За годы работы в кинематографе Владимир Высокий снялся более чем в 25 фильмах, а первой картиной, в которой прозвучали его песни, стала дипломная работа молодых режиссеров Станислава Говорухина и Бориса Дурова «Вертикаль». Песни «Если друг оказался вдруг…» и «Здесь вам не равнина…» позже стали настоящим гимном альпинистов.
Но не все композиции, написанные Высоцким, зрители услышали – в фильм не вошла песня «Скалолазка», так как эпизод, где она звучала, вырезали. Сам поэт, исполняя ее на концертах, не признавался, кому ее посвятил, и на роль музы претендовали несколько женщин, участвовавших в съемках «Вертикали».
Съемочная группа *Вертикали*, июль 1966 | Фото: echo.msk.ru
Изначально в успех фильма никто не верил – говорили, что сценарий был слабым, а начинающие режиссеры еще не успели себя зарекомендовать, ведь это была их дипломная работа. Многие были уверены в том, что своим успехом фильм «Вертикаль» был обязан именно участию в нем Владимира Высоцкого и тому, что в нем прозвучали его песни. До этого он снялся в 11 фильмах, но в них ему доставались роли второго плана, а здесь он не только сыграл одну из ярких ролей, но и впервые выступил как автор и исполнитель песен. После премьеры фильма, как отмечал писатель Николай Андреев, «известность Высоцкого рванула вертикально вверх». Именно тогда к нему пришла всесоюзная слава.
Владимир Высоцкий в фильме *Вертикаль*, 1966 | Фото: sputnik.by
Режиссер Станислав Говорухин, помощник режиссера Владимир Мальцев и Владимир Высоцкий во время съемок | Фото: echo.msk.ru
Владимиру Высоцкому не раз задавали вопросы о том, кто его вдохновил на создание песни «Скалолазка». Однако он по этому поводу хранил молчание. А на концертах перед исполнением этой композиции говорил с улыбкой: «Скалолазка – это такая женщина, которая лазит по скалам…». Таких «женщин, которые лазили по скалам», на съемках фильма «Вертикаль» было несколько. Конечно, первыми приходят на ум имена его партнерш по съемочной площадке, красавиц-актрис Ларисы Лужиной и Маргариты Кошелевой.
Хотя на общих планах актеров заменяли дублеры, на средних и крупных должны были появляться в кадре они сами, а потому им тоже было необходимо освоить навыки альпинизма. А потому Станислав Говорухин, который сам был обладателем третьего разряда по альпинизму и продемонстрировал свои навыки в кадре, став дублером Геннадия Воропаева, Александра Фадеева и Георгия Кульбуша, пригласил для актеров опытных инструкторов, проводивших с ними занятия по ускоренной десятидневной программе для начинающих альпинистов.
Владимир Высоцкий в фильме *Вертикаль*, 1966 | Фото: aif.ru
Позже Владимир Высоцкий вспоминал: «Мы три недели тренировались там, лазили, жили на леднике. Я написал несколько песен для фильма этого. Сначала не думал, что буду писать, потому что не знал, о чем. Я увидел там настоящую мужскую дружбу, которая может быть только у Ремарка в «Трех товарищах» и вот в горах у альпинистов – больше нигде».
Лариса Лужина в фильме *Вертикаль*, 1966 | Фото: echo.msk.ru
Об эпизоде с песней «Скалолазка», вырезанном из фильма, поэт говорил:
«Еще одна песня, которая в этот фильм не вошла. Там такая ситуация, когда мы остаемся вдвоем в базовом лагере, я пристаю к актрисе Лужиной, ну то есть не к самой актрисе, а к персонажу, которого она играет. Потому что я обычно к актрисам не пристаю. Но было такое задание режиссерское, потому что мы остаемся вдвоем в палатке, обстановка располагает, все ушли наверх, а мы – вдвоем… А дело в том, что все мои домогательства цели не достигли своей конечной, и я сказал тогда: «Тогда я спою тебе песню». Она говорит: «Ну, спой». Я пою песню. И все равно ничего не получилось. Но дело в том, что этого эпизода нет, вместо него мы просто ходим без слов по камушку. А сам эпизод, он был снят очень плохо, и поэтому его из картины вырезали».
Впрочем, другие участники съемок утверждали, что этот эпизод вырезали не из-за того, что он был «плохо снят». Лариса Лужина утверждала, что на худсовете режиссеру предъявили претензию – мол, в фильме слишком много песен Высоцкого, нужно сократить их количество. Поскольку остальные композиции были связаны с развитием действия, а от потери «Скалолазки» сюжет не страдал, Говорухин решил пожертвовать этой песней.
Владимир Высоцкий и Лариса Лужина на съемках фильма *Вертикаль*, 1966 | Фото: echo.msk.ru
Владимир Высоцкий и Лариса Лужина на съемках фильма *Вертикаль*, 1966 | Фото: echo.msk.ru
В это время Высоцкий написал не только песни об альпинистах, но и еще одну свою очень известную композицию – «Она была в Париже». Долгое время считалось, что она была посвящена Марине Влади, но на тот момент он еще не был с ней лично знаком. Годы спустя стало известно, что вдохновительницей и адресатом этих строк стала актриса Лариса Лужина, сыгравшая в фильме одну из главных ролей. На тот момент она уже была настоящей кинозвездой и ездила за границу на кинофестивали. Говорили, что Высоцкий оказывал ей знаки внимания, но она была замужем и не отвечала на его ухаживания. Именно по этой причине многие были уверены в том, что песня «Скалолазка» тоже была посвящена именно ей, но позже появились другие версии.
Геннадий Воропаев, Лариса Лужина, Владимир Высоцкий, Маргарита Кошелева, Александр Фадеев и Георгий Кульбуш во время съемок фильма | Фото: echo.msk.ru
Маргарита Кошелева в фильме *Вертикаль*, 1966 | Фото: kino-teatr.ru
Еще одной партнершей Высоцкого в «Вертикали» стала актриса Маргарита Кошелева. Из всех артистов она первая освоила навыки альпинизма и во всех сценах работала без дублера. Актер Лев Перфилов и альпинист-инструктор Леонид Елисеев, один из консультантов фильма, были убеждены в том, что песню «Скалолазка» поэт посвятил именно ей.
Елисеев утверждал: «Из Риты Кошелевой получилась такая скалолазка, что если бы она в том сезоне участвовала в чемпионате СССР, то была бы в числе призеров. У нее все необходимые для этого качества: высокий рост, минимальный вес, хорошая координация. Так что по скалам ходила, как люди ходят по земле. И песня «Скалолазка», я убежден, написана Володей по следам этих ее успехов, которыми восхищалась вся киногруппа. А как он смотрел на нее, когда пел эту песню...».
Сама актриса спустя годы тоже говорила, что поэт, впервые исполнив эту песню, якобы ей сказал: «Понаблюдал я за тобой в горах, Рита, и вот что сочинил».
Кадр из фильма *Вертикаль*, 1966 | Фото: kino-teatr.ru
Маргарита Кошелева в фильме *Вертикаль*, 1966 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Вертикаль*, 1966 | Фото: kino-teatr.ru
Однако есть мнение, что вдохновительницей для поэта стала вовсе не актриса. Среди инструкторов-альпинистов, которые занимались с артистами, была женщина – мастер спорта СССР по альпинизму, кавалер альпинистского ордена «Эдельвейс» Мария Готовцева.
Позже она рассказывала: «Володя брал у меня первые уроки альпинизма. Ему все было интересно, он вел себя добросовестно и ответственно. Если принимался что-то делать, выкладывался на сто процентов, не отлынивал, не халтурил.
Со съемочной группой постоянно работали два тренера – я и Анатолий Сысоев. Володе тогда было 28 лет, мне – 36, а Толе – 42 года, и Высоцкий относился к нему, как к отцу родному. Они очень сдружились, Володя все рассказывал Толе. А тот потом чем-то делился со мной… Мы стали товарищами. Настоящими. У Володи были нормальные понятия и правильные, честные представления о жизни. Ко мне и другим инструкторам он относился с уважением. Видела: Высоцкий искренне восхищается альпинистами…
Перед началом съемок Высоцкий расстался с женой. Официально они еще не развелись, но фактически семья распалась. Маленькие сыновья – Аркадий и Никита – остались с мамой. Володя сильно переживал из-за случившегося, ежемесячно высылал жене алименты. Для этого они с Толей специально ездили на почту. Тогда Володя и рассказал Толе, что придумал «Скалолазку» специально для меня».
Альпинистка Мария Готовцева | Фото: aif.ru
Рядом с местом съемок на одной из соседних вершин случился камнепад, из-за которого погиб альпинист-инструктор Георгий Живлюк. Когда об этом стало известно, у подножия собралось человек 20 спортсменов, готовых отправиться на место трагедии. Но руководитель спасательного отряда сказал, что столько человек наверху не нужно, а вот от помощи Марии Готовцевой не отказался.
Высоцкого очень поразил этот факт – неужели одна хрупкая женщина стоит двадцати крепких мужчин? По предположению альпинистки, именно в тот момент у него и родилась песня «Скалолазка».
Альпинистка Мария Готовцева | Фото: rg.ru
Альпинистка Мария Готовцева | Фото: rg.ru, mountain.ru
Поскольку сам поэт посвящения к этой песни не оставил, спорить о том, кто стал его музой, можно до бесконечности. Как бы то ни было, для многих поклонников творчества Высоцкого «Скалолазка», как и другие песни из фильма «Вертикаль», остается одной из самых любимых.
Владимир Высоцкий в фильме *Вертикаль*, 1966 | Фото: echo.msk.ru
Афиша фильма | Фото: kino-teatr.ru
Актриса Лариса Лужина только спустя годы рассказала о том, какие отношения ее на самом деле связывали на съемках с Владимиром Как появилась песня «Она была в Париже»
Как появилась песня «Она была в Париже», и Почему музу Высоцкого за границей приняли за девушку легкого поведения
Лариса Лужина и Владимир Высоцкий | Фото: sputnik.by и kino-teatr.ru
Многие уверены в том, что одну из самых знаменитых своих песен «Она была в Париже» Владимир Высоцкий посвятил Марине Влади, однако у строк «Но что ей до меня – она была в Париже, и сам Марсель Марсо ей что-то говорил» был совсем другой адресат. Дело в том, что Марина Влади не «была», а «жила» в Париже, к тому же стихи родились за год до знакомства с ней. А вот известная советская актриса Лариса Лужина действительно часто бывала за границей на кинофестивалях, но, узнав о том, что эта песня – о ней, не на шутку рассердилась…
Актриса в юности | Фото: kino-teatr.ru
В 1960-1970-х гг. Лариса Лужина была одной из самых востребованных и популярных советских актрис и одной из первых красавиц, которых знали не только в СССР, но и за рубежом. Ее судьба достойна того, чтобы стать отдельным сюжетом для фильма. Детство Ларисы Лужиной прошло в блокадном Ленинграде. Тогда она потеряла старшую сестру, отца и бабушку, а сама чудом осталась жива. После войны она с матерью переехала к родственникам в Таллинн, где они ютились в 6-метровой комнатке. Первое время ей приходилось спать на стульях – там даже не было кровати.
Семья жила очень бедно, и позже актриса признавалась, что главным ощущением ее детства был голод.
Актриса в юности | Фото: kino-teatr.ru
Об актерской профессии Лариса Лужина мечтала еще в детстве, когда начала посещать школьный драмкружок. После окончания учебы она попыталась поступить в театральный институт в Ленинграде, но не прошла по конкурсу. Пришлось устроиться на фармацевтическую, а потом – на кондитерскую фабрику.
Ее судьба могла сложиться совсем по-другому, если бы однажды она не решила попробовать себя в роли манекенщицы. Как-то раз она увидела объявление в газете о том, что девушек приглашают на «просмотр» (слова «кастинг» тогда еще не было) в Дом моделей. Лариса была очень худенькой, из-за чего еще в школе ее дразнили «плоскодонкой», и ее взяли на показ подростковых моделей.
Актриса, которой Владимир Высоцкий посвятил песню *Она была в Париже* | Фото: kino-teatr.ru
Тогда профессия манекенщицы не только не была престижной, но и считалась легкомысленным занятием. Из-за этого Лужиной даже пришлось оставить работу секретаря в министерстве здравоохранения Эстонии – начальство было против того, чтобы сотрудники занимались таким «предосудительным» делом. Сама она вспоминала, что этот труд не был сплошным праздником – на примерках нужно было часами стоять в одной и той же позе, после чего ломило все тело. Но благодаря модным показам и тому, что ее фотографии появились в модном журнале «Силуэт», на красоту Лужиной обратили внимание режиссеры и предложили ей эпизодическую роль в фильме «Незваные гости».
На съемках она познакомилась с актрисой Лейдой Лайус, и та показала ее фотографии режиссеру Сергею Герасимову. После этого Лужину пригласили на прослушивание и приняли во ВГИК.
Кадр из фильма *На семи ветрах*, 1962 | Фото: kino-teatr.ru
Первый успех пришел к ней после съемок в фильме «На семи ветрах» у Станислава Ростоцкого. Картину показывали на международных фестивалях, и вместе с группой Лужина в 1962 г. представляла фильм в Каннах. Для этой поездки ей из Дома моделей в Таллинне прислали два красивых платья, а во Франции эмигрантка Надежда Леже, жена французского модельера, подарила ей еще одно, в котором она произвела фурор. Во всех газетах потом писали: «Русская актриса была в платье, достойном самой Мэрилин Монро». После Канн она бывала на кинофестивалях в Дублине, Осло, Варшаве и даже ездила в Иран. А по возвращении в СССР Станислав Говорухин пригласил ее на съемки фильма «Вертикаль», где главную роль исполнил Владимир Высоцкий.
Об этих съемках у актрисы остались противоречивые впечатления. С одной стороны, она была счастлива работать в таком коллективе, с другой – тяжело переносила условия, в которых они находились в течение 5 месяцев. Съемки проходили высоко в горах Приэльбрусья, группа жила в палатках на леднике, где было очень холодно. Но потом Лужина признавалась, что никогда в жизни не видела ничего красивее этого пейзажа. К тому же атмосфера на съемках была неповторимой: «Вся съёмочная группа «Вертикали» – молодёжь, все влюблены в горы, счастливы. Благодаря фильму мы все узнали, как это – идти на преодоление, покорять вершину… Романтика настоящая… Мы не видели, как Володя пишет, но через какое-то время он уже представлял нам готовую песню. Высоцкий постоянно нам пел, уговаривать его не надо было… Володя мне интересен был просто как человек. А он... Может, у него что-то и было ко мне, кто знает...». Благодаря участию Высоцкого фильм «Вертикаль» стал культовым и принес актрисе невероятную популярность.
На тот момент Лужина была замужем за кинооператором Алексеем Чардыниным, который дружил с Высоцким, и поэт часто бывал у них в гостях. Он оказывал знаки внимания Ларисе, но она не отвечала ему взаимностью. Однажды Лужина рассказала ему о том, как во время поездки в Париж ей захотелось погулять по городу, но их делегации запрещали по вечерам выходить из гостиницы, и она ходила по соседней улице взад-вперед. Позже актриса со смехом рассказывала: «Можно сказать, что я произвела настоящий фурор – мужчины, глядя на меня, просто головы сворачивали. Когда, вернувшись в гостиницу, я похвасталась своим успехом, все расхохотались: «Ты ходила по Сен-Дени – знаменитой улице проституток, неудивительно, что тебя принимали за одну из этих девиц!».
Лариса Лужина и Владимир Высоцкий | Фото: 24smi.org
Когда Лужина рассказала эту историю Высоцкому, он рассмеялся, а позже признался в том, что посвятил ей песню. Когда актриса ее впервые услышала, она была возмущена: «Наверное, я ждала иного, потому что «Она была в Париже» показалась мне не по-доброму насмешливой, и я даже немного обиделась. Меня очень задели слова «Пусть пробуют они. Я лучше пережду». Время все расставило на свои места, сегодня она вызывает у меня легкую грусть и воспоминания о Володе». Ей поначалу показалось, что адресат этих стихов – слишком легкомысленная барышня, и поэтому она долгое время не признавалась в том, что строки были адресованы именно ей.
Этот секрет раскрыл в одном из интервью Станислав Говорухин, и Лужину засыпали вопросами о романе с Высоцком, которого на самом деле не было. Она до сих пор терпеливо объясняет журналистам, что их связывали только дружеские отношения, а увлечение Высоцкого быстро прошло.
Впоследствии они не поддерживали связи и только здоровались при встрече.
Владимир Высоцкий на фоне афиш с репертуаром Театра на Таганке | Фото: sputnik.by
После этого Высоцкий познакомился с Мариной Влади и вскоре на ней женился, а Лариса Лужина выходила замуж еще трижды, но на склоне лет осталась одна. Актриса признавалась: «Несмотря на четыре брака, настоящей любви я, как мне кажется, так и не испытала. Нет, конечно, я влюблялась и в меня влюблялись, но чувства эти довольно быстро проходили, а отношений, которые можно было пронести через всю жизнь, так и не случилось. Зато я счастливая мать и бабушка, у меня уже трое внуков».
Актриса, которой Владимир Высоцкий посвятил песню *Она была в Париже* | Фото: uznayvse.ru
Фильм «На семи ветрах» так и остался ее самой известной работой, в эпоху перестройки актриса почти перестала сниматься и вернулась на экраны только в начале 2000-х гг., когда ей стали предлагать роли в сериалах. И в зрелом возрасте она великолепно выглядит, но сожалеет о том, что не смогла в полной мере реализовать свой творческий потенциал – несмотря на более 100 работ в фильмографии, многие ее роли оказались проходными и не были замечены зрителями.