
Одним из важнейших факторов глобализации является бурный прогресс технологии: в области электроники, транспорта. Отдельно выделить – развитие техники, средств телекоммуникаций и цифровых технологий. Новые технологии приводят к трудным отношениям, делая одни специальности устаревшими. Сокращение расстояний и мгновенная передача информации оказали влияние на характер частных отношений как внутри, так и на международном уровне. Глобализацию нельзя представить вне деятельности средств массовой коммуникации. Говоря о прогрессе технологий, нельзя забывать о том, что в основе кардинальных трансформаций глобализация … источник – экономические факторы одни из ведущих среди них являются повсеместное доминирование рыночных отношений. Одновременно невиданными ранее темпами осуществляется интеграция мировой экономики. Двигатель этого прогресса были транснациональные корпорации. В настоящее время под их контролем находится около 70 % мировой торговли. В целом акцент в сторону усиления рыночных отношений бы ответом на кризис, захвативший индустриально развитые страны. Тогда было признано, что основные причины кризисных тенденций составляет в расширении госконтроля над экономикой. Вне эффективности политического стимулирования высокого спроса и налогов, поэтому основные содержание радикальных реформ было сосредоточено на приватизации государственных предприятий, либерализации цен, уменьшения социальных программ, ограничения вмешательства государства в экономику. В практическом плане глобализация предполагала снятие или ослабление барьеров на пути движения торговых каналов и капиталов. В связи с этим следует подчеркнуть значимость развития финансового сектора мировой экономики. Надо отметить, что глобализация связана с вызовом национальному государству как таковому. Интеграция мировой экономики и финансов оказалась напряженной с развертыванием автономности решений национальных государств. Если раньше границы государства совпадали с границами юридической и политической границей власти, то теперь государство втягивается в общую экономическую. Экономическая мощь ведущих транснациональных корпораций становится сопоставимой с валовым национальным продуктом многих суверенных государств. Международная система финансов находясь под контролем какой-либо страны, зачастую диктует свои приоритеты. Процессы преобразования глобальной экономики идеологически обеспеченные, которые являются экономической либерализацией оказались сопряженными с противоречивыми тенденциями социального плана. В конце 20 века произошел распад СССР и мировой системы социализма. С этими событиями связано изменение политических систем значительного числа стран. В этот период наблюдается процесс ослабления связей между государством и обществом.
Основные тенденции медиа-индустрии.
Глобализация СМК в значительной степени ставит перед обществом проблему собственности и контроля в отношении деятельности мировых медиа-компаний. На современном рынке СМК все более значительную роль приобретают транснациональные субъекты, рассматривают мировые медиа как некое единое пространство при этом национальный СМК продолжают выполнять важные функции, испытывает возрастающую зависимость от возрастающего медиа-рынка. По оценкам специалистов мировой рынок медиа 90-х годов представлял собой 3-х ярусную структуру:
1. Мощнейшие 10 ведущих компаний в области индустрии развлечений, владеющие глобальными сетями распространения.
2. Их деятельность сосредоточена на региональных и специализированных медиа-ранках. Осуществляет свою деятельность в кооперации с компаниями 1 яруса
3. 1000 относительно небольших производителей.
Наиболее развитыми являются …мирового медиа-рынка – звукозаписи, фильмов и книгоиздания. экономические причины поглощения крупными компаниями мелких:
1. Интеграция приводит к большей эффективности компаний, связанных с большим выбором средств и персонала
2. Использование новых возможностей продвижения услуг, а точнее, доступ к закрытым ранее материалам.
Лидерство США определяется факторами:
1. Развитие и …США , что позволяет успешно применять в мире отработанные маркетинговые стратегии.
2. Использование английского языка.
Бразилия, Мексика, Египет, Индия сами стали производить фильмы и т. д. они были и экспортерами культурной продукции. Это позволило сторонникам концепции глобального плюрализма коммуникации утверждать о предоставлении ситуации одностороннего потока информации и культурной гегемонии запада. Формирование рекламы, укрепление пиар-агенств серьезные влияния рекламы на СМИ, кино.
Выделяют два основных направления в оценке глобализации:
1. Критическое по отношению к глобализации медиа на первый план политико-экономические основания. Акцент сделан на представление о глобальной культуре как сфере преимущественного доминирования образцов запада.
2. Возникло в качестве альтернативы первому… с тезисом о негативных последствиях глобализации. Пытаются обосновать из исследований особенности восприятия материала.
1. Культурный империализм. Основные тенденции концепции сохраняют актуальность в наши дни. Было выдвинуто в первой половине 60-х годов. В ней рассматривается, что доминирование индустриально развитых стран в сфере технологий и производства, распределения материала имело ряд важных последствий социального плана. В замен ценностей приходит односторонний экспорт. Сторонниками концепции отмечалось, что западники… среди коммуникаций в информационном пространстве развивающихся стран, ведет е усилению социальных, экономических и политических и культурной зависимости последних. Тем самым это привод сложившиеся условия международного разделения труда в области информационных технологий не только не способствует развитию страны, а напротив, усиливает ее зависимость. Концепция получила в 90-е годы развитие.
2. Противники первой концепции. Основание – посылка о различной интеграции средств массовой коммуникации, ставится вопрос об однонаправленном влиянии медиа. При таком ракурсе исследования фактически за кадром остается вопрос о том, как конкретно индивиды воспринимают материал.
Проблемы Российской медиа в значительной мере являются произвольными от тех вызовов глобализации, которые Россия испытывает на себе как государственное национально образование. Специфика заключается в том, что именно медиа является одним из ведущих факторов того, что индивиды из разных стран начинают воспринимать как принадлежность к некоему индустриальному сообществу. Значит роль сыграла медиа.
1. Влияние рыночных тенденций в деятельности СМ
2. Роль медиа как транслятора рыночных образований в обществе в целом.
Трансформация институтов медиа в организации сферы бизнеса неразрывно связана с формированием рынка рекламы. Цепочка реализации логики рынка, в деятельности коммерции медиа: компания ориентирована на прибыль – обеспечивается рекламой – рекламодатель идет на те каналы, которые более популярны, больше собирают денег – программы, привлекающие зрителя – каналы, конкурирующие за аудиторию рейтинги каналов – реклама – деньги- аудитория – реклама – формат Российских медиа.