Вот и апрель. Конечно, «1 апреля – никому не верю», но я же не могу обманывать друзей – раз первое число месяца значит, у меня традиционный «книжный отчет»
1. Наринэ Абгарян. «Манюня пишет фантастичыскый роман»
Между первым и вторым прочтением этой книги у меня было прослушивание первой «Манюни». Это первая аудиокнига, которую я слушала от и до, с удовольствием и затаив дыхание. Люди, как Елена Шульман ее роскошно начитала! И теперь, когда я читаю вторую книгу о приключениях Нарки и Мани, у меня в голове словно снова звучит аудиокнига – именно голосом Е. Шульман…
Нет, ну все-таки – какой у меня спокойный ребенок! Ну, подумаешь, колола орехи моей новенькой вазой… ну подумаешь, каталась на дверце письменного стола! Так ведь не вытворяла и сотой доли того, что Нарка с Манюней! Правда, и бабушкам ее далеко до Розы Иосифовны, что да, то да. А может, все дело в том, что не попалась Лесе моей в жизни такая вот Манюня, с которой можно было чудить такое, о чем и через много лет нестыдно будет вспомнить?
Кстати, уже и третья «Манюня» вышла. И мы все ждем, что ее привезут в наш книжный…
2. Роберт Ханлайн. «Двойная звезда»
К герою этого романа как нельзя лучше подходит знаменитая булгаковская фраза «Никогда не разговаривайте с незнакомцами». Если бы актер Лоренцо Смизи, временно оказавшийся на мели, не задумал раскрутить на стакан дармовой выпивки зашедшего в бар космолетчика, может, его дела бы со временем и поправились, но уж точно с ним бы не случилось то, что случилось. Он согласился исполнять некоторое время роль двойника известного политического деятеля. И не только дублировать мистера Бонфорта, но и вместо него пройти церемонию принятия в одно из самых известных Гнезд марсиан – честь, которой не было до этого удостоен ни один землянин. А что же сам политик? Он похищен, и пока – из-за этой самой церемонии, потому что оправланием в случае неявки может быть только смерть – об исчезновении Бонфорта не заявляли в полицию. Когда же политика удалось найти, оказалось, что из-за массированного накачивания его наркотиками он еще некоторое время не сможет сам появляться на людях. А впереди – выборы, и у партии Бонфорта есть серьезный шанс выиграть. Угадайте, кому пришлось произносить речи и участвовать в прениях? Шесть недель для Великолепного Лоренцо стали не только самыми трудными в его актерской карьере. Ими, собственно, и окончилась эта самая карьера. Актеру пришлось принимать очень непростое решение. Слишком многое было поставлено на карту.
3. Сергей Лукьяненко. «Черновик»
Своего рода пограничная книга – для меня. Позднее я объясню, почему. Начиналось все вроде бы просто: вернувшись с работы домой, Кирилл замечает, что дверь в его квартиру открыта. Там хозяйничает совершенно чужая женщина, и, что самое странное, собака Кирилла ведет себя так, словно ничего не происходит, словно она Кирилла и знать не знает. Дальше – больше: парня начали забывать друзья, затем – родители, на кредитной карте появилась другая фамилия, а там и паспорт просто рассыпался в руках. И вот когда, казалось, все кончено, Кириллу позвонили на мобильный и посоветовали прийти по определенному адресу. Так и нашел Кирилл водонапорную башню, в которой поселился и которая стала подстраиваться под его вкусы. И оказалось, что стал Кирилл неким сверхчеловеком – функционалом-таможенником, способным открыть в своей башне двери в иные миры, вот только привязанный к этой самой башне и не имеющий возможности удаляться от нее больше, чем на десять километров. И никто не спросил, надо ли ему это…
Я не буду пересказывать всего сюжета. Отмечу только, что Кириллу удается разорвать свою связь с функцией и вернуться к нормальной жизни…
4. Сергей Лукьяненко. «Чистовик»
«Черновиком» для меня завершился тот Лукьяненко, которого я любила. «Чистовиком» начался тот, которого я не люблю. Буквально с первых страниц – нападки на Украину, и по ходу дела несколько нелицеприятных фраз об украинцах, да и не только. Неприятно это все.
…Итак, Кирилл возвратился к нормальной жизни. Но, как оказалось, ненадолго: то, что он сумел выскользнуть из сети функционалов, кому-то не дает покоя. Молодой человек пытается найти единомышленников в других мирах, но вскоре понимает, что надо корень зла надо искать в родном мире функционалов, и даже, кажется, понимает, в каком…
5. Дара Корній. «Тому, що ти є»
Якщо коротко, то ця книга – про кохання і втрачені можливості. І – з відкритим фіналом, який можна трактувати по-різному.
З раннього дитинства, з часів дитячого садочка, дружили Сашко і Оксанка. І те, що для дівчини завжди було лише дружбою, для хлопця незабаром стало справжнім почуттям. Діти виросли, закінчили школу, Оксана поїхала вчитися до Києва, Олександр вступив до медінституту… Час від часу зустрічалися, і завжди Сашкові боляче було відпускати Оксану. Але у неї – своє життя, вона людина сімейна, в неї росте дочка… Але дечого Сашко не знає: не все так безхмарно у житті його коханої. І можливо, якби він одного разу насмілився наполягти і не відпустити дівчину, все б сталося інакше? Та час від часу – як раз у такі моменти, згадуючи які, кожен раз думаєш: «От якби я тоді…» - зустрічається Олександру старий пес або старий чоловік, дуже схожі – не може ж це кожен раз бути ті самі?
На жаль, Олександр дуже пізно довідався, що Оксана остаточно повернулася в його місто: жінка смертельно хвора. А у день її смерті Олександр несподівано отримує шанс змінити своє – і її! – минуле: старий чоловік, знову виникнувши мов нізвідки, дає ключа до кімнати, де змінюється час…
І от – «момент повороту» обраний и пройдений. Про змінене минуле пам’ятає тільки Сашко. Та з тих пір сниться йому один й той самий сон. Немов сидить він, посміхаючись, за столом в кімнаті з м’якими стінами, і не реагує на оточуючих, а лікарі, котрі заходять до його палати, кажуть: гай-гай, яке кохання… вона померла – він збожеволів… І прокидаючись у холодному поту, Олександр вже й сам не знає, що – сон, а що – дійсність…
6. Виталий Бодров. «Весь мир на блюдечке сметаны»
Однажды некий могущественный маг захотел стать самым могущественным и решил сотворить Кольцо Всевластия. Страшно? Еще и не так будет!
Чтобы Кольцо всевластия обрело силу, его надо было закалить в крови жертвенного животного – белого кота. Страшно? Еще бы!
И вот в тот самый миг, когда маг произнес заклинание сотворения артефакта, ему в руку ткнулся… холодный нос кота. И кот вместо жертвы стал… да-да, вы уже догадались – Котом Всевластия, могущественным артефактом, наделенным, к тому же, сообразительностью и умением быстро бегать и царапаться.
А в это время в соседнем королевстве некий внук Бабы-Яги остался без бабушки и унаследовал ее, так сказать, звание. Ну, не Мужик-Йог, как сам Совран себя в шутку назвал, а самый настоящий ведун. Колдовать он сам умеет, кое-какие волшебные штучки бабушка оставила, кое-что делать сам умеет. Только вот приходят-то визитеры к бабуле – по старой памяти, а встречает их… Мужик-Йог? Какой диалог у вас в памяти всплывает? «А где бабуля? – Я за нее!» Вот-вот. А чтобы Совран стал полноправным ведуном, ему нужна своя избушка и свой кот, который станет для него своеобразным тотемом. А тут еще и богатыря судьба послала – у него змей невесту унес, и не абы куда, а в то самое королевство, где светлые и темные маги изо всех сил охотятся за Котом Всевластия. Угадайте, кто, в конце концов, заполучит кота? И не говорите, что я вам подсказывала – вы сами обо всем догадались!
(Вообще, замечу в скобках – совершенно роскошная вещь. Столько аллюзий на известные литературные и киносюжеты, столько мягкого юмора… Получила большое удовольствие, когда ее читала.)