-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ПРАВОСЛАВНАЯ_КНИГА

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Литература_от_А_до_Я Live_Memory Литература_времени Царство_Кулинарии Camelot_Club Моя_кулинарная_книга
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) притчи_мифы_сказки

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.12.2022
Записей:
Комментариев:
Написано: 2102


Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Пятница, 31 Марта 2023 г. 17:46 + в цитатник

«В субботу пятой недели Великого поста Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы (переходящее празднование в субботу 5-й седмицы Великого поста).

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!» С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная Церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; её враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии. Празднество сие установлено в IXвеке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою*.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Её были там воздвигнуты. Во Влахернском храме хранилась святая Её икона, писанная святым евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединённые силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Её жизни – риза и пояс Её; но в IXвеке праздник сей внесён в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в Триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос – приветствием Архангела радуйся. Всё творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поётся на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VIIвека, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе*» (Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. С. Снессорева. – Ярославль, 2005, с. 398–400). *Книга написана Софией Снессоревой в конце XIXвека.

 

На утрене поется Акафист Пресвятой Богородице (Порядок пения акафиста указан в Триоди.) Поётся великое славословие.

 

Тропарь, глас 8(в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы):

Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста Безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением Небеса вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся, Невесто Неневестная.

 

Кондак, глас 8(в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы):

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

 

О совершении Похвалы Пресвятой Богородице см. в также книге: Закон Божий / Слободской Серафим, протоиерей.

 

Учебная православная литература https://www.pravmolitva.ru/catalog/uchebnaya-pravoslavnaya-literatura.html

 

A (515x700, 102Kb)
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку