Мэрилин Монро – легендарная sex-appeal Америки 50-х годов прошлого века, равнозначно сводившая с ума как простых работяг, так и президентов. Ее так и не признанные Киноакадемией роли в кино (голливудская кинодива ни разу не была номинирована на «Оскар») знает весь мир: «Зуд седьмого года» (режиссёр Билли Уайлдер), «Автобусная остановка» (Джошуа Логан), «Принц и танцовщица/статистка» (Лоуренс Оливье), «Некоторые любят погорячее/В джазе только девушки» (Билли Уайлдер)… Жизнь, творчество и загадочная смерть самой непревзойденной блондинки эпохи и сегодня интересуют ее многочисленных поклонников.
Если хоть у одной голливудской звезды и было детство, о котором не хочется вспоминать, то это именно Мэрилин Монро. Рожденная 1 июня 1926 года в приюте при больнице Лос-Анджелеса, она за всю жизнь так и не узнала доподлинно, кто был ее родным отцом. Новоиспеченная мать, Глэдис Перл Монро, назвала дочку Нормой Джин, а отцом записала своего второго мужа – Мартина Мортенсона, от которого ушла еще до того, как узнала о беременности.
В некоторых источниках родителем значится первый супруг Глэдис – Джон Нэйтон Бейкер, но с ним мать новорожденной к этому времени была давно разведена. При крещении Норма получила его фамилию. В дальнейшем возникла еще одна версия отцовства, неоднократно озвучиваемая матерью Нормы. Та утверждала, что родила ее от Чарльза Стэнли Гиффорда, недолгий роман с которым у нее случился во время работы в кинокомпании «Консолидэйтэд филм».
Но такие заявления никто не воспринимал всерьез, поскольку у Глэдис начала прогрессировать наследственная болезнь, из-за которой она все чаще находилась на лечении в психиатрической больнице Норуолка. Женщина опасалась за свое ментальное здоровье, так как считала, что унаследовала «дурные гены» отца, Отиса Монро. Когда умер отец, ее мать, Делла Монро, объявила его душевнобольным. На самом деле мужчина скончался из-за сифилиса мозга, который подхватил, пока работал в Мексике в антисанитарных условиях.
После смерти мужа Делла вела весьма фривольную жизнь, пренебрегала родительскими обязанностями. Глэдис унаследовала похожее отношение к семейной жизни и родительству. За первого мужа она вышла в 14 лет (ему было 26), за следующие два года она дважды стала мамой, но быстро охладела и к супругу и к детям, которые остались жить с отцом.
Глэдис переехала в Голливуд и устроилась на киностудию помощницей монтажера, работала под началом Грейс МакКи. Они подружились, вместе снимали квартиру. Глэдис вышла замуж за Мартина Мортенсона, который, как уже упоминалось выше, наиболее вероятный биологический отец Мэрилин, но уже через 4 месяца подала на развод и вернулась в квартиру Грейс.
Итак, утром 1 июня 1926 года на свет появилась девочка, которой было суждено стать самой яркой кинодивой XX века. Глэдис и в этот раз не собиралась взваливать на себя тяжкую ношу материнства. В те годы в США была распространена практика, когда бедняки отдавали детей в благополучные семьи. Опекуны получали от государства социальные выплаты, а дети росли в тепле и были сыты. Делла посоветовала Глэдис отдать новорожденную Норму на воспитание в семью Иды и Альберту Болендерам, уже воспитывавшим двоих родных и одного приемного ребенка.
Болендеры не были обеспеченными, но и не бедствовали. Получая за Норму 25 долларов в неделю, супруги честно исполняли обязанности опекунов. Глэдис порой заходила к малышке, водила ее погулять, покупала мороженое и возвращала Болендерам, людям набожным и строгим, запрещавшим в своем доме любые развлечения. Больше всего на свете Норма ждала визитов мамы – она, по крайней мере, разрешала называть себя «мамой», в отличие от подчеркнуто холодной тети Иды.
Единственной отдушиной маленькой Нормы был приблудный пес по кличке Типпи. Болендеры разрешили девочке оставить питомца, когда она пообещала, что будет ухаживать за ним сама. Но вскоре после 7 дня рождения Нормы взбешенный сосед Болендеров застрелил Типпи из-за громкого лая. После этого инцидента Глэдис забрала Норму к себе на съемную квартиру.
Было бы наивно полагать, что этот случай заставит Глэдис стать хорошей матерью. Норма была предоставлена самой себе, пошла в школу, но быстро попала в разряд отстающих. Очень скоро Глэдис между тем лишилась большой части ежемесячного дохода – умер ее прадедушка, с которым у женщины были хорошие отношения, и старик регулярно присылал ей деньги. Собственная зарплата Глэдис была крохотной, а тут еще дочь требует кушать… Женщина впала в беспросветную депрессию и после нескольких попыток закончить свою жизнь была помещена в психиатрическую лечебницу «Ливанские кедры», откуда уже не вышла.
От приюта маленькую Норму спасла Грейс МакКи, подруга Глэдис с киностудии. Она оформила опекунство, и в жизни девочки наступила светлая полоса. Грейс завалила Норму подарками, покупала ей красивые платья и не уставала повторять, какая же она красивая. Но сказке пришел конец, когда Грейс вышла замуж за Эрвина Годдарда, и ее избранник привел в дом дочь от первого брака. Грейс настаивала, чтобы Норма осталась жить с ними, но ее новый муж так мало зарабатывал, что обеспечить двоих детей они не могли. Приемной дочери больше не было места в их доме.
Норма попала в приют. Грейс регулярно навещала ее каждую субботу. Когда девочке исполнилось 11, МакКи забрала ее из приюта. В один из вечеров, пока Грейс была на работе, Эрвин напился и попытался изнасиловать Норму. Грейс вернулась как раз, когда он придавил девочку своим телом и попытался снять с нее одежду. Разразился скандал, причем досталось и Норме, которую Грейс приревновала к мужу. На память об этом случае у жертвы осталось заикание.
Положение Нормы резко ухудшилось. Она разыскала дальнюю родственницу Иду Мартин, которая приходилась будущей актрисе двоюродной бабушкой. Грейс с легким сердцем отпустила Норму к родственникам и даже подкидывала Иде доллар-другой на содержание «проблемного» подростка, ведь женщина и так воспитывала троих внуков. А проблемы действительно вскоре появились: Ида застукала Норму за «запретными удовольствиями» с другим внуком.
Увы, Анна была тяжело больна, и к своему 15-летию Норме пришлось вернуться в семью Грейс и ее мужа-насильника. На этом ее злоключения закончились: Эрвин игнорировал падчерицу и не вспоминал о том инциденте, Норма сблизилась с его дочерью Бебе, а также начала работать над устранением заикания, что заняло у нее три года.
Нищета и одиночество, сопровождавшие девочку с самого рождения, наложили отпечаток на всю ее дальнейшую судьбу.
Не от большой любви, а от поселившейся в душе тоски шестнадцатилетняя Норма приняла предложение 20-летнего Джеймса (Джима) Догерти (по разным источникам – то ли рабочего авиазавода, то ли гробовщика), надеясь в семейной жизни обрести так отчаянно недостающую стабильность и заботу. Новоиспеченный муж не дал ей ни того, ни другого и вскоре ушел в море с торговым флотом. Америка воевала, и Норма, так и не окончив школу, устроилась на авиационный завод, в основном потому, что он был рядом с домом.
В 1944 году на завод приехал военный фоторепортер Дэвид Коновер, снимавший серию воодушевляющих кадров для военного журнала. И он в корне изменил серую жизнь сироты.
Пораженный сексуальным магнетизмом очаровательной «простушки», фотограф заплатил ей 5 долларов за час позирования. Фотографии он разослал по модельным агентствам, и вскоре Норма украшала собой обложки многочисленных журналов.
1946 год принес ей первый контракт с киностудией 20th Century Fox, развод с Догерти, полную смену облика и имени: Норма стала Мэрилин. Из прошлой жизни осталась лишь девичья фамилия матери – Монро.
Роскошная платиновая блондинка с неподражаемой улыбкой и манящим взглядом снималась в своих первых эпизодических ролях. Фильмы откровенно слабые, проходящие, но начинающая актриса радовалась каждой возможности поучиться актерскому мастерству. Монро мечтала играть настоящие, полные драматизма роли и брала частные уроки у эмигранта Михаила Чехова, русского актера, служившего раньше в Московском художественном театре. Попутно она занималась в актерской студии Ли Страсберга в Нью-Йорке, читала по совету Чехова русскую классику.
Увы, режиссеры нещадно эксплуатировали образ недалекой, но притягательной секс-бомбы, и Мэрилин снималась в «Любовном гнездышке» (1951), «Столкновении в ночи» (1952), «Ниагаре» (1953). Всеобщее восхищение и зашкаливающую популярность принесла ей роль в фильмах «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера» (оба сняты в 1953 году). На фоне небывалого успеха, толп поклонников и ежедневных признаний в любви, Мэрилин так и осталась внутренне одинокой, опасающейся разочарований юной Нормой.
В 1956 году Монро снималась в паре с Джоном Мюрреем в мелодраматичной комедии «Автобусная остановка» и впервые за актерскую карьеру номинировалась на премию «Золотой глобус». Далее актриса работала в совместном британско-американском проекте «Принц и танцовщица» (1957). Ее партнером и одновременно режиссером картины был Лоуренс Оливье.
И вновь Монро в числе номинанток (теперь уже в Британской киноакадемии), как лучшая иностранная актриса, но… приз ушел к Симоне Синьоре. И лишь после фильма «Некоторые любят погорячее/В джазе только девушки» американские кинокритики наконец признали ее лучшей комедийной актрисой и Мэрилин в 1960 году достался первый в жизни кинематографический приз – «Золотой глобус» за роль Душечки.
Монро все же получила ту самую драматическую роль, о которой так долго мечтала. Актриса играла практически саму себя: отчаявшуюся, разочаровавшуюся в мужчинах разведенную женщину, путешествующую вместе с двумя друзьями-ковбоями в надежде найти заработок. Снималась она в картине «Неприкаянные»(1961) вместе с эффектным Монтгомери Клифтом и все еще харизматичным Кларком Гейблом, для которого эта работа, как и для Мэрилин, оказалась последней в кино.
Долгое время избегавшая серьезных свиданий, в 1954 году актриса все же отважилась выйти замуж во второй раз. Ее избранником стал сицилийский эмигрант, игрок высшей бейсбольной лиги Джо Ди Маджио. Самовлюбленный и сам привыкший к поклонению фанатов, Ди Маджио никак не мог смириться с невероятной популярностью жены. Брак не продержался и года. Разрушительная ревность Джо, особенно после съемок Монро в фильме «Зуд седьмого года» (1955), который все помнят по эпизоду развевающегося платья, привели к скандалу с рукоприкладством и последующему разводу.
В 1956 году актриса в третий раз вышла замуж за драматурга и признанного в Америке интеллектуала Артура Миллера. Их взаимный интерес возник гораздо раньше, тем не менее, серьезные отношения завязались лишь когда Мэрилин развелась с Ди Маджио, а брак Миллера дышал на ладан. Церемония бракосочетания была скромной, в числе приглашенных – только родственники и близкие друзья.
Несмотря на профессиональные успехи, какой-то злой рок висел над самой роскошной блондинкой Америки, что касалось семейной жизни, которая и в третий раз потерпела крах. Все мужчины, с которыми Мэрилин Монро официально решалась связать свою судьбу, до свадьбы практически боготворили свою избранницу. Как только же становились мужьями, словно забывали, с какой женщиной живут и всеми силами пытались переделать ее «под себя», сделать из Мэрилин обычную земную женщину.
Третий развод в 1961 году вверг Мэрилин в отчаянную депрессию. Не получилось у нее создать крепкую и счастливую семью, о которой она мечтала с детства. Остается кино, любовь публики, мимолетные романы и… алкоголь, которым она запивала снотворное.
29 мая 1962 года Америка праздновала 45-летие самого молодого президента Джона Кеннеди. Торжественный прием в Madison Square Garden оглашался волнующим «Happy Birthday, Mr. President, Happy Birthday to you». Прекрасная женщина со сцены поздравляла своего любимого и, как она думает, любящего мужчину. Скоро сбудется ее самая заветная мечта, у нее будет самая чудесная семья, она станет самой неповторимой первой леди Соединенных Штатов!
…Такие мысли и даже высказывания приписывали Мэрилин Монро, перед чьим обаянием, сексуальностью и искренностью не устоял даже президент страны. Как было на самом деле, непосредственные участники разворачивающейся в те дни драмы уже не расскажут. Можно лишь догадываться, какие бури бушевали в душе Жаклин Кеннеди, официальной жены президента, какую роль в скорой развязке сыграл брат президента Роберт и о чем молчал сам Джон Кеннеди. Заветной мечте все равно не суждено было сбыться.
Со дня рождения прошло два месяца. 5 августа служанка Мэрилин вызвала полицию, поскольку ей непривычно видеть свет в окнах хозяйки во внеурочное время. Полиция нашла актрису в спальне, с телефонной трубкой в руках и зафиксировала ее смерть. В заключении врача, которое впоследствии вызвало массу версий гибели Мэрилин Монро, было написано: «Вероятно, самоубийство». Но личность предполагаемой самоубийцы такова, что поверить в официальную версию ни журналисты, ни ее поклонники не могли.
Возникли слухи о причастности клана Кеннеди к смерти всеобщей любимицы, а также мафии и спецслужб, доведении ее до самоубийства личным психологом Монро. Загадочная смерть актрисы не давала покоя исследователям всех мастей, о ней писали книги, снимали кинофильмы. В возрасте всего 36 лет талантливая и прекрасная Мэрилин Монро ушла из жизни с последними словами из интервью Ричарду Мэриману: «Я прошу вас, не делайте меня смешной».
Мэрилин Монро похоронена в склепе на Вествудском кладбище в Лос-Анджелесе