![(363x227, 29Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/b/1/17191/17191162_2_MG_0127.jpg)
Боюсь мне опять придется выступить в неблагодарной роли «плюющего против ветра».
Как всем известно, вчера состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении Между РПЦ МП и РПЦЗ(Л). В отличие от подавляющего большинства, не могу сказать, что это событие вызывает во мне радость. Позволю себе изложить здесь несколько мыслей по этому поводу.
Во-первых, меня просто потрясло удивление
отец_Агафангел по поводу того, что Патр. Алексий II и Митр. Лавр в своих приветствиях сначала обратились к В. Путину, выраженное здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/54320/post39493664/. Мне представляется, что для любого здравомыслящего человека совершенно очевидно, что объединение – дело рук именно президента, и именно он, а не патриарх «имеет право войти в историю под именем Объединителя». Другими словами, объединение – акт, в первую очередь, политический, а не церковный, выражающий, главным образом волю власть имущих (возникает естественный вопрос: зачем им это надо?). Существование у российских властей рычагов давления на руководство МП для меня – несомненно. А вот каким образом заставили «зарубежную» иерархию явным образом проигнорировать решения IV Всезарубежного собора (
http://www.pravos.org/docs/doc338.htm) – вопрос, на мой взгляд, очень интересный.
Во-вторых, объективно, часть проблем, препятствовавших объединению – в первую очередь, публичное признание со стороны МП «сергианства» и экуменизма учениями, не соответствующими Православной вере и выход из «Всемирного совета церквей» – разрешена так и не была.
В-третьих, путем «объединения» была ликвидирована канонически-безупречная, твердая, но доброжелательная «оппозиция» лжеучениям, проникшим в церковную ограду МП. Исчез фактор влияния (весьма благотворного, по мнению многих представителей духовенства самой МП), стимулировавший к избавлению от ложных идей, навязанных Церкви богоборческим коммунистическим режимом.
В-четвертых, в следствие этого, вопрос борьбы за очищение Церкви от означенных лжеучений «отдан на откуп» различным группам «суперправославных» сектантского толка (около десятка различных «юрисдикций русской традиции» крайне сомнительной каноничности, пребывающих в состоянии деления и хронической междоусобной грызни) да сомнительной вменяемости «ревнителям» из МП, не покидающим патриархии, хоть и почитающим ее руководство «жидофилами» и еретиками.
В-пятых, в самой РПЦЗ(Л) неприятие такого «беспринципного» соглашения весьма велико. Некоторые приходы уже покинули эту юрисдикцию, другие ждали «юридического» оформления принятого решения, и «уйдут» в ближайшее время. Еп. Агафангел это уже сделал:
http://www.ipc.od.ua/. То же самое намерен сделать, насколько мне известно, еп. Даниил. Не ясна пока и позиция Архиеп. Гавриила. Появилась инициатива проведения V Всезарубежного собора и «восстановления РПЦЗ», которую поддерживают до 20% приходов в разных частях мира. Таким образом, «объедение» оказалось отнюдь не полным.
В-шестых, – вопрос важный не столько «принципиально», сколько лично для меня: что теперь делать (если кто не в курсе, с 1990 г. я – прихожанин храмов юрисдикции РПЦЗ)? С одной стороны, свершившееся объедение, без решения имеющихся насущных проблем, кажется мне, необоснованным и преждевременным; с другой – «бегать» по «гиперправославным» сектам, «анафематствующим» все и вся – я считаю абсурдным.
Знакомый российский священник РПЦЗ(Л), присутствовавший на подписании Акта, прислал сообщение такого содержания: «Вчера все было довольно искренно со стороны МП. Владыка Евтихий – теперь не только в РПЦЗ, но и епископ Домодедовский, викарий патриарха. У нас будет все по-прежнему. Нам нельзя разделяться». «По-прежнему» – означает, надо полагать, что на богослужении будут поминаться только Митр. Лавр и еп. Евтихий. В общем, налицо некоторое лукавство: юрисдикцию РПЦЗ мы не покидаем, но решения об объединении с МП до конца не признаем. Позиция аргументируется тем, что Акт об объединении предполагает 5-летний переходный период, во время которого возможно существование «литургических особенностей» в приходах РПЦЗ. Другие петербургские священники РПЦЗ, как я понимаю, намерены уйти в другие юрисдикции, либо же принять участие в «восстановлении РПЦЗ».
Мне-то что делать? – вразуми меня Господи!