секрет моды на гражданский брак (мысли друга) |
В наше время множество семей, которые внешне не распадаются, совершенно потеряли не то что христианскую, а обычную, человеческую близость и искренность в любви. Такие семьи сохраняются просто в силу привычки, комфортности и удобства, например, жилплощади. Люди сосуществуют лишь формально, не обращая ни малейшего внимания друг на друга. Самое страшное здесь то, что любую разобщенность, ложь, лицемерие супругов видят их дети. Очень часто, вступая в диалог с защитниками «свободной любви», мы сталкиваемся с людьми, которые с самого детства имеют опыт жизни в такой семье (или же опыт жизни в неполных семьях).
Ребенок уже с детства чувствует и знает катастрофу, которая произошла в его семье. И, пытаясь уберечься от подобного сценария своей жизни, человек зачастую совершает попытку пройти другим путем и не повторять ошибок своих родителей. Прежде всего, человек хочет любви. Ему кажется, что, если в зарегистрированном браке (а иногда и венчанном) любви не присутствует, то, скорее всего, причина заключается в ФОРМЕ БРАКА, то есть пресловутом «штампе в паспорте». Человек начинает видеть в нем причину зла (которая находится, конечно, в содержании, в характере отношений самих людей, в их греховности).
В этом смысле все люди (защитники «гражданского брака»), независимо от возраста, с которыми мы вели разговор, валили все на форму, совсем не задумываясь о собственных грехах и ошибках. Но особенно много аргументов, связанных с высокомерно-презрительным выражением: «Зачем мне этот штамп в паспорте?» слышны, конечно, от людей молодых. Мне кажется, что это связано с особенностями и особенным отношением молодого человека к форме. В прошлом я сам активно участвовал в анархистском движении. И для меня очень хорошо понятно и очевидно, что большинство молодых людей, которые мнят себя анархистами, борцами с любым формализмом, с любой «окостенелой обрядностью» и т. д., зачастую сами являются страшными формалистами. Например, среди анархистов — людей, отрицающих все, — тут же становилось модным определенное поведение, одежда, привычки, характер отношений и т. д. И все это мгновенно принимало формы неприятия любого иного поведения. Получается, что анархизм — крайняя свобода — делался сразу же крайне тоталитарным.
Но за примерами того, как свобода оборачивается другой стороной, можно и не ходить так далеко. В наши дни, стоит одному человек проткнуть себе губу, и тут же это повторяют десяток других молодых людей. Недаром существует такое понятие, как «молодежная мода». А ведь подлинная духовная свобода предполагает видение самой сути вещей. Для молодого же человека, зачастую, очень трудно отделить форму от содержания. Он страшный формалист. И ему кажется, что причиной развода, на самом деле, является штампик в паспорте.
Ему кажется, что вся беда состоит в том, что люди приняли друг перед другом некие формальные обязательства. А вот если бы они их не приняли, то все было бы (как кажется молодому человеку) по-другому. Тут как раз и возникает идея, что свободное сожительство, «гражданский брак» — это самое лучшее средство для того, чтобы избежать формализации семейных отношений и впоследствии создать настоящую, глубокую, серьезную семью.
|
снова мы! |
Всем привет!Дорогие мои друзья!
Простите, что давно ничего вам не писала, выпала из лирушной жизни и пропала так надолго...
Мы болели!:(
Доча делала вид, что у нее режутся зубки (5 ночей частных просыпаний и криков без причин). Сама простыла и спала почти сутками.
Но вчера, в воскресный день, в день наших первых именин, в день, когда мы с дочей причащались Святых Таин, все, естественно, изменилось!!! Ксенюшка стала спокойнее (но зубки так и не показала!!!), я наконец-то проснулась для жизни, даже лучше себя почувствовала! Слава Богу за все!
Так что возвращаюсь! Обязательно напишите мне сюда все важное и интересное, что произошло за последние 2-3 недели в вашей жизни и не только!
|
наше первое Рождество |
Где собираются мамы с младенцами? В большом количестве? Но достаточном для общения? Подсказываю: не в поликлинике и не в паркеJ. Ответ: в храме.
У нас на Рождество было много малышей. Конечно, я не думала, что одна такая, но уже как-то привыкла первой подходить с ней к Причастию. А тут пришлось место уступать совсем крохамJ
«Как у вас тут продумали все! Для мам специально!» - многие удивляются, что в храме бывает второй этаж, откуда все слышно и кое-что видно, где мамы могут прохаживаться, укачивая малышей и молясь. Папы преимущественно внизу. Иногда поднимаются, как и бабушки, крестные, чтобы мамам помочь. Но в помощи здесь никто не нуждается. Все 10-15 малышей ведут себя смирно: кто не спит, с интересом разглядывает и прислушивается. И мамы все улыбаются друг другу, будто и нетяжело это совсем 2 часа на руках держать.
Это первая наша с Ксюшей ночная служба. На будущий год, когда ей уже полтора будет, мы с утра пойдем, на «детскую литургию» (так называют у нас праздничную службу, на которую приходят многодетные семьи). Конечно, мы не к самому началу приехали, но успели надышаться хвойным ароматом Рождества, впитать радость праздника. Еще бы! Столько дорогих сердцу людей подходили к нам, поздравляли, улыбались Ксюшке! Столько малышей постарше разглядывали друг друга!
И самое главное, ради чего, собственно, и собрались все сегодняJ, это щемящее чувство в груди – «Рождество!» Вот так столетия назад родился в мир Спаситель. Так же улыбались звезды и небо… И те, кому была открыта эта радостная весть.
Сейчас-то все знают о Рождестве. И потому могут растопить свое сердце этой всепрощающей и все объясняющей Любовью.
С Рождеством, дорогие друзья!!
|
некоторые средства профилактики самоубийств среди подростков |
что могут сделать родители? что от нас зависит?
1. может, причина не только в недостатке внимания родителей, но и в неверной системе ценностей? Ребенок должен знать и ЧУВСТВОВАТЬ, что его буду любить ЛЮБЫМ - а не только за хорошие оценки/ поведение/ внешний вид и т.д.
2. дети, имеющие в сердце веру, всегда буду знать, что это ГРЕХ. Это просто на уровне ощущений - нельзя и все тут (собственный опыт:). В этом смысле верующие семьи чуть лучше "застрахованы"
3. Проживать каждый день вместе: читать и обсуждать книги, где есть "про это", фильмы; выращивать интерес к жизни, занимать интересными делами, находить смысл для каждого дела, для каждого действия, каждого шага. Любить жизнь, интересоваться ею во многих ее проявлениях, ценить связи с жизнью - любовные, родственные, дружеские, родительские, самореализовываться "на всех уровнях" и учить этому ребенка.
4. "читать дневники детей", а лучше таких отношений, чтобы в чтении дневников нужды не было. Не просто уметь перечислить, но и переживать, участвовать (не навязываясь и не фальшивя) в интересах ребенка, знать его друзей, учителей, одноклассников и т.д.
5. знать друзей ребенка важно, общаться с ними, м.б. в гости приглашать - чтобы дом был открыт для них (не проходной двор, конечно, но чтобы тепло ощущалось) Тогда родители смогут мыслить "подростковыми" категориями, "опуститься" до них
6. материальные ценности не должны быть во главе угла (и у родителей, конечно. За этим сложно следить, когда жизнь нелегкая, как у большинства в России)
7. нельзя воспитывать эгоистов. Т. е. помогать всем, кому есть возможность помочь, и чтобы дети участвовали в этом, чувствовали свои силы и возможности, и важность свою для других (м.б. стареньких или одиноких родственников, соседей и т.д.)
8. первая любовь - особая тема. эти переживания не мене страшны, чем комплексы отличников. И встрачаются чаще... нужно быть готовыми к этому кризису...
9. начинать думать и говорить о жизни и о смерти с ребенком раньше, чем наступит переходный возраст. Чтобы к этому возрасту уже были в голове разные ответы на трудные вопросы. Причем именно разные, а не один, "единственно верный", который возникнет соблазн опровергнуть. "Знаешь, дочь, люди думают на сей счет разное: одни верят, что..., а другие, что..., а я - ..., а ты?"
10. не забывать о психологии. Бывают очевидные проблемы: перегрузки, стрессы, депрессивные моменты - у всех разный порог, у всех по-разному. Родители должны разбираться - хоть на простом уровне - в психологии и возможных проблемах, обращать внимание на опасные симптомы.
11. воспитывать в ребенке недоверие к необратимым поступкам
12. не стоит быть уверенным, что "с моим-то этого уж точно произойти не может, а кто допустил такое, те плохие родители".
13. почитать дневник мамы погибшей девочки www.kp.ru/daily/23388.5/33249/, статистику http://lossofsoul.narod.ru/DEPRESSION/suicide/statistic.htm
и последнее, а на самом деле, первое... молиться!
|
Синай |
Синай
На пирамиды посмотреть хотели. Собирались как-нибудь на зимних каникулах выбраться. А получилось, что ехали за пирамидами, а приехали в монастырь. Люда до сих пор удивляется. С самого начала она скептически отнеслась к моей “синайской” авантюре:
n Если не хочешь, - предложила я, искренне не желая Люде лишней головной боли, - можешь побыть пока в отеле. А я через пару дней вернусь.
n И отпустить тебя одну? Ты что? - возмутилась она. - А если с тобой что случится, как я в глаза маме твоей буду смотреть? Раз приехали вместе, значит все время будем вместе.
План был такой (составлен мной лично с учетом всех желаний и без всякого учета сна, еды, плохого самочувствия и непредвиденных, но вполне вероятных осложнений):
Среда - море, солнце, отдых.
Четверг - экскурсия в долину фараонов (с 5 утра до 23 вечера).
Пятница - экскурсия в Каир (с 3 утра), из которой мы не возвращаемся, а ночуем в городе в какой-то гостинице. Адрес написал менеджер еще в Хургаде на арабском языке. Бумажку с арабской вязью мы должны были показать таксисту.
Суббота - утром на автовокзал, чтобы успеть к единственному в день автобусу до деревеньки в центре Синайского полуострова - Сан-Катрин.
Воскресенье - Монастырь Святой Катерины. Служба. А вечером на автобусе до Шарман-Шейха, и ночуем где-нибудь там. (Причем я не была уверена, что нам хватит денег на гостиницу)
Понедельник - возвращение в Хургаду на теплоходе, рейсы которого бывают только по понедельникам, средам и пятницам.
Вторник - утром самолет. Домой!
Летим.
Хочу на Синай! Очень! Отец Аркадий благословил!
Люда рядом сидит. Сейчас будем пить соки и читать ее лекции по истории искусств. Мы же на пирамиды посмотреть летим! Люда будет рисовать, а я - писать.
Думала, что перед поездкой обязательно почитаю еще раз Ветхий Завет (где про Синай), и Люде расскажу, но вчера приползла в ужасно никаком состоянии. В последние дни так забегалась, что где-то паспорт потеряла. Вчера вечером валилась с ног. А чем, собственно, была занята? Уборка дома и у бабушки, посещение попавших под машину подруг. Суета! Без Египта так бы и носилась дальше.
Единственная отдушина после сессии - чтение духовных книг. От них мне светло и хочется мудро смотреть на жизнь.
Среда
Вегетативное существование. Солнышко разморило, быстро стало лениво и тепло, хотя сильный ветер. Мирно здесь и расслабляюще скучно, хотя бойким арабским парням постоянно что-то надо выяснить у нас. Хочется спать. А еще - поездить по местам древним.
Поселили нас в каменный домик, поэтому холодно ночью. Зиму родную напоминает. Только вчера шли по снегу - сегодня уже по песку. Обыкновенное чудо цивилизации. Пальмы шелестят, трава вокруг зеленеет, птицы с вытянутыми шеями прогуливаются у фонтанов.
Вчера вечером вышел неприятный полуспор-полуразговор с Людой. Она глубоко чувствует и думает. Я так не умею. Она не станет лицемерить, чтобы не ранить чувств другого. А я все никак не привыкну к тому, что люди склонны верить телевизору больше, чем священникам, смотреть на Церковь как на собрание мошенников и дураков! Нечестно! Обидно! Всякий раз муторно на душе от нападок на святыню и от наплевательского отношения к собственной душе.
... - Свет, ты же не можешь не согласиться, что Церковь - такой же социальный институт, как и любой другой. Со своей иерархией. - Я никогда не пытаюсь переубедить Люду, когда она так увлекается разговором и уверена в своей точке зрения. - Она же из людей состоит, на людях держится. Почему же верующие поклоняются священникам, признают какую-то власть над собой? Они такие же грешные люди, как и мы с тобой.
n Власть им не верующие передали, а Сам Господь через апостолов, - осмелилась возразить я.
n А бесчисленные православные обряды кто придумал? Зачем так все усложнять, не понимаю. - Люда задумалась. - Человеку со стороны они кажутся по крайней мере странными.
n Но если ты по-настоящему их не знаешь? А чтобы узнать, нужно пережить, по-моему. Со стороны главного не увидишь...
n Почему? Например, женщин не видно, то есть видно, но в платочках и где-то на фоне. Это говорит о многом: до сих пор в церковной иерархии женщины никак не могут продвигаться. Я считаю это несправедливым! Ведь в заповедях Христовых об этом не говорится ни слова, равно как и в Новом Завете.
Было уже поздно, но спать не хотелось. Я все думала, как найти слова для Люды, а она между тем продолжала:
- Отчасти патриархальность церковного уклада можно объяснить традиционностью. Но сейчас в нашем обществе другие системы отношений между людьми. Все изменилось. Физическая сила не играет столь большой роли. Иисус же говорит, что перед Богом после смерти все будут равны..
Помолчали. Никогда не думала, что Люду настолько тревожит эта тема.
n Я всегда считала, что надо быть порядочным человеком, - продолжала она. - Как бы это ни было сложно. Десять заповедей я признавала всегда.
n А вечную жизнь?
n Жизнь после смерти? Это спорно. Но я верю в то, что надо всегда оставаться хорошим человеком. Но в это нет ничего религиозного! По-моему каждый, и не только верующий, оценивает свои поступки взглядом сверху: “А как Там, наверху воспримут?” Такая есть “подстраховка” у сомневающихся на случай высшей справедливости. Ты не знала?
Пятница
Как мне сейчас страшно, противно, тошнит, болит и домой хочется!
Экскурсии на автобусе оказались ужасными для меня - укачало. Теперь сижу на кровати, на которой предстоит провести ночь в славном безумном непонятном городе Каире. С нарисованных красками рекламных плакатов улыбаются мужчины в строгих костюмах. Грязные, узкие, темные улицы. Лица. Дома... или мне почудилось? Неуютное все, чужое. Каким безоблачным все представлялось из окна туристического автобуса! Нервы шалят, дух перехватывает каждую секунду. Главное - добраться до монастыря! Батюшка благословил, значит все получится и его молитвами не пропаду среди этих мрачных улиц. Казалось, кто-то скажет: “Света! Сиди дома и не рыпайся!” И я бы послушалась. Но на свою беду такая бесшабашная!
Тут тоже молятся... Звучит голос, вернее много голосов над городом и я сама видела, как двое мужчин постелили что-то на песок, сняли обувь и встали на молитву прямо здесь, на улице. Язык не понимаю и от этого непривычно тоже.
Посмотрела на пирамиды и что? Стояли 46 веков без меня и дальше простоят. Правда, огромные и сохранились как-то, но мне что до этого? Разве изменилось нечто в мире от того, что я приехала и поглядела на них? Прибавилось добрых дел? Чепуха это все...
Надеюсь, что с этой последней египетской каплей я отучусь “мечтать” и рваться на край света, когда богатство все в сердце. Если, конечно, оно Бога ищет.
Вот в самом древнем в мире монастыре помолюсь, как только могу, обо всех...
Суббота
Чудо! Даже Люда уже не называет происходящее с нами “счастливой случайностью”. Мы приехали!
Началось чудо, когда мы сели в автобус и бородатый дядя широко улыбаясь обратился к нам по-английски:
n Вы не в Сан-Катрин? Мы с женой тоже туда.
Так мы познакомились с молодой греческой парой - Ваной и Джоном, путешествующими по Египту. Кстати, на русском языке Вана - Иоанна, а Джон - Иоанн. Десять последующих часов мы тряслись в автобусе: косые взгляды прочих пассажиров, большинство из которых были одеты в длинное и белое с головы до пят. Одни мужчины. Многие курили и оживленно беседовали.
n Язык у них лающий, животный, - заметила Люда, - кажется, еще немного и начнут драться.
Голод, бесконечные проверки паспортов и билетов. Но Синай за окном стоил того! Вана плохо себя чувствовала. Я всю аптечку перерыла, но ничего подходящего мы не взяли. Джон дал мне почитать путеводитель по Египту:
n Люд! - мой встревоженный голос привлек ее внимание. - А в воскресенье-то монастырь закрыт для туристов! Что же мы делать будем?
Я не могла успокоиться - ведь у нас был максимум один день, а потом мы должны отправиться в обратный путь, чтобы утром успеть на теплоход и не опоздать на самолет!
n Вана, - я подошла к их местам в автобусе, - правда, что в воскресенье нас не пустят в монастырь?
Наверное, на моем лице было все написано.
- Мы спросим нашего знакомого монаха, отца Данилу. Может, для вас сделают исключение... Не переживай! Молись Богу. Все еще устроится.
Стемнело и похолодало сразу.
“Самый страшный момент, - вспоминает Люда, - когда мы ночью по горам ехали в этом автобусе: слева - горы, справа - горы, остановка - и люди в темноту уходят, не понятно, куда. Арабы эти вокруг, недобрые. Понимаешь, что это не цивилизация, не какое-то туристическое место, а что-то неизвестное, дикое, темное.”
В деревеньке Сан-Катрин горело несколько желтых фонарей. На улице пустынно. Когда мы выходили из автобуса, на нас, как обычно, налетели местные жители с предложениями своих услуг. Хорошо, что мы были уже вчетвером! Потом за нами прикатила машина из монастыря, за рулем сидел высокий монах с огромной бородой и радостно приветствовал Джона. Мы с Людой поместились в открытом кузове и ехали под холодным ночным ветром среди гор, очертания которых уже различали, и бесконечных звезд. Зашли вслед за монахом, Джоном и Ваной в низкую дверь в толстой стене, поклонились иконе Святой Катерины, которая была на камне написана, а потом... потекли слезы. Тут же наполнилась душа молитвой и я поняла сразу очень многое и хотела, чтобы весь мир почувствовал: Господи! Почему я так долго шла к Тебе, если Ты всегда рядом? Как Бог любит человека и как человек только пытается любить Бога!...
Разместили нас с Ваной на правах паломниц - в гостинице при храме, поэтому и денег с нас не взяли ни за жилье, ни за еду, ни за экскурсии. Джон ночевал в самом монастыре. В трапезной мы покушали все вместе и познакомились получше:
n Как вы только отважились на такое путешествие? - недоумевал Джон.
n Это все она, - показала на меня Люда. - Все ее авантюры.
n Да, идея действительно моя, - призналась я, с удовольствием уплетая жареную картошку. - И что бы мы без вас сейчас делали? Ходили бы по Сан-Катрин в поисках ночлега... Вас Бог послал!
n А родители, как они отпустили вас одних? - видимо, Вана серьезно переживала за нас. - Вы же еще маленькие совсем, учитесь?
n Вообще-то мы четвертый год как студентки. Я буду журналистом-международником, а Люда... художница она.
n Книжным дизайнером я буду, если только мы благополучно доберемся домой, - тонко пошутила Люда.
n Мы тоже в некотором роде художники, - сказал Джон, - я помогаю расписывать храмы, а Вана пишет миниатюры на религиозные темы.
n А вы не знаете, во сколько завтра служба начнется? - Наконец-то спросила я о том, что меня больше всего волновало!
n Рано, часа в четыре, - ответил Джон. - Только монастырь заперт, а большая дверь открывается только после шести.
n Как же мне попасть на службу? Я же за этим сюда и ехала! - забеспокоилась я. - Да и будильника нет, просплю все на свете.
n Ничего. Постараюсь спросить отца настоятеля, чтобы тебя пустили, - уже не первый раз пришел на помощь Джон, - а ты, главное, стой у двери монастырской в четыре. - Снял с руки часы и передал мне.
Завтра мечтаю проснуться к службе. Господь не оставит нас и поможет добраться до Хургады, хотя автобус, который ходит через день, мы пропустим, чтобы подольше побыть здесь, в этом святом месте.
Я счастлива! Спокойна и наполнена чем-то радостным изнутри. Люда вздыхает и удивляется, что мы все-таки живы и здоровы. Только бы мамочка не волновалась!
Воскресенье началось для меня со страшного, но полезного сна: бабушка просит меня взять себе какие-то старые и ненужные бумаги, на что я молча соглашаюсь, но их оказывается слишком много и я вдруг взрываюсь в “справедливом” гневе. И тут же понимаю, что не имею абсолютно никакого права повышать на нее голос, выражать свое недовольство, возмущаться просто потому, что она моя бабушка. Если бы не она, меня бы вообще тут не стояло! Она - бабушка, а моя жизнь по сравнению с ее - пшик мелкий. Вдруг я это поняла и мне стало ужасно стыдно за свой “справедливый” гнев и ужасно радостно слушаться бабушку, выполнять все ее просьбы, пусть мне они кажутся бессмысленными.
Странные звуки (будильник с ручных часов Джона) и вопль Люды: “Выключи!” разбудили вовремя - 3.30.
Тишина. Темнота. Прохлада. Звездное небо из-за гор и я стою у двери в монастырь, думаю: “Удастся ли попасть на службу или нет?” Жду. Услышала шаги, шорох за дверью и скрип. Джон впустил меня на территорию монастыря. Прошли немного, потом спустились вниз по лестнице каменной, зашли в еще одну дверь. Здесь стоял большой подсвечник перед иконой Святой Катерины. Вернее не подсвечник даже, а огромное блюдо с песком, в который ставили свечи. Вход непосредственно в храм был тут же: нужно только чуть приподнять и отодвинуть тяжелую ткань. Через эту странную и бесшумную дверь я вошла.
В храме уже читали, вернее пели. Красота необыкновенная, древняя, византийская, а я словно впервые в храме - зачарованно слушаю и ничего не понимаю! “Господи, помилуй” различала, а еще “Аминь” и “Аллилуйя”. Двое монахов читают по очереди, а батюшка в алтаре. Тот, который слева, высокий, худой, пел голосом покаяния, боли и чуткости, как тонкие кружева. Другой, стоявший справа, пел громко, уверенно, с радостью за мир, в который пришел Бог. Голоса будто неземные!
Лампады горят перед иконами и больше ничего не видно. Никакого искусственного освещения, будто в далеком прошлом, когда до рассвета вставали на молитву. Утро проникает в храм не спеша и почти незаметно - золотыми линиями-лучами по диагонали сверху и вниз. Живой свет равномерными кругами по иконам и стенам разливается - солнце встает. Начинаешь постепенно видеть величественное убранство храма, высоту купола и сложнейшую роспись везде, где нет бесчисленных икон. Паникадила свисают с самого потолка и образуют как бы еще один низкий (прямо над головой) потолок. Пол мраморный и весь в орнаментах. И никого.... То есть почти никого. Так непривычно, ведь у нас, дома, в храме всегда есть прихожане, всегда ты не один. А тут кроме меня и молящихся рядом монахов - никого. Батюшка вынес Евангелие и все подходили к нему (даже я - последняя). По-моему, никогда в моей жизни не было так: единственная женщина в храме - я.
Конечно, молилась. Конечно, плакала. Джон подошел: объяснил, что можно сесть. Темные деревянные стулья, стоящие вдоль стен, смотрят друг на друга, а не на алтарь. Но как здесь можно сидеть? Все молитвы о близких, о тех, кто сейчас собирается в храм, о тех, кто гораздо достойнее меня, чтобы находится здесь.
После службы, которая закончилась, когда стало совсем светло и четко видно необыкновенную красоту изнутри, нас пригласили в трапезную. Горячий чай с вкуснейшими кусочками пирога на серебряных блюдцах, молоко, кофе ждали нас. Вана подарила отцу настоятелю свою миниатюру “Богородица пеленает Богомладенца”. С душой, “живое”, как сказала Люда. Мы сидели на одном из уютных красных диванчиков, стоящих по периметру праздничной трапезной. Высоко на стенах - портреты греческих королей. Недалеко от нас, в углублении в стене лежал камень розовый с черным следом от Неопалимой Купины.
Монахи оживленно беседовали. Из греческого набора певучих звуков мы различали - митрополит, Россия, Достоевский. Вдруг один батюшка встал и подошел к нам:
n Мир вам! Как устроились?
Я тоже встала и чуть столик не уронила: самое странное - русская речь здесь! Мы-то с Людой привыкли с греческими друзьями на английском говорить, даже между собой на английский переходили, чтобы им понятно было. А тут вдруг - русская речь.
Люда шепотом со мной говорила, спрашивала. Оказалось, что она тоже пару часов в храме провела:
n Вана меня разбудила и мы пришли в церковь часов в шесть-семь.
n Как тебе? - по шепоту Люды я почувствовала, что ее не могло не тронуть все происходящее.
n Благоговейного чувства не было, только спать хотелось, - как всегда честно призналась Люда. - Смущало, что в джинсах. А пение какое! Знаешь, ведь они всегда так поют. Для Бога, не для прихожан: кроме нас, никого же и не было. Это я понимаю. Это - настоящее.
Один художник расписал купол храма, причем старался больше всего в той части, которую никогда не увидишь снизу. Для Бога расписывал! Суть настоящего искусства близка к вере - она в бескорыстии.
Сейчас тепло. Полдень. Пишу, а тетрадка лежит на древней стене. Справа и слева - горы в темно синем небе. Бегают кошки. Летают голуби. За оградой рычит верблюд. Иногда - шорох шагов по камням.
Монастырь ни разу не был разрушен с 6-го века. Колокола из России привезли, как нам сказали.
Люда не может нарисоваться!
Изучая монастырь, я шла вдоль каменной стены. У калитки, через которую мне нужно было пройти, сидел очень худой монах в шапочке. На мое английское “извините” он ответил по-русски:
- Ничего особенного, проходите.
n Вы тоже из России? - удивилась и обрадовалась я.
n Нет. Я родился в Ливане, получил образование в Афинах. - Не поверите, но он говорил практически без акцента! - Недавно вернулся из Афонского монастыря, где все силы потратил на изучение древнегреческого. Конечно, мой русский уже не тот. Практики нет.
n Да что вы! Вы прекрасно говорите! - не переставала удивляться я, глядя на монаха. Теперь только заметила, что он совсем молодой - глаза молодые - хотя и борода у него до пояса уже. Я не могла не спросить:
n Скажите, а зачем вы русский учите?
n Как же православный человек может без русского? На этом языке молились великие святые и угодники Божии - Сергий Радонежский, Серафим Саровский...
Звон русского колокола, привезенного века два назад, позвал нас на молебен Святой Катерине.
В храме я стояла на том же, что и утром, “своем” месте. Ход службы стал более понятным, и я даже не удивилась, когда увидела, что многое мне знакомо. Все как дома, как в России: те же поклоны, крестное знамение, благословение батюшки...
Что стало происходить затем, я не в силах постичь, объяснить, оценить - десять минут, о которых я буду помнить всю жизнь!
Отец настоятель через Вану спросил меня, будет ли Люда прикладываться к мощам Святой Катерины. Я побежала за Людой (она вышла из храма порисовать):
n Люд, - я быстро нашла ее на небольшой территории монастыря, хотя и запыхалась. - Батюшка спрашивает, будешь ли ты к мощам Святой прикладываться.
n Не знаю, Свет, - Люда стояла на каменной стене и отвечала сверху, - ты же понимаешь... Ведь это не мое, не могу принять православие вот так.
n А-а, - хотела было я идти обратно, но подумала и через секунду говорю:
n Люда, ведь это Святая Катерина - одна из первых христиан! Такое раз в жизни и не у всех бывает, - я почувствовала, что убеждать ее не имею права, но сказать обязана.
n Ладно, - она закрыла папку и стала спускаться. Согласилась! - Но как же юбка?
Дело в том, что Люда всю дорогу была в джинсах и никто из монахов ей ни слова не сказал, замечание не сделал.
Мы вернулись в храм. Нас проводили в его правый дальний край, у самого алтаря. Я думала, что там стоит рака с мощами, как в Троице-Сергиевой Лавре, например. Но странно: зовут внутрь! Я знаю, что женщинам же нельзя в алтарь, но сам отец настоятель зовет нас. В руках он держит открытую коробочку из металла с камнями, внутри которой на светлом фоне лежит что-то темное и круглое. Мы перекрестились и поцеловали. Тут Вана нам переводит, что сейчас мы приложились к голове святой Катерины, а теперь к руке. Меня охватил страх за люду почему-то. Как она воспримет? Рука темно коричневая в кольцах с красными и синими камнями тоже лежала в коробочке. Тоже мягкая и нехолодная. А потом отец настоятель открыл другую коробочку, в которой было много светлых колец и первое дал Люде, а потом и мне. До сих пор не снимаю. Мы вышли из алтаря... Я была не в состоянии говорить, плакать, хотя слова и слезы слетали как-то.
Но тут нас позвали в другой конец храма - тоже к алтарю, только слева. Зашли. Вана перевела, что нужно снять обувь, потому что господь сказал Моисею перед горящим кустом: “Сними обувь свою, ибо это место свято”. Внутри нам показали ту самую византийскую мозаику 6-го века, которую Люда так мечтала увидеть. Потом мы прошли вниз и внутрь, как бы за алтарь даже, где были корни Неопалимой Купины. Сам куст зеленел за храмом, на улице.
n Не стоило мне, наверное, - тихо сказала Люда, когда мы вышли из храма. - Чужой я здесь человек, лишний. К тому же получилось, что я в джинсах, а не в юбке - неуважение, даже оскорбление. Нехорошо!
А я подумала, что произошло чудо.
...В домике, где живет брат отца Данилы, на территории одного из четырех садиков при монастыре, нас угощали чаем. В углу - иконы, на стенах - фотографии четырех молодых и симпатичных мальчишек в одинаковой спортивной форме и одной девочки.
n Это его семья, - объяснила Вана. - Три брата стали монахами, один был известным футболистом, а недавно стал музыкантом. А муж сестры - священник.
n Религиозная семья? - спросила Люда.
Отец Данила махнул рукой и стал что-то оживленно рассказывать Ване и Джону, от чего они долго смеялись.
n Обыкновенная греческая семья. Сначала один брат решил стать монахом, потом другой, - теперь переводил Джон.
n А родители как? Переживали?
n После смерти мамы отец сам в монастырь ушел.
Когда зашли на кухню - второе помещение после гостиной (она же спальня, она же кабинет) - будто на родину вернулись: обыкновенный советский быт. Стол деревянный и пара стульев, старенькая кухонная стенка с полками, на которых наш гостеприимный хозяин что-то долго искал (как потом оказалось - сахар). Отец Данила вышел и мы успели поделиться с Ваной и Янисом впечатлениями:
n Все-таки странный этот французский художник. Зачем он раскрасил камни в синий цвет? - вспомнила я про экскурсию в пустыню, которую нам устроил отец Данила на стареньком джипе. Ветер в песках сшибал с ног в прямом смысле. Куртки пузырились, а всегда распущенные длинные черные волосы Ваны повторяли линию горизонта.
n Весь пейзаж напоминает чем-то стиль Сальвадора Дали, - Люде тоже понравились “синие” скалы, будто специально разбросанные на огромном пространстве пустыни. - Настоящее сафари, да еще с монахом за рулем! Не думала, что монахи так умеют. Но больше меня поразило, с какой заботой отец Данила подносил лампу к каждой иконе, чтобы мы смогли ее разглядеть.
n Ты про иконы, которым около тысячи лет?
n Редкие сюжеты и совершенно другая традиция.
n А мне кажется, в них веры очень много. Поэтому и наивными такими они выглядят.
Через несколько минут закипел чайник на газовой плите и вернулся отец Данила с пакетом сахарного песка, за которым специально для нас бегал в деревню. Он налил нам чаю и достал из шкафа бутылку с чем-то прозрачным и пять маленьких стопочек. Что-то это мне напоминает? Будто в московской квартире сидим. Пришлось отказываться от знаменитой греческой водки - я же не пью.
n
|
Исповедь on-line |
Подскажите, пожалуйста, какими молитвами можно помолиться за родителя, который не ходит в церковь, не читает молитв и очень сильно болеет. Как можно сделать его сердце верующим? Спасибо.
Алексей
Алексей!
К сожалению, сделать сердце верующим невозможно, однако молиться, чтобы Господь помог этому сердцу найти свой путь, можно и нужно. Нет таких молитв, которые гарантировали бы те или иные чудеса; но когда мы искренне просим Господа о чем-то, не так уж важно, какие мы при этом тексты читаем. Можно просить о помощи любимых святых – если мы имеем веру в их помощь, будем просить их о чем угодно, не руководясь брошюрой типа «Каким святым от какой болезни свечку ставить». Я сам о своих неверующих родных и друзьях молился Богородице перед Ее иконой «Взыскание погибших». Есть практика читать ежедневно главу из Евангелия, перед и после которой читается следующая молитва: Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (или рабов Твоих – имена), словесами святаго Евангелия Твоего, чтомого о спасении раба Твоего (рабов Твоих), попали терние всех его (их) согрешений, и да вселится в него (них) благодать Твоя, просвещающая, освящающая, исцеляющая всего человека. Аминь. Есть практика чтения Псалтири с поминовением о здравии; можно, в конце концов, молиться своими словами. Главное, чтобы наша реальная жизнь в глазах наших неверующих близких не перечеркнула нашу молитву о них своим несоответствием с Евангелием…
http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=10&article=648
|
почем опиум? |
Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал:
- Почем опиум для народа?
За дверью молчали.
- Папаша, вы пошлый человек! - прокричал Остап.
Сегодня на "ФОМЕ" www.fomacenter.ru рассказали, в чем фишка:)
|
почем опиум? |
Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал:
- Почем опиум для народа?
За дверью молчали.
- Папаша, вы пошлый человек! - прокричал Остап.
Сегодня на "Фоме" ww.fomacenter.ru ассказали, в чем фишка:)
|
не такие |
|
МАРС |
|
Дедушка |
На самом деле, он мне даже не родной дедушка, но самый близкий.
Все началось очень давно. Когда я родилась, мама долго со мной не сидела и скоро вышла на работу. В основном, мое воспитание было в руках дедущки. Он уже тогда приобщал меня к живому, все понимающему, но лишь не умеющему говорить миру. Одна стена кухни была заставлена аквариумами с целым морем разноцветных рыбок. У нас всегда были собаки, которые держались в строгости, но на правах членов семьи. Они были моими верными друзьями; играли со мной, позволяли мне детские шалости, терпеливо переносили мои “уроки”. Дедушка научил меня видеть в них душу, понимать их. Мы гуляли вместе, тренировали их.
В то время он почти не пил, в моем присутствии он никогда не позволял ни себе, ни другим ругаться, всегда заступался за меня, даже когда бабушка или мама обвиняли меня в чем-то вполне справедливо.
Когда я подросла, то пошла в детский садик, потом - в школу. Но каждое лето я проводила на даче с дедушкой. Я помогала дедушке собирать в пруду ряску для утят и гусят, и сено - для прочих обитателей нашего веселого хозяйства: кроликов, кур, хорьков и даже козы Белки. Мы вместе сажали цветы, пололи грядки, ходили в лес за грибами. Помню, как-то он попал под сильный дождь, а когда пришел домой, то в руке у него был целый букет земляники для меня...
Я всегда знала два дедушки - трезвого и пьяного, и могла отличить их за секунду: два разных характера, отношения к миру в целом и к близким ( бабушке, маме и мне) в частности. Хотя в трезвом состоянии он был строже, раздражительнее, я ненавидела “водку”(прочие спиртные напитки я объединяла под этим понятием). Когда у дедушки начинался очередной запой (он пил и спал, иногда буянил), у меня появлялась долгожданная свобода: некому было контролировать, где я гуляю и во сколько возвращаюсь домой. Но мне было плохо. Я обвиняла маму и бабушку за то, что столько лет они его не могут вылечить. Он же сам не считал свой недуг болезнью и , когда совсем становилось противно, находил в себе силы, брал себя в руки и “завязывал”. То было прекрасное время - куча планов на будущее обустройство дачи, расширение хозяйства, строительство, ремонт и т.д.
Однажды я объявила войну “водке” вместе с ним, чтобы помочь ему. Мне было лет 11 или даже меньше, когда впервые мне предложили как взрослой выпить пива. Я отказалась: “Я не пью”. С тех пор так и повелось. Я решила доказать всем, что можно прожить без этой гадости. Даже новый год я встречаю с вишневым соком в бокале.
А дедушка... Вот уже пять лет, как у меня появился “третий” дедушка, остальные навсегда ушли в прошлое: органическое изменение в мозге в результате отравления организма алкоголем. Он очень добрый, искренний, ласковый, говорит только хорошие слова, всегда рад меня видеть и хочет вернуться домой... Но он абсолютно не ориентируется во времени и в пространстве, живет в каком-то ином мире, где отсутствуют условности нашего быта. Каждое утро для него начинается новая жизнь, что-то главное остается, а частности исчезают.
Мама навещает его, но только со мной. Бабушка еще реже бывает у него. Большинство его “друзей” вообще не видели его в эти последние три года. Наверное. Им всем тяжелее, чем мне принять то, что он стал другим. Слишком это страшно и больно. Я не смеюсь над анекдотами про “психушку”. Там много странных одиноких людей. Говорят, раньше на Руси их жалели, давали приют, они жили свободно. Обидеть блаженного было большим грехом. Теперь общество решило оградить себя от “отрицательных эмоций”, чужой беды, своего сострадания; этих несчастных людей заперли. Но хуже всего то, что о них забывают, что мало кому стыдно за свою неспособность жить рядом с ними. Насколько я успела заметить, даже многие сотрудники, работающие в больнице, не считают своих пациентов за людей.
Недавно я узнала, что мой дедушка всю свою юность (с 14 до 27 лет) провел в тюрьме. Говорят, после такого люди непременно опускаются, в них не остается ничего человеческого... Может, я бы и согласилась с этим, но ведь у меня есть дедушка - самый добрый человек на свете! Он теперь стал другим, окончательно очистился от грязи своей нелегкой жизни. Раньше он никогда не говорил о Боге. А теперь, когда мы прощаемся, он всегда меня благословляет.
Я видела его глаза. Я никогда не буду пить.
|
никому НЕ интересно... |
|
Лавра (рассказ из жизни) |
|
убиваем и молчим... |
|
То, что делается ради любви, то происходит вне сферы добра и зла |
|
Испания - без корриды и фламенко |
|
Станция "Москва". Конечная... |
|
Чужые дети все-таки бывают... |
|
равнодушные мамаши...? |
|
Мы родились! |
|
Страницы: [1] Календарь |