Без заголовка |
© Вадим Нестеров
http://vad-nes.livejournal.com/248815.html?style=mine
Последний римлянин
"Отныне этот дух живет не только в
отдельных звуках бубна, гопуза, дутара,
гиджака, он воплотился в оркестровом
звучании всех национальных музыкальных
инструментов, зазвучал гимном немеркнущей
и вдохновенной истории туркменского народа".
(Рухнама, гл.5)
Ушедший от нас президент Туркмении Сапармурат Ниязов был, безусловно, культурным феноменом.
Этого туркмена из племени ахал-теке рода гонур наши средства массовой информации поминали, наверное, чаще, чем любого другого постсоветского властителя – настолько неуемно он криейторствовал в своих культурных инициативах.
Создавалось впечатление, что беспрецедентный для азиата карьерный взлет, который он совершил, убедил его в том, что в мире в принципе нет ничего невозможного, и он всесилен.
Действительно, биография Турменбаши вполне могла бы войти в жизнеописания главных селф-мейд-мэнов века. Отца он потерял на втором году жизни – бывший сельский учитель Атамурад Ниязов в 1941 году ушел на фронт, и погиб возле села Мясной Бор Новогородской области. А в 1948 году во время знаменитого Ашхабадского землетрясения погибла вся его семья - мать Гурбансолтан-эдже, старший брат Ниязмурад и 6-летняя сестра Гельдымурад. 8-летнего Сапармурата вытащили из-под развалин соседи.
В Азии, как известно, лучше родиться без рек и ног, чем остаться без родственников, но этот сирота сделал беспрецедентную карьеру – после республиканского детдома им. А.П.Чехова в Ашхабаде и работы формовщиком на заводе в Ленинграде были Ленинградский политехнический институт и партийная карьера. А итогом - абсолютная власть в стране, титул «Отца всех туркмен» и пожизненное президентство.
Самый долгоправящий властитель на постсоветском пространстве (первым секретарем ЦК КПТ Ниязов стал больше 20 лет назад, в декабре 1985 года) он был, конечно же, реликтом прошлого. Туркменбаши являлся одним из последних представителей классического авторитарного стиля, расцветшего в XX веке, и символично, что «Отец Всех Туркмен» ушел в мир иной аккурат в день рождения «Отца Всех Народов».
Трагедия, как и положено, повторилась в виде фарса.
По части культа личности Сапармурат Атамурадович оставил Иосифа Виссарионовича далеко позади. Нет, как и в случае со Сталиным, имя С.Ниязова носят колхозы, улицы, воинские соединения и т.п. - всего более 100 объектов, его портреты - обязательный атрибут государственных учреждений. Красноводский залив Каспийского моря переименован в залив Туркменбаши, город Красноводск также стал назваться Туркменбаши. Но Сталин, по крайней мере, не разрешал по случаю своего 63-летия кабинету министров объявить себя пророком, как это сделал Ниязов 19 февраля 2003 года.
Как и Сталин, Ниязов писал стихи, и вообще очень увлекался культурой. Но если Иосиф Виссарионович свои юношеские стихи даже запрещал публиковать, то Туркменбаши поэтической славой не брезговал. Помимо своего двухтомного произведения «Рухнама», объявленного «духовной конституцией туркмен», он выпустил пять сборников стихов и прозы. Первая книга, «Благоденствуй, мой туркменский народ», вышла 2002 году, и за этот труд он был удостоен туркменской литературной премией имени Махтумкули, последняя – сборник стихов и рассказов о любви «Дорогие мои» - в конце 2005 года.
Стихи Туркменбаши любил с юности, как он сам признавался: «Со студенческих лет я вел дневник, перемежая записи в нем стихотворными строками». Но не всем видам искусства так повезло. Балетом, например, Отец всех туркмен так и не проникся, что имело невеселые последствия. Однажды он выступил по национальному телевидению со словами: «Как можно привить туркмену любовь к балету, если у него в крови нет балета? Нельзя пытаться привить у себя возникшее в другом месте искусство, надо развивать свое национальное искусство. Я не понимаю балет, зачем он мне?». В результате на месте Театра оперы и балета в одночасье появляется национальный музыкально-драматический театр имени Махтумкули.
Туркменбаши вообще многое не нравилось. То слушание магнитол, то фонограммы, то длинные волосы и бороды у молодых людей, то золотые зубы у девушек. Однажды Сапармурат Атамуратович заметил, что у студентки, читающей хвалебную речь в его честь, все зубы золотые: «Себилджан, не обижайся. Ты великолепно выглядишь с золотыми зубами, но с белыми будешь еще лучше. Здесь присутствует министр здравоохранения - он сам дантист. Он вставит тебе белые зубы». За этим и последовал указ, в котором золотые зубы объявлялись старорежимными родимыми пятнами: «Эта мода появилась, когда туркмены жили в бедности…».
Ниязов, безусловно, был сумасбродом и мракобесом, как и многие диктаторы. Но, справедливости ради надо признать, что от своих коллег он отличался. Туркменбаши не был агрессивным как Ким-Ир-Сен, не был непредсказуемо-опасным подобно Саддаму, и не был фанатиком как Аятолла Хомейни.
Его «задвиги» действительно часто были смешны, но, по счастью, редко бывали страшными. В своей благодушной самовлюбленности он часто соглашался на вещи, на которые не шли даже его куда более демократичные коллеги. Ниязов единственный из всех постсоветских президентов согласился на двойное гражданство, и это позволило туркменским русскоязычным перебраться на свою историческую родину не безвестными изгоями, а имея в кармане российский паспорт.
Можно, конечно, и даже нужно смеяться над тем, что центральное место в гербе Туркменистана занимает изображение ахалтекинского коня Янардага, принадлежащего лично президенту Ниязову – прежний конь, по словам президента, был «недостаточно выразительным».
Но когда он объявляет, что богиня правосудия в Туркменистане отныне должна изображаться исключительно с лицом матери всенародно любимого президента – этот недолюбленный родителями сирота вызывает не смех уже, а жалость. Слишком уж он похож на персонажа сказки – бедного сироту, который в награду за страдания был вознагражден волшебной палочкой. Но хэппи-энда не получилось – вместо планируемого счастья от нахлынувших возможностей у бедолаги сорвало крышу.
Но несмотря на это, был в нем какой-то культурный шарм. Его экцентричность была смешна, но на фоне унылой серости прочих вождей он смотрелся ярким пятном. Возможно, именно поэтому группа очень солидных российских поэтов, в том числе и учитель Бродского, лауреат Государственной, Пушкинской, Тепферовской, Царскосельской премий Евгений Рейн, однажды обратилась к нему с просьбой перевести его стихи: «Ваши стихи о матери, о нравственной чистоте («юношам -- честь, девушкам -- стыд»), о миропорядке в семье и в государстве стали в современной туркменской жизни светскими молитвами. Сегодня литература теряет свою прежнюю силу. В такое время издание книги Ваших стихотворений на русском языке поднимет значимость поэзии».
Скандал тогда был страшный, но стоит ли так уж сильно винить поэтов с их иррациональным восприятием мира и людей? Попасть под обаяние Туркменбаши было вовсе не мудрено.
Да, этот культурный феномен выглядел взбалмошным, неуправляемымым, непредсказуемым и оторвавшимся от реальности человеком. Его часто представляли последним султаном на постсоветском пространстве, что не совсем точно.
Культурная окраска его авторитаризма не была столь однозначной - ажурную восточность он изрядно разбавлял строгостью римских линий. В каком-то смысле он был последним римским деспотом. Провинциальным имперским сатрапом, нежданно ставшим императором.
Отсюда и статуи на площадях (позолоченная статуя президента страны на вершине Арки Нейтралитета, которая автоматически поворачивается вслед за солнцем), и переименование месяцев в свою честь (Ниязов ввел новый календарь и январь теперь называется "туркменбаши"), и достойные римлян культурные проекты преобразования дикой природы вроде создания искусственного моря в пустыне Каракумов в
Вот только оторвался он не только от реальности, но и от времени. Та памятная империя, возродившая эстетику римского классицизма, давно уже стала историей. Сегодня в лучший мир ушел и один из ее последних обломков.
http://vad-nes.livejournal.com/248815.html?style=mine
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |