Женщины Александра Македонского в мировой живописи. Женщины Александра Македонского в мировой живописи.Часть 1.Кампаспа Одной из достаточно объемных тем в мировой живописи является освещение интимной жизни царя Александра Македонского. Писали это с большим количеством голых женщин, разумеется. Художников Нового времени не смущало то, что согласно сообщениям античных авторов... в общем, не женщин следовало в сценах из биографии Александра писать.Впрочем о бисексуальности Великого Александра писали и его друзья и соратники с некой долей зависти. Гефестион и Багой.Багой вообще был персидским евнухом и любовником Александра.Ну,это и придумать мог,отвергнутый юноша))) Шарль Мейнье. "Александр Великий, Кампаспа и Апеллес". 1822. Мама и папа Александра Македонского, кстати, отлично знали об этой проблеме: так в биографии Александра появлется первое женское имя. Они наняли несовершеннолетнему сыну фессалийскую куртизанку по имени Калликсена, чтобы она вот прямо сразу направила его на путь истинный (спойлер: не помогло). Калликсену, хотя о ней написало несколько античных авторов, почему-то не рисуют. Куртизанки и наложницы Калликсена (лат. Callixeina) — фессалийская куртизанка, о которой оставил короткое свидетельство Феофраст, учившийся вместе с Александром у Аристотеля: «Александр не был хорош для плотской связи с женщинами. Олимпиада и Филипп знали об этом, и в самом деле звали фессалийскую куртизанку Калликсену, очень красивую женщину, в постель к Александру. Так как опасались они, что станет он женственным мужчиной, и Олимпиада часто умоляла его вступить в половой контакт с Калликсеной». Эти события должны иметь место в период наставничества Аристотеля, то есть до 18-летнего возраста Александра. Гораздо сильней вдохновил живописцев сюжет со следующей дамой в донжуанском списке Македонца. Это тоже была профессиональная гетера, и звали ее Кампаспа. Она тоже была фессалийкой (область к югу от Македонии, видимо, в тот период было модно оттуда приглашать женщин). Кампаспа раздевается перед художником Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра. Кампаспа (лат. Campaspe, Pancaspen, Pacate) — любимая содержанка Александра из фессалийского города Лариссы, которую Александр подарил влюблённому в неё художнику Апеллесу. Её имя стало символом творческого вдохновения. Плиний Старший упоминает, что Кампаспа была лишь одна из любовниц Александра, которых он, похоже, не особо ценил. Александру в этот период было 20—22 года. См. также средневековую легенду Аристотель и Кампаспа (Филлида). Апеллес, Апелл — древнегреческий живописец, друг Александра Великого. Историю эту приводят как пример благородства Александра Македонского, его добрых чувств, выдержки и хладнокровия. Кампаспа не упоминается в пяти основных источниках о жизни Александра, и эта история может быть апокрифической. Александр Великий в ателье Апеллеса. Картина итальянского художника французского происхождения Джузеппе (Жана) Кадеса (1782) О Кампаспе оставил свидетельство римский писатель I века Плиний Старший: Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлёк Апеллеса нарисовать Кампаспу обнажённой. Она была наиболее любимой из всех его содержанок. Художник в процессе работы влюбился в неё, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнёс ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но ещё более велик в самообладании Александр уступает Кампаспу Апеллу. Работа фр. художника Жана Мартина Ланглуа (1819) Клавдий Элиан приводит слух, что Кампаспа была первой женщиной, с которой сблизился царь.Возможно, имеется в виду первая женщина, которая привлекала Александра, так как с Калликсеной, по сообщению некоторых авторов, он сошелся ещё в отрочестве. Клевета Антифила на Апеллеса. Аллегорическая картина Боттичелли (1495 г.) Буря занесла Апеллеса в египетскую Александрию, где правил Птолемей, имевший с художником какие-то давние счеты. Один шутник из свиты царя пригласил Апеллеса на пир, и там удивленный царь возмутился. Птолемей выстроил перед художником челядь, потребовав указать пальцем на виновника неуместной шутки. Вместо этого Апеллес схватил уголек и набросал лицо того человека, которого царь сразу же признал. Лукиан изложил другую историю о пребывании Апеллеса у Птолемея. Некий завистник Антифил обвинил художника в соучастии в заговоре против царя. Разобравшись с делом, Птолемей вручил невиновному Апеллесу в качестве компенсации огромную сумму в 100 талантов, а также отдал ему в рабы клеветника Антифила. Кампаспа — очередной один пример холодного отношения царя к женщинам. Однако любовь Апеллеса к своей натурщице стала источником творческого вдохновения для художников позднего времени, а само имя Кампаспа стало нарицательным. Анадиомена Венера, рожденная из моря. Фреска из Помпей Апеллес создал прославленную в античности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рождённую из моря, и Плиний полагает, что именно Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют в качестве натурщицы гетеру Фрину). В 1960 году в Помпеях обнаружили хорошо сохранившуюся фреску, где изображён похожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса, некоторые из которых оказались в коллекциях римских полководцев. Аристотель Гетера по имени Кампаспа (или Филлида) стала персонажем средневековой легенды, в которой также фигурирует Александр Македонский — и его учитель Аристотель, ослепленный любовью. Тьеполо, ок. 1740 Легенда, как пересказывает ее Плиний, выглядит так: царь пригласил величайшего художника своей эпохи -- Апеллеса, написать изображение прекрасной наложницы Кампаспы. В античности, что бы мы ни думали, живопись существовала и была очень хорошо развита, просто, в отличие от статуй, материал хрупкий и ничего не уцелело. Кампаспа была так прекрасна, что Апеллес в процессе рисования в нее влюбился. С художниками часто так бывает, но, чтобы облегчить зрителю понимание данной истории, живописцы Нового времени писали Кампаспу при всем параде ее телесных богатств. by Joos van Winghe, с. 1600 Александр Македонский очень хорошо разбирался в искусстве. И особенно любил Апеллеса. В частности, царь приказал, чтобы его не рисовал никто, кроме Апеллеса, не вырезал на камне никто, кроме Пирготеля, не отливал в бронзе никто, кроме Лисиппа. До наших дней сохранились только копии работ Лисиппа, и это явно был шикарный выбор! Поэтому добрый царь отказался от Кампаспы и преподнес её художнику Апеллесу. Картина Давида, конец 18 века....зачем Александра раздели Понятно, почему история пользовалась такой популярностью у живописцев, которые обожали ее рисовать: какой голодный неженатый творец не мечтал о том, чтобы заказчик бесплатно отдал ему целую женщину в полную собственность, голую и молодую. Простим мальчикам эти трогательные эротические мечтания. Тетка вместо Александра?Лагрене, Луи Жан - Апеллес влюбляется в Александра Великого - 1772 г.Даже так... Но я не понимаю, почему эту историю приводят как пример благородного характера Александра и его силы воли?! Он же отказался от того, что в принципе ему не особо и надо было? Не такой уж и подвиг. "На тебе, боже, что мне не гоже" ведь чистой воды. (Гуглить Гефестион и Багой). Историки считают эту историю просто байкой, легендой. Еще, конечно, настораживает сходство с другой эллинистической историей про любовь: как несколько поколений спустя доктор (приходившийся Аристотелю, учителю Александра, внуком) диагностировал влюбленность царевича Антиоха в мачеху Стратонику по пульсу, и его отец Селевк, узнав о "диагнозе", уступает молодую жену сыну . Вот это, понимаю, жертва, причем еще ущемляющая царское достоинство (по восточным понятиям, сын царя не мог спать с женщинами из гарема отца, т.к. это было покушением на царскую власть). Жак Антуан Валлин. Антиох и Стратоника. Нач. 19 века А меня интересуют юридические и психологические аспекты этого мужского варианта истории Золушки, и особенности того, что было дальше после финальных титров. (Кстати, иногда картины называются просто "Щедрость Александра", не упоминая даже имя "подарка"). Что было дальше? Вот дарит такой царь куртизанку Кампаспу художнику Апеллесу. А сам уезжает с македонской армией завоевывать ойкумену. Или даже успевает только за порог выйти. Godward - Campaspe Какая речь из уст женщины кажется вам более правдоподобной? Два варианта: а) О, великий художник Апеллес! Я тебя тоже люблю! Теперь будем жить вместе, буду все время позировать, стирать носки и варить борщ. б) Слушай, Апеллес, все это было сейчас очень мило, но я как-то вообще не поняла этой концепции "подарил". Я -- не рабыня, я -- свободная женщина, фессалийская гражданка, профессиональная куртизанка, с пролонгированным желтым билетом и свежей справкой о ЗППП. Я не военнопленная, Фессалия влилась в это царство еще при батюшке Филиппе II. При дворе Александра Македонского я служила в штате, у меня был оклад -- 10 золотых статеров. Потянешь такую же зарплату? Нет, скидку делать не буду, не проси. Причем тут любовь? Попробуй попросить царя платить из казны за тебя, тогда останусь. Неа, вариант "выходи за меня замуж и делай все то же самое бесплатно, потому что я тебя люблю" -- не прокатит. Это -- работа, она стоит 10 золотых статеров. А с позированием вообще будет 12, поганое тяжелое занятие стоять и позировать, один секс -- намного проще. Такова моя версия окончания истории любви Апеллеса и Кампаспы. Очень быстрая. Никола Флейгельс, 1716 Никола Флейгельс, 1716 Рисуют этот сюжет в 17-19 веках часто. Куртизанка -- практически обязательно обнаженная (даже смерть не спасала женщину от того, чтобы быть обнаженной на картине, даже наоборот). Царь изображался по-разному. Иногда его сажали на один диван с девушкой, причем тоже одетым в одну лишь героическую наготу и драпировку. Гравюра Приматиччо, 16 век Иногда Александр просто стоит сбоку с видом знатока, заказчика, и диктует ТЗ. В конце 18 - начале 19 века художники уже знали, какие доспехи были у греков, и царя можно опознать по шлему Афины Паллады. А вот на картинах 17 века он может оказаться даже в чалме. by Jacob Hoefnagel (1611) Но сюжет обычно опознается легко: женщина работает натурщицей, интеллегент работает художником, а богатый человек стоит рядом и либо командует художником, либо берет женщину за руку и вручает ее ему. И еще несколько картин на этот драматический сюжет))) все тот же Giovanni Battista Tiepolo На первом фрагменте вам не показалось сходство художника и натуры?Может поэтому эта самая натура с таким удивлением смотрит на результат творчества на втором фрагменте)) Виллем ван Хечт - Александр Македонский посещает мастерскую Апеллеса Ну,господин Виллем нашпиговал картину толпами народа,картин, скульптур и прочего непотребства,что очень сильно отвлекает от основного сюжета...Хитро,нечего сказать,картина-пиар творчества художника...Меня лично заинтриговали две тетки лезущие под стол)) На фрагменте смутили ножки полководца и художника в кокетливых гетрах с бантиками и две кошачьи лапы,ратущие из попы художника...невозмутимая гетера с голой сиськой(почему одной? о,все понятно...тетеньки дотают посуду чтобы винца гостям налить Следующий Жером-Мартин Ланглуа Эдакая пастораль,все красиво.Художник поражен до кончиков лавров.Александр-вылитый Аполлон...Ну мог ли такой женоподобный юноша стать великим полководцем? Следующий представитель фламандской школы" Художник, рисующий обнаженную женщину (Апеллес и Кампаспа?),"около 1700 г. в толпе мясистых натурщиц. Александр, дающий Апеллесу Кампаспу - Франческо Морандини иль Поппи, 1571 От Франческо Морандини Apelles paints Campaspe, by Gerard Wigmana художник сражен наповал...то ли сидит...то ли завис в воздухе Casa vasari FI, salone, storie di apelle Коллекция Мотаис де Нарбонна - Александр уступает Кампаспа Апеллю (1715-1725) - Николя Влеугель Francesco Trevisani - Apelles Painting Campaspe, 1720 ЭТАНО ГАНДОЛЬФИ АЛЕКСАНДР ПРЕДСТАВЛЯЕТ КАМПАСП АПЕЛЛЕСУ Аристотель и Кампаспа (Аристотель и Филлида) — средневековая легенда и, впоследствии, популярный сюжет западноевропейского изобразительного искусства, обыгрывающий и высмеивающий подчинение мужчины женщине. Giovanni Buonconsiglio - Arystoteles i Filis Turchi-Aristote Lucas Cranach d.Д. - Phyllis und Aristotle (1530) Aristotle and Phyllis - Henri Lehmann 1848 Согласно легенде, записанной в 1189 году священником церкви Нотр-Дам в Руане Анри де Андели, юный Александр Македонский был увлечен гетерой по имени Филлида (или Кампаспа) и попал под ее влияние. Это беспокоило наставника Александра — великого греческого философа Аристотеля. Он решился поговорить с Кампаспой напрямую и попросил ее оставить Александра. Она согласилась, но при условии, что философ даст ей себя оседлать. Аристотель был вынужден согласиться. В таком виде их застал Александр: его наставник ползал на четвереньках, а на его спине восседала веселая гетера. Аристотель обратился к изумленному ученику: «Вот видишь, если она такое вытворяет со мной, старым, умудрённым человеком, то представляешь, во что она может превратить тебя» Это убедило Александра оставить Кампаспу. Примечательно, что это вторая известная легенда о Кампаспе — первая повествует о том, как Александр «подарил» свою наложницу влюбленному в нее художнику Апеллесу.Среди ранних текстов - Лэ об Аристотеле (1220 год). источник |
|
|
|