Марта Бетенфельд появилась на свет в апреле 1889 года в коммуне Бламон департамента Мёрт и Мозель на северо-востоке Франции. Её мать Мари Ларизант работала уборщицей, отец Луи Бетенфельд служил на пивоварне, что не могло не сказаться на его любви к спиртным напиткам, которые он употреблял в непозволительных количествах. Несколько лет Марта училась в католической школе, а по достижении 14 лет родители определили девочку в ученицы портного по пошиву брюк в Нанси.
Первая мировая война началась в 1914 году с молниеносного вторжения Германии в Францию и Бельгию. Многие полагали, что война будет короткой и отсутствие женщин на фронте не скажется на сексуальном поведении немецких солдат. Но война, как это часто бывает, вдруг приобрела затяжной характер, и в результате участились случаи сексуального насилия. Солдаты на оккупированных территориях видели в женщине в первую очередь сексуальный объект, и в скором времени насилие и вовсе стало «нормой». Поэтому командованию германскими вооружёнными силами пришлось признать существование проблемы и как-то её решать.
Тем более что солдаты, посещавшие местные дома терпимости, часто заражались венерическими заболеваниями, а это серьёзно подрывало боеспособность армии. Командиры пытались сохранить здоровье солдат, однако призывы не поддаваться «французскому разврату» и сохранять себя для жён, естественно, не давали должного эффекта.
Это занятие нисколько не вдохновляло Марту, и она очень скоро сбежала, но полиция быстро обратила внимание на девочку-подростка, пристававшую на улице к прохожим, и вернула беглянку родителям. Дома она пробыла недолго, снова сбежала и в этот раз уже целенаправленно решила обеспечить себе пропитание, торгуя собственным телом. Нельзя сказать, что эта работа Марте нравилась, но деваться ей было совершенно некуда, и она безропотно обслуживала едва ли не по 50 мужчин ежедневно в доме терпимости до тех пор, пока не заболела .
С работы Марту выгнали, а после окончания лечения она оказалась в Париже. Там она успела влюбиться в очаровательного итальянца, сумевшего использовать чувства девушки с выгодой для себя. Предмет страсти Марты без тени сомнения определил девушку в элитный «maison clos». Кажется, именно там и познакомилась «ночная бабочка» с весьма обеспеченным промышленником Анри Рише. Он откровенно симпатизировал Марте и смог полностью изменить её жизнь. Поначалу он просто хотел сделать Марту своей содержанкой, однако чувства оказались сильнее предрассудков, и вскоре девушка стала его законной женой.
К сожалению, супругам так и не удалось убрать имя мадам Ришар из справочника с указанием женщин лёгкого поведения Парижа. После безуспешных попыток они махнули на всё рукой, а Марта всецело предалась своему новому увлечению – самолётам. Она стала шестой женщиной во Франции, получившей удостоверение пилота.
Спустя всего два с половиной месяца, в последний день августа 1913 года Марта Ришар получила серьёзную травму во время неудачной посадки, три недели находилась в коме, утратила возможность иметь детей, но сохранила страсть к полётам. И получила в подарок от любящего мужа новенький Caudron G3. Она просто влюбилась в небо и даже собиралась установить рекорд среди женщин-авиаторов, совершив самый продолжительный на то время перелёт, но вместе с другой женщиной-пилотом потерпела аварию.
Когда началась Первая мировая война, Марта Ришар жаждала принимать участие в боевых действиях, однако в военную авиацию её, как и других женщин-пилотов, не взяли. Она не теряла надежды и стала горячо убеждать военное командование дать ей возможность отомстить за мужа, погибшего на фронте в мае 1916 года под Верденом. Но её просьбы удовлетворены не были.
