Цитата сообщения Парашутов
"ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА" БИДЕРМЕЙЕРА (ЧАСТЬ 7 - КАРЛ ШПИЦВЕГ)
О немецком художнике Карле Шпицвеге в моем Дневнике в рубрике "ЖЗЛ" есть прекрасный пост моей ПЧ
rodich2007 .
Но поскольку в этой серии постов я решил собрать всех "звезд" бидермейера, самая яркая из которых, без сомнения - Шпицвег, то хочу всего лишь напомнить биографию художника и поместить картины, которых не было в материале Людмилы.
Карл Шпицвег
Carl Spitzweg
5 февраля 1808 года, Гермеринг — 23 сентября 1885, Мюнхен
Карл Шпицвег Автопортрет 1840-42 г.г.
Немецкий художник, лидер живописи стиля бидермейера.
Родился в Мюнхене в семье коммерсанта. Oтец Карла был богатым торговцем и имел четырёхэтажный дом в Мюнхене. Карл, средний сын в семье, по воле отца первоначально готовился к карьере фармацевта. Мальчиком учился в латинской школе при придворной аптеке Мюнхена (с 1825 г.).
С 1828 работал помощником аптекаря. В 1828—1832 учился в Мюнхенском университете на фармацевтическом факультете.
В 1832 Карл посетил Италию (Болонья, Флоренция, Рим, Неаполь, Падуя, Венеция).
В 1833 под влиянием К. Х. Хансона обратился к занятиям живописью. Готовясь к поступлению в мюнхенскую Академию художеств, он начал регулярно заниматься живописью, однако в Академию его не приняли из-за возраста, хотя ему было всего 25 лет. Это не умалило желания Шпицвега стать профессиональным художником. Как живописец Шпицвег считается практически самоучкой.
В начале 1830-х годов он сблизился с мюнхенскими художниками. Изучал и копировал произведения голландских мастеров в Пинакотеке Мюнхена.
Карл Шпицвег Автопортрет 1832 г.
В 30-е и 40-е годы Шпицвег работает рисовальщиком и иллюстратором для сатирических журналов, например для «Летящих листьев»(«Fliegende Blätter»). Созданные им в этот период картины ироничны в изображении городской идиллии, жизни мелкого бюргера. Эти работы указывают на большой талант наблюдателя особенностей человеческой натуры, имеют ясную композицию и отображение игры света и тени, как и у голландских жанровых художников XVII века.
Карл Шпицвег Крестьянские девушки у забора сада
Карл Шпицвег Бродячие комедианты 1838 г.
Карл Шпицвег Девушка и монах 1839 г.
Карл Шпицвег Охотничья беда 1839 г.
Карл Шпицвег Где паспорт 1848-50 г.г.
В 1830—1840-е он также много путешествовал по Германии. Был в Нюрнберге (1838), в 1841 посетил Аугсбург, Ландсберг, Равенсбрюк, Ульм, в 1849 Дрезден, Лейпциг, Бамберг.
В 1840 и 1841 годах художник совершил поездки в Венецию, в 1841 в Швейцарию.
В конце 40-х годов Шпицвег совершает серию поездок в Прагу, Париж и Лондон, где открывает для себя пейзажную живопись Джона Констебля, а также творчество Эжена Делакруа и художников барбизонской школы. С этого момента пейзажная живопись начинает играть большую роль в творчестве художника.
Карл Шпицвег Посетитель 1850 г.
Карл Шпицвег Скрипач 1854 г.
Карл Шпицвег В гареме 1855 г.
Карл Шпицвег Среда на первой неделе великого поста 1855-60 г.г.
В 1850 году едет снова со своим братом Эдуардом и другом Э. Шлейхом за границу - в Венецию, затем в Лондон и в Антверпен. В 1851 Шпицвег посетил Париж, в 1862 – Вену.
По возвращении из Парижа, с 1851 года живёт постоянно в Мюнхене, лишь изредка выезжая в Берлин (1856 г.) и, на летние месяцы, в Поммерсфельден (1853,1855 г.г.).
Вначале картины К.Шпицвега не пользовались признанием у публики, поворотный момент наступил после Парижской всемирной выставки в 1867 году, после которой художник стал очень популярен.
В 1868 Шпицвег был избран почетным членом мюнхенской Академии художеств.
Карл Шпицвег фотография 1860 г.
Карл Шпицвег На посту 1860 г.
Карл Шпицвег На турецком базаре 1860 г.
Карл Шпицвег Orientale Im Bazaar
Карл Шпицвег В синагоге 1860 г.
Шпицвег создавал согретые теплым юмором сценки в пейзаже и интерьере из жизни городских обывателей, войдя в историю, как самый характерный и наиболее популярный представитель стиля бидермейер в живописи. «Если мудрые мысли приходили мне в голову, они ломали остриё моего карандаша», — говорил художник.
Художник писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров, каким он был и сам. Его герои кажутся ограниченными, ведь это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари.
Карл Шпицвег Встреча в лесу. Егерь и девушка 1860 г.
Карл Шпицвег Девушка и егерь в горах.
Как и другие мастера бидермайера, он любил изображать фигуры людей в саду (Вдовец, Мюнхен, Новая пинакотека), на террасе (Утреннее чтение, Берлин, Гос. музеи) или узких улочках старонемецких городов (Почтальон в Розентале, 1858, Марбург, Музей университета; Вечный жених, 1858, Эссен, частное собрание).
Карл Шпицвег Читатель газет 1868 г.
Карл Шпицвег Рыболов
В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно.
Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.
Среди типичных картин Шпицвега, обычно небольших по формату, написанных сочным цветовым пятном, самые популярные – Бедный поэт (1839, Государственные музеи, Берлин), Любовное письмо (1839, там же), Любитель кактусов (1845, Новая пинакотека, Мюнхен), Девушки на холме (1873, Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Книжный червь (ок. 1860, Нью-Йорк, частное собрание).
Карл Шпицвег Wascherinnen am Brunnen
Карл Шпицвег Идет 1870 г.
Созданные на основе богатейшего репертуара бытовых зарисовок и вобравшие в себя большой опыт этюдной работы на пленэре, картины Шпицвега в значительной мере предвосхищают импрессионизм. Хотя их «развернутая сюжетность» – живописных новелл или поэтических анекдотов – остается еще чисто романтической чертой.
В манере, характеризующей предимпрессионистическую стадию развития европейского пленэра, исполнены полотна: Прогулка в поле (1840—1846, Германия, частное собрание), Пикник (ок. 1860 музей собрания О.Рейнхарта, Винтертур), Художник в саду (1882, оба — Винтертур, собрание О. Рейнхардта), Девушка в горах (1873, Канада, частное собрание).
Шпицвег избирает характерные для пленэристов 1860—1870-х темы, изображая прогулки под яркими зонтиками, "пикники", рисующих в саду художников, фигуры на берегу моря. Красные пятна зонтиков дам в зелени листвы, на фоне желтого поля или синеющей морской дали вносят яркую цветовую доминанту в красочную гамму небольших полотен художника.
Карл Шпицвег Пикник 1864 г.
Карл Шпицвег Старый монах перед кельей 1870 г.
Карл Шпицвег Отшельник поджаривает цыплят.
Художник не случайно часто избирает для своих полотен удлиненные вертикально или горизонтально форматы полотен. Так делали многие пленэристы 1860—1870-х, придавая своим полотнам утрированно горизонтальные или вертикальные форматы. Это помогало передавать световоздушное пространство, окутывающее фигуры, показывало связь фигур с воздушной перспективой пейзажа.
Скончался Шпицвег в возрасте 77 лет, в собственной постели от инсульта.
Случилось это в Мюнхене 23 сентября 1885.
Могила Карла Шпицвега.
По-настоящему Шпицвега признали только через два десятка лет после его смерти. Этому очень помогла в 1908 году выставка в Берлине, посвящённая столетию со дня рождения художника.
Она произвела сенсацию — оказалось, что вся Германия давно знает и любит Шпицвега.
После этого мюнхенские собрания живописи стали охотно приобретать его картины. Шло время, и наивные истории из жизни мюнхенских чудаков завоёвывали мир. Во многих странах сейчас саму Германию представляют именно по уютным картинам Шпицвега.
Искусство Карла Шпицвега характеризует целую эпоху в истории немецкой живописи XIX столетия. Он занял в ней свое подобающее место как талантливый и самобытный художник.
Творческое наследие мастера огромно: он оставил после себя более 1500 картин, акварелей и набросков.
Материалы из Википедии, сайта
www.spitzweg.ru и статьи Елены Федотовой с сайта
ARTкаталог .