Александр Петрович Пушкин родился примерно в 1690-х годах. Точный год его рождения нигде записан не был. Он принадлежал к младшей ветви старинного дворянского рода Пушкиных, известного еще с XIII века. Многие его предки верой и правдой служили русским царям. Отец мальчика, Петр Пушкин, был стольником. Александр стал четвертым ребенком в большой семье. Всего у него было 4 братьев и сестра. Поэтому с юности ему была уготована военная карьера.
Александр поступил на службу в лейб-гвардию Преображенского полка, где прослужил около 5 лет и дослужился до звания сержанта. Осенью 1719 года состоялась его помолвка с юной Евдокией (или Авдотьей) Головиной. Жених часто бывал в доме Головина, посещая свою невесту и заверяя ее в своей безграничной любви. Так, он обещал хорошенькой Евдокии никогда не бить ее и всегда заботиться о ней.
Еще бы, ведь Евдокия была одной из дочерей известного сподвижника царя Петра I - адмирала Ивана Михайловича Головина. Род этот считался одним из знатнейших родов на Руси, но Пушкины были уже связаны с Головиными путем двух браков. Любопытно, что мать Евдокии, Мария Глебова, была родной сестрой Степана Глебова, который был казнен Петром I в 1718 году за любовную связь с его первой женой Евдокией Лопухиной во время ее заключения в Суздальском монастыре.
Несмотря на такое родство, царь с удовольствием приехал на свадьбу Евдокии Головиной с Александром Пушкиным, состоявшуюся в январе 1721 года. Жениху было примерно 31 год, а невесте 18 лет. Сначала отношения в паре были прекрасными, молодожены полюбили друг друга. Евдокия была обучена грамоте, ее считали доброй и заботливой девушкой.
Интересно, что пара часто жила врозь, так как Александр продолжал служить в гвардии в Санкт-Петербурге, а Евдокия жила в Москве в доме своего отца. Но, несмотря на постоянные разлуки, дети у супругов рождались с завидным постоянством. У них родилось друг за другом трое детей, а по другой версии - четверо: две дочери и двое сыновей. Правда, до совершеннолетия из них дожили лишь двое: Лев и Мария.
«Петровская ассамблея», худ. Елена Самокиш-Судковская, кон.XIX века
И все бы хорошо, да вот только Александр оказался страшным ревнивцем и вспыльчивым человеком. И несмотря на то, что Евдокия практически все время была беременной, он ревновал ее ко всем. Сначала это все выглядело как причуда влюбленного мужа, но с каждым годом сцены ревности становились более бурными. Причем, когда припадки у Александра проходили, супруги снова жили мирно и спокойно.
Примерно к 1724 году стало понятно, что муж Евдокии, мягко говоря, не в себе. Александр с каждым новым приступом ревности выдвигал против жены одно обвинение ужаснее другого. Вскоре он решил, что она изменяет ему со слугами и даже вынашивает планы его убийства. Из последующих поступков Пушкина становится понятно, что он, скорей всего, страдал манией преследования. К тому же у Пушкина было слабое здоровье, он часто и подолгу болел. За время брака он у него была и длительная горячка, и проблемы с сердцем, и кровавая рвота, и прочие напасти. А так как он подолгу не видел свою жену, то он все время подозревал ее в изменах.
Александр Петрович был далеко не бедным человеком, ему принадлежало много поместий в разных уездах, включая имение в Болдино. Хотя, служа в гвардии, он наделал много долгов в столице. Сильное впечатление на него произвела смерть царя Петра I, которому он был сильно предан. После этого известия Александр тяжело заболел.
Картина худ. Рудольфа Альфреда Хегера
Поэтому летом 1725 года он вместе с беременной женой и маленькими детьми уехал в свое имение, расположенное в селе Истлеево в Рязанской губернии. Именно там у него и начался новый виток обострения. Он бросался из крайности в крайность: то устраивал страшные скандалы и бросался на крепостных, то плакал и просил у всех прощения.
Диагностировать, а уж тем более лечить психические заболевания тогда не умели. Поэтому Евдокия посчитала, что на ее супруга кто-то навел порчу, отчего он и стал таким. Заботливая жена решила помочь мужу на собственный лад, пригласив к нему местного знахаря Анания. Деревенский колдун прибыл к барину, провел ряд ритуалов и велел давать ему успокаивающие травки. Как вы понимаете, данный визит только укрепил подозрения Александра, что молодая жена хочет его извести.
Да и травки не помогали, Пушкину лучше не становилось. Александр даже посетил своего соседа, помещика Богданова, и умолял его поехать с ним в город за военными, чтобы они арестовали его дворовых, которые хотят погубить его. Сосед еле отговорил Пушкина от этой идеи, убедив его, что драгуны лишь посмеются над ним.
Деревенский колдун», неизвестный художник
Все остальные события известны с мельчайшими подробностями из покаянной исповеди Пушкина, которую он написал позже. В ней он рассказал, что в тот период ему было очень тошно, он стал сильно бояться своих дворовых людей, а ряд слуг повелел посадить в кандалах под замок. На что жалостливая Евдокия умоляла его отпустить ни в чем неповинных людей.
А 10 декабря Пушкин и вовсе попрощался со всеми, пафосно сообщив, что он уезжает из имения куда глаза глядят, но почему-то так никуда и не уехал. Тогда Евдокия, находившаяся на последних сроках беременности, написала брату Александра - Федору, чтобы он прибыл к ним поскорее и помог брату.
«Государь мой, Федор Петрович, доношу тебе, брат ваш Александр Петрович в жестокой болезни, от которой не чаем животу ево спасение, изволь не мешкая, к нему в шацкую деревню в Ислееву явиться ... У подлинного пишет Авдотья Пушкина...», - 14 декабря 1725 года (Ю.И. Левина «Прадед мой Пушкин».)
17 декабря начался как обычный день, ничто не предвещало беды. Супруги рано встали и сходили вместе в церковь к заутрене. После вернулись домой, пообедали и по распространенному тогда у помещиков обычаю, легли вздремнуть. И тут, внезапно проснувшемуся Александру померещилось, что у его постели стоит деревенский колдун. В голове его помутилось, и в приступе неконтролируемой ярости он набросился на жену и стал ее душить. А потом бросился к стене, где висел его кортик, и нанес им несколько ранений Евдокии.
Невеста при смерти», худ. Томас Джонс Баркер, 1839 год
Первой услышала крики о помощи няня детей. Она-то и позвала дворовых, которые выбили закрытую на замок дверь спальни и смогли обезоружить барина. К раненой Евдокии позвали священника, который успел исповедовать ее. Умирающая женщина попросила священника передать ее отцу, чтобы он не мстил за ее смерть Александру. И к вечеру она скончалась. Бедной Евдокии Ивановне было всего лишь 22 года. Вот такую горькую долю уготовила ей судьба...
Когда Александр пришел в себя, он был в ужасе от того, что натворил. Вскоре на помощь ему прибыл брат Федор, и вместе они поехали в Москву, где Пушкин сразу же признался в убийстве жены. После чего глава Преображенского приказа Иван Ромодановский заключил его под стражу. Именно там Александр и написал свои признательные показания, в которых подробно описал все события в своей семье, начиная с помолвки.
«..И до того моего злого часу, умыслу ко убивству жены моей от меня не было…и такое убивство жены своей... в беспамятстве учинил...», - из исповеди А.П. Пушкина, 4 февраля 1726 года (Ю.И. Левина «Прадед мой Пушкин»).
Любопытно, что в показаниях он написал, что Евдокия Ивановна якобы не была невинной, когда он женился на ней. А также он сообщил, что сначала жена действительно любила его, а потом ее чувства к нему остыли, и она стала ему изменять. Но было ли это на самом деле, либо это был плод его больного воображения, не ясно. Во всяком случае, во время допросов слуг и знакомых Пушкиных факты неверности Евдокии обнаружены не были.
Портрет Александра Сергеевича Пушкина», худ. Орест Кипренский, 1827 год
Впоследствии исследователи отметят явные способности к литературе у Пушкина на основании его выразительной и весьма подробной исповеди. Находясь в тюрьме, Александр тяжело заболел, из-за чего его выпустили на поруки братьев, опасаясь, что он умрет в заключении. И пока шло следствие, в феврале 1726 года он неожиданно скончался в возрасте примерно 36 лет. Причины его смерти остались неизвестными. Перед смертью Александр написал родителям жены письмо с просьбой простить его. Также он приказал отпустить на волю своих крепостных.
А детей Пушкина забрал к себе на воспитание его тесть Иван Головин. В его доме дети и выросли. Лев, сын Александра, унаследовал от отца вспыльчивый и жестокий характер. Именно он и стал дедом нашего гениального поэта Александра Пушкина по отцовской линии. Он был подполковником Семеновского полка и успел даже побывать в своей жизни под домашним арестом. Позднее Александр Сергеевич напишет о нем в своей Родословной:
«..Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин».
Марина Берёзина
|
|