-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в серголя

 -Подписка по e-mail

 


История одного места (часть 1)

Понедельник, 27 Марта 2023 г. 08:34 + в цитатник
Очень скоро откроется навигация. И мы опять пойдём в круизы по нашим излюбленным водным дорогам. Кто в ***дцатый раз , а кто и впервые. У всех есть желание , что-то увидеть новое и интересное в путешествии. Но вот незадача... Некоторые объекты , очень трудно не пропустить.
То это очень раннее утро . То , наоборот , уже темно. А то и просто не хватает времени на стоянках (вечная беда наша). Если вам будет интересно , то я немного , о некоторых местах , могу коротенько вам рассказать . Не бог весть , какая "америка" и всё это доступно в сети , но всё же...
Вот , к примеру...Ранним утром , при подходе к Валааму (большинство туристов еще спит) , мы проходим маленький островок с маяком....
 
ОСТРОВ МАЛЫЙ
 
Маякам посвящены и специализированные сайты, где можно найти не только современные фотографии, но и исторические сведения о большинстве сохранившихся сооружений.
Однако, об озёрных маяках северо-запада на  Ладожском, Онежском озёрах , информации не много.
      Строительство маяков на Ладоге ,  на Стороженском мысу и на луде (мели) Железница , началось в марте 1800 года. Судьба этих первых ладожских маяков оказалась короткой - в первый же год они были снесены льдами.
 Стороженский маяк починили, перестроили, и он продолжал работать.
      Таким образом, получается, что в начале 19 века на Ладожском озере нам известен только один официальный действующий маяк - на Стороженском мысу. Кстати, судя по всему, камень, служивший основанием для этого сооружения, сохранился, поскольку на краю мыса, что уходит в Ладогу, лежит гранитный валун, на котором видны пазы для креплений брусьев и лестницы. Однако, как это часто бывает, обычные следы человеческой деятельности теперь приняты за сакральные признаки и камень стали почитать как древний культовый объект местных монахов и одно время на нём был установлен православный крест.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Развитие маячного дела , имеет очень не простую и не быструю историю. Существовало множество проектов деревянных станционарных и плавучих маяков. Как государственных , так и частных. Строившихся на средства купцов. Маяки строили . Они работали, ветшали и их периодически меняли.
Подробно об это  , можно почитать тут  http://regionavtica.ru/articles/maiaki_ladojskogo_ozera_chast_pervaia.html
Но вернёмся к острову Малый.
 Острове Малый (финское название – Ханхипаси (Hanhipaasi)). Расположен в восточной части маленького скалистого островка в 12 км (7,5 мили) на юго-запад от Валаама
 
Аэрофотосъемка Игорь Колоколов   Июнь 28, 2012
 
В 1863 году южнее острова Валаам был построен маяк Сури, но с 1879 года он не работал, поскольку его заменили на  Ханхипаси (Hanhipaasi).
 
Маяк Hanhipaasi  проект 1871(автор Axel Hampus Dalström). Фото 1879 года.
 
Название Ладожского острова с финского переводится как "ханхи" - гусь , "паси" - каменная плита. Маяк представляет собой круглую 24,8 метров каменную башню с латерной (фонарем) и галереей. Высота огня -30 метра. Светит белым проблесковым огнем, видимостью 10 миль. Башня окрашена асимметрично: одна сторона сверху в красный цвет- внизу в белый. Другая сторона- белый верх-красный низ. Своей расцветкой напоминает сигнальный флаг "U". Латерна и галерея красного цвета. Маяк на острове Малый строился с осени 1877 по 1879 года. Впервые огонь включен 30.08.1879 года. Светил с начала мая и до Рождества. Рядом был построен бревенчатый дом с 5 комнатами и 2 кухнями для семей маячников. Персонал маяка на острове Малый состоял из начальника и трёх маячников. 
 
Ladoga Lake / Valaam / Hanhipaasi Lighthouse - photo of 1891
 
Ladoga Lake / Valaam / Hanhipaasi Lighthouse - photo of 1930
 
Световая аппаратура была закуплена во Франции на парижском заводе Lepauten. В 1930 году маяк был переведен на газ и его обслуживающий персонал сокращён вдвое. Маяк на острове Малый пережил войну и используется сейчас. Автоматизирован в 1991 году. 
 
Ладожское озеро / Валаам / Hanhipaasi Маяк - лампа Автор фото: Юрий Matseevskii Июль 04, 2015
 
 
Фото И. Тарасова Июнь 05, 2015
 
 Финский краевед Юха Таскинен, автор книги "Семь морей Ладоги" высаживался на остров с дозиметром в руках.(Им , как известно , очень всегда интересно , что там делается на "их" бывших территориях).По его замерам...На самом берегу уровень радиоактивности соответствует фоновому (10 мкР/час), но при приближении к маяку, уровень радиоактивности резко возрастает.
 
Автор фото: Юрий Matseevskii
 
Около маяка – 76 мкР/час, а около стальной двери достигает 90 мкР/час. В "застойные" времена прогрессивно было устанавливать на удалённых маяках изотопные источники энергии. Вероятно, был он и здесь. Во времена "перестройки", жители тех мест где они стояли, разворовывали их и сдавали на цветной металл. Сколько из них потом умерло -история умалчивает.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот что рассказывает об острове  Лоция Ладожского озера .
Остров Малый (61°19' N, 30°52' E) низкий, поросший редким кустарником. Берега его приглубые.
Светящий знак Малый установлен на северо-восточной оконечности острова Малый.
Банка с глубиной 2,6 м лежит в 3 кбт к ESE от острова Малый. С Е банка ограждается вехой. Между банкой и островом имеется проход, глубина в котором 23 м.
Банка с глубиной 0,5 м находится в 5 кбт к SE от острова Малый. С S банка ограждается вехой.
Банка с глубиной 10,4 м лежит в 2,6 мили к WNW от острова Малый среди глубин более 100 м.
 
6 .09.2015. 6.45
 
 
Я не судоводитель, но видно , что прохождению теплоходов там ничто не мешает. И остров с маяком они проходят и с восточной , и с западной стороны. 
Будете идти на Валаам , обязательно обратите внимание на этот маленький островок . Но с такой серьёзной историей.
 
============================================================
П,С, В продолжении темы , хочется добавить про ещё один такой объект ,...но уже на Онеге. 
Лежит на входе в Кижские шхеры со стороны залива Большое Онего. Он низменный и лишен крупной растительности (так было написано в лоции) 
Он , так же не избалован вниманием туристов. Потому , что "не вовремя" ..попадается
Остров Гарницкий .
 
 
Остров Гарницкий * 61*54,8'N   35*08,4'E
На нём установлен маяк.
 Высота сооружения от основания, в метрах  16
 Высота огня маяка от уровня моря, в метрах 17
  Дальность видимости огня маяка, в морских милях 15
 
 
Об этом маяке , практически ничего , интересного найти не удалось. Просто маяк...
Кроме одного. Все источники единодушно утверждают , что на Онежском озере...
Маяк Гарницкий - единственный из функционирующих маяков на сегодняшний день
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПЛЁС. ГОРА ЛЕВИТАНА
 
Про это место , не скажешь , что оно труднодоступно или малопосещаемо. Но мы смогли попасть сюда , только в третье посещение Плёса. Ограниченность времени стоянки. Желание сходить по всем экскурсиям и музеям в Плёсе.(а ещё магазины..да сувенирные развалы....) А вдруг больше не придётся...
Теперь много проще. Новый причал теплоходов расположен совсем рядом.
И даже те , кто первый раз посещает Плёс , вполне успеют до начала основных экскурсий побывать здесь. Практически прямо от причала , туда ведёт лестница , подниматься по которой много легче , чем по каменистой тропке на Соборную горку.
 
Гора Левитана (Петропавловская гора) в Плёсе
 
 
Летом 1888 года известный русский художник Исаак Левитан, проплывая на пароходе по Волге, был привлечен видом старинного деревянного храма на Петропавловской горе. Говорят...Именно благодаря этому , Левитан остановился в Плёсе.
 
Левитан И.И. Церковь в Плёсе. 1888
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Петропавловская гора (с 1972 года – гора Левитана) – одно из старинных святых мест Плёса. Как минимум с XVI столетия, а может быть, и с более раннего периода, здесь располагался погост (кладбище) с деревянным храмом. Памятниками этого времени являются два старинных белокаменных надгробия, выявленные в ходе проводившихся в последнее время работ по реконструкцию территории горы Левитана. Их сейчас можно видеть с восточной стороны от храма.
 
 
Четверть века , с 1882 по 1907 годы,  в Петропавловской церкви служил иерей Иаков Афанасьевич Успенский . По его просьбе в 1887 году церковь была осмотрена и описана членом комиссии по сохранению древних памятников Императорского Археологического общества  А.М. Павлиновым.
 
 
Благодаря этому мы имеем подробное описание древнего храма и его святынь.
 
 
 
На дореволюционном плане храма четко видно, что в его трапезной части находилось три склепа, в которых, по местному преданию были похоронены "три сестры-царевны" (иногда их называли "особами царского или княжеского рода").
 
 Исаак Ильич Левитан .Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге 1888
 
В иконостасе обращал на себя внимание образ Спаса Нерукотворного, под изображением которого имелась надпись: "Лета 7204(1696) месяца иулиа сей образ приложен к верховерховным апостолам Петру и Павлу Нефед Савинов". Почитался храм не только плёсскими жителями. Так, 27 января 1659 года "московский торговый человек" Евстафий Кириллов вложил в него напрестольное Евангелие  "по своей душе и по своих родителях".
 
 Старинный храм сильно обветшал и в  1838 году была разобрана имевшаяся при церкви колокольня. А в 1845 году недалеко от деревянной Петропавловской церкви, ближе к оврагу, на деньги местных купцов Г.Частухина и А.Солодовникова была построена одноимённая каменная однокупольная церковь с колокольней. Старую церковь не стали разрушать, лишь перенесли часть икон XVII века в новый храм.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В 1903 году произошло трагическое событие – старинный деревянный Петропавловский храм сгорел.
Вид Петропавловской горы после пожара 1903 года. Видны оба погоста, но деревянный храм уже отсутствует.
Пожары в  старые времена , бедственное , ужасное , но обычное дело . Деревянные храмы , часовни гибли из-за небрежения, гниения, ударов молний и пожаров.
В принципе , все совершенно ясно. Как сейчас говорится :
Полное отсутствие противопожарной безопасности , средств пожаротушения , нарушение правил обращения с открытым огнём...применение пожароопасных материалов...и т.п.
Впрочем , мне попадалось и другое объяснение :
""Храмы угодны Богу. И нет для сатаны большей радости, чем спалить дом Божий. Как известно всем христианам , сатана палит огнем страстей, и нет никаких сил вытерпеть сатанинское нечестивое пламя.
Господь, видя такое несчастье детей, попускает сатане истощить свою нечестивую огненную силу на храмы Божии. Сатана, увидев, что ему попущено спалить дом Божий, от радости бросает своих пленников и растрачиаает весь свой мерзкий пламень на дом Божий. Несчастные христиане получают облегчение, пламя исчезает на время. Вот почему горят храмы и церкви Божии. Этим не надо смущаться, надо строить новые храмы""
Источник , я думаю понятен и так.
Вот вспомните , сколько раз на экскурсиях , во всех точках наших маршрутов вы слышали эту фразу ..."Заложен в ….. году , вместо сгоревшего деревянного храма". С разными вариациями дат и имен основателей.
И действительно ,(может мысль и "крамольная") а как разобрать старый , пришедший в упадок храм ? Разобрать , конечно не проблема. С каменными храмами проще , старые кирпичи опять идут в дело. А дерево ? Куда его деть ? В печку на дрова ? В хозяйстве , для каких-нибудь "загородок" для скота ?..на свалку ?
Как-то это не вяжется с понятиями святость , намоленность...
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
25 августа 1972 года в бывшем доме Солодовникова, где останавливался Левитан со своими друзьями, был открыт дом-музей этого великого художника. Петропавловская гора стала именоваться Гора Левитана. Тогда же было решено воссоздать облик горы времен И.И. Левитана. В Плёс был перевезен похожий на Петропавловскую деревянную церковь Воскресенски храм из села Билюково Ильинского района Ивановской области. Этот храм построен в 1699 году и является ценным памятником древнерусского деревянного зодчества.
 
 
При переносе на гору Левитана церковь частично отреставрировали, однако за тридцать лет , она вновь обветшала.
 
Фото :Андрей Агафонов  1 июля 1985
В последние годы проведена ее научная реставрация.
 
 
 
В 2014 году, через 175 лет после первого закрытия Воскресенского деревянного храма, в нем возобновлены богослужения. В церкви установлен резной деревянный иконостас, отличающийся от того, что был в церкви раньше.
 
 
 
 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Третий день круиза. Раннее утро. В это время , почти не встретишь туристов на палубах теплохода.
А теплоход , медленно приближается к очень интересному объекту.
 
ВЫТЕГОРСКИЙ ШЛЮЗ . ШЛЮЗ номер 1
 
10 июля 2015.  5.36
Слева , по ходу теплохода , остаётся русло реки Вытегра. Служившее частью знаменитой Мариинской водной системы. А справа.....
 
 
На берегах ни души. Всё замерло в ожидании нового дня . И только редкий , но удачливый ! Рыболов попался в объектив. Но ему сейчас неинтересен наш теплоход...
 
10.07.2015   6.17
 
Да и про это уникальное сооружение , он по-видимому , всё уже давно знает. Потому как на территорию шлюзов , посторонних не пускают.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Не сочтите меня всезнайкой и занудой , но не далее , чем в последнем круизе , ко мне обратился молодой человек с вопросом : "А как же это всё работает ?". Эх ! Молодёжь ! Что они кроме своих компьютерных "хитростей" знают ?
Дальше , конечно , шлюзы пойдут один за другим. И всё устройство и назначение этих удивительных сооружений станет понятно. Но этот ПЕРВЫЙ...А устроен он примерно так..
 
Размеры шлюза №1 "Вытегорский"   Длинна камеры 270 метров , ширина  17,8 метров.
 На шлюзе (все шесть шлюзов имеют одинаковое устройство) применена головная система питания. Подача воды в камеру осуществляется из под плоских подъёмно опускных ворот верхней головы, опорожнение камеры через короткие галереи нижней головы. На нижних головах установлены двустворчатые ворота. Забор воды при наполнении шлюза происходит из верхнего подходного канала, сброс при опорожнении в нижний подходной канал.
Глубины на порогах шлюза   верхнем 4.45 м , нижнем 4.1 м.
Перепад воды между верхним и нижним бьефом  13.1 м.
 
 
 
Строительство Вытегорского гидроузла началось еще в далеком 1940 году. По устоявшейся практике того времени очередную сталинскую новостройку поручили наркомату внутренних дел. На берегах реки Вытегры постепенно разрастался Вытегорский исправительно-трудовой лагерь.
Тысячи подневольных строителей трудились над созданием гидротехнических сооружений Волго-Балтийского водного пути, который должен был стать важнейшей транспортной коммуникацией Европейского Севера СССР.
 
 
№ 10. Приказ НКВД СССР № 0440 «О строительстве Волго-Балтийского и Северо-Двинского водных путей»
11 октября 1940 года.
Секретно
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) на НКВД СССР возложено строительство Волго-Балтийского и Северо-Двинского водного пути с окончанием первоочередных работ по реконструкции р. Сухоны к навигации 1942 года и всех работ по Волго-Онежскому соединению к 1 марта 1943 года.
Для осуществления строительства Волго-Балтийского и Северо-Двинского водного пути в установленные сроки,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.  Организовать в непосредственном подчинении Главгидростроя НКВД СССР следующие управления строительств:
А)  Управление Вытегорского строительства для сооружения участка Волго-Балт[ийского] пути от Онежского озера до истока р. Шексны из Белого озера, состоящего из шлюзированного канала на спуске с водораздельного участка в Онежское озеро, р. Вытегры, р. Ковжи и Белого озера;
 
Однако летом 1941 года в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз работы пришлось приостановить. Лишь в 1947 году было принято решение о возобновлении строительства Волго-Балта. По иронии судьбы основными строителями стали бывшие солдаты и офицеры вермахта..
Но по прошествии некоторого времени , пленные немцы отпускались домой. И работы на строящихся объектах затухали. Тем более , что наступали другие времена...
 
Из истории Вытегорского лагеря МВД № 211 (1948-1949 гг.). http://www.booksite.ru/fulltext/3vy/teg/ra/3.htm
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"В стороне от котлованов на сравнительно большой ровной площадке стояло несколько бараков без окон, кругом опоясанных двумя рядами колючей проволоки с вышками по углам. Это была зона для бывших строителей-заключенных, после смерти Сталина отпущенных на свободу. Я не утерпел, чтобы не зайти в зону, благо поблизости никого не было. Первым делом заглянул в барак. Он имел круглую, как казахская юрта, форму, метров 18 в диаметре. Вдоль внутренних стен и ближе к центру тремя кругами были расположены двухъярусные нары. В центре стояла большая печь, по-моему, с одной топкой, застеленная на высоте примерно одного метра то ли обрезками рельсов плоской полкой кверху, то ли толстыми полосами стали. Это был единственный источник тепла на всю казарму, а также место сушки промокшей одежды и обуви примерно на 150 – 170 человек.
Впоследствии в течение навигации я видел, что работы на трассе Волго-Балта какие-то ведутся. Но это было в основном на Вытегорском и Белоусовском гидроузлах, однако каких-то сдвигов за лето не было видно. Даже автоколонна, что была законсервирована в 1953 году, стояла в полном составе без движения. Автосамосвалы, в основном ЗИСы, бульдозеры, экскаваторы стояли и ржавели на площадке размером гектара два. Нам приходилось только удивляться, как сотни автомашин и другой техники, по всей видимости исправной, стоят годами без дела. "
Лучков Е. Мои воспоминания о Волго-Балте
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
С 1959 г. Волго-Балтийский водный путь был объявлен первоочередной стройкой семилетки. В последнее пятилетие строительства были по-новому решены некоторые гидротехнические проблемы.
Начало строительства шлюза №1 1957—1959,  Вытегра
 
 
 Все лето большие и маленькие группы молодежи ехали по комсомольским путевкам строить Волго-Балт. Вырастали жилые поселки для будущих строителей, бетонные заводы. Старую строительную технику резали на части и грузили в баржи для отправки в Череповец на переплавку. На всех строительных объектах началась напряженная работа. Сновали новенькие самосвалы ЗИЛ и МАЗ-205. Одни привозили грунт, другие везли в котлованы бетон. Сверкали огни электросварки.
 
 
 
 
 
Мне эти кадры старого фильма , очень напомнили наши "производственно-лирические" картины с участием Николая Рыбникова. "Высота".."Девчата"..Очень жаль , что он без текстовой озвучки. И имена этих прекрасных людей не узнать.( А ведь они почти ровесники моим родителям..).
После окончания строительства , многие оставались работать на Волго-Балте. Оказывается есть трудовые династии , чей общий стаж работы на канале и сооружениях превышает 260 лет !
 Благодаря таким как они и тысячам других труженников , мы теперь имеем такие сооружения.
 
 
1962—1964, Вытегра Вид с нижней башни шлюза №1 Волго-Балтийского канала
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заслуженный художник РСФСР график Владимир Александрович Ветрогонский.
=============================================================
Построить шлюзы , это очень и очень непростое дело. Не менее большое искусство обеспечить их работу.
Велико мастерство судоводителей .Управлять судами в таких "геометрических" размерах...это высший пилотаж. За счет значительного стеснения живого сечения потока воды в камере шлюза корпусом судна, возникает интенсивный поток обтекания и при этом резко падает скорость движения судна (от 1,4 – 1,8 м/с на подходе до 0,2 – 0,3 м/с при входе непосредственно
в камеру). Это , так называемый , "поршневой" эффект, при
котором судно, входя в камеру, резко теряет скорость движения и может
даже остановиться или сместиться назад. При выходе судна из камеры
судопропускного сооружения скорость его так же резко снижается
 
Здесь и далее:как теплоходы проходят шлюз №1 фотографировал Павел Феклистов
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
. В конце октября 2012 года шлюзы Волго-Балтийского канала форсировали два железнодорожных парома "Барда" и "Балакан". Построенные для Азербайджана в Хорватии эти два судна добирались от судостроительного завода до места своей постоянной работы - Каспийского моря.
 
 
 
 Теплоходы не оборудованы бортовыми привальными брусьями. В родной среде им не придется швартоваться бортом, к причалу под погрузку вагонов они будут подходить кормой. Это обстоятельство тоже добавляет остроты ощущений при шлюзовании.
Паром предназначены для перевозки 54 железнодорожных вагонов
Длина: 154,80 м;
Ширина: 17,50 м;
Высота борта: 7,5 м;
Осадка: 4,4 м;
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И всё же случается. В шлюзах , не один раз происходили аварии. Человеческий фактор никто отменить не может. И поэтому происходит навал судна на ворота шлюза.
Тем не менее , как показывает статистика происшествий , в Вытегорском шлюзе их меньше всего.
С одной стороны , он первый в цепочке шлюзов и внимание и аккуратность экипажей должна быть больше. Но с другой-то "стороны"...он последний.
- 1977 год...Разрушение пролетного строения нижних двухстворчатых ворот до 4 –го ригеля
Навал судна (морской сейнер «Руздава») на створку ворот
-Аварии и транспортные происшествия в шлюзе №1 с грузовыми судами за период с 2002 по 2012 годы :
Нижняя голова 9 , Камера 1  , Верхняя голова 4
Может данные и не полные , но это и не важно.
С пассажирскими судами , на которых мы ходим , подобных происшествий не случалось.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Такое сложное и ответственное хозяйство требует и должного ухода.
За последнее время проведены работы :
— изготовлены и смонтированы все новые ремонтные ворота верхних и нижних голов шлюза 
— выполнена замена рабочих затворов галерей наполнения на шлюза
— произведена реконструкция с заменой металлоконструкций рабочих двустворчатых ворот на нижних головах шлюза, с переходом на новую конструкцию гальсбантов ворот пластинчатого типа;
— выполнена реконструкция швартовых устройств (рымовых ниш) с заменой штрабного бетона и новым армированием 
— произведена реконструкция системы гашения энергии потока воды на выходных участках галерей опорожнения шлюза
(Необходимо уточнить , что подобные работы произведены на всех шести шлюзах системы.)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
И ещё одно...время сейчас такое непростое.
9 июня 2014 Под Вытегрой прошли мобилизационные учения Росморречфлота. Ведомство для выполнения задачи привлекло больше десятка судов различных классов.
По легенде учений, по шлюзу был нанесен авиаудар. Несколько речных судов были повреждены, а в акватории произошел разлив нефтепродуктов. 
Ликвидировать последствия этой ситуации и предстояло вытегорским речникам. В считанные минуты силами спасателей был потушен пожар, вспыхнувший на одном из кораблей, оказана первая медицинская помощь пострадавшим. А специальными заграждениями было локализовано пятно нефтеразлива и проведена очистка воды. По оценкам специалистов, тренировка прошла на хорошем уровне.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 ВОЛЖСКИЙ "ФАСАД" РЫБИНСКА
 
В декабре  стало известно , что в Рыбинске планируется построить новый причал.
Инвестор , фирма из Санкт-Петербурга ООО«Конт». На сегодняшний день ей принадлежат практически все пассажирские причалы, расположенные от Москвы до Санкт-Петербурга: Углич, , Тутаев, Кузино, Валаам, Горицы и т. д. которая сейчас арендует оставшееся после сгоревшего дебаркадера основание ,планирует вложить в строительство нового причала около 27 миллионов рублей. Предполагается, что объект будет готов к началу нового туристического сезона, к весне 2016 года. Сейчас сотрудники фирмы-застройщика ведут подготовительные работы: специалисты собирают документы для получения разрешения на строительство, дорабатывают проектную документацию.
После введения объекта в строй, в Рыбинске ожидают, что смогут принимать туристов путешествующих по Волге с апреля по октябрь. Это позволит в разы увеличить число путешественников, посетивших Рыбинск. На сегодняшний день в городе делают остановку по 2-3 теплохода. В этом году, по сравнению с прошлым годом турпоток вырос на 15%.
Построят новый причал...Закончат , наконец-то ремонт здания старой хлебной биржи...
И примет замечательный , законченный облик....
 
[
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Василий Максимов: Вид города рыбинска. 1886
 
Судя по картине Максимова , в Рыбинске не очень-то торопились "наводить блеск" на парадный фасад. Это вообще характерно для русских не столичных городов.
 
 
На первом месте стояла добротность , основательность и успешная торговля , а "туризм" ...это уже позднее.
Если отсчитывать время формирования архитектурного ансамбля от времени постройки колокольни Спасо-Преображенского собора ...Почти исключительный случай , она было построена раньше собора в 1797—1804. А сам собор в 1838-1851...( а куда торопиться ?). То прошло уже больше двухсот лет....
В начале ХХ столетия в Рыбинске существовал интереснейший архитектурный ансамбль. 
 
1894,  Рыбинск Автор:Дмитриев М.П.
 
 На соборной площади города рядом стояли два очень непохожих здания. Небольшой Никольский собор, построенный в 1720 году, некогда был зимним храмом при летней Спасо-Преображенской церкви XVII века. Первая, в своё время ещё деревянная, церковь возникла на этом месте почти одновременно с образованием города. Когда ту церковь сменил новый Спасо-Преображенский собор, имевший совершенную систему отопления, позволявшую совершать в нем богослужения круглый год, надобность в зимнем храме отпала. Однако он сохранялся как один из старейших храмов города; его живописный силуэт с фигурной главой и кровлей крыльца как бы подчеркивал строгую нарядность его величавого соседа. В 1940-х годах здание Никольского храма было снесено.
Никольский собор, 1910
 
Собор Спаса Преображения 1910,, Рыбинск Автор:С.М.Прокудин-Горский
Когда я увидел эту фотографию , то сначала подумал , что она сделана с той же точки. Примерно с того же места ,на мосту .
 
 
Вот только моста-то в это время , в Рыбинске ещё не было...только паром.
 
Вид с Волги на город Рыбинск с парома 1912
  "Такое прозаическое название города, а красиво и величаво все. Жители не с глянцем просвещения, а впитали все самые лучшие отеческие черты характера. Соборы пахнут мёдом. Биржи свежостью и мукою. От Волги дух свежей воды. 4 мая 1912 года"
Так гласит надпись на обороте этой открытки
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Еще в далеком 1938 году сметой Волгостоя предусматривалось строительство Рыбинского моста. Его архитектором является Уланов (родной брат всемирно известной балерины). В 1939 году была установлена часть бетонных опор моста. А в 1941 строительство было остановлено из-за начала Великой Отечественной войны.
 
 
 В 1955 году,  строительство было возобновлено.
Строительство шло успешно, и в 1959 году было закончено строительство 4 опор. Установлено одно пролетное строение, велись работы на подходах к мосту. 
 
Строительство моста через Волгу 1962,
 
На строительство моста было потрачено 20 000 кубометров бетона. Высота моста (от уровня воды до настила) 22 метра, а до высшей точки – 30 метров. Мала и большая арка – 80 и 128 метров. .
 
 
"Проектная длинна автодорожного моста в Рыбинске вместе со всеми искусственными сооружениями, мостом через Черемуху и путепроводом через железную дорогу составляет 1885 м – это позволило в проектной документации обозначить все сооружение как один из крупнейших мостов на Волге "(А.В. Михайлов – Рыбинск. Волжская набережная. История и современность. Путеводитель. 2009 г.)
 
25 августа 1963 года..
 
Иметь такой красавец мост и...рядом собор в плачевном состоянии , в Рыбинске допустить не могли.(Посмотрите на предыдущем фото , каком состоянии был собор. А ведь в нём могила знаменитого нашего флотоводца Фёдора Фёдоровича Ушакова)
Архитектура и  декоративное убранство собора характерно для позднего классицизма. Стены и колонны в своё время были облицованы искусственным мрамором, но, к сожалению, богатейшее внутреннее убранство собора не сохранилось, так как в 1929 году он был закрыт, в 30-х годах были разрушены барабаны глав, а интерьер разделён на два этажа и приспособлен под конторские помещения.
 
 
 В 1963 году начались работы по реставрации собора. В 1971 году силами ЯСНРМ восстановлен и позолочен шпиль колокольни. По проекту архитекторов А.К. и Т.Я. Россовых реставрируются главы собора.
Архитектурный ансамбль , включающий в себя Спасо-Преображенский собор , здание биржи и красавец мост , стал визитной карточкой города Рыбинска.
 
 
 
Завершает историческую панораму Волжской набережной , недавно восстановленная Никольская часовня.
 
 
В 1867 году часовня была построена на частные средства в память чудного спасения царя Александра II от смерти, которое произошло 4 апреля 1866 года.
С 1927 года часовня использовалась властями для хозяйственных нужд. У часовенки снесли купол и надстроили второй этаж. Вплоть до 2010 года в постройке располагалось отделение милиции.
С 2010 года начались реставрационные работы. На часовне установили главный крест и двенадцать крестов на главках купола. Все кресты отлиты и покрыты сусальным золотом по правилам, действующим в XIX веке. Полностью восстановлена внутренняя отделка и настенная роспись.
3 сентября 2011 года в День города Рыбинска состоялось торжественное открытие Никольской часовни.
 
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Может быть , когда вы будете в Рыбинске , вам пригодится этот короткий рассказ.
Удачных Вам и интересных путешествий.
 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
После феерического , полного новых впечатлений прохождения каскада шлюзов , остаток этого круизного дня , движение по Волго.Балту , выглядит немного бледновато. Кого развлекают аниматоры теплохода. Кто просто использует это время для отдыха. И только самые "увлечённые" , проводят это время на палубе.
Откровенно говоря , смотреть особенно не на что. Заросшие разномастным леском  берега канала, не очень живописны. Дноуглубительный агрегат..встречный теплоход..или работы по укреплению берегов , вот и всё развлечение. Ну разве что , попадётся вот такой "балет":...
 
 
Но есть , всё-таки , пара местечек , которые , хоть и не надолго , но привлекут ваше внимание...
 
ВОЛОКОВ МОСТ
АННЕНСКИЙ МОСТ
 
С борта теплохода , мы наблюдаем в этих местах разводные наплавные мосты , находящиеся на пересечении автомобильных дорог с трассой Волго-Балта.( Автомобильная дорога идёт , почти параллельно с каналом , но из-за леса её не видно.)
 
Волоков мост. Находится на 37 километре от Вытегры
Анненский мост. Ещё через 20 километров по каналу
 
На удивление , данных об устройстве и принципе действия этих сооружений , оказалось очень немного. Ну принцип действия , вообщем-то , кто их видел , понятен...
 
 
Зная , что оператором является :ФБУ Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей - филиал Вытегорский РГСиС  , удалось выяснить регистровый номер одного.
Согласно регистру , это Проект: ПИФР.00000.1480
Длина: 74 м
Ширина: 8 м
Высота борта: 2,3 м
Осадка: 0,7 м
Год постройки 1995.
Валовая вместимость: 462 рег.т
Про второй , ничего не нашёл. Но логично предположить , что раз в 1995 году на Вознесенской ремонтно-эксплуатационной базе флота  , было построено две единицы , то и второй имеет такие же размерения.
Не удалось определить и тип движителя. Тяговых тросов не видно ни на одной фотографии. Гидравлики ...тоже не заметно. Конструкция очень аккуратная и не громоздкая. Логичнее всего предположить , что там , на окончании понтона , установлены водомётные двигатели...может кто знает поточнее ?...подскажите пожалуйста.
Между тем , эти неказистые суда (а это именно суда по классификации) , имеют 
ледовый класс    Р1,2(ЛЁД10) , а уж стоять зимой могут при любых условиях.
 
Фото Nikitin_Sergey . Волоков мост. 2012
О! Как я понимаю водителей и местных жителей , которым приходится терпеть разводки моста всё лето. У нас в Питере , это "беда" , хоть тоже всё лето , но только по ночам.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Гораздо интереснее , чем технические данные , история. История этих сооружений и мест где они расположены.
Мосты в этих местах существуют больше двухсот лет. Построены при создании знаменитой Мариинской водной системы.
Местные жители у одного из разводных мостов через реку Вытегру 1865 
Альбом "Виды (по шлюзовой части) Мариинского водного пути II округа путей сообщения. 1865"
 
Волоков мост 1909, фото :Прокудин-Горский
Волоков подъемный мост находился между шлюзами св.св. Николая и Св.Дарии, по нему реку Вытегру пересекал Архангельский тракт. Перестроен в 1905 году.
У моста часовня Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1887 г.
Снято против течения. 
]Отреставрировано братьями Ходаковскими Константином и Владимиром в рамках проекта издательства „Белый Город“ по инициативе Андрея Юрьевича Астахова.
 
Примечательно и само название - ВОЛОКОВ МОСТ. Здесь находится одноименный посёлок Вытегорского р-на. Первая часть названия восходит к существительному волок – в древнерусском языке - дорога в лесу между судоходными реками, по которой перетаскивали суда и грузы. Вторая часть – к существительному мост, в древности - настил на болотистом месте, гать и вымощенная дорога, мостовая . Как видно, наименование селение получило по местоположению: оно было построено на вымощенной части волока.
"Сухопутная" часть водного пути , между северными реками и озёрами и выходом к Волге , составляла , без малого сорок вёрст. Это расстояние между судоходными участками рек Вытегры и Ковжи. При строительстве Мариинской системы , Водораздел преодолевается каналом длиной 39 км. А до этого...несколько сотен лет было так..
 
Картина Николая Константиновича Рериха.Волокут волоком 1915 год.
Заброшенный волок (картина Всеволода Иванова) 2005
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
31 мая 1964 года у Волокова Моста , начался съем перемычки, разделявшей воды бассейна Волги и Балтики. Земснаряд "Волжский-642" и землечерпалка "Северодвинская-25", двигаясь навстречу друг другу, быстро разобрали разделительный барьер, и вода наполнила канал вплоть до Пахомовского шлюза.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
Анненский мост. Считается , что свое название он получил от разводного моста и шлюза св. Анны, построенных на реке Ковже в 1810 г. и входивших в Мариинскую систему. 
Всего на системе было 28 шлюзов, Кроме шлюзов и каналов были построены 20 плотин, 12 водоспусков, 5 подъемных мостов. И практически все они носили имена апостолов и святых.
Что неудивительно. История этих мест уходит в далёкое прошлое.
Многочисленные храмы и монастыри , привлекали множество богомольцев и паломников.
Достаточно вспомнить , что совсем рядом находилось Анхимово...Вытегорский погост. И до Белозёрска , древней русской столицы , не так уж и далеко.
Вот воспоминания очевидца , путешествующего в этом краю...
""Вблизи почти каждаго изъ уѣздныхъ городовъ есть такiя мѣста, которыя постоянно, или въ извѣстное время года, посѣщаются набожными сосѣдями. Это монастыри, пустыни, или, наконецъ, часовни, въ которыхъ находятся св. иконы, мѣсто-чтимыя чудотворными. Близь Вытегры такихъ часовенъ двѣ: одна въ 8 верстахъ отъ города, въ сторонѣ отъ Пудожскаго тракта, въ бору Пятницкомъ, а другая въ 26 верстахъ отъ города, въ сторонѣ отъ Архангельскаго тракта, на берегу озера Тагажмозера…..
. Вотъ здѣсь-то та невозмутимая тишь, то совершенное спокойствiе, которымъ пользуются мѣста, удаленныя отъ большихъ трактовъ во глубину нашихъ сѣверныхъ лѣсовъ. Здѣсь человѣкъ способнѣе оцѣнить всю прелесть пустыннаго безмолвiя, которую вливаетъ въ душу его окрестная, дико-величественная природа, и настроенный ея обаянiемъ, онъ получаетъ и особенное чувство благоговѣнiя; простая, сердечная молитва чаще и теплѣе возносится здѣсь, при посредствѣ угодника Божiя, къ престолу Господню, чѣмъ въ такихъ мѣстахъ, гдѣ человѣкъ постоянно окруженъ свѣтскими развлеченiями, вносящими въ душу одну только пустоту суетнаго мiра. Простота и свобода молиться въ тихомъ уединенiи всегда привлекаютъ сюда большое число богомольцевъ, не смотря на отдаленность и неудобство дороги".
Петров К. Окрестности города Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1860. № 13.
Но есть одна "нестыковочка". Здесь находится старинное поселение. Считается , что на этом месте находились старинные деревни  Антино, Пантино и Устино. Которые позднее слились в одно село.
Первое документальное упоминание о котором датируется 1496 годом.
С названием "Анненский Мост" , в сети полная неразбериха...Официальная версия , это название в честь Св.Анны. Встречается , что в честь Анны Иоанновны (императрицы)..и .т.п. Хорошо , что не в честь Анны Семенович...(из-за её "плотинного" бюста)
А мне думается , что назание Аннинский мост (гать) , существовало задолго до постройки мостов и плотин. Вот только что это была за Анна....
А имя родной бабки Иисуса Христа...очень подошло по месту и по созвучию.
 
Анненский мост на р. Ковже. Рис. И. Тюменева.
Подъемный Волоков мост в начале шлюзованной части системы, в 11 верстах от села Девятины.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  В селе работает паромная переправа через Волго-Балт и находится диспетчерская Северо-Западного речного пароходства, ведающая путевой обстановкой на участке от Пахомовского гидроузла до Белого озера
 
Будете проплывать мимо..обязательно обратите внимание.
--------------------------------------------------------------------------------------------------

Серия сообщений "Исторические рассуждения":
Часть 1 - "Царская баржа"
Часть 2 - "Русские Красавицы"
...
Часть 7 - "Круиз" Екатерины II. Галера "Тверь"
Часть 8 - Незнакомый знакомый Кивач.
Часть 9 - История одного места (часть 1)
Часть 10 - ИСТОРИЯ ОДНОГО МЕСТА (ЧАСТЬ 2)
Часть 11 - А какое оно...настоящее ? (про Кижи)
...
Часть 16 - Мост длиною...в жизнь (часть 1)
Часть 17 - Мост длиною...в жизнь (часть 2)
Часть 18 - Из обсуждений острова Коневец.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку