ДЕЛО ТРУБА
Это выражение характеризует ситуацию, когда печка, верой и правдой работавшая на вас всю жизнь, вдруг начинает "стрелять" дымом , коптить , плохо растапливается... Печь может дымить и из-за того, что в поддувале и канале дымохода полно золы, которая к тому же уплотнилась. Нужно срочно чистить дымоход.
Возможно , под "дело труба" имелась в виду слишком большая тяга в печах и расточительное сжигание дров...дело плохо, дело дрянь... дело труба.
А может , что покрупнее попалось. Был случай...
В трубе теплохода "Любань" при отправке из Владивостока в Японию было обнаружено 20 тыс долларов США.
Как сообщили РИА "Новости" в четверг в пресс-центре Тихоокеанского регионального управления ФПС, деньги были обнаружены таможенниками во Владивостокском торговом морском порту при оформлении теплохода на отход в Японию.
Вот как труба "засорилась"...
Но я , всё-таки , думаю , что выражение пошло от флотских. Повреждение или потеря трубы , сулило в бою большие неприятности. Нет трубы , нет тяги в котлах. А это потеря хода корабля . В морском бою это равноценно гибели.
Труба корабля , при всей своей кажущейся простоте , является главнейшим элементом устройства судна , гордостью , красотой...
Очень нужной вещью !
Русский бронепалубный крейсер "Аскольд" построен в Киле на немецкой верфи «Германия» для России - заложен в 08.06.1899, спущен на воду 02.03.1900. По количеству труб и по их окраске этот крейсер опознавался издалека.
Важность трубы касается , не только военных "броненосцев" , а и гражданских судов , пароходов и ...теплоходов.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тут и доказывать ничего не надо. Вспомните бумажные кораблики своего детства (помните как они складываются из листа бумаги ? )
Вот видите ..Их сразу можно узнать по одной или двум большим трубам..Не по каким-то другим признакам ,.якорям , шпилям , бимсам-брамселям..
Так с самого детства и повелось...Есть трубы ! Значит это пароход !
А самая первая игра детства ? Морской бой ?!
Уж это-то никто не забыл ! А как называются корабли в игре ?...Правильно.."однотрубный" , "двухтрубный"..."четырёхтрубный".
Не "одно-двух-трёх...четырёхпалубный".."двубашенный".."трёхвинтовой"...А именно "трубный" !! И так больше ста лет. Уже с листочков в компьютер перекочевала...в интернет.
Идея игры пришла во время первой мировой войны, в которой было много морских сражений.
Хотя есть данные, что игра существовала в "бумажном" варианте (как мы в школьные годы играли) существенно раньше, еще до Первой мировой войны, и истинный автор неизвестен.
(Игра впервые была выпущена в виде настольной игры компанией Milton Bradley Company в 1931-ом году)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Труба судна с самого начала имела опознавательную функцию. Огромный размер труб по отношению к размеру судна позволял заметить трубу и мачты судна сразу с появлением судна на горизонте, а дым от трубы можно было увидеть ещё до появления судна на горизонте. Опознать судно по хорошо выступающей трубе (трубам) можно издалека, иногда при появлении судна на горизонте — а это при хорошей видимости до 25 миль (46 км).
Но не только. Труба стала критерием солидности, респектабельности и надежности парохода. Чем больше труб имело судно, тем, по мнению простодушных путешественников, особенно эмигрантов, было больше шансов благополучно пересечь океан.
Нередко имели место случаи, когда судовладельцы, заказывая новый пароход, требовали, чтобы на нем было как можно больше труб, даже если в этом не было необходимости. На некоторых лайнерах для привлечения почтеннейшей публики ставили так называемые фальштрубы. Фальштрубы были установлены и на таких знаменитых лайнерах, как Император, Иль-де-Франс и ряде других замечательных судов, которые, несомненно, добились бы популярности и без этого небольшого обмана. Иногда судовладельцы на рекламных проспектах изображали свои лайнеры с лишней трубой, а потом растерянные пассажиры, уже стоя на пирсе, долго сличали рекламное изображение парохода с натурой и убеждались, что их попросту обманули.
Весьма забавный эпизод произошел в 1912 году в Глазго. В один прекрасный день туда прибыло 300 польских эмигрантов, решивших отправиться в поисках счастья в Америку на одном из пароходов компании «Энкор Лайн». Великолепный двухтрубный лайнер стоял у причала. К нему устремилась пестрая эмигрантская толпа, и вдруг… все замерли. Учтивые представители компании жестами приглашали пассажиров подняться на судно, но те категорически отказывались и отчаянно жестикулировали. Было очевидно, что они чем-то очень взволнованы, но чем именно, никто не мог понять.
Пришлось срочно вызвать в качестве переводчика русского консула. Когда он прибыл, из толпы вышел пожилой человек и извлек из кармана потрепанный проспект компании «Энкор Лайн», изданный девять лет назад. На проспекте был изображен первенец компании — трехтрубный лайнер Колумбия постройки 1902 года. Так вот что, оказывается, возмутило поляков: они были уверены, что отправляются в Америку на пароходе с тремя трубами, а на самом деле их только две!
Кончилась эта комическая история тем, что компании «Энкор Лайн» пришлось в течение нескольких дней бесплатно кормить и поить 300 человек, пока в Глазго не прибыл из Нью-Йорка «тот самый» трехтрубный пароход…
Да ! Знаменитый "Титаник" имел 4 трубы. Диаметр каждой из них составлял 7,3 метра, высота - 18,5 метров. Нельзя не отметить, что одна из труб носила фактически декоративный характер.
И даже знаменитейший , французский трансатлантик "Нормандия", который сочетал в себе грациозность яхты с богатством Версальского дворца, имел в дань традиции фальшивую трубу.
. Даже трубы «Нормандии», которые, казалось бы, должны принадлежать всему пароходу, на самом деле принадлежат только первому классу. В одной из них находится комната для собак пассажиров первого класса. Красивые собаки сидят в клетках и безумно скучают. Обычно их укачивает. Иногда их выводят прогуливать на специальную палубу. Тогда они нерешительно лают, тоскливо глядя на бурный океан.
Илья Ильф, Евгений Петров «Одноэтажная Америка»
Вот только не надо думать , что это только поляки-эмигранты такие "простодушные"...Нашей любимой компании "ВодоходЪ",
при перестройке после пожара теплохода "Калинин" в " Ростропович"...."для привлечения почтеннейшей публики"...Пришлось ставить третью трубу !
И как раз за трубами, куда на остальных теплоходах проекта 92-016 пассажиров не пускают и куда из труб летит копоть, располагается солярий. Чтобы уважаемые интуристы могли не отказывать себе загорать и при отсутствии солнца.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Судовые трубы это сложное инженерное сооружение. Великолепное завершение сложнейшей системы газоотводов и вентиляции силовой установки . Тут и прочность и аэродинамика....и просто красота.
Чтобы поток продуктов горения не попадал в зону местных воздушных вихрей, образующихся у кромки кожуха дымовой трубы, выпускные отверстия газовыхлопных трубопроводов дизелей и дымоходов паровых котлов расположены выше верхнего среза кожуха дымовой трубы . На пассажирском лайнере «Максим Горький» вместо привычного козырька трубы сделана круглая направляющая площадка диаметром 11.5 метров, возвышающаяся на 5.1 метра выше кожуха. Выходные отверстия дымовых газов размещены на 1 метр выше направляющей площадки (рис 3,ж). Такая конструкция украсила внешний вид судна и обеспечила отвод газов за его пределы.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На пассажирских теплоходах , совместить дымоходы и "жизненное" пространство , всегда было сложнейшей задачей конструкторов.Вот так это выглядит на примере парохода
И на наших теплоходах это тоже чувствуется. Не сразу , даже опытные круизники , привыкают к непривычному расположению.
Вот и меня коридоры средней палубы никак не хотели выпускать на свежий воздух!... И надо сказать, я еще долго не могла привыкнуть к расположению выходов на палубы и трапов на них.
Это на "крокодилах". Но и на более массовых "чемоданах", есть своя "изюминка". Это выгородка , как раз посреди ресторана.
Внутри этой выгородки "трубное" хозяйство. Очень хорошо его видно на фото сделанных при строительстве теплоходов в Германии. С гордо поднятыми трубами , теплоходам было не пройти под немецкими мостами
Конечно , если бы проектировщики знали , что будет такое вдохновляющее нововведение , как шведский стол в..ресторане , то они бы что-нибудь придумали...поудобнее.
Есть , конечно , теплоходы совсем без труб. К примеру , новейший теплоход "Сура"
.
Но ведь , никакой же красоты и грациозности. Трамвай. И самое главное , кто же , какой регистр , пустит их в наши озёра-моря...Без труб-то !!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Впрочем, сейчас трубы дымят редко. Пароходов на морях почти не осталось, а теплоходы, дизель-электроходы и прочие осовремененные суда , сжигают в своих машинах нефть или газ. От такого топлива дыма не много, громадные трубы там не нужны. Все чаще можно видеть лайнеры, сухогрузы и другие моторные суда без привычных для глаза труб. Это - самые современные.
Но многие корабельные архитекторы говорят, что морскому судну без трубы никак нельзя. Некрасиво. Нарушаются, мол, давние традиции. И устраивают в великанских трубах все, что может придти в голову: хозяйственные помещения, ангары для вертолетов и даже рестораны.
Дело еще и в том, что на корабельных трубах с давних пор принято изображать эмблемы судовых компаний. А их в мире великое множество и каждая хочет нести свой знак на видном месте. Лучше, чем на широкой и высокой трубе, такого места не сыскать.
Окрас трубы и эмблему можно разглядеть с расстояние в несколько километров, иногда с большего расстояния с помощью бинокля.
Цвета государства — это цвета флага или иные традиционные цвета государства, которые часто применются пароходными компаниями для окраса судов и в том числе и труб судов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И только на фоне теплоходной трубы , береговые достопримечательности , смотрятся во всей своей неповторимой красоте !
И , думаю , это не только моё мнение !
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
===============================================================================
П.С. По секрету скажу , что недавно ВдЪ , приобрёл партию новых труб !! Для строительства новых современных теплоходов !
Устройство этих теплоходов будет такое , что вместо дыма и копоти из труб будут вылетать ...воздушные шарики !!
И я от всей души ! Желаю Вам новых , замечательных круизов ! На таких чудесных теплоходах !!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
по материалам
Серия сообщений "рассказы речного туриста":"Жизнь во время круиза - это мечта в чистом виде !"
Часть 1 - "Галстук бабочка"
Часть 2 - Эх! Матрёшка!...Russian nesting doll !
Часть 3 - "Дело труба"
Часть 4 - Валенки...Валенки...
Часть 5 - "Круизные" коты"
...
Часть 18 - Знакомым маршрутом...во времени.
Часть 19 - День ВМФ...1981 года
Часть 20 - Прогулка на пароходе "Н.В. Гоголь"