Грядущее опоры лишено, прошедшее поругано жестоко.
Настоящее есть следствие прошедшего, а потому всегда обращай свой взор на Зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок.
К. Прудков
История - это очень злой и циничный учитель. «История сначала дает урок, а потом даже не пытается объяснить». В своей собственной жизни порой очень трудно извлечь урок из прошлых ошибок. Что уж говорить о целой стране. И испокон веков человек пытается предсказать, угадать, что с ним произойдет в будущем. Все для того, чтобы остаться на плаву, выжить, не потерять равновесия, встать на тонкую жизненную нить бытия праведного, ведущую к «городу солнца» или «Царству Божьему». Ибо в противном случае, не видя пути, не угадав его, человек собьется и, в конце концов, сгинет в пропасти «суеты и томления духа» человеческого! И сложилось так, что человек по сути своей угадчик. И постоянно пребывает в состоянии поиска пути. Словно с завязанными глазами он бежит по лесу в надежде не сбить лбом дерево ложной истины.… Хотя достаточно лишь сорвать смелым движением повязку безнадежного мрака, открыть глаза и взглянуть на мир без оков и преград, «на мир бесконечных возможностей», «на мир без границ». Для этого надо учиться видеть и понимать! Видеть причины и понимать происходящее, воспринимая его как следствие содеянного ранее. И это единственный путь, следуя по которому человек, имея бесконечный опыт прошлого, будет в состоянии пройти тропу восхождения от Мрака к Свету.
Но в наше время происходит утрата опыта прошлых лет, утрата священной связи с предками, которая помогала познать «путь», и очень актуально начинает звучать выражение «Иван, не помнящий родства», во многом благодаря этому мы слепо готовы из реза в раз наступать на одни и те же грабли. Но печальнее всего то, что зачастую проблема даже не в том, что люди не знают своей истории, а в том, что существует великое множество литературно-художественных концепций и взглядов на исторический процесс, читать которые куда более интересней, чем скучные исторические труды. И в этих произведениях очень часто бывает так, что их художественная основа идет вразрез с исторической правдой, основанной на фактах.
. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбур, Домбровский, явили собой «лагерную» концепцию, то есть стали свидетелями, художественно запечатлевшими ужасы лагерей, тюрем, изоляторов. Все они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, как уничтожает человека само государство через репрессии и насилие. Наиболее достоверно описывают лагерь Александр Солженицын в своих легендарных произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и Варлам Шаламов в «Колымских рассказах». «Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы» писались не один год и являются своего рода энциклопедией лагерной жизни.
В своих произведениях оба писателя при описании концлагерей и тюрем добиваются эффекта жизненной убедительности и психологической достоверности, текст наполнен приметами непридуманной реальности. В рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича» большая часть персонажей – подлинные, взятые из жизни герои, к примеру, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Только главный герой рассказа Шухов содержит собирательный образ солдата-артиллериста той батареи, которой командовал на фронте сам автор, и заключенного Щ-262 Солженицына. «Колымские рассказы» Шаламова тесно связаны с отбыванием ссылки самого писателя на Колыме. Это доказывает и высокая степень детализированности. Автор уделяет внимание страшным подробностям, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников.
Совершенно естественно, что, глядя на такую картину мира, глядя на литературно-историческую концепцию Солженицына, Шаламова и других, рисующую сугубо личностное восприятие и толкование такого спорного исторического периода, как период Сталинской диктатуры; человек лишается такой опоры, как «великая история Отечества» XX-ого века. Громадный исторический период, непосредственно связанный с настоящим, предстает как период кромешной тьмы и дьявольщины. Разумеется, что человек, для которого прошлое его страны – это только репрессии и насилие, лишен опоры в будущем, лишен веры в будущее, лишен самого будущего.