-Рубрики

 -Музыка

Галина Калач

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Галина_Калач

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2011
Записей: 2987
Комментариев: 3092
Написано: 7869


В какого Бога ты веришь? (8)

Вторник, 19 Июля 2011 г. 16:55 + в цитатник
800 (700x440, 766Kb)В этой статье мы будем рассматривать места из Ветхого Завета, используемые тринитаристами, которые пытаются опровергнуть истину о единственности Бога. Мы исследуем эти места, чтобы доказать, что они не противоречат, а, скорее, согласуются со всей Библией.

Элохим (Elohim) – Бог

Одно из наиболее употребляемых еврейских слов, называющих Бога, — Элохим. В книгах Ветхого Завета почти везде используется это слово, которое обычно переводится словом «Бог». Это множественное число от еврейского слова «Eloah», которое означает «Бог» или «Божество».

Большинство ученых придерживается мнения, что использование формы множественного числа «Elohim» указывает на величие Бога и Его многочисленные качества, и оно не предполагает множество личностей. Иудеи, конечно же, не рассматривают форму множественного числа как компромисс с их строгим монотеизмом. Фландерс и Крессон объясняют использование множественного числа в еврейском языке определенной функцией, которую оно выполняет: слово «Elohim» имеет форму множественного числа. Иудеи используют существительные во множественном числе, чтобы выразить величие».

Сама Библия показывает нам, что форма множественного числа существительного «Elohim» выражает Божье величие, а не множественность в Божестве, настойчиво указывая на то, что Бог один, и используя «Elohim» в ситуациях, когда совершенно определенно описывается только один индивидуум. Например, «Elohim» используется при описании явления Бога в единственном числе в образе мужа Иакову (Быт. 32:30). Израильтяне назвали золотого тельца, которого они сделали в пустыне, elohim (Исх. 32:1,4,8,23,31). Библия же совершенно определенно говорит об одном тельце (Исх. 32:4,5,8,19-20,24,35). Ветхий Завет очень часто использует «elohim» для обозначения отдельных языческих богов, таких как Ваал-Бериф (Суд. 8:33), Хамос (Суд. 11:24), Дагон (Суд. 16:23), Ваал-Зевул (4 Цар. 1:2-3), Нисрох (4 Цар. 19:37). Библия использует слово «Elohim» даже применительно к Иисусу Христу (Пс. 44:7; Зах. 12:8-10; 14:5), а никто и никогда не предполагал в Иисусе несколько личностей. А, значит, слово «Elohim» не указывает на три личности в Божестве. Только одно существо, называемое Elohim, боролось с Иаковом, только один золотой телец был назван elohim, и один Господь Иисус Христос, Который есть Бог, явившийся воплоти, тоже назван Elohim.

Бытие 1:26

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему».

Почему этот стих использует множественное число местоимения, относящегося к Богу? Прежде, чем мы ответим на этот вопрос, отметим, что Библия использует местоимения в единственном числе по отношению к Богу сотни раз. Уже следующий стих использует единственное число, чтобы показать, как Бог исполнил стих 26: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Бытие 1:27). Быт. 2:7 говорит: «И создал ЯХВЕ Бог человека». Мы должны, таким образом, согласовать множественное число в 1:26 с единственным числом в 1:27 и 2:7. Нам следует также рассмотреть создание Божье, человека. Несмотря на то, как мы определяем различные компоненты, которые составляют человека, человек определенно имеет только одну личность и волю. Он – один человек, с какой бы стороны мы его ни рассматривали. Это указывает на то, что Творец, по образу Которого человек был сотворен, также один с одной индивидуальностью и волей.

Любое толкование Бытия 1:26, которое говорит о существовании более чем одной личности Бога, столкнется с большими трудностями. Исайя 44:24 говорит, что ЯХВЕ создал небеса один и создал землю Сам. В соответствии с Мал. 2:10, был только один Творец. Павел утверждает, что слова псалмопевца: «В начале Ты, Господи (=ЯХВЕ), основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр. 1:8,10) сказаны о Сыне.

Поскольку Быт. 1:26 не может подразумевать двух или более личностей в Божестве, что же это значит? Иудеи традиционно толковали это, как разговор Бога с ангелами в творении, чему следовали и некоторые из христиан древности. Это значит совсем не то, что ангелы принимали участие в творении, а только то, что Бог информировал их о Своих планах и выслушивал их комментарии внимательно и с уважением. По крайней мере, в одном случае Бог говорил с ангелами и хотел знать их мнение при составлении Своих планов (3 Цар. 22:19-22). Мы знаем, что ангелы присутствовали при творении (Иов 38:4-7).

Другие комментаторы предполагали, что Быт. 1:26 просто описывает Бога в Его совете со Своей собственной волей. Еф. 1:11 поддерживает эту точку зрения, говоря, что Бог совершает всё «по изволению воли Своей».

Другие объясняют этот отрывок «царским» или литературным множественным числом. В формальной речи или письме говорящий или пишущий обращается к себе во множественном числе, особенно, если говорящий – член царской семьи. Для иллюстрации такого использования могут быть приведены Библейские примеры такого «царского» множественного числа. Например, Даниил сказал Навуходоносору: «Скажем перед царем и значение его», хотя Даниил один продолжал давать толкование царю (Дан. 2:36). Царь Артаксеркс говорил о себе то в единственном числе, то во множественном в своих письмах. Однажды он написал: «Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мной» (Эзр. 4:18). В письме к Эзре Артаксеркс назвал себя «я» в одном месте (Эзр. 7:13), а «мы» – в другом (7:24).

Использование множественного числа в Быт. 1:26 также может быть подобно множественному числу в слове «Elohim», выражающем величие Бога или многочисленность качеств Бога. Другими словами, местоимения во множественном числе согласуются и заменяют существительное «Elohim».

Итак, Бытие 1:26 не могло бы значить множественность в Божестве, так как это противоречило бы остальному Писанию. Мы привели несколько объяснений этого стиха, соответствующих учению Библии: 1) Иудеи и многие христиане рассматривают этот стих как ссылку на ангелов. Многие другие христиане рассматривают его 2) как описание Бога, советующегося со Своей собственной волей; 3) как «царское» или литературное множественное число.


Другие местоимения во множественном числе

Еще несколько раз Бог использует местоимения во множественном числе в Ветхом Завете, а именно, в Быт. 3:22; 11:7 и Ис. 6:8. Изучение этих стихов Писания покажет, что они могут означать Бога и ангелов (все три стиха) или, возможно, Бога и праведников (Ис. 6:8). Любое из первых четырех объяснений, данных к Бытию 1:26, могло бы адекватно объяснить использование множественного числа.

Значение слова «один» (еврейское еchad)

Со всей определенностью Библия утверждает, что «Бог один» (Втор. 6:4). Некоторые тринитаристы полагают, что «один» по отношению к Богу означает один в единстве, а не абсолютно один в числовом значении. Для поддержки этой точки зрения они обращаются к еврейскому слову «echad», которое используется Библией для выражения концепции Единого Бога. Это слово действительно может значить как одного в единстве, так и одного в числовом значении, так как словарь Стронга определяет его значение как «объединенный, один, первый». Библейские примеры этого слова, использованного в смысле абсолютной числовой единственности, внесут ясность: в списке ханаанских царей каждый определен словом «echad» в значении «один» (И. Нав. 12:9-24); один человек (пророк Михей) (3 Цар. 22:8); Авраам был один (Иез. 33:24); в списке ворот каждое определено словом «echad» (Иез. 48:3,15,34); ангел Михаил – один из первых князей (Дан. 10:13). Несомненно, в каждом упомянутом выше случае «echad» обозначает один в числовом значении. Имея в виду многие места Ветхого Завета, которые описывают в недвусмысленных выражениях абсолютное единство Бога, очевидно, что «echad» тем более по отношению к Богу означает абсолютную числовую единственность Его существа.

В той степени, в которой «echad» передает концепцию единства во множестве, оно может означать единство многочисленных качеств Бога, а не совместное объединение отдельных личностей.

Если «echad» не значит один в числовом значении, тогда мы беззащитны от политеистов, потому что три (или более) отдельных божества могли бы быть едины в объединении своих мыслей и целей. Однако совершенно ясно, что Ветхий Завет был направлен против политеизма, и он использует «echad» для обозначения одного в числовом значении.

Именно в таком числовом значении слово «echad» использовано при Синайском законодательстве (Втор. 6:4). Заповедь о почитании одного единственного Бога не могло иметь никакого другого смысла, кроме как числового обозначения одного ЯХВЕ в отличие от множества иноплеменных языческих божеств. В противном случае она лишалась бы какого-либо нравственного назидания и для израильтян оставалась бы лишь тайной внутренней природы ЯХВЕ, а не обозначением исключительности истинного Бога по отношению к другим богам. Если бы Бог был не просто един, а триедин, Он не стал бы скрывать это от Своего избранного народа, но выразился об этом так же просто и ясно, как и о Своем полном единстве.

Явление Бога Аврааму

Бытие 18:1 сообщает о явлении Господа Аврааму при дубраве Мамре. Стих 2 говорит, что Авраам взглянул и увидел трех мужей. Некоторые тринитаристы пытаются использовать этих трех «мужей», чтобы доказать троичность Бога. Однако стих 22 сообщает нам, что двое «мужей» покинули Авраама и пошли в Содом, а ЯХВЕ остался говорить с Авраамом. Кто были те двое «мужей»? Бытие 19:1 говорит, что два ангела пришли в Содом в тот вечер. Значит, совершенно ясно, что из трех «мужей», явившихся Аврааму, один был ЯХВЕ, а другие два – Его ангелы.

Некоторые считают, что Бытие 19:24 указывает на две личности: «И пролил ЯХВЕ на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от ЯХВЕ с неба». Однако этот стих совсем не означает, что один Господь на земле попросил другого Господа на небе пролить огонь, потому что есть только один Господь (Втор. 6:4). Это, скорее, пример иной формулировки. Многие места в Ветхом Завете формулируют одну и ту же мысль двумя различными способами, используя это как литературный прием или как средство акцентирования. Нет никаких свидетельств того, что после временного явления Бога Аврааму Он отправился в Содом, чтобы проследить его разрушение. Библия говорит только, что два ангела отправились в Содом. Нам следует отметить, что оба утверждения описывают Господа как одного, находящегося в одном месте и делающего одно, а именно Господа на земле и на небесах, проливающего огонь.

Сын и другие ссылки на Мессию

В Ветхом Завете мы находим несколько упоминаний о Сыне. Выражают ли они двойственность в Божестве? Проанализируем эти места, с тем, чтобы ответить на эти вопросы.

Псалом 2:2 говорит о Господе и Его помазаннике. Псалом 2:7 говорит: «Возвещу определение: ЯХВЕ сказал Мне: Ты – Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Псалом 8:4-5 говорит о сыне человеческом. Псалом 44:7-8 и Псалом 109:1 также содержат хорошо известные слова об Иисусе Христе. Первый описывает Его и как Бога, и как помазанника, а второй – как Господа Давида. Притчи 30:4, Исайя 7:14 и Исайя 9:6 также упоминают Сына. Однако изучение этих стихов Писания показывает, что каждый из них по своей природе пророческий.

В главах 1 и 2 послания к Евреям цитируется каждый из вышеупомянутых фрагментов Псалтыри и говорится о них, как о пророчествах, исполненных Иисусом Христом.

Таким образом, стихи из Псалтыри никоим образом не являются диалогом между двумя личностями в Божестве, а представляют собой пророческие портреты Бога и Его Мессии. Так, Псалом 2:2-7 говорит нам о рождении и помазании Христа, а Псалом 44:7-8 говорит о Христе, который подчиняется воле Бога и готовится стать жертвой за грехи; Псалом 109:1 провозглашает славу и власть, данную Христу Богом. Всё это произошло, когда Бог явил Себя во плоти как Иисус Христос.

Стихи в книге Исайи явно пророческие, так как они используют будущее время. В целом ссылки Ветхого Завета на Сына относятся к будущему, к тому дню, когда Сын будет рожден. Они говорят не о двух Божествах или двух личностях в Боге, а, скорее, о Его явлении во плоти. Подобно этому и другие ссылки Ветхого Завета на Мессию являются пророческими и представляют Его как Бога во плоти (Ис. 4:2; 42:1-7; Иер. 23:4-8; 33:14-26; Мих. 5:1-5; Зах. 6:12-13).

Слово Божье

Никто не может всерьез поддерживать идею, что Слово Божье в Ветхом Завете является второй личностью в Божестве. Слово Господа – это как бы часть Его Самого, и оно не может быть отделено от Него. Слово Божье не представляет отдельную личность, точно так же, как и слово человека. Псалом 106:20 говорит: «Послал слово Своё». Исайя 55:11 вторит: «Так и слово Моё, которое исходит из уст Моих». Из этих стихов Писания совершенно очевидно, что Божье Слово принадлежит Ему и является выражением, исходящим от Него, а не отдельным индивидуумом в Божестве.

Премудрость ЯХВЕ

Некоторые усматривают различие личностей в описании премудрости Бога, особенно в Притчах 1:20-33; 8:1-36; 9:1-6. Однако эти отрывки Писания олицетворяют премудрость только в целях литературного или поэтического приема. Мы все знакомы с множеством примеров в литературе, где автор олицетворяет идею, эмоции и т. п., с тем, чтобы подчеркнуть, выделить и проиллюстрировать что-либо. Совершенно очевидна полная ошибочность утверждений о том, что библейское литературное олицетворение премудрости указывает на признаки еще одной личности в Божестве, так как все стихи, приведенные выше, олицетворяют премудрость как женщину. А значит, если мудрость – это вторая личность в Божестве, то этот индивидуум должен быть женского рода. Развитие тринитаризма довело некоторых его адептов, которых именуют «софиологами», до введения Софии (премудрости) в Божество как четвертой женственной ипостаси.

Рассматривать премудрость в Библии следует как качественную характеристику Бога — часть Его всезнания. Он использовал Свою премудрость в создании мира (Пс. 135:5; Притч. 3:19; Иер. 10:12). Так же как мудрость человека неотделима от него, так и Божья премудрость не является отдельной личностью в Божестве. Мудрость – это то, чем Бог владеет и чем может наделять человека.

Конечно, поскольку Христос – это явление Бога во плоти, то вся Божья премудрость заключена во Христе (Кол. 2:3). Он – Божья премудрость и Божья сила (1 Кор. 1:24). Это значит вовсе не то, что Христос – отдельная от Бога личность, а, напротив, что во Христе вся Божья премудрость и сила (вместе с другими качествами Бога). Через Христа Бог открыл Свою премудрость и силу человеку. Премудрость – это качество Бога, описанное в Ветхом Завете и раскрытое через Иисуса Христа в Новом Завете.


«Свят, Свят, Свят»


Говорит ли это тройное повторение в книге Исайи 6:3 о троичности Божества? Мы считаем эту точку зрения недостаточно обоснованной. Двойное или тройное повторение было общепринятой практикой в древне-еврейской литературе и несколько раз встречается в Писании. В основном оно использовалось для выделения какой-либо мысли или события. Например, в Иер. 22:29 говорится: «О, земля, земля, земля! Слушай слово ЯХВЕ». Конечно, этот стих Писания не указывает на существование трех земель или какой-то триединой земли. (Если тройное повторение слова «свят» имеет еще какое-то значение, то это указание на прошлое, настоящее и будущее существование Бога, отраженное в Откр. 4:8). Мы делаем вывод, что «свят, свят, свят» подчеркивает сугубую святость Бога и не говорит о множественности личностей в Нем.


Повторение имен «Элохим» или «ЯХВЕ»


Свидетельствует ли о множественности личностей повторение слов «Элохим» (Бог) или «ЯХВЕ» (Господь) в одном и том же стихе, как, например, тройное повторение (Числ. 6:24-26; Втор. 6:4) и двойное повторение (Быт. 19:24; Дан. 9:17; Ос. 1:7)? Изучение этих отрывков Писания показывает, что они не указывают на множественность в Божестве. Кратко проанализируем их.

Числа 6:24-26 – это тройное благословение. Втор. 6:4 говорит, что Бог – один. В этом стихе рядом стоят слова «ЯХВЕ» и «Элохим». Означает ли это две личности Бога каждый раз, когда в тексте появляется «ЯХВЕ Элохим»? Конечно, нет. Это указывает на то, что Израиль поклонялся ЯХВЕ как своему Богу, и никому другому. Мы уже анализировали Быт. 19:24 в этой главе. В книге Даниила 9:17 пророк говорит о Боге в третьем лице, и в книге Осии 1:7 Бог говорит о Себе в третьем лице. В этом нет ничего необычного. В Новом Завете Иисус говорил о Себе в третьем лице (Мк. 8:38). Итак, все стихи Писания, которые повторяют слова «Элохим», «ЯХВЕ» или другие имена Бога, не несут в себе никакой информации о множественности в Божестве.


Дух ЯХВЕ

Многие фрагменты Ветхого Завета упоминают Дух ЯХВЕ. В этом нет никакой проблемы, так как Бог – Дух. Фраза «Дух ЯХВЕ» лишь подчеркивает, что Господь Бог действительно Дух. Она устремляет внимание на действия Господа среди людей и в отдельных личностях. Она предполагает множественность личностей не больше, чем когда мы говорим о духе человека. Действительно, Господь делает это очевидным, когда Он говорит «Дух Мой» (Ис. 59:21).


Адонай ЯХВЕ и Его Дух


Эта фраза, которую мы встречаем в книге Исайи 48:16, указывает на две личности не больше, чем фраза «человек и его дух» или «человек и его душа».

Например, безрассудный богач разговаривал со своей душой (Лк. 12:19), но это совсем не значит, что он состоял из двух личностей. «Адонай ЯХВЕ» означает Бога во всей Его славе и превосходстве, а «Его Дух» относится как бы к той Его части, с которой пророк общался. Сразу же следующий стих (Ис. 48:17) говорит: «Святой Израилев», а не святые (два или три). Исайя 63:7-11 говорит о ЯХВЕ и «Его Святом Духе», а Исайя 63:14 говорит: «Дух ЯХВЕ». Совершенно ясно, что нет никакого личностного различия между Духом и ЯХВЕ. ЯХВЕ есть Дух, и Дух ЯХВЕ – это Бог в действии.

Ветхий днями и сын человеческий


Даниил видел видение, записанное в книге Даниила 7:9-28, в котором было два лица. Первое лицо, которое видел Даниил, было названо «Ветхий днями». Одеяние на Нем было бело, как снег, волосы – как чистая волна (шерсть), а престол – как пламя огня, и колеса Его – как пылающий огонь. Он сидел на престоле и судил тысячи и тысячи людей. Затем Даниил увидел «как бы Сына человеческого», идущего к Ветхому днями. Этому Сыну человеческому была дана вечная власть над всеми людьми и вечное царство.

Некоторые тринитаристы толкуют это видение как видение Бога Отца и Бога Сына. В их интерпретации еще более отчетливо усматривается многобожие. Рассмотрим данное видение.

В книге Откровение мы читаем, что Ветхий днями ни кто иной как Сам Иисус Христос! Откровение 1:12-18 описывает Иисуса Христа облеченным в подир, с волосами белыми, как белая волна (шерсть), с очами – как пламень огненный, и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи. Более того, много стихов Писания поясняют, что Иисус Христос, Сын человеческий, будет судьей над всеми людьми (Мф. 25:31-32; Ин. 5:22,27; Рим. 2:16; 2 Кор. 5:10). Далее, именно Иисус будет сидеть на престоле. В видении Даниила рог (антихрист) вел войну, пока не пришел Ветхий днями (Дан. 7:21-22), но мы знаем, что Иисус Христос вернется на землю и разрушит полчища антихриста (Откр. 19:11-21).

Итак, мы видим, что Иисус в Откровении соответствует описанию Ветхого днями в 7 главе книги Даниила. Если Ветхий днями в 7 главе Даниила – Отец, то Иисус должен быть Отцом.

В книге Даниила 7:13 кто-то, похожий на Сына человеческого приходит к Ветхому днями и получает владычество от Него. Кто это? Сцена является видением человека, представителя Божьих святых. Это объяснение, вероятно, более всего согласуется с этой главой. Даниил получил толкование видений, начиная с 16-го стиха. Стих 18 говорит, что святые Всевышнего будут владеть царством во веки веков. Затем стих 22 говорит, что святые будут владеть царством. Стихи 26-27 говорят, что царство и владычество (то же слово, что и в стихе 13) будут даны святым Всевышнего и это царство – вечное. Конечно, стих 27 в заключение говорит, что все властители будут, в конце концов, повиноваться Богу.

Стихи из книги Даниила 7:16-28, таким образом, дают нам толкование 7:9-14. Своим содержанием глава определяет «как бы Сына человеческого» как представление Божьих святых. Мы должны также помнить, что в Ветхом Завете фраза «сын человеческий» может относиться к любому человеку (Иез. 2:1) или к человечеству в целом (Пс. 8:5; Ис. 51:12). В Псалме 79:18 данная фраза указывает человека, которому Бог дал верховенство и власть. А значит, толкование того, что «сын человеческий» представляет святых, согласуется с использованием фразы в других отрывках Писания.

Некоторые отождествляют «как бы сына человеческого» из Даниила с Иисусом Христом, так как Иисус часто называл Себя «Сыном человеческим». Однако это отождествление игнорирует толкование, которое дает седьмая глава книги Даниила. Если Даниил имел в виду Христа, почему он не назвал Его Христом (Помазанником), как он это сделал в 9:25? Более того, если «сын человеческий» у Даниила был бы Иисус Христос, то слова «как бы» в этой фразе лишние.

Действительно, эта фраза могла указывать на то, что человек в видении Даниила не Иисус, а кто-то похожий на Него, а именно – святые или Церковь. Мы знаем, что святые – сыны Бога, сонаследники Христа, братья Христа – подобны Христу (Рим. 8:17,29; 1 Ин. 3:1-2).

В любом случае мы должны помнить, что видение Даниила было пророческим по природе, а не описанием действительной ситуации в то время. Если мы допустим, что человек в 7 главе книги Даниила – это Иисус Христос, тогда большее, что можно допустить, – это то, что видение показывает две роли Иисуса Христа: Отца и Сына. Оно не может говорить о двух личностях, потому что Ветхий днями определяется как Иисус в Его Божестве. Наибольшее, что этот отрывок может описывать, это подобие того, как видение Сидящего на престоле в гл. 5 Откровения описывает Бога (в величии Отца) и Агнца (Иисуса с Его жертвенной ролью).

Итак, «как бы сын человеческий» в 7 главе книги Даниила представляет святых, которые унаследуют царство Божье. Если эти стихи относятся к Иисусу Христу, тогда они описывают Бога в роли Сына, в то время как Ветхий днями представлен в роли Отца.


Заключение

Ветхий Завет не проповедует и не подразумевает множественность в Божестве. Мы можем удовлетворительно объяснить все фрагменты Ветхого Завета, используемые некоторыми тринитаристами для проповедования множественности личностей, согласуя их со многими другими местами, которые однозначно говорят о монотеизме. Несомненно, у иудеев не было трудностей в восприятии всего Ветхого Завета как Слова Божьего, и в то же время в сохранении своей веры в одного истинного Бога. От начала до конца и безо всяких противоречий Ветхий Завет учит прекрасной истине об одном Боге.

Серия сообщений "Откровения о Едином Боге":
 (300x277, 13Kb)
Итак знай ныне и положи на сердце твое,
что Господь есть Бог на небе вверху
и на земле внизу,
и нет еще кроме Его.

(Второзаконие гл.4, ст.39)


Часть 1 - В какого Бога ты веришь? (1)
Часть 2 - В какого Бога ты веришь? (2)
...
Часть 6 - В какого Бога ты веришь? (6)
Часть 7 - В какого Бога ты веришь? (7)
Часть 8 - В какого Бога ты веришь? (8)
Часть 9 - В какого Бога ты веришь? (9)
Часть 10 - В какого Бога ты веришь? (10)
...
Часть 22 - Тайна Бога во Христе (И. Цыба)
Часть 23 - Бог мыслит иначе (Д. Подорожный)
Часть 24 - Это наш Бог!!!

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку