«Россия» – государственный телеканал, наиболее чуткий к «колебаниям линии партии», более других привыкший пресмыкаться перед власть предержащими, с недавних пор начал активно пропагандировать политику серианства и распространять псевдоправославные совпатриотические мифы.
Госзаказ на такого рода «идеологические прививки», в русле культивируемой ныне концепции «единой исторической судьбы», в соответствие с которой большевизия является «закономерным этапом развития российской государственности», очевиден.
Новый уровень «промывки мозгов» тем более опасен, что, в отличие от красных «патриотских» листков, являющихся «идейной подпиткой» в «узких кругах ограниченных лиц», телевизор, как известно «правит нами, он учит нас жить». Велика и психологическая разница восприятия. К тому, что «бумага все стерпит» все более-менее привыкли, в отношении же «ящика» этот подход не работает. Велико и значение визуализации информации, обработки сознания тщательно подобранным видеорядом. В общем, вместо «допотопных мушкетонов» – газет, власти пустили в ход «тяжелую артиллерию» – телевидение.
На прошлой неделе была показана передача «Крест против свастики», на этой – «Сталин и Третий Рим». Откровенно говоря, если смотреть эти передачи внимательно, без идеологических «шор», то никакой критики концепции, которые навязывают зрителю, не выдерживают. Отсутствие логических связей, натяжки, совершенно бездоказательные, голословные утверждения – основное содержание передач. Но очевидно это лишь тому, кто «в теме», кто неплохо знаком с вопросом. Неискушенный же зритель «заглатывает» дезинформацию, как рыба крючок рыболова.
Не вдаваясь в подробности, приведу один пример. Основная идея фильма «Крест против свастики» заключается в том, что «фашистские оккупанты» были врагами Православия, а «руководство партии и правительства» – главными его защитниками. В качестве доказательства первого постулата зрителю напористо читают обрывки каких-то нацистских «идеологических шпаргалок» (по выражению Солоневича), хоть вскользь, «на заднем плане» и признают, что немцы открыли на оккупированных территориях сотни храмов, церковно-приходских и воскресных школ, содействовали работе православной миссии и пр. Доказательством второй идеи является то, что большевики
разрешили не закрывать значительную часть открытых немцами храмов, хоть и разогнали церковно-приходские и воскресные школы и запретили миссионерскую деятельность. «Теоретической базой» обоснования любви большевиков к Церкви стало обращение Сталина к советскому народу словами «братья и сестры». Чего-то более серьезного предложить зрителям не смогли. С точки зрения логики и элементарного здравого смысла это абсурд: «враги Православия» – окрыли храмы, а «друзья» – разрешили часть их не закрывать.
В передаче «Сталин и Третий Рим» масштабы мифологизации истории существенно выросли. Оказывается, не более, не менее, «Сталин начал возрождение Русской Церкви с целью осуществления амбициозной идеи – сделать Москву Третьим Римом». Тут снова в ход пошли лживые байки о молебнах Казанской Богородице, которые, якобы служили перед фронтом. Кстати, наткнулся на статью по этому поводу, автор которой хоть и пишет вполне в советской традиции, но все же добросовестно относится к фактической стороне вопроса:
http://anchoret.front.ru/myth.htm
Вообще, фильм производит крайне отталкивающее впечатление и фактически доходит до прямых богохульств. В стык к тексту за кадром, о том, что Алексий I (Симанский) был «избран» патриархом по прямому приказу Сталина, даны кадры советской кинохроники собора, на которых (если не ошибаюсь) м. Николай (Ярушевич) зачитывает Алексию определение собора: «изволися Духу Святаму возложить на вас святость патриаршего служения». Так кому «изволися»: Сталину или Духу Святому?
Апологетика сергианства продолжается на государственном уровне. Скоро «православно-патриотическая» деятельность Сталина превратится в массовом сознании в такую же аксиому, как «сотни тысяч убитых по приказу Ивана Грозного», «свободолюбивые идеи благородных декабристов», «влияние Распутина на государственные дела», «кровавая расправа над мирной демонстрацией 9 января 1905 года» и пр.