Зато на горизонте появился Жан Виолан, российский эмигрант, работавший на французскую разведку. По сути, именно он и стал её «крестным отцом» в мире шпионажа. В июне 1913 года Марта Ришар оказалась с секретной миссией в Испании, где провела больше года, выполняя тайные задания. Она очаровала немецкого военно-морского атташе и приняла его предложение работать на немцев, сообщив, о том, что завербована противником. Естественно, согласие её было мнимым и служило только тому, чтобы собирать нужные сведения для своей страны.
Марта была у немцев на хорошем счету, благодаря чему помогла выловить всех шпионов, направляемых во Францию. Ришар, по указке немецкой разведки, открыла салон красоты «Зеркало жаворонков», служивший прикрытием школы подготовки агентов для забрасывания во Францию. Правда, из-за того, что курировавший её капитан Ладу оказался двойным агентом, её саму исключили из списка агентов и даже обвинили, вместе с Матой Хари, в работе на Германию.
с первым мужем
Весной 1926 года Марта Ришар вышла замуж во второй раз, теперь за англичанина Томаса Кромптона, финансового директора Фонда Рокфеллера. Впрочем, и второй брак Марты Ришар продлился недолго: спустя два года её супруг умер. После его смерти «весёлая вдова» вернулась в Париж и занялась общественной деятельностью, решив защищать права женщин.
Она с удовольствием даёт интервью, не забывая рассказать, чем ей довелось заниматься в юности. В 1935 году она издала книгу «Моя жизнь в качестве шпионки на службе Франции», тут же стала национальной героиней и была удостоена ордена Почетного легиона. В том же году она получила лицензию пилота туристических самолётов. Правда, из-за этого она оставила правозащитную деятельность, зато сделала многое для популяризации авиации и получила от Министерства воздушного транспорта осенью 1935 года специальный самолет. В 1937 году о ней был снят фильм «Марта Ришар на службе Франции».
Во время Второй мировой войны она стала активной участницей Сопротивления. Она проживала два года в Виши, знакомилась с высокими чинами гестапо и передавала полученную от них информацию в штаб. Но в декабре 1942 года её арестовали и отправили в немецкий концлагерь. Только поражение Германии позволило ей избежать гибели. Позже события того времени найдут отражение в её новой книге «Моя женская судьба», изданной в 1974 году.
После окончания Второй мировой войны Марта Ришар была избрана муниципальным советником в Париже, а в декабре того же года внесла в городской совет законопроект о закрытии всех публичных домов. Благодаря полученной поддержке он вступил в силу, и в течение нескольких месяцев парижские дома терпимости были закрыты. Марта Ришар пошла дальше и инициировала запрет на деятельность публичных домов уже по всей Франции, который вступил в силу в апреле 1946 года. Почти полторы тысячи заведений с «ночными бабочками» прекратили своё существование.
Марта Ришар была не слишком удобным политиком. Она всегда говорила то, что думает и удивляла своей непредсказуемостью. В 1960-е годы её репутацию попытались опорочить, обвиняли в том, что она якобы работала не только на французскую разведку, но ещё на британскую и немецкую.
Против неё было даже возбуждено уголовное дело, которое вёл инспектор Главного управления национальной безопасности Жак Деларю, предъявивший ей обвинения в создании преступной организации, которая во время немецкой оккупации занималась налётами и кражами драгоценностей. Так Марта Ришар в 1954 году оказалась в тюрьме. Правда, состава преступления в её действиях так и не нашли, освободив из-под стражи в мае 1955 года.
До конца своих дней Марта Ришар оставалась активисткой и медийной личностью. Она с удовольствием давала интервью, принимала участие в съёмках телепередач, выступала на радио, публиковала в разных изданиях свои мемуары. Она умерла в 92 года в своём доме в Париже. Урна с прахом захоронена на кладбище Пер-Лашез.
Марта Ришар во время Первой мировой войны не стала отсиживаться дома, а решила использовать собственную красоту, чтобы помочь своей стране победить. Впрочем, она была далеко не одинока в патриотических стремлениях, в те далёкие годы многие женщины совершали подвиги и впоследствии становились настоящими легендами.