Ходил в кино на "Брестскую крепость". Слов нет, одни эмоции. Женщина, которая рядом со мной сидела, под конец расплакалась, сам, можно сказать, с трудом удержался.
Фильм сделан по-советски добротно, начинаешь понимать что мог бы представлять собой отечественный кинематограф, если бы не известная катастрофа 90-х. Фильм описывает реально происходившие события с той максимальной точностью, которая вообще возможна в художественном произведении. Может быть всего несколько эпизодов не имели место в реальном Бресте, но они не выдуманы, просто происходили в самом начале войны в других местах.
Столь скрупулезный подход оборачивается для авторов фильма некоторым риском. Тема, которую они так подробно раскрывают слишком обширна для одного кинофильма. Истории майора Гаврилова (Александр Коршунов), комиссара Фомина (Павел Деревянко) и начальника погранзаставы Кижеватова (Андрей Мерзликин) вполне могли бы стать отдельными произведениями. Их объединяет не общая сюжетная линия, а "единство времени места и действия" которые предоставила им осажденная крепость. Но когда главным героем выступает реальная история, хочется взглянуть на ситуацию со всех сторон. Хочется видеть какими резонами руководствуются не только защитники но и враг, как непредвиденное сопротивление в самом начале столь удачно начавшейся войны ломает его планы. Этого в фильме нет. Враги здесь не имеют лиц, они показаны так, как видели их настоящие защитники Бреста - серой безликой массой, которая пришла чтобы их убить. Точкой сборки трех историй выступает история Сашки Акимова (Алеша Копашов), кульминацией - финал фильма, когда он, постаревший, возвращается в Брест. В литературе я бы приветствовал такой подход, но в фильме это выглядит необычно.
Подумалось, что "Брестская крепость" - это идеальный фильм-катастрофа. Точнее - идеальный именно для нашего зрителя. Искусство, а в особенности киноискусство, занимается тем, что продуцирует у зрителя эмоции. Страх - это тоже эмоция и ее эксплуатирую жанры "фильмов-ужасов" и "фильмов-катастроф". Есть, однако, вещи, которых разные народы боятся по разному. Именно поэтому голливудские "ужастики" зачастую выглядя для нас как комедия, а отечественные попытки подражания им оборачиваются жалким эпигонством. "Брестская крепость" этого недостатка лишена - сразу видно, что снималась она нашими людьми и для наших людей: качество в наше время, когда все норовят сравнить с "мировыми образцами", крайне редкое. Есть хороший текст, описывающий эти различия:
"Русский ужас" начинается тогда, когда самозащита не срабатывает: когда ты считаешь, что находишься в безопасности, а зло тебя цап. Пакт о ненападении нарушен, полагаемая надёжной защита оказалась пшиком. ... "Западный" человек боится чужого успеха за свой счёт; русский боится оказаться беззащитным.
Именно посмотрев этот фильм окончательно понимаешь, что имел ввиду автор.
Не знаю, правда-ли, но слышал, что "Брестская крепость" должна была выйти в прокат 22 июня. И переносу премьеры на несколько месяцев фильм был обязан Михалкову, пристраивавшему свой помойный высер. Жалко если так, хотя к Михалкову хуже относится не стану, там дальше уже некуда.