-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в случайная_попутчица

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Эльфы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.08.2004
Записей: 123
Комментариев: 538
Написано: 862


Без заголовка

Среда, 28 Января 2009 г. 12:58 + в цитатник
Цитата сообщения NADYNROM "Дама в голубом": Елизавета Мартынова



 (700x699, 53Kb)

Елизавета Михайловна Мартынова вошла в историю русского искусства как «Дама в голубом».
Вошла в первую очередь благодаря великолепному ретроспективному портрету-картине, созданному Константином Сомовым. Художник сотворил свой образ Прекрасной Дамы, отразив свои представления о поэтически-возвышенном и далеком от повседневных будней.
Сомов переносит свою модель в прошлое и создает для нее условный декоративный парк – вымышленный мир природы, созданный человеком. Мир музыки, на мысль о которой навевают музицирующие фигурки на скамье. Мир вечернего покоя, о чем говорят легкие розовые облака на небе и умиротворенная темная гладь водоема. Изображая пожухшую зелень листвы, художник стилизовал ее под старинные гобелены или пожелтевшие картины старых мастеров.
Но так ли хорошо в этом иллюзорном мире самой «Даме в голубом»? Современники, глядя на портрет, не воспринимали модель, как даму из далекого прошлого. Она была для них женщиной конца XIX века. Мартыновой одиноко и грустно в этом старинном парке. Даже в жесте ее левой руки, поднесенной к груди, и правой, бессильно опущенной, чувствуется что-то отчаянное, безнадежное.
Не чувствуется какой-либо связи между женщиной и другими изображенными на картине персонажами. Мужская фигура, обликом напоминающая самого Сомова, и музицирующие персонажи на скамейке лишь еще острее подчеркивают щемящее чувство одиночества, испытываемое главной моделью. И деревья отгораживают ее от остального мира, такого спокойного и идеального…
И, главное, затаенная грусть и боль в глазах Елизаветы Мартыновой… Неужели художник все знал наперед?

Я очень люблю этот портрет, поэтому меня не могла не заинтересовать биография модели. Собирать ее пришлось по крупицам. Разумеется, я не проводила какого-то углубленного исследования и не проштудировала целый ворох книг. И все равно, немного странно, что на общедоступном уровне информации о Елизавете Мартыновой так мало.
Известно, что она родилась в 1868 году в семье медика. Известно, что она была неизлечимо больна туберкулезом (скольких людей тогда сгубила чахотка!?). С годом смерти сложнее. Указывают либо 1904, либо 1905 год.
О Мартыновой пишут как о художнице и соученице Константина Сомова. Сам по себе факт примечательный. Она поступила в Императорскую Академию Художеств в 1890 году и стала одной из первых и немногих женщин, обучавшихся наравне с художниками мужчинами. Если ничего не путаю с датами, то это был первый год, когда женщин вообще туда допустили. Выпустилась она со свидетельством на право преподавания.
Отмечают, что Мартынова всегда была в центре внимания академической молодежи. Можно предположить, что влекли к ней не только ее внешние данные. Подчеркивают также, что она любила искусство, верила в свое высокое призвание и мечтала об известности и славе.
Мартынову любили рисовать. Кажется, чуть ли не первым ее портрет создал Иосиф Браз в 1896 году.

 (297x700, 27Kb)

Портрет почти сразу же приобрел Третьяков и поместил в галерее в «репинский» зал. Но, по словам Чехова, такое соседство ему сиять не мешало:
В 1897 году Филипп Маялвин написал с Мартыновой картину «Больная». Увы, репродукции я не нашла. И картину, увы, не видела. Но нашла ее описание в одной из кратких биографий художника, выложенных в сети. Если кто-то может помочь с поиском картины, буду благодарна.
Малявин изобразил утомленную долгой болезнью девушку, которая полулежит на подушках и печально смотрит перед собой в сторону от зрителя. Художник особенно подчеркнул исхудалое лицо своей модели, ее хрупкость и беспомощность рук. Не эта ли картина вдохновила Сомова?
Встречала упоминание, что Мартынову писал и Бакст. Но без конкретики, поэтому не уверена, что это действительно так.
Елизавету Мартынову иногда называют одним из немногих увлечений Сомова. Не буду строить предположений, увлекала ли она его как женщина, но в том, что она увлекала его как модель, сомневаться сложно. Биографы художника отмечают, что еще до появления «Дамы в голубом» он написал несколько портретов Елизаветы Михайловны карандашом и акварелью. Увы, не видела больше ни одного… Думаю почему-то, что не только я.
Могу предположить, что к Мартыновой Сомова влекла и ее болезнь. Еще Томас Манн писал, что искусства на рубеже веков видело в болезни некую «небуржуазную форму здоровья», которую можно было поэтизировать. Так Сомов и поступил, создавая свою «Даму в голубом». И можно увидеть своего рода трагическую одухотворенность в нездоровой бледности Мартыновой и лихорадочном румянце, горящем на ее щеках.
Работа над картиной шла с 1897 по 1900 год с перерывами из-за ухудшающегося здоровья Елизаветы Михайловный и отъездов Сомова. В 1900 году «Дама в голубом» появилась на выставке «Мира искусства» и сразу же заинтересовала Членов Совета Тртьяковской галереи. В 1903 году Остроухов, Серов и Александра Павловна Боткина решили договориться с Сомовом о приобретении картины.
Узнав о намерении художника продать ее портрет, Мартынова написала ему письмо:
"Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно... Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: "Вы не должны и не имеете права продать мой портрет". Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею..."
Но, видимо, Сомов отчаянно нуждался в средствах, поэтому «грусть в глазах», «душа» и «страдания» переместились в Третьяковскую галерею за деньги.
Кстати, о грусти… Отмечают, что в жизни Елизавету Мартынову, несмотря на ее хрупкое здоровье, все знали как веселую и жизнерадостную молодую женщины. Ее подруга Ямщикова писала: "Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?"
Не неудовлетворенность ли здесь ключевой момент? Елизавета Мартынова прожила около 36 лет. Для человека искусства по тем временам это не так уж и мало. Но, по всей видимости, самореализоваться как художница она не смогла, так как ее работ мы не знаем. Возможно, она очень поздно начала свои поиски, и болезнь не дала ей их закончить… Возможно, возможностей было меньше, чем желания…
Но яркий след в искусстве Елизавета Мартынова оставила. Почти все знают «Даму в голубом».
Но сложно избавиться от грустной ноты, напоминающей, что немногие знают настоящее имя той, кто изображена на портрете.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